Методическая разработка НОД «Водоплавающие птицы» (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Давыдова  Галина Сергеевна
Интегрированное занятие в старшей группе по формированию целостной картины мира и рисованию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД «Водоплавающие птицы» (СТАРШАЯ ГРУППА)

ОО «Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира», «Художественно-эстетическое развитие. Рисование»

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие. Музыка», «Физическое развитие»,  «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цели:  Формирование целостной картины мира природы через обобщение и расширение знаний детей о характерных особенностях и внешнем виде водоплавающих птиц; расширение  представлений об использовании человