ООД " День памяти - снятие блокады Ленинграда"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Авдиенко Елена Ивановна

Материал поможет познакомить детей с важным событием в истории российского народа. Мы и наши дети это должны знать и помнить!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_blokada.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

ООД « День памяти-  снятие блокады Ленинграда»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
-расширить и обогатить знания детей о героическом прошлом нашего народа в дни войны,

-формировать у детей нравственные понятия и этику истинного героя,
-воспитывать любовь к родному народу, чувство гордости за защитников Отечества,
-расширить знания детей об истории нашей Родины, о героизме людей, переживших блокаду,

-активизировать словарь детей: блокада, бомбоубежище, эвакуация, маскировка, метроном.

-учить видеть состояние людей, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.

Предварительная работа

Рассказ воспитателя о блокаде, чтение и разучивание стихотворений о блокадном городе Ленинград, рассматривание фотографий и иллюстраций о тех далеких временах, фото памятников блокадного города. Документальный фильм: Дни блокады.

Ход занятия:

Воспитатель: -Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необычное веселое занятие с играми, а немного грустное. 27 января день памяти снятия блокады Ленинграда. Как вы уже знаете, у каждой страны своя история. Любое государство как большая книга. А в каждой книге много глав. Мы сегодня с вами и попытаемся что-то новое узнать о истории нашей  Родины, о героизме нашего народа из этой книги. Глава называется Блокада Ленинграда.

Воспитатель: Вы готовы слушать правдивый рассказ о городе герое Ленинграде и героических людях жившие в те далекие военные годы?

(ответы детей)

Воспитатель: В далеком 1941 году на нашу страну напала фашистская Германия. Началась война..Страшная, беспощадная..Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно в бинокль рассмотреть улицы и проспекты. Но не только рассматривать, а и стрелять по ним, что они и делали. Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить. В сентябре 1941 года они окружили город со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград с другими городами. Но жители города не сдавались. Они продолжали работать, дети ходили в школу, детские сады. Фашисты были уверенны что оставшись без связи с большой землей город поднимет белый флаг. Но город не сдавался. Все дороги, ведущие к Ленинграду были перерезаны. Осталась одна — по Ладожскому озеру. Каждую ночь фашисты  бомбили город. Каждый день и  ночь фашисты бомбили город. Они разбомбили почти все склады с продовольствием.

Всю зиму в домах не было отопления, воды  и света.  В самый тяжёлый период блокады нормы выдачи хлеба были очень маленькими. Рабочим давали по 250 гр. ,а детям и того меньше по 125гр.хлеба.

 Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день (показ). И всё, больше ничего — только вода, за которой ходили на Неву. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод. Потянулись страшные 900 дней блокады.

Воспитатель: Ребята не очень веселую историю я вам рассказала. Но мы кто?

(Ответы детей: Россияне, патриоты своей страны)

Воспитатель: Правильно. И мы должны знать, помнить и чтить память тех далеких военных лет. А теперь давайте сделаем круг. Вот такое кольцо сделали враги вокруг славного, героического города Ленинграда. Если мы крепко будем держаться за руки, то в наш круг никто не сможет войти.

(Ответы детей: Да)

Воспитатель: И фашисты так думали, но и взрослые и дети продолжали жить и работать в своем родном городе, и никто даже в мыслях не допускал что можно сдаться врагу в плен. Теперь Артем расскажет нам стихи о славном городе.

Петровой волей сотворен
И светом ленинским означен —
В труды по горло погружен,
Он жил — и жить не мог иначе.

Он сердцем помнил: береги
Вот эти мирные границы,-
Не раз, как волны, шли враги,
Чтоб о гранит его разбиться.

Исчезнуть пенным вихрем брызг,
Бесследно кануть в бездне черной
А он стоял, большой, как жизнь,
Ни с кем не схожий, неповторный!

И под фашистских пушек вой
Таким, каким его мы знаем,
Он принял бой, как часовой,
Чей пост вовеки несменяем!

Воспитатель: Хорошие стихи приготовил нам Артем. Ребята а вы знаете что во время блокады дети помогали на заводах взрослым делать снаряды, на улицах собирали огневые шашки чтобы с воздуха не было видно немецким самолетам куда сбрасывать бомбы, метрономами оповещали о воздушной тревоге. Но этот прибор оповещал жителей не только о воздушной тревоге, но и о том что город еще жив. Многие жители были без сил и не каждый раз могли спускаться в бомбоубежище. Глеб приготовил для нас стишок, послушаем.

Весь Ленинград, как на ладони,

С Горы Вороньей виден был.

И немец бил, С Горы Вороньей.

Из дальнобойной «берты» бил.

Прислуга в землю «берту» врыла,

Между корней, между камней.

И, поворачивая рыло,

Отсюда «берта» била.

