Открытое занятие "Откуда к нам бумага попала"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: воспитывать любовь в природе и бережному отношению к бумаге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытое занятие 22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание

  • Продолжать ориентировать детей в сферах человеческой деятельности, знакомить с профессиями (лесничий, лесоруб, промышленник).
  • Развивать ретроспективный взгляд на временные понятия (что было - как стало сейчас).
  • Закрепить названия пород деревьев, используемых для производства бумаги (хвойные породы) и умение применять разнообразные способы обследования предметов из бумаги.
  • Активизировать речь детей словами «Береста», «пергамент», «целлюлоза».
  • Воспитывать любовь в природе и бережному отношению к бумаге.

Предварительная работа

  • Рассматривание разных пород деревьев, экскурсии в сад.
  • Загадки о деревьях, стихи И.Токмаковой.
  • Наблюдение за деревьями в разное время года.
  • Экологические беседы «О пользе дерева».

Материал для занятия

  • Предметы, изготовленные из бумаги (коробки, газеты, открытки, фотографии, книги).
  • Иллюстрации деревьев, пейзажи с изображением леса, карта.
  • Иллюстрации с изображением этапов изготовления бумаги.
  • Респиратор - средство защиты органов дыхания.
  • Увеличительные стекла - лупы.
  • Различные виды бумаги (бархатная, фольга, калька, переводная).

Методические приемы

  • Вводная беседа

Что я держу в руках?

А вы знаете, что раньше не было бумаги?

Что было вместо нее?

Откуда появилась бумага?

Что такое береста?

Что такое пергамент?

  • Показ иллюстраций - этапов изготовления бумаги.

Для чего нужна бумага?

(Выставка изделий изготовленных из бумаги).

  • Стихи о деревьях «Ели», «Дуб», «Осина», «Березка», «Сосны» И.Токмаковой
  • Физкультминутка

Руки подняли, помахали-

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти стряхнули-

Это ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут - покажем

Крылья сложим назад.

  • Д\и «Найди по описанию» - учитывая определённые признаки находить предмет.
  • Итог занятия.
  • Ход занятия
  • Ребята, что я держу в руках? (лист бумаги)
  • Да, это обыкновенный лист бумаги.

/загадки/

  • Раньше не было чистой, белой бумаги. Может, кто-то знает, на чем писали и рисовали древние люди? (на камне, на листе папируса, на бересте, на коже молодых животных). Человечество хотело знать: на чем и как писали люди, поэтому археологи ~ ученые изучали древние рукописи, раскапывая целые подземные города
  • Ребята, я получила необычное послание от древнего человека, и вам предлагают следующие задания:

Изобразить на бересте картинку с зимними рисунками, на глиняных дощечках летний рисунок.

  • Как вы думаете, удобны такие варианты для написания сказок или красивых образных картин? (сравнивают с настоящими книжками - малышками). Этот способ неудобный. Поэтому много - много лет назад в Китае придумали рецепт создания настоящей бумаги, которой держали в строгом секрете.
  • Со временем в России тоже открыли секрет изготовления бумаги. Не из камня, не из бересты, и не из кожи молодых животных, а из древесины определенных пород деревьев.

Дети читают стихи И. Токмаковой о деревьях «Ели», «Сосны», «Осинка», «Березка», «Дуб»,

  • Эти породы следующих деревьев: ель, сосна, береза, осина.
  • Сейчас я вам покажу секрет, как изготавливают бумагу и кто этим занимается, (показ сопровождается рассказом воспитателя).
  1. Работа лесорубов (вырубка крепких стволов).
  2. Перевозка брёвен до фабрики (водители).
  1. Пилорамы - измельчение бревен в мелкую щепку.
  2. Варка «деревянной каши».
  3. Конвейер переработки её и завязка в рулоны (рабочие мастера -  промышленники).
  • Дети, а для чего нужна бумага? (ответы детей: для рисования альбомы, для записи в тетради, обои, упаковки, блокноты, фотографии, салфетки, трубы).
  • Люди и мы с вами ежедневно пользуемся бумагой, ее нужно очень много, соответственно её бережно надо использовать.

Вы знаете как?

не рвать, аккуратно и разумно рисовать, писать, сдавать макулатуру, сажать деревья, в питомниках и специально выращивать для изготовления бумаги (целлюлозы),

  • А сейчас я хочу с вами поиграть, какие вы внимательные, какие ваши ручки чувствительные.

«Найди по описанию»,

  1. Прозрачная, тонкая, можно свести рисунок (калька).
  2. Шершавая, цветная, мягкая (бархатная).
  3. Яркая, красочная, можно увидеть свое зеркальное отражение (фольга).
  4. Белая, не тонкая, на ней можно рисовать (альбомная).
  5. Цветная, гофрированная, служит для оформления (гофрированная для оформления букетов).
  • Сейчас я вам предлагаю следующие упражнения.

«переведи рисунок».

Этот фокус провела бумага копировальная. Получился рисунок, который вы сможете разукрасить или поменяться с другом.

Итог: сегодня мы с вами многое узнали о бумаге.

  • Из чего изготавливают бумагу - целлюлозу? (из пород деревьев сосны, ели, березы, осины).
  • Люди каких профессий участвуют в процессе заготовки и изготовления бумаги?
  • Как нужно использовать бумагу и где её используют (бережно, аккуратно; в школе, в детском саду, в быту, в промышленности).
  • На чем раньше писали древние люди (на камнях, бересте, на глиняных дощечках, на папирусе, на коже молодых животных, на пергаменте)
  • Молодцы, вы справились с заданиями. На память я вам дарю маленькие блокноты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка конспекта непосредственно образовательной деятельности на тему: «ИЗОБРЕТЕНИЯ И ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ. БУМАГА» В соответствии с ФГТ

Знакомство с историей изобретения бумаги; сформировать представления у детей сташего дошкольного возраста  о том, из чего были изготовлены первые листы бумаги (папирус, пергамент); уточнить и зак...

Конспект занятия Откуда к нам бумага попала

Очень интересный и познавательный...

Конспект открытого просмотра ННОД для педагогов МКДОУ д/с № 215 по Познавательному развитию «Как хлеб на стол попал» (средняя группа)

Цель: расширять кругозор детей. 1. Образовательные задачи: Закреплять знания детей о процессе «выращивания» хлеба. О том, как хлеб попал на наш стол. 2. Развивающие задачи: Развивать связн...

Конспект открытого занятия «Знакомство с бумагой и её свойствами»

Расширить и закрепить представления о свойствах бумаги. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к бумаге, к книгам....

Конспект открытого занятия по конструированию из бумаги для 2 младшей группы «Рыбки из бумаги»

Конспект НОД по конструированию из бумаги для 2 младшей группы «Рыбки из бумаги»...

Конспект открытого занятия "Секреты обыкновенной бумаги"

Развитие познавательной активности и расширение представлений детей о бумаге. Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой....

Конспект открытого мероприятия по развитию речи в старшей группе "Как ежок попал в беду"

Цель: Развитие связной речи по средствам придумывания  сказки по серии сюжетных картин.Задачи:Обучающие: учить подбирать синонимы и антонимы к заданным словам; совершенствовать умение с...