Проект Волшебница вода
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Нефедьева Анна Юрьевна

Паспорт проекта Волшебница вода (подготовительная группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_volshebnitsa_voda.docx101.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «детский сад общеразвивающего вида №6» г.Слюдянки

Исследовательско  творческий проект «Волшебница  вода»

в подготовительной группе

Выполнил воспитатель

Нефедьева А.Ю.

Слюдянка 2020 год

«Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных геологических процессов. Нет земного вещества – минерала, горной породы, живого тела, которое ее бы не заключало. Все земное вещество ею проникнуто и охвачено». Вернадский

Паспорт проекта

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность: краткосрочный (одна неделя)  Участники проекта: дети, воспитатель, родители.

Методы и приемы исследования: наблюдение, беседа, эксперимент, анализ и обобщение результатов.

Актуальность темы: Вода — первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только начинают хоть что-то понимать, принимаются за игры с водой.

Очень важно научить людей, и особенно детей, наше будущее поколение – бережному отношению к воде. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница.

Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.

Цель проекта: Обогащение у детей подготовительной группы представлений о значении воды и ее свойствах, состояниях. Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле.

Задачи проекта:

- Продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой.

- Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки живой и неживой природы, явлений природы, определять основные свойства и состояния воды.

- Развивать познавательные способности, творческое воображение, коммуникативные навыки.

- Создать условия для развития навыков проведения лабораторных опытов, исследовательской деятельности.

- Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу.

Предполагаемый результат:

Расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде и ее формах: снег, лед

Развить познавательные умения через экспериментальную деятельность

Развитие связной речи, умения выстраивать сложные предложения, делать выводы.

Воспитание экологической культуры.

Бережное отношение к водным ресурсам.

Этапы проекта:

1  Организационно-подготовительный:

• подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта;

• пополнить развивающую среду;

• подбор художественной литературы по теме;

• подбор энциклопедий, карт;

• разработка плана реализации проекта;

• составление картотек загадок, стихов, поговорок;

• составление картотеки опытов с водой;

• подготовка оборудования для опытов с водой.

2 Практический:

НОД;

Опытно-экспериментальная деятельность;

Наблюдения на прогулках;

Беседы;

Чтение художественной литературы;

Художественное творчество;

Дидактические игры;

Игры эксперименты;

Наблюдения на прогулках.

3 Заключительный

Итоговое занятие по теме «Чудеса воды» ( см. приложение № 1)

Создание картотеки «Опыты и эксперименты с водой»;

Подведение итогов проделанной работы.

План реализации проекта в подготовительной группе ДОУ «Волшебница вода»

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утренняя беседа, постановка проблемы "Возможна ли жизнь без воды?"

ООД "Вода в жизни человека"

Опытно-экспериментальная деятельность "Где содержится вода?"

Художественное творчество: лепка "Обитатели моря"

Чтение художественной литературы: Чтение рассказа «Как люди речку обидели»

ООД "Жизнь под водой"

Опытно-экспериментальная деятельность: "Свойства воды" (текучесть, прозрачность, вода-растворитель)

Изготовление макета "Аквариум"

Подвижная игра "Ерши и щука"

Презентация "Водоемы нашей планеты"

Опытно-экспериментальная деятельность: "Перенесем воду" (использование пипетки, соломинки, шприца)

Опытно-экспериментальная деятельность: "Образование облака"

Чтение художественной литературы: сказка народов Сибири "Живая вода"

ООД "Разная вода" (три состояния воды, ее свойства)

Опытно-экспериментальная деятельность: "Свойства льда"

Дидактическая игра "Хорошо-плохо"

ООД "Путешествие капельки" (Круговорот воды в природе)

Опытно-экспериментальная деятельность "Испарение воды. Откуда берется туман"

Подвижная игра: "Ручеек"

Опыты к проекту 

1. «Вода не имеет формы»

Предложить детям рассмотреть кусочек льда. Какой формы этот кусочек? (квадратной) Давайте опустим его в стакан, в маску, положим на стол. Что произошло со льдом.

Вывод: Лед не изменил формы, пока не растаял.

Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан. Что мы видим? (Вода принимает форму того предмета, в котором находится.)

Вывод: Лед – это твердая вода и имеет форму, а жидкая вода формы не имеет.

2. «Лед легче воды»

Предложить детям опустить лед в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не прольется.

Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, т.е. она тяжелее.

3. «Превращение в воду»

Принести с улицы ведро со снегом. Вспомнить с детьми как снег меняется в тепле и на холоде. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает – его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет.

Вывод: Снег, лед, сосульки тают от тепла и превращаются в воду

4.  Пар - это тоже вода.

Открыть термос с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром зеркальце, на котором образуются капельки воды

Вывод: пар - тоже вода.

Испарение влаги с листьев растений(наблюдение)

Цель: Проверить, куда исчезает вода.

Оборудование: Растение, целлофановый пакетик, нить.

