Проект "лук-наш лучший друг"
проект по окружающему миру

Катошина Елена Николаевна

Проект "лук-наш лучший друг"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_proekt_luk_nash_obshchiy_drug.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста

«Лук- наш общий друг!»

Сентябрь 2019 г.

Руководитель проекта: Катошина Е.Н.

Направленность: познавательно - исследовательский

Участники: дети второй младшей группы, воспитатели

Тип проекта: краткосрочный

Сроки проекта: Три недели

Цель: формирование основ исследовательской и трудовой деятельности у младших дошкольников в процессе посадки лука и наблюдения за его ростом.

Задачи:

Воспитательные:

- воспитывать желание производить трудовые действия;

- формировать чувство ответственности при уходе за огородными растениями (вовремя полить, взрыхлить почву);

- воспитывать у детей умение приобретать опыт исследовательской деятельности.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, любознательность.

- учить наблюдать, делать выводы.

Обучающие:

- расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (земля, влага, тепло, свет) ;

- формировать представления детей о здоровом образе жизни, значимости употребления зеленого лука в пищу для здоровья человека.

Актуальность:

Дети младшего дошкольного возраста не имеют представления о растениях, о необходимых условиях для их роста. Поэтому можно показать детям на примере лука важность всех факторов, способствующих нормальному росту и развитию растений; необходимость ежедневного ухода за посадками лука, и показать значимость его употребления в пищу для здоровья человека.

Мотив:

В дошкольном возрасте экспериментирование является одним из важных видов деятельности, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное мышление

Проблемы:

Как можно вырастить зелёный лук?

Чем может быть полезен лук?

Что можно делать с луком?

Интеграция образовательных областей в реализации проекта: 

познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций лука и других овощей, чтение стихотворений о луке, загадывание загадок, пословиц, настольные игры.

Этапы проекта:

I. Этап подготовительный, теоретический: Подбор иллюстраций, стихотворений, пословиц, загадок о луке. Беседа о пользе лука. Привлечение родителей к организации и реализации проекта (подготовка земли, луковиц для посадки)

II. Этап практический: Посадка лука разными способами (в воду, в землю, наблюдение за ростом лука в группе). Лепка луковиц, рисование лука.

III. Этап заключительный: Сбор урожая, дегустация лука. Оформление выставки рисунков «Лук – наш общий друг! »

Предполагаемый результат:

1. Дети проявляют коммуникативные навыки общения в совместном труде

2. Повышение уровня мотивации к совместной деятельности

3. Получение первого опыта посадки луковиц и ухода и наблюдения за ними

4. Формирование элементарных навыков исследовательской деятельности

Реализация проекта:

Подготовительный этап для детей:

1. Игровая ситуация «Кукла заболела».

2. Беседа с доктором Айболитом о витаминах.

3. Чтение стихотворений и пословиц о луке.

4. Рассматривание иллюстраций (бабушка сажает лук, лук растет на грядке).

5. Обследование луковицы (цвет, форма, запах).

Задачи: создать условия для формирования у детей познавательного интереса; развивать связную речь, обогащать словарь детей.

Подготовительный этап для воспитателя:

1. Разработка стратегии реализации проекта.

2. Подбор материала по теме «Лук. Свойства лука. Стихи, поговорки про лук».

3. Составление плана, определение целей и задач проектной деятельности.

Подготовительный этап для родителей:

1. Консультация для родителей по теме проекта

2. Подготовка земли, луковиц для посадки

Практический этап:

Виды деятельности:

1.Игровая деятельность:

Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Овощи и фрукты», «Где растет? » «Что лишнее? » «Узнай на ощупь» («чудесный мешочек»)

Разрезные картинки «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?» .

2.Коммуникативная деятельность 

Беседы: «Для чего нужен огород на подоконнике»,

«Лук – лекарственное растение»

«Лук от семи недуг»,

«Как нам овощ помогает»

Рассматривание иллюстраций с изображением лука составление описательных рассказов.

Составление рассказов и сказок о луке «Как лучок появился на грядке», «Зелёный доктор».

Беседы «Полезная пища»

Составление альбома: «Стихи, загадки про лук».

3.НОД:

Тема: «Лучок – наш витаминчик! ».

Тема: «Лук - всем полезный друг»

Тема: «Полезные свойства лука»

4.Чтение художественной литературы: стихотворений, загадок, поговорок.

Чтение книги «Приключение Лунтика. Лук», «Купите лук» И. Токмаковой

Чтение книги «Где щи там нас ищи», «Истории о луке».

