Конспект НОД по познавательному развитию "Бумажная лаборатория"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Насырова Найля Шамилевна

конспект НОД для средней группы. Исследование бумаги с любимыми героями - фиксиками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_bumazhnaya_laboratoriya_srednyaya_gruppa.docx31.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 240 Волжского района г. Саратова

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию

«Бумажная лаборатория»

 (средняя группа)

                                                             Подготовила: воспитатель                                                                              Насырова Найля Шамилевна

Саратов – 2023 г.

Основная образовательная программа МДОУ Детский сад № 240 «Ручеек»

Возрастная группа: средняя группа

Цель: Формирование представлений детей о бумаге и ее свойствах

Задачи:

Обучающие: расширить представления детей о бумаге и ее свойствах; формировать умение детей делать выводы.

Развивающие: развивать речь, память, мышление и воображение.

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира. 

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, ситуативный разговор, опытно-экспериментальная.

Оборудование: экран, проектор, мольберт, карточки-схемы «свойства бумаги», сигнальные карточки «правила поведения в лаборатории», бумага разная (белая, цветная, бархатная, блестящая), картон; простые карандаши; цветы из бумаги и тарелки с водой по количеству детей; предметы из разных материалов для дидактической игры «Найди,  что из бумаги»; раскраски по количеству детей.
Предварительная работа: беседа на тему «бумага – наш друг», отгадывание загадок о бумаге; рассматривание альбома «Мир из бумаги», дидактическая игра «Что из чего?», обрывная аппликация из разных видов бумаги.

 Словарная работа: Активизировать и обогащать словарный запас детей: лаборатория, картон, тонкая, плотная, гладкая, шероховатая, мнется, гнется, намокает, календарь.

Этапы организации НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Мотивационный этап

– Здравствуйте. Сегодня я пришла к вам в гости со своими друзьями. Давайте с ними поздороваемся!

- Ребята, я получила приглашение от ваших любимых Фиксиков. (достает приглашение). Они приглашают вас сегодня в лабораторию?

- Как вы думаете, что такое лаборатория?

- Как называют людей, которые работают в лаборатории?

- Перед тем, как попасть в лабораторию нам необходимо вспомнить правила поведения (правила поведения представлены на мольберте в виде сигнальных карт):

1. Внимательно слушать воспитателя.

2. Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.

3. Руками без разрешения ничего не трогать.

4. После каждого опыта делать вывод.

- Итак, приготовились, 1,2 – покружись, в лаборатории очутись.

Дети входят в группу

Дети приветствуют гостей

Ответы детей

Ответы детей

Ориентировочный этап

- Вот мы с вами и попали в лабораторию. Теперь вы – лаборанты. Прошу вас пройти к первому столу.

ПЕРВЫЙ СТОЛ (стол фиксика Симки):

- Чтобы узнать, что мы будем исследовать и о чем говорить, предлагаю вам отгадать загадку от Симки:

Я белая, как снег,

Дружу с карандашом.

Где он пройдет,

На мне заметку кладет.

Чтоб читать и рисовать,

Есть букварь, и есть тетрадь.

Для нашего же блага

Придумана (бумага).

Воспитатель поднимает салфетку, а под ней на подносе лежат листы бумаги.

Дети подходят к первому столу

Ответы детей

Исполнительский этап

- Молодцы, отгадали. А что вы знаете о бумаге? Какая бумага бывает?

Воспитатель предлагает рассмотреть виды бумаги, расположенные перед каждым ребенком; исследовать их на ощупь. Знакомит с новыми терминами: тонкая, плотная, гладкая, шероховатая, картон.

- Симка познакомила нас с видами бумаги. А Нолик приглашает к следующему столу для знакомства со свойствами бумаги.

ВТОРОЙ СТОЛ (стол фиксика Нолика):

 - Какими же свойствами обладает бумага? Что с ней можно делать?

- Возьмем карандаши и проверим.

Воспитатель показывает карточку-схему и предлагает сделать вывод.

- Что еще можно делать с бумагой? Предлагаю попробовать ее сложить. Что мы видим?

(бумагу гнется и на месте сгиба остается линия).

Воспитатель показывает карточку-схему и предлагает сделать следующий вывод.

- У меня с собой есть ножницы. Что можно попробовать сделать с помощью них с бумагой?

Воспитатель показывает карточку-схему и предлагает сделать следующий вывод.

- А вот у вас нет ножниц. Что вы можете сделать с бумагой, чтобы получить несколько кусочков бумаги из одного?

Воспитатель предлагает попробовать порвать бумагу. После этого - порвать картон. Дети должны понять, что картон – это более плотная бумага и ее труднее рвать. Затем показывает карточку-схему и предлагает сделать вывод о бумаге.

-  Как думаете, что еще можно сделать с бумагой? Предлагаю попробовать смять.

Воспитатель показывает карточку-схему и предлагает сделать следующий вывод.

