Проект "Полезные ископаемые"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Баринова Людмила Владимировна

В нашем ГБОУ Образовательный центр "Протон" 2 раза в месяц проводятся проекты по конвергердной среде где дети сами проявляют свою инициативу и самостоятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Полезные ископаемые».

Вид проекта: информационно-познавательно-исследовательский, групповой.

Участники проекта: дети старшей группы и воспитатели, родители.

Актуальность темы: Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием полезных ископаемых помогает ближе познакомиться с природой России. Непосредственное общение с полезными ископаемыми оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности  является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного  отношения к природным богатствам.
Проблема: Традиционно больше внимания уделяется растениям и животным, а объекты неживой природы рассматриваются мало. Поэтому у детей недостаточно знаний об окружающих нас полезных ископаемых.
Цель проекта: Формировать у детей представления о полезных ископаемых, их роли в жизни человека.

Задачи проекта:

Обучающие:
1.Познакомить детей с внешним видом полезных ископаемых, с их свойствами, месторождением, со способами добычи (песок, глина, торф, известняки, гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ).                                             
 2.Расширить знания детей об использовании полезных ископаемых человеком.

Развивающие:
1. Развивать способности к поисковой деятельности:

 - определять задачи, исходя из поставленной проблемы;

- планировать этапы своих действий в соответствии с поставленными задачами, уметь аргументировать свой выбор.

2.Совершенствовать уровень накопленных практических навыков по экспериментированию с объектами неживой природы.

Активизировать в речи слова: пластичность, структура, геолог, шахта, карьер, буровая скважина.

Воспитательные:
1.Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом.  
2.Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).                                                                                

3.Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, продолжать знакомить с богатством родного края.

Для родителей:

Заинтересовать родителей, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;

 Обогатить развивающую предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми.

Ожидаемый результат:

1.Приобрели знания о полезных ископаемых: песок, глина, торф, известняки, гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ.                                             
 2.Знают свойства и качества, знакомы со способами добычи полезных ископаемых, знают о пользе их  в природе и жизни человека.
 3.Сформирован  познавательный  интерес к окружающему миру, навыки  наблюдения и экспериментирования. 

4.Развиты начальные формы сотрудничества детей друг с другом.  
5. Вызван интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Для родителей:

1.Созданы  благоприятные условия для развития ребёнка в семье, с учётом опыта приобретённого в детском саду;
2. Развито  совместное  творчество  родителей и детей;
3. Возникли  у родителей желания интересоваться жизнью группы, активно участвовать в ней;

Этапы реализации проекта: Основной

План работы с родителями.

Памятка «Полезные советы по проведению опытов дома вместе с ребенком».                                                                                                

- проведение опытов с полезными ископаемыми;

- найти в нашем городе, что сделано из гранита;

- какие полезные ископаемые используют люди нашего города?

5. Оказание помощи в создании Мини – музея «Сокровища хозяйки Медной горы».

7.Обогащение развивающей предметно – пространственной среды   дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми.

Повышение уровня знаний о полезных ископаемых.

Составление плана проекта.

Изучение материалов по теме на различных сайтах.

Подбор литературы

Знакомство родителей с проектом.

Создание развивающей среды (Мини – музей, коллекция полезных ископаемых)

Пополнение уголка экспериментирования (глина, песок; оборудование: лупы, воронки)

Подбор и изготовление наглядно-демонстрационного материала – презентация «Полезные ископаемые»

Основной этап
Цель: Формирование знаний у детей о полезных ископаемых  и их свойствах через экспериментально - исследовательскую деятельность.

Виды деятельности

Познание:

Беседы:
 «Что мы знаем о полезных ископаемых?»
 «Где используются полезные ископаемые?»
 «Драгоценные камни»

Использование камней, как счётный материал на математике (что больше, что меньше; на сколько; размер: большие, маленькие, крупные, мелкие и др.)

Опытно-экспериментальная деятельность

Экспериментальная деятельность  по ознакомлению детей с миром полезных ископаемых:
 «Можно ли менять форму камня и глины»

«Песочная страна»

«Соль на проволоке»

«Извержение вулкана - образование горных пород»

«Удивительные камни», 
«Камни, которые подарило море»,

 Игровые эксперименты:
"Пирамида из камней"
"Тонет-не тонет?" 

Социально-коммуникативное развитие

Д\и с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики:
 «Отыщи такой же камень", «Узнай на ощупь», «Польза - вред»
Сюжетно-ролевые игра "Геологи" (знакомство с профессией    «геолог»)

Речевое развитие:

П.П. Бажов «Серебряное копытце», 
«Малахитовая шкатулка»;
И.Н. Рыжова «О чем шептались камни?»;
Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами?».

Физическое развитие:

Хождение по каменной  дорожке;
П\и «Гора и камешки»
П\и «Разрушение горы»

Художественно-эстетическое развитие:

Ручной труд - творческая мастерская «Сувенир из гипса».
Лепка  из глины
Рисование мелками на доске, бумаге.
Выкладывание рисунков из камней  (режимный момент).Рисование песком

Итоговый этап
Цель: мониторинг полученных знаний по предложенной теме.

Презентация проекта «Что скрывается в недрах Земли?»

Мини – музей «Сокровища хозяйки Медной горы»
Рекомендация для родителей: «Расскажите детям о полезных ископаемых»
Проведение с детьми мини- викторины "Что мы знаем о полезных ископаемых"
НОД «Глина и её волшебные свойства»

Таким образом, по теме «Что скрывается в недрах Земли?», детям предлагалось ответить на следующие вопросы:

Что такое полезное ископаемое?

Для чего нужны человеку полезные ископаемые?

Какие бывают полезные ископаемые?

Как называют людей, которые ищут и исследуют полезных ископаемых?

Что делают из песка, глины, нефти?









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Самое полезное ископаемое"

Презентация к НОД "Формирование целостной картины мира"...

Соль полезное ископаемое

Занятие по ознакомлению с окружающим миром...

Детям о полезных ископаемых.Базальт.

Краткое описание,распространение и применение человеком....

Мел - полезное ископаемое Брянской области.

Краткое описание, распространение и применение....

"Малахитовая шкатулка или полезные ископаемые"

-Сбор информации и иллюстративного маетриала о камнях и их использовании;-Сбор камней для создания коллекции;-Чтение уральских сказов Павла Бажова;-Научные опыты(из чего сделана Земля,исчезающий мел, ...

Картотека - "Полезные ископаемые Кемеровской области"

Картотека - " Полезные ископаемые Кемеровской области"...