Ход. Дети рассматривают растение, уточняют, как движется вода из почвы к листочкам (от коней к стеблям, затем к листьям); куда она потом исчезает, почему растение надо поливать (вода с листьев испаряется). Предположение проверяют, надев на листочек целлофановый пакетик и закрепив его. Растение ставят в теплое светлое место. Замечают, что внутри пакетик запотел. Спустя несколько часов, сняв пакетик, обнаруживают в нем воду. Выясняют, откуда она появилась (испарилась с листочка), почему не видно воды на остальных листочках (вода испарилась в окружающий воздух).

«Делаем облако» (опыт)

Цель: показать образование облака.

Оборудование: банка, крышка металлическая или противень, лед.

Ход. Наливаем в банку горячей воды 3см. на противень кладем кубики льда и ставим на банку, воздух внутри банки поднимается вверх, охлаждается. Водяной пар концентрируется, образуя облако.  Этот опыт моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Лед легче воды (опыт)

Цель: Выяснить с детьми, что лед легче воды и не тонет в ней, а начинает таять.

Ход. Пусть дети выскажут свои предположения: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, может быть, сразу растворится? Выслушайте детей, а затем проведите опыт. Лед плавает в воде. Скажите детям, что он легче воды, поэтому и не тонет. Оставьте лед в стаканчиках и посмотрите, что с ним затем с ним произойдет.

Список используемой литературы:

1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа воспитания экологической культуры детей. – М.: Новая школа, 1999г.

2. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. саду. - М. 2011 г.- Волгоград, Учитель, 2010 г.

3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 4-5 лет. –Волгоград, Учитель, 2006 г.

4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа– М.: Карапуз-Дидактика, 2006. – М.: Владос, 2001г.

5. Глазырина Л.Д. Физическая культура в старшей группе детского сада. – М.: Владос, 2005.

Приложение к проекту.

Игра малой подвижности “Ручеек” 

Задачи:

Знакомить детей с традиционными народными детскими играми; содействовать развитию внимания, инициативы, смелости, дисциплины; воспитывать умение действовать в коллективе.

Дети встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их, образуя воротца. Один ребенок – ведущий проходит в воротца и выбирает любого играющего из пары, ведет его за собой до конца коридорчика. Ребенок, оставшийся без пары становится ведущим.

Подвижная игра “Ерши и щука” 

Задачи:

Учить доброжелательно распределять роли, выполнять правила игры. Воспитывать честность, выдержку, требовательность к себе, развивать двигательную активность, быстроту, ловкость, выносливость.

Один ребенок выбирается щукой, остальные делятся на “камешки” и “карасей”, которые плавают внутри круга. По сигналу “щука” - она вбегает в круг, стараясь поймать карасей. А “караси” спешат спрятаться за “камешки”. Пойманные “щукой” “караси” уходят за круг. Игра повторяется с другой “щукой”.

Чтение рассказа

«Как люди речку обидели» Программные задачи:

1. Учить детей внимательно слушать литературное произведение. 2. Прививать бережное отношение к окружающей природе.

3. Формировать способность к опытно-экспериментальной деятельности по проверке очистки воды.

4. Развивать речь, учить грамматически верно составлять предложения. Предварительная работа: наблюдение на прогулках за природными явлениями, беседа на тему: «Как мы любим отдыхать семьей», проведение подвижных игр «Живая вода», «Караси и щука».

Материалы и оборудование: ткань голубого цвета, ленточки – голубые, фильтр, плакат «Человек и вода».

Ход занятия.

В-ль: Дорогие мои детишки Положите в сторонку книжки Подождет вас немного игра, Заниматься пришла пора.

В-ль: Дети, вы когда-нибудь отдыхали на речке? Что делали? В-ль: А вы ездили с родителями отдыхать на другие водоемы?

В-ль: А что вам нравится больше всего, когда отдыхаете на речке, загораете, купаетесь?

В-ль: Да, ребята, отдыхать на речке, на озере, на пруде любят все. Но не все знают, как надо правильно себя вести. Как сделать так, чтобы Речка не обиделась, чтобы она оставалась чистой любила детей.

В-ль: Сейчас я прочитаю вам рассказ про речку, которую обидели очень люди. Как люди речку обидели

Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. "Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада", - говорила Речка.

Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и начала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и их пришлось выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и раздавил ее, потому не любил лягушек. И еще он наступил на большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные паке ты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Когда гости ушли, голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.

В-ль: Какой была Речка до прихода Костиной семьи? Опишите ее.

В-ль: Почему она посерела и погрустнела после того, как папа, мама и Костя отдохнули на ее берегу?

В-ль: Как папа, мама и Костя обидели Речку и ее жителей? В-ль: Почему так нельзя поступать?

В-ль: Что бы ты сделал на месте Кости?

В-ль: Ребята, но и папа, и мама, и Костя могли обидеть речку не потому, что хотели этого. В-ль: Скорее всего, как и многие люди, они просто не знали правил поведения на отдыхе и не задумывались над тем, что к реке надо бережно относиться.

В-ль: Например, мама была аккуратной дома, но считала, что на берегу реки мусор выбрасывать можно.

В-ль: Дети, если все люди будут знать, что речку нельзя обижать и почему именно, то речки на земле останутся голубыми.

В-ль: Дети, вы хотите знать, где рождается речка?

В-ль: Давайте пройдем к моему столу. (в-ль кладет на стол самую длинную и широкую полоску голубой ткани).