- Ребята, а вы знаете, из чего делается бумага? А если не знаем, откуда мы можем взять информацию? (из книг, у родителей спросить) Я вам предлагаю посмотреть мультфильм. Ваши любимые герои Фиксики, расскажут вам, из чего же делается бумага.

Воспитатель предлагает детям присесть для просмотра мультфильма.

ОТРЫВОК ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА «ФИКСИКИ»

(Из чего делается бумага)

Воспитатель показывает карточку-схему и предлагает сделать вывод.

Затем приглашает детей пройти на ковер.

- А давайте на минуточку превратимся в деревья! Вставайте врассыпную и повторяйте за мной.

ФИЗМИНУТКА

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревце все выше, выше.

-  А сейчас мы с фиксиком Дедусом приглашаем вас к третьему столу для проведения очень интересного опыта с бумагой.

ТРЕТИЙ СТОЛ (стол фиксика Дедуса):

- Перед вами нераспустившиеся цветы из бумаги, а также тарелочки с водой. Возьмите по одному цветку. Затем опустите цветок в воду. Что происходит?

- Почему цветок распустился? ( наводящие вопросы: что произошло с бумагой). Бумага впитывает в себя воду, при этом расширяется и лепестки расправляются.

Воспитатель показывает карточку-схему и предлагает сделать вывод.

- А теперь я предлагаю вам поиграть в игру. Давайте подойдем к следующему столу.

ЧЕТВЕРТЫЙ СТОЛ: 

Д/И «Найди, что из бумаги»

На столе лежат предметы из разных материалов.

- Каждый по очереди выберите предмет, сделанный из бумаги.

На столе лежат предметы из бумаги: салфетки, обои, туалетная бумага, открытка, книга, тетрадь, коробка, альбом для рисования, календарь и т. д.; предметы из других материалов: линейка, мяч, елочная игрушка, ручка, кубики и т.д.

- Ребята, посмотрите, как много предметов изготавливают из бумаги! Вы прекрасно справились и нашли все! Молодцы! Давайте пройдем на ковер и вспомним, что интересного мы узнали в лаборатории Фиксиков!

Выводы исследований:

- бумагу делают из дерева

- бумагу можно использовать для рисования

- картон – это плотная бумага

- бумага гнется. При сгибании остается линия сгиба

- бумага рвется, но более плотную бумагу рвать тяжелее

- бумагу можно резать

- бумага мнется

- бумага намокает

- Ну вот и пришло время возвращаться! Вставайте врассыпную. 1, 2 покружись, в детский сад обратно вернись!

 Ответы детей

(белая, цветная, блестящая и т. д.)

Дети переходят ко второму столу и садятся.

Ответы детей

Рисуют на бумаге

Вывод1: на бумаге можно рисовать и писать.

Складывают лист бумаги

Вывод2: бумага гнется.

Ответы детей

Вывод3: Бумагу можно резать

Ответы детей

Рвут бумагу

Вывод4: Бумага рвется.

Ответы детей, мнут бумагу

Вывод5бумага мнётся

Ответы детей

Дети садятся

для просмотра мультфильма

Вывод6: Бумагу делают из дерева

Дети проходят на ковер и делают физминутку.

Дети подходят к третьему столу

Ответы детей (цветок распустился)

Вывод6бумага намокает 

Дети подходят к столу

Дети выбирают предметы из бумаги и рассказывают, что они выбрали.

Подходят к мольберту со схемами и рассказывают о бумаге и ее свойствах.

Рефлексивный этап

 - Где мы с вами побывали?

- Вам понравилось быть лаборантами? С кем вы поделитесь тем, о чем сегодня узнали?

Ответы детей

Перспективный этап

Фиксикам тоже очень понравилось, как вы справились! И они передали вам подарок. Это бумага. Бумага с изображением фиксиков, которых можно раскрасить.  Фиксики очень надеются, что мы будем к ним возвращаться для дальнейших экспериментов с бумагой и не только с ней.

Дети берут раскраски


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в лабораторию»

Способствовать осмысленному восприятию окружающего мира, побуждению фантазии, творчества и интереса, поддержанию положительно-эмоционального настроения....

Конспект по познавательному развитию «Лаборатория молока и молочных продуктов»

Цель: обогатить представления детей о молоке, как о ценном и полезном продукте для роста детского организма; развивать художественно–творческое мышление через познавательно-исследовательскую дея...

Конспект НОД по познавательному развитию «Картофельная лаборатория»

Цель: расширить и закрепить знания о свойствах картофеля.Задачи:- Познакомить детей с лабораторией.- Развивать социально-коммуникативные навыки.- Способствовать развитию логического мышления, любознат...

Конспект НОД по познавательному развитию ознакомление с окружающем (неживая природа) "Путешествие в научную лабораторию"

в НОД закрепляем правила безопасного поведения со стеклянными предметами, учимся обследовать предметы....

Конспект НОД по познавательному развитию на тему "Путешествие в лабораторию к профссору Мензуркину"

Профессор Мензуркин с экрана даёт подсказку, какие вещества надо использовать, чтобы получился опыт «Извержение вулкана»...