Била, все девятьсот блокадных дней

Воспитатель: Эти страшные 900 дней, как и жители Ленинграда запомнил весь мир. Много детей осталось в городе, которых не эвакуировали. Но одну девочку, позже узнал весь мир. А узнали о ней потому что, всю блокаду она вела свой дневник. И писала она в своем дневнике не свои секреты ,а о смерти своих близких. Звали её Таня Савичева. Она выжила. Вскоре Таня была эвакуирована вместе с другими детьми блокадного Ленинграда. В августе 1942 года эшелон с детьми прибыл в поселок Шатки. Девочка попала в детский дом № 48. Она единственная из прибывших детей оказалась больна туберкулезом. Скончалась девочка в 1944 году 1 июля, ей было 14 лет. Но ее дневник остался в память будущим поколениям, как напоминание об ужасах жизни в блокадном Ленинграде и зверствах нацистского режима. Послушаем стихи которые приготовили нам Милана, Аня, Ева и Эрика.

(Милана)

9 страничек. Страшные строчки.

Нет запятых, только черные точки.

Пусто и тихо в промерзшей квартире.

Кажется, радости нет больше в мире.

Если бы хлебушка всем по кусочку,

Может, короче дневник был на строчку.

"Маму и бабушку голод унес.

(Аня)

Нет больше сил и нет больше слез.

Умерли дядя, сестренка и брат

Смертью голодной… " Пустел Ленинград.

Умерли все. Что поделать. Блокада.

Голод уносит людей Ленинграда.

Тихо в квартире. В живых только Таня.

В маленьком сердце столько страданья!

Умерли все! Никого больше нет.

Девочке Тане 11 лет.

(Ева)

Я расскажу вам, что было потом:

 Эвакуация, хлеб и детдом.

 Где после голода, всех испытаний

Выжили все, умерла только Таня.

Девочки нет, но остался дневник,

Детского сердца слезы и крик.

 Дети мечтали о корочке хлеба…

Дети боялись военного неба.

(Эрика)

Этот дневник на процессе Нюрнбергском

Был документом страшным и веским

Плакали люди, строчки читая.

Плакали люди, фашизм проклиная.

 Танин дневник - это боль Ленинграда,

Но прочитать его каждому надо.

 Словно кричит за страницей страница:

"Вновь не должно это все повториться! "

Воспитатель: В этих строчках сказано все, о боли и страданиях не только маленькой девочки но и всех людей, которые пережили блокаду.

Ребята ответьте мне, а наш народ за всю свою историю нападал на другие государства, мы воинственный народ или миролюбивый? Мы дадим отпор врагу если он вздумает напасть на нашу страну?

(Ответы детей: нет мы не воюем, мы за мир, мы миролюбивая нация, если кто-то нападет на наш народ наша армия нас защитит)

Воспитатель: Давайте вспомним поговорки о мире и о том что мы миролюбивы, но можем дать отпор.

(Ответы детей: Дружно за мир стоять- войне не бывать. Мир да лад- большой клад. Тучам солнце не скрыть- войне мир не победить. Если дружба велика- будет Родина крепка. Кто к нам с мечем придет- от меча  и погибнет.)

Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь давайте встанем и минутой молчания почтим память всех тех кто погиб но не сдался врагу.

(Минута молчания)

Итог: На этом ознакомление с главой из жизни нашей Родины подошло к завершению, а называлась она?  (Ответы детей: блокадный Ленинград, люди, дети блокады)молодцы.

Вы узнали много нового, я вам предлагаю никогда это не забывать, и давайте все вместе повторим эти слова (Никто не забыт- ничто не забыто)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в старшей группе "День полного снятия блокады Ленинграда"

Цель: расширение знаний детей об истории родного города.Задачи:1.познавательные:-расширять знания детей о героизме людей в годы Великой Отечественной войны и людей, переживших блокаду Ленинграда;- обо...

Конспект НОД в старшей группе «Памяти снятия Блокады Ленинграда посвящается».

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеЦентр развития ребенка - детский сад № 49(филиал)Колпинского района Санкт-Петербурга     Конспект НОД в старшей ...

Методическая разработка "День полного снятия блокады Ленинграда от фашистской блокады"

Методическа разработка для детей старшей и подготовительной групп...

«ДЕНЬ ПАМЯТИ СНЯТИЕ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА»

Концерт для ветеранов. С презентацией....

Сценарий мероприятия «Памяти снятия Блокады Ленинграда посвящается…»

Сценарий мероприятия с презентацией "Памяти снятия Блокады Ленинграда Посвящается..."...

Методическая разработка по Петербурговедению. Сценарий досуга, посвященный Дню памяти снятия блокады Ленинграда

Цель:Социально – коммуникативное развитие:  воспитание патриотизма и чувства уважения  к своему городу; чувства сострадания к людям;Познавательное развитие: расширение кругозора детей ...

Сценарий мероприятия "Памяти снятия блокады Ленинграда"

Ребята, вы любите праздники? Праздники обычно бывают шумные и радостные, с веселой музыкой, смехом, шутками. Но есть и такие, о которых говорят, что они «со слезами на глазах» ...