В-ль: На Земле много разных рек, больших и маленьких, все они откуда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сделать свою большую реку?

В-ль: Самая широкая и длинная полоска ткани превратится в главную реку, а остальные – в ручейки. Расположите голубые ленточки так, чтобы ручейки впадали большую реку. Вот так много воды и надо ее беречь. А сейчас давайте и мы с вам будем маленькими ручейками и поиграем в игру «РУЧЕЕК»

В-ль: А сейчас давайте еще раз вспомним, какая речка была до прихода гостей и после их ухода.

В-ль: Дети, подберите цвета, при помощи которых можно отразить изменения, происшедшие с рекой. раскрасьте речку на обеих половинках листа, при этом на левой его части отразит при помощи цвета "настроение" реки до прихода гостей, а на правой -после их ухода.

В-ль: Послушайте и отгадайте загадку: Она и в озере, она и в лужице,

Она снежинкою над нами кружится, Она и в чайнике у нас кипит,

Она и в реченьке бежит, журчит. (вода)

В-ль: Ребята, хотите снова поэкспериментировать с водой? (да).

В-ль: Дети, у меня в стаканчике речная вода. В первом - из чистой реки, до того, как она "встретилась" с людьми, а во втором - из грязной.

В-ль: Сравните воду в стаканчиках и скажите, чем она отличается? (в одном стаканчике она чистая, в другом – грязная)

В-ль: В какой воде могут жить рыбы, раки, другие водные животные и растения, а в какой - нет? (в чистой)

В-ль: Давайте сейчас очистим грязную воду с помощью фильтра, чтобы она опять стала чистой, и речка выздоровела. Через фильтр ребенок сливает грязную воду в пустой стаканчик.

В-ль: Сравните ее с водой "из чистой реки". (одинаковая). Давайте очищенную воду "вернем" реке – сольем в баночку.

Вывод: Благодаря усилиям фильтра – речка выздоровела.

В-ль: Дети, есть такие большие, специальные фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реки с заводов. Вы все смотрели мультфильм «Про Крокодила Гену». Он там закрывал отверстие в трубе, из которого текла грязная заводская вода и умирали рыбки. А если это отверстие закрыть фильтром, который очистит грязную воду, река не будет загрязняться.

Беседа  обобщение. Посмотрите, что у меня в руках? Это глобус (модель Земли) Какие цвета есть на глобусе? Какого цвета больше?

Вода, как мы только выяснили, не имеет цвета, а голубым её обозначают потому, что в воде отражается голубое небо, поэтому она и кажется голубой. Трудно найти на Земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду. И не только в океанах и морях, в реках и озёрах. Вода содержится и в земле. Возьмите любой камень с дороги – и в нём, в его мельчайших трещинах, есть вода.

Много воды и в живых организмах – в каждом растении, в каждом животном, в человеке. Человек на 2 /3 состоит из воды (по пояс). Вода помогает нам переваривать пищу, даёт клеткам питание, очищает организм, унося вредные вещества. В воздухе также находится вода.

Вода используется человеком в повседневной жизни для полива. Много воды требуется для промышленных производств. Ребята, как вы думаете, где живут капли воды в нашей группе?

Давайте совершим путешествие по группе, и каплями будем отмечать места, где расходуется вода.

ООД "Вода в жизни человека"

Программное содержание:

  1. Сформировать у детей знание о значении воды в жизни человека: вода – источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека.
  2. Познакомить детей со свойствами воды: прозрачность, вода – растворитель.
  3. Развивать навыки лабораторных опытов, соблюдать необходимые меры безопасности.
  4. Упражнять детей в образовании  родственных слов.
  5. Развитие связной речи: пользоваться сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, формирование навыков составления короткого рассказа по картинке.
  6. Использовать элементы моделирования, развивать мелкую моторику, пространственную ориентировку на листе бумаги.
  7. Прививать бережное отношение  к природе.

Ход занятия:

  1. Загадка:

Я и туча, и туман, и ручей, и океан

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу (вода)

- Ребята, вы хотите узнать, какое значение в нашей жизни имеет вода? (Внести глобус)

- Кто знает, что это такое и что он обозначает?

- Каким цветом на глобусе обозначены реки, моря, океаны, озера?

-Посмотрите, сколько много воды в природе. Где встречается вода в природе? А на вкус она одинаковая? (в реке – пресная, в море – соленая)

-Если в ода в реке, она называется – речная.

Вода в море - …

Вода в болоте -…

Вода в роднике -…

  1. Игра «Кому нужна вода»

(дети выбирают по карточке и рассказывают, кому и для чего нужна вода)

  1. Физминутка «Ручейки и озеро»

На слово «ручейки» дети расходятся по группе, «озеро» -дети образуют круг.

  1. Какая, ребята, бывает еще вода?

-почему в реках и озерах бывает вода грязная?

- заводы, фабрики свои отходы сливают в реки, от этого гибнут рыбы, животные, растения.

