Конспект занятия по народным промыслам
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Адамова Елена Владимировна

конспект занятия по народным промыслам россии

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                

                                   «Путешествие в мир народных промыслов»

                              Воспитатель: Адамова Е. В.

                                                 Конспект нод в подготовительной группе

                        образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Цель: развитие творческих способностей через ознакомление с мотивами народного орнамента

                   Задачи:

1. Учить  различать и называть  знакомые народные промыслы России: «Дымка», «Хохлома», «Гжель» и их характерные особенности;  самостоятельно выбирать колорит росписи в зависимости от основного тона.

2. Развивать у детей умения создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.

3. Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству.



Оборудование и материалы:

Демонстрационный: Дымковские игрушки, хохлома-посуда; гжель-посуда (иллюстрации)

Раздаточный: краски, кисти, салфетки, непроливайки, палитры, трафареты. 

               Предварительная работа: 

 Знакомство с изделиями народных промыслов («Дымка», «Хохлома», «Гжель»). Рассматривание и рисование элементов росписей. Разучивание народных игр и стихотворений о народных промыслах. Беседы. 

               

                Методические приемы:

Рассказывание рассмотреть изделия народных промыслов, организовать беседу о них, используя стихи, вопросы, рассказ. Выделить разнообразные композиции по строению, колориту, составным элементам росписи.

                                          Ход:

         Ребята! Сегодня  мы с вами отправимся в сказку, в которой нас ждет много интересного, встреча с народными умельцами, и их сказочно-красивыми изделиями.

Входим в сенсорную комнату, которая  украшена изделиями народных промыслов, а так же работами декоративно-прикладного искусства и предлагаю детям присесть на ковер и послушать сказку:
   
Жила-была в одном селе девушка, и  прозвали ее – Марья Искусница. И такая она была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду разными узорами расписывать умела - залюбуешься.. Прослышал о  Марьи Искуснице Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес! А Марья Искусница превратилась в Жар-птицу и стала ронять свои разноцветные перышки, на память о себе. Куда попало красивое перышко, там и появились новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.

    И упало одно перышко (украшено узорами дымки) в село Дымково. 
Вы, ребята, знаете, что делали дымковские мастера? (Выслушать ответы детей)
   
У меня на мольберте находятся разные изделия. Кто мне подскажет, где здесь дымковские игрушки? (выходит ребенок)
- Какую краску использовали дымковские мастера для создания узоров?
- Кто мне подскажет, какие элементы узора использовались при росписи игрушек? (Кольца, круги , точки, прямые и волнистые линии, мазки).    

     К нам сегодня приехали, гости из села Дымково. Давай те пригласим их и попросим рассказать нам о дымковской росписи. Дети читают стихотворения о дымковской росписи.
    Ещё одно пёрышко (желтого цвета) упало в Нижегородскую область, в деревню с веселым название Хохлома
. 

-А что же это засело такое, и чем оно знаменито?
-  А какие элементы хохломской росписи вы знаете? (Разные ягоды: смородина , клубника, гроздья рябин. Травка , завитки ,листья , цветы).
 - Что отличает эти изделия от других? (Хохлома, сделана из дерева).
- Скажите, на каком фоне расписаны и украшены узоры? (На черном и желтом фонах).
- Молодцы.

           Ой, ребята посмотрите третье перышко (сине – голубого цвета). И куда оно попало, вы узнаете, отгадав загадку:

 Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда? 

Видно издали пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми. (Гжель)

- Ребята, а кто из вас знает, почему мастера использовали для росписи именно синие цвета?
Да действительно, сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

-  Что же мастера рисовали на посуде, что бы она получилась такой чудесной?
(Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек).
         Вот и еще одно  перышко  и прилетело оно ребята в наш детский сад и превратились в нём дети в народных мастеров из  сёл - Дымково, Хохломы и Гжели. Я предлагаю вам сейчас выбрать круг того цвета мастером какого промысла вы бы хотели стать.  И так мы с вами разделились на три группы мастеров. Далее приглашаю детей в изо студию.  Сейчас мы и вспомним, как рисуются элементы дымковской, хохломской росписи и гжели. Каждая группа показывает элементы росписи на мольберте.  (Помощь педагога при рисовании элементов).  

         Теперь вы можете выбрать изделие и расписать его самостоятельно. Дети выбирают себе подготовленный шаблон, и проходят к столам, где заранее приготовлен раздаточный материал, и начинают свою работу. Но прежде чем начать работу мы с вами потренируем наши глазки.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Мастера, вы можете приступать к работе.

Самостоятельная работа под спокойную музыку.
В процессе работы даю советы, пояснения, частичный показ, слежу за осанкой детей. В завершение детских работ, оформляется выставка. Какие красочные и яркие получились у вас изделия. Молодцы, мастера-умельцы! Жар птица вам передала  угощения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Народные промыслы Тамбовского края" по проектной деятельности "Волшебный мир искусства"

Конспект занятия "Народные промыслы Тамбовского края" по проектной деятельности "Волшебный мир искусства" для старшей группы...

Конспект занятия «Народные промыслы России»

Программное содержание:- Закрепить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве;- Закрепить умение детей использовать народные мотивы и технические приемы в продуктивно...

Конспект занятия "Народные промыслы"

Воспитывать любовь к народному искусству народным промыслам: создающему красоту на радость людям. Познакомить с росписью Гжель, Хохлома, её характерными особенностями, элементами росписи....

Конспект занятия «Народные промыслы, оренбургский пуховый платок» (2023г)

Знакомство с народными промыслами Оренбуржья....

Конспект занятия "Народные промыслы России " в подготовительной группе

ЗадачиОбразовательные:Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, хохлома, городецкая роспись, дымковская игрушка), с их характерными особенностями.Побуждать к стремлению состав...

Конспект занятия" Народные промыслы Курского края : Кожлянская игрушка"

Конспект занятия" Народные промыслы Курского края : Кожлянская игрушка" в подготовительной группе...

Конспект занятия "Народные промыслы России"

Занятие по народному декоративно-прикладному искусству для детей старшего дошкольного возраста....