5.Изобразительная деятельность

Рисование: «Луковица»

Иллюстрации к сказке о луке.

Рисование наблюдений за ростом лука.

6.Лепка « Луковка»

7.Двигательная деятельность: Игровые упражнения «Кто быстрей посадит лук? », «Собираем урожай».

8.Изготовление альбома «Все о луке»

Заключительный этап:

1. Сбор урожая, дегустация лука

2. Оформление выставки по проекту «Лук - наш общий друг!»

3. Создание альбома «Лук - наш общий друг! »

Результаты проекта.

-У детей сформированы знания о луке: дети знают, что из луковиц можно вырастить зеленые перья, зеленый лук полезен людям (особенно зимой и весной, так как в нем много витаминов,

- У детей сформированы знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях как в стакане с водой, так и в контейнере с землей

-Дети научились сажать лук, знают, как ухаживать за луком

- детей расширились представления об использовании лука как лечебного средства

-У детей повысился интерес к экспериментированию,

-У детей расширились представления об условиях, необходимых для роста и развития растений.

-Пополнилась предметно – развивающая среда в группе: фотографиями, иллюстрациями, художественной литературой, загадками, поговорками, пословицами про лук.

Загадки о луке:

Никого не огорчает,

А всех плакать заставляет.

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели.

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а …

Скинули с Егорушки

Золотые перышки,

Заставил Егорушка

Плакать и без горюшка.

Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя резкий,

Горький вкус имеет он.

Когда чистишь – слезы льешь.

Сидит Игнатка на грядке,

Кафтан Игнатки в заплатках.

Кто Игнатку тронет,

Тот слезу обронит.

Он никогда и никого не обижал на свете.

Чего же плачут от него взрослые, и дети?

В десять одежек плотно одет,

Часто приходит к нам на обед.

Но лишь за стол ты его позовешь,

Сам не заметишь, как слезы прольешь.

Золотист он и упруг,

Всем полезен круглый… (Лук)

С виду он такой простой,

Круглый, крепкий, молодой,

Если снимешь кожуру,

Вмиг оставишь ты игру,

От него заплачешь вдруг,

Догадались? Это (Лук)

Чесноку любимый брат,

И никто не виноват,

Что его кто тронет,

Вмиг слезу обронит.

Он от мыши полевой,

Скрылся в землю с головой,

Сверху лишь тугие стрелы,

К солнцу тянутся умело.

Лечит от семи недуг,

Всем полезный спелый… (Лук)

Стихи о луке:

(Н. Родивилина)

Уж давно о нем не спорят -

Витаминов просто море,

Правда, он не виноват,

Что немножко горьковат.

Круглый год, зимой и летом,

В шубку теплую одетый.

Раздеваем - горько плачем,

А раздеть нельзя иначе.

Догадался, юный друг?

Ну, конечно, это. (лук)

(Т. Лаврова)

Носит он по сто одёжек,

Правда, нет на них застёжек.

Если будешь их снимать,

Слёзы станешь проливать.

Лечит от семи недуг

Этот горький лекарь. (лук)

(В. Кузьминов)

Если режет тётя Света

Для салата овощ этот,

То катятся слёзки

У деток и взрослых!

(И. Ефремов)

У меня есть друг,

Он – от семи недуг!

Это - вкусный и полезный,

Желто - золотистый лук!

(Е. Попова)

Там, на кухне, что за запах,

Что сбежал оттуда папа?

Там на кухне, что за звук?

Это мама режет лук!

Режет лук и плачет.

Что все это значит?

Кто же мамочку обидел?

Но когда я лук увидел,

Тоже плачу в два ручья…

Почему же плачу я?

Мне не больно, не обидно,

А слезам конца не видно!

(Е. Груданов)

Там, на грядке у беседки,

Вырос лук - большой и крепкий!

Знаем мы уже давно,

Что поплачем от него.

Но как любим мы с друзьями

Лук, поджаренный с грибами!

С макаронами, в котлете

Или в свежем винегрете!

В общем, мы, когда едим,

Очень часто дружим с ним.

Потому что этот лук -

Для здоровья первый друг!

(А. Тесленко)

Вот на грядке лук зелёный,

Ярким солнцем освещенный,

Стрелы вытянулись в ряд,

Как солдатиков отряд.

Знают все, что лук полезен,

Витаминами богат,

Но немного горьковат.

В этом лук не виноват.

От природы он такой,

Очень скромный и простой.

Ешьте все зелёный лук,

Он здоровью верный друг!

(Л. Генералова)

Почему от лука плачут?

Говорят, он очень злой.

Кто же злит его на даче?

Почему же он такой?

Я у бабушки спросила:

- Расскажи мне, почему?

И она мне объяснила,

Разъяснила что к чему.

Что лучок - полезный овощ,

И никто его не злит.

Он всегда спешит на помощь,

От микробов защитит.

Лук сырой, конечно, горький,

А чеснок ещё горчей.

Но зато помощник стойкий

От простуды для людей.

Рассказ о луке:

Лук, как гласит народная молва «лечит от семи недуг» и является ценнейшей овощной культурой. Это двухлетнее растение. Известно около четырехсот видов луков. На территории России произрастает около двухсот тридцати видов. Максимальное разнообразие съедобных луков представлено в Средней Азии, на Кавказе, в Восточной и Западной Сибири. На наших садовых участков наибольшее распространение получили такие виды: душистый, порей, репчатый, слизун, шнитт, батун.

Репчатый лук «пришел» к нам из Афганистана и Средней Азии. Как культура, он был известен еще свыше 4 тысяч лет до нашей эры.

Садоводы-любители совмещают выращивание лука на перо и репку. Репчатый лук – культура влаголюбивая, но не терпящая переувлажнения. Наибольшая потребность в воде приходится на фазы роста листьев и образования луковиц.

Многие употребляют лук в сыром виде. В таком варианте он входит в состав колбас и мясных изделий. Луковичная и листовая части используются для приготовления салатов, винегретов, в качестве добавки к борщам, фаршам.

Полезные свойства лука подмечены человеком давно. Луковые культуры приносят пользу всем, особенно их зелёные листья, которые содержат витамин С и каротин. Свежая зелень луковых – хорошее противоцинготное средство, она возбуждает аппетит, улучшает пищеварение. Зелёный лук всех видов полезен больным острым респираторным заболеванием или гриппом, так как в его состав входят фитонциды, губительно действующие на болезнетворные микроорганизмы. Лук-порей рекомендуется при нарушениях обмена веществ.

Пословицы про лук:

• Кто ест лук, того бог избавит вечных мук.

• Лук от семи недуг.

• Хрен да редька, лук да капуста — лихого не попустят.

• Лук во щах – и голод прощай.

• Вырастишь лук от семи недуг.

«Горе ты моё, луковое» — так говорили на Руси о человеке, совершающем какие-либо несуразные поступки. Нет возможности без слёз смотреть на то или иное неразумное действие, совершаемое человеком.

Список информационных источников:

1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (приказ от 17.10.13 №1155)

2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. –М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-336 с.

3. Буре Р. С «Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. » Пособие для педогогов. - с. Пб .:Детство Пресс, 2011. 136с.

4. Сергеева Д. В. «Руководство трудовой деятельности детей».- М:Педагогика 2000.

5. Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю «Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации».-М. : мозаика- синтез, 2009.

6. Загадки про лук http://detskiychas.ru/ zagadochki/zagadki-luk/

7. О луке — детям http://malchishki-i-devchonki.ru/Zagadki-ovoschi-frukty.html

8. Стихи для детей про овощи http://tanyakiseleva.ru/stixi-dlya-detej-pro-ovoshhi/

9. Пословицы про лук http://flaminguru.ru/posl90.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: " Книга- лучший друг ребёнка"

В настоящее время появилось очень много полезных, развивающих и обучающих книг, которые предлагаются родителям для домашних занятий с детьми. Они помогают расширить знания ребёнка об окружающем мире, ...

Спортивный праздник, посвященный дню защитника Отечества "Мой папа самый лучший друг"

Сценарий совместного праздника малышей и их пап. Целью данного праздника является воспитание чувства гордости за своих отцов. Помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной д...

Конспект интегрированного занятия "Кукла не просто игрушка, а мой лучший друг"

Конспект интегрированного занятия "Кукла не просто игрушка, а мой лучший друг"....

Книга -лучший друг

Сценарий открытия детской библиотеки в детском саду....

Отчёт о работе по проекту "Книга-лучший друг!" в старшей группе

Дошкольное детство играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, ...

Конспект комплексной НОД в подготовительной группе. Тема: «Мама – лучший друг».

Конспект комплексной НОД в подготовительной группе с использование развивающих игр«Логические блоки Дьениша»,«Математический планшет», «Цветные счетные палочки Кюизенера», «Сложи узор»....

Лепка Мой лучший друг

раскрыть понятие о том, что преданным другом может быть собака, которая приходит на помощь хозяину в трудную минуту...