-Знаете, ребята, воду можно очистить .Хотите узнать, как это можно сделать? Мы сейчас с вами проведем опыты с водой. (на столе: сахар, соль, мука, крахмал, песок, земля)

  • Вода – бесцветная, безвкусная (попробовали)
  • Дети засыпают в баночку с водой любое вещество, размешивают, делают выводы, где растворилось, какого цвета стала вода.
  • Очищаем воду, смотрим, где она очистилась. Вода стала фильтрованная, в наших домах она тоже фильтрованная.
  1. Подходим к речке (макет речки)

- Почему так мало рыбы, и она вся маленькая? (реку засорили)

-Как можно помочь реке? (дети убирают мусор в пакеты)

-Какой сейчас стала река? Можно в такую реку запускать рыбу?

-давайте сделаем рыбок и запустим их в реку. (подходим к «речке» и запускаем рыбок)

-Что можно сказать рыбкам? (ответы детей)

  1. Игра «какая бывает вода? (по схеме)
  2. Итог. Возможна ли жизнь без воды?

Конспект ООД по познавательному развитию (экология) в старшей логопедической группе «Путешествие капельки»

Программное  содержание:

-  Дать  первые  элементарные  знания  о  круговороте  воды  в  природе.

-  Рассказать  о  значении  воды  в  нашей  жизни,  показать,  где,  в  каком  виде  существует  вода,  рассказать  о  разнообразии  состояний  воды.

-  Развивать  познавательный  интерес  к  миру  природы.

-  Следить  за  плавностью  речи.

-  Воспитывать  эмоционально-положительное,  бережное,  заботливое  отношение  к  окружающему  миру.

Словарная  работа:  прозрачная,  безвкусная,  круговорот.

Демонстрационный  материал:  полоска  голубой  ткани(2мх50см),  2  стакана  (1- с  водой,1 – с  молоком),  2  ложки,  2  тазика (1- с  теплой  водо1,1 – с  холодной  водой).

Раздаточный материал:  ленты  голубого  цвета,  полумаски  (капельки,  тучки,  солнышка).

Предварительная  работа  воспитателя:

Изучила  методику  проведения  опытов  А.И.Иванова  «Методика  проведения  опытов  в  детском  саду»;  изучила  игру  «Путешествие  капельки»;сделала  полумаски  к  этой  игре;  составила  конспект  занятия,  написала  консультацию  для  родителей  «Кама – наше  богатство».

Предварительная  работа  с  детьми:

Наблюдение,  как  льется  вода  из  крана,  поделки  полумасок  для  игры  «Путешествие  капельки»,  беседа  на  тему  «Что  такое  вода?»,  опыт  «Пар – тоже  вода».

Индивидуальная  работа:  поощрять  детей  за  ответы.

Структура  и  методические  приемы:

1.  Вводная  часть:

- чтение  стихотворения  «Вы  слыхали  о  воде»  Н.А.  Рыжовой.

2.  Основная  часть:

- беседа  о  значении  воды,

- показ  на  полосках  как  образуется  река,

- опыт  с  водой  и  молоком,

- проба  воды  на  вкус.

- убеждение  детей,  что  вода  бывает  теплой  и  холодной.

3.  Заключение  часть:

-  игра  «Путешествие  капельки»,

-  общение  воспитателя

-  анализ  занятия.

Организация  детей:

Дети  сидят  на  стульчиках  полукругом,  речку  с  ручейками  делают слева;  на  маленьком  столе  стакан  с  водой  и  молоком,  накрыты  салфеткой;  дети  подходят  к  столу  и  пробуют  на  вкус  воду;  теплая,  холодная  вода  налита  в  тазики,  стоят  на  другом  столе,  игра  проводится  в  другой  части  группы.

Ход  НОД

-  Дети,  послушайте  стихотворение.

Вы  слыхали  о  воде?

Говорят,  она  везде!

В  луже,  в  море,  в  океане

И  в  водопроводном  кране.

Как  сосулька  замерзает,

В  лес  туманом  заползает,

На  плите  у  вас  кипит,

Паром  чайника  шипит.

Без  нее  вам  не  умыться!

Смею  вам  я  доложить:

Без  воды  вам  не  прожить!          (Н.А.Рыжова0

-  Сегодня,  дети,  мы  будем  говорить  о  воде.  Где  и  какую.  Дети,  вы  видели  сегодня  воду?

Ответы  детей  (в  помещении,  на  улице)

- Для  чего  нужна  вода,  как  мы  ее  используем?

Ответы  детей  (пьем,  моем  руки,  купаемся,  стираем,  моем  пол,  поливаем  цветы  и  т.д.)

-  Дети,  подумайте,  от  куда  берется  вода  в  кране?  Мы  каждый  день  пользуемся  этой  водой,  а  она  все  течет  и  течет,  не  кончается.  В  кране – вода  реки.  Те  капельки,  которыми  мы  моем  руки,  проделали  большой  путь.  Сначала  они  плавали  в  реке,  потом  человек  направил  их  в  трубы.  К  воде  надо  относиться  бережно,  не  оставлять  без  надобности  открытые  краны.

-  А  как  же  рождается  река?  Хотите  узнать?  Подойдите  ко  мне  (кладу  широкую  и  длинную  полоску ткани).  На  земле  много  рек  больших  и  маленьких,  все  они  куда-то  бегут.  Большая  река  образуется  из  множества  маленьких  ручейков.  Хотите  сделать  свою  большую  речку?  Самая  широкая  и  длинная  полоска  ткани  превратится  в  главную  речку,  стальные  в  ручейки.  Расположите  голубые  ленточки  так,  чтобы  «ручейки»  впадали  в  большую  реку  (дети  кладут  ленты). Послушайте  как  весело  потекли  ваши  ручейки  (аудиозапись  ручейка)

-  Как  назовем  мы  свою  реку;

Ответы  детей  (Кама)

-  Вот  как  много  воды,  но  надо  беречь  ее,  даже  краны  не  оставлять  открытыми.

-  А  теперь  подойдите  к  этому  столику.  Вы  видите  2  стакана:  1 – с  водой,  другой  с  молоком.  В  оба  стакана  положите  ложечки.  В  каком  стакане  ложка  видна,  в  каком  нет?

Ответы  детей.

- Почему?

Вывод:  вода  прозрачная,  а  молоко – нет.

- Попробуйте  воду.  Есть  ли  у  нее  вкус?

Ответы  детей(нет,  она  безвкусная).

-  Таким  образом,  у  воды  нет  вкуса.

-  Вода  может  быть  теплой,  холодной  и  горячей.  Опустите  свой  пальчик  в  теплую  воду  и  в  холодную.  Некоторые  рыбы,  звери,  растения  могут  жить  только  в  теплой  воде,  другие  только  в  холодной..  Если  бы  вы  были  рыбками,  какую  воду  вы  выбрали?  (холодную)

-  А в горячем  «доме»  сможет  ли  кто  жить?

Ответы  детей.

-  Хотите  ли  вы  быть  водичкой –капельками? (одевают  полумаски)

-  Я  мама  ваша  Тучка,  а  вы – мои  детки-капельки.  Мы  с  вами  на  небе.  Хочется  ли  вам  побывать  на  земле?

Ответы  детей.

Полетели  капельки  на  землю  (дети  разбегаются,  прыгают,  танцуют).  Скучно  капелькам  по  одиночке  прыгать.  Собрались  они  вместе  и  потекли  маленькими ручейками  (  капельки  составляют  ручейки,  взявшись  за  руки  парами).  Встретились  ручейки  и  стали  большой  речкой  (капельки  соединяются  в  одну  цепочку).  Плывут  капельки  в  большой  речке,  путешествуют.  Текла – текла  речка  и  попала  в  большой,  пребольшой  океан  (  дети  перестраиваются  в  хоровод  и  двигаются  по  круга).  Плавали-плавали  капельки  в  океане,  а  потом  и  вспомнили,  что  мама-  Тучка  наказывала  домой  вернуться.  А  тут  как  раз  солнышко  пригрело  (появляется  солнышко,  танцует).  Стали  капельки  легкими  паринками  и  потянулись  вверх  (присевшие  капельки  поднимаются,  затем  вытягивают  руки  вверх,  полетели  к  маме-Тучке).  Испарились  они  под  лучами  солнца,  превратились  в  паринки  и  вернулись  к  маме-Тучке.

-  Молодцы,  капельки,  хорошо  ли  себя  вели  на  земле?

Ответы  детей  (я  полила  цветы,  я  освежил  воздух…)

-  Где  же  вы  побывали? (на  земле,  в  ручейке,  в  океане…)

А  когда  солнце  выглянуло  и  стало  вас  греть,  вы  превратились  в  паринки  и  прилетели  снова  к  маме-Тучке.  Такое  явление  в  природе  называется – круговорот  воды.

Скажем  все  вместе – круговорот  воды.

-  Почему  же  воду  называют  волшебницей? (она  бывает  теплой,  холодной,  горячей,  прозрачной,  может  превращаться  в  паринку).

-Вы  любите  воду?

Давайте  же  мыться,  плескаться

Купаться,  нырять,  кувыркаться

В  ушате,  в  корыте,  в  лохане,

В  реке,  в  ручейке,  в  океане,-

И  в  ванне,  и  в  бане,

Всегда  и  везде-

Вечная  слава  воде!

-  Молодцы,  дети.      

                   

ООД "Разная вода" (три состояния воды, ее свойства)

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды;
  2. Познакомить с тремя состояниями воды (газообразным, жидким и твердым);
  3. Познакомить с различными природными явлениями (дождь, роса, иней и другими), используя художественное слово;
  4. Прививать навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту.

Дети заходят, здороваются, садятся.

О чем мы с вами сегодня будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку.

Меня пьют,

Меня льют

Воспитатель: О чем,

Всем я нужна,

Кто я такая?

Дети: Вода.

Воспитатель: Правильно, вода.

Звучит музыка. Входит инопланитянин.

Инопланитянин: Куда это я попал? Что это за планета?

Дети: Это планета ─ Земля.

Инопланитянин: Мой корабль потерпел крушение, он так быстро падал, что я не успел рассмотреть вашу планету. Я только успел заметить, что она похожа на голубой шар. Почему?

Дети: Потому что большая часть нашей планеты занята водой.

Инопланитянин: А что такое вода? Какая она?

Воспитатель: У нас сегодня как раз разговор пойдет о воде. Оставайся и узнаешь много интересного. Вода ─ это полезные ископаемые и поэтому как любое полезное ископаемое оно обладает свойствами. Установить их нам помогут опыты.

Опыт 1

Прозрачность воды

Материалы и оборудование: стакан с водой, стакан с молоком, две ложки.

Воспитатель: В оба стакана кладем ложки. В каком из стаканов они видны, а в каком ─ нет?

В стакане с водой мы видим ложку, а в стакане с молоком ─ нет.

Вывод: Вода прозрачная, а молоко нет.

Опыт 2

Вкус воды

Материалы и оборудование: лимон, конфета, лук, соленый огурец, соломинка, стакан с водой.

Воспитатель: Каков вкус соленого огурца? Он соленый.

Конфета ─ сладкая. Лимон ─ кислый. Лук ─ горький.

А теперь попробуем воду на вкус.

Можно ли ее назвать соленой, сладкой, кислой, горькой?

Дети: Нет.

Воспитатель: Какая же вода на вкус? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде.

Можно сделать вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.

Опыт 3

Цвет воды

Материалы и оборудование: полоски цветной бумаги, чтобы сравнить цвет воды с цветом бумажных полосок.

Можно ли воду назвать серой, синей, белой, зеленой, красной?

Как видим, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Какого же все-таки цвета вода?

Вывод: Вода не имеет цвета, она бесцветная.

Опыт 4

Запах воды

Материалы и оборудование: баночки (с бензином, одеколоном, водой).

Дети по запаху называют содержимое баночек. У каждого запаха свой аромат (бензина, одеколона). Сравнить с водой.

Воспитатель: А чем пахнет вода? Понюхайте ее.

Вывод: Вода ничем не пахнет. Она без запаха.

Опыт 5

Текучесть воды

Материалы и оборудование: стакан с водой, стакан пустой.

Воспитатель: Возьмите стакан с водой. Перелейте воду в пустой стакан. Вода течет из стакана в стакан. Какое свойство воды проявляется в этом случае? Подумайте.

Вывод: Вода текуча, т. к. она жидкая. Поэтому ее называют жидкостью.

Опыт 6

Форма воды

Материалы и оборудование: стакан, чашка, блюдце, кубик сахара, стакан с водой.

Воспитатель: рассмотрим кубик сахара ( он твердый, Формы ─ куб). Изменит ли он свою форму если мы опустим его в стакан, в чашку, положим на блюдце, на стол?

А теперь нальем воду в эту же посуду: обратите внимание в стакане вода имеет форму стакана, в блюдце – форму блюдца, в чашке – форму чашки.

Вывод: Вода не имеет своей формы, а приобретает форму того сосуда, в который она налита.

Опыт 7

Пар тоже вода

Материалы и оборудование: термос, стекло.

Открыть термос, чтобы дети увидели пар.

Воспитатель: Эта испарилась вода, т. е. превратилась в пар. Пар – это прозрачный, бесцветный газ. Поместим над паром стекло. На нем выступят капельки воды. Откуда же они появились? Пар стал подниматься кверху, встретил на своем пути холодный предмет и снова превратился в воду.

Вывод: Пар тоже вода.

Воспитатель: Вода как бы совершила круг: из жидкой превратилась в пар, из пара в жидкость. Таким образом вода совершила круговорот. Круговорот воды происходит и в природе. Вода испаряется с поверхности водоемов и в виде пара поднимается кверху. Вверху над землей холодно. Там пар охлаждается и образует множество водяных капелек и льдинок. Из этих капелек образуются облака, тучи. Из облаков вода возвращается виде дождя и снега.

Опыт 8

Лед − твердая вода.

Материалы и оборудование: три стакана с водой, соль, сахарный песок, две ложки.

Воспитатель: Возьмем ложку речного песку, положим в стакан с водой, растворился он?

В другой стакан кладем ложку сахарного песку, а в третий – ложку соли. Все хорошо размешиваем. Что произошло? В каком из стаканов песок растворился? В стакане с сахарным песком вода стала сладкая, с солью соленая, а с речным песком – мутная.

Вода растворила сахарный песок и соль.

Вывод: Вода имеет свойство растворять некоторые вещества. Это доказывает, что вода растворитель.

Опыт 10

Очистка воды.

Материалы и оборудование: стакан с мутной водой, пустая емкость, воронка, фильтр из промокательной бумаги.

Воспитатель: Мутно загрязненную воду можно очистить. Для этого ее нужно пропустить через фильтр. Из бумаги делаем фильтр, вставляем в воронку, − воронку в пустую емкость. Пропускаем загрязненную воду. Наблюдаем за водой, которая будет вытекать из воронки. Она прозрачная. Так можно очистить воду. Такая очистка получила название фильтрование.

Вывод: воду можно очистить, профильтровав ее.

Воспитатель: Сделаем вывод, о каких же свойствах воды мы узнали сегодня.

Дети: вода не имеет вкуса, цвета и запаха. Она прозрачна, текуча, не имеет формы.

Воспитатель: Вода – растворитель, но не все вещества растворяются в ней. Очистить воду от их можно с помощью фильтра. Вода в природе совершает круговорот. Вода находится в природе в трех состояниях: в жидком, твердом и газообразном.

Все на свете вещества состоят из мельчайших частиц. Они находятся в движении, но в твердом веществе частицы расположены очень плотно, в жидкостях им немного просторнее, а вот в газах расстояние между частицами еще больше.

Поиграем в игру «Отгадай вещество».

Воспитатель показывает перфокарту, если вещество твердое – дети стоят плотно друг к другу, если жидкое, то они как бы перетекают из одного места в другое, если газообразное, то дети разлетаются (вместо физкультминутки).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы правильно представили все вещества.

А сейчас мы узнаем, всегда ли вода в природе бывает одинаковой. Послушайте загадку.

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадает

И никуда я не иду

Покуда он идет. (Дождь).

Что такое дождь? Это капельки воды, которые падают с неба из облаков и туч.

А кто отгадает эту загадку?

Без крыльев летает, без ног бежит

Без паруса плывет? (Облака).

Облака состоят из капелек воды.

А о чем же говорится в этой загадке?

Вечером родится, ночь проживет,

А утром умирает. (Роса).

Воспитатель: Откуда же берется роса? Ночью холоднее, чем днем, поэтому пар, который находится в воздухе, превращается в капельки и они оседают в виде росы.

А сейчас мы поговорим о зиме.

Он зимы большой дружок

Искристый, беленький… снежок.

А если снежинка упадет на ладошку, что с ней произойдет?

Дети: Она растает.

Воспитатель: Правильно, она растает. Значит и снег – вода.

Следующая загадка:

Растет она вниз головою

Не летом растет, а зимою.

Лишь солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет.

Значит весной она растает, превратиться в веселую капель.

А из чего состоят сосульки вы узнаете отгадав загадку:

Он в огне не горит, а в воде не тонет? (Лед).


В морозную погоду вода замерзает, образуется лед, а весной, когда тепло, он тает. Ребята, послушайте еще одну загадку.

И не снег и не лед,

А серебром деревья уберет? (Иней).


А что такое иней? Это капельки замерзшего водяного пара. Он состоит из кристалликов льда. Деревья покрытые инеем выглядят очень красиво, необычно. Они как бы пришли из волшебного царства.

Вывод: Вода в природе бывает очень разной.

Подведем итог:

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то влед,

Растает и снова в поход!

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется.

Вокруг оглянитесь

В природу вглядитесь:

Все дети: Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница ─ наша вода!

Воспитатель: Нужно научиться уважать ее, не загрязнять, беречь, т. к. на земле очень мало чистой воды. А еще, мы тебя хотим познакомить с водоохранными знаками ( приложение).

Инопланитянин: Спасибо, Теперь я узнал о воде так много. Ой, я слышу сигналыиз космоса. Это мои собратья прилетели за мной, мне пора! До свидания! Я обязательно расскажу им о вашей планете

Конспект ООД в подготовительной группе "Что за чудесница-водица-волшебница".

Программное содержание: 1. Создать целостное представление о воде, как о природном явлении. Уточнить представления детей о значимости воды в жизни человека, в природе. 2. Познакомить детей с основными свойствами воды (текуча, без запаха, без цвета, без вкуса, прозрачна, растворитель) и с процессом очистки воды через бумажный фильтр.

3. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе, к воде. Интеграция: Познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально – коммуникативное развитие.

Оборудование: Картинки с изображением воды в природе, картинки-схемы свойств воды, прозрачные стаканы, вода, молоко, чеснок, сахар, бумажные салфетки, глобус, воронка.

Ход занятия: Орг.момент:

Солнце на небе проснулось.

Нам, ребятам улыбнулось.

Руки к небу поднимаем.

Лучик солнышка возьмем и к сердечку поднесем.

В.: А сейчас ребята, пройдём и присядем за столы (девочки, затем мальчики).

В.: Ребята, вы слышите, кто-то стучится? (иду, открываю дверь, вношу Капельку)

В.: Ребята, смотрите, что за гость к нам пришёл! Капелька. Давайте с ней поздороваемся и посадим её на самое почётное место.

В.: А сейчас внимательно послушайте и определите, что это за звуки. (звучит запись «Звуки воды»)

В.: Действительно, это звуки воды. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Царство воды, но не одни, Капелька отправится с нами в это путешествие. Эта Капелька путешествует по всему свету, много чего видела интересного, много знает о воде. Своими знаниями она хотела бы поделиться с вами. Согласны? Тогда в добрый путь.

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране…

В.: Так ли это? Как вы думаете? А откуда взялась Капелька, где она может быть? Давайте рассмотрим картинки, на которых изображены места, где путешествовала наша Капелька, называем их.

Д.: Ручей, река, море, озеро, океан.

В.: Значит, Капелька-это маленькая частичка чего? Д.: Воды.

В.: А кому же нужна вода? (дети отвечают, ответы сопровождаются показом картин). Растениям, животным, птицам, рыбам, человеку

В.: А может ли человек прожить без воды? А для чего нам нужна вода?

Д.: Чтобы пить, мыться, убираться, стирать, готовить еду, поливать растения.

В.: Конечно же, ни одно дело не сделаешь без воды, она необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей планете Земля.

В.: А сейчас ребята, пройдём и присядем за столы (девочки, затем мальчики).

Капелька хотела бы рассказать и даже показать волшебные свойства воды, для этого нам необходимо провести некоторые исследования. Вы готовы. Тогда начинаем. Во время

проведения опытов, нужно соблюдать некоторые правила безопасности: не шуметь, не вертеться, не разговаривать, быть очень аккуратными при работе с предметами. Договорились?

Опыт 1.        Текуча (демонстрирует воспитатель)

У меня на столе 2 стакана: 1- с водой, 2- пустой. Смотрите внимательно, что я делаю? (переливаю воду). Что делает вода? (течёт). (На доску вывешивается символ).

(Во время выяснения какого-либо свойства, на доске появляются значки, помогающие детям запомнить свойство, при повторении назвать его).

- Когда человек использует это свойство? (Когда наливает воду в чайник, чашку, наполняет ванну…)

Опыт 2.        Прозрачна (коллективная работа)

У вас на столах стоят 2 стакана с жидкостью. В одном стакане - вода, в другом – молоко. Возьмите 1 ложку и опустите её в стакан с молоком, а другую ложку в стакан с водой.

- В стакане с молоком ложка видна? Нет - А в стакане с водой? Да видна

- А почему её видно? Потому что вода прозрачна.        (Символ)

- Когда человек использует это свойство? (Рассматривание камешек на дне, рыбок в аквариуме)

Опыт 3. Без запаха        (коллективная работа)

Ребята, многие продукты можно узнать по запаху. А вы сможете узнать?

Я сейчас проверю, у вас на столах стоят стаканы, накрытые салфеткой, попробуйте узнать по запаху, что там лежит? (чеснок)

Вы все правы, угадали, а теперь понюхайте воду. Она чем-нибудь пахнет? Значит, что можно сказать о воде?      У воды нет запаха.                (Символ)

- Когда человек использует это свойство? (Когда отличает одну жидкость от другой) Опыт 4. Без цвета        (демонстрирует воспитатель)

Ребята, я возьму полоски цветного картона и приложу (каждую по очереди) к стакану с водой, а вы сравните цвет полосок и воды в стакане. Какого цвета вода?

Вывод:        Вода бесцветная        (Символ)

- Когда человек использует это свойство?        (Готовим пищу, пьём воду) Опыт 6.        Вода-растворитель        (коллективная работа)

Ребята, у вас на столах, в тарелочках, лежит кусочек сахара, положите его в стакан с водой.

Видите вы сахар?        (Да)

А теперь размешайте хорошенько воду в стаканах, что произошло с сахаром? Сахар растворился?

А что его растворило? Это вода.

Вывод:        Вода-растворитель        (Символ)

- Когда человек использует это свойство?        (Готовим, стираем, моемся, убираем квартиру, моем посуду и т.д.)

Чтобы лучше запомнить основные свойства воды, давайте поиграем в игру «День-ночь». Закрыть глаза и, открыв их по команде, назвать свойство воды, на условное обозначение которого показывает воспитатель.

Ребята, а теперь хором (или кто-то индивидуально назовёт все свойства воды). Физкультминутка «Беленькое облако»

Беленькое облако        (округлённые руки перед собой) Поднялось над крышей        (поднять руки над головой)

Устремилось облако (руки тянем вверх, плавные покачивания руками над головой)

Выше, выше, выше

Ветер это облако (описать через стороны круг и опустить их, присесть)

Зацепил за кручу Превратилось облако В грозовую тучу.

Ребята, откуда берётся вода в кране. Ведь мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт и течёт, не кончается? (по трубам течёт с речки)

Правильно, вода в кране - это вода реки. Человек направил воду по трубам, и она проделала большой путь, пока попала к нам домой. Ребята, а можно пить воду непосредственно из реки? (Ответы детей)

Прежде, чем вода попадёт к нам в кран, она проходит очистку на специальных очистных сооружениях. В быту (у каждого дома) есть кувшины - фильтры и даже целая очистительная станция, только маленькая.

А как нам очистить вот эту воду? Для этого я возьму обыкновенную бумажную салфетку. Для удобства, чтобы не разлить воду, я положу салфетку в воронку и буду тихо лить воду. Смотрите, что с ней происходит. Где остаётся вся грязь? (на салфетке)

Пить нужно только чистую воду. Водные богатства нужно беречь. А как? - Не лить воду зря

- Не пускать воду сильной струёй - Плотно закрывать кран с водой

- Не засорять ручейки, реки и озёра

Ребята, наша гостья Капелька решила остаться у нас, чтобы вы, видя её каждый день, помнили о том, что вода – это наше богатство и его нужно беречь.

Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели, Чтобы не было беды

Жить нельзя нам без ВОДЫ!!!

Итог занятия: О чём мы говорили? Что нового вы узнали о воде? А что нужно делать для того, чтобы беречь воду?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Волшебница вода"

Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года в разном состоянии(снег, град, ле...

Презентация проекта "Волшебница вода" (из опыта работы)

Цель проекта: воспитание у дошкольников бережного отношения к воде....

Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)

Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)...

Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой) 2019 год

Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)...

Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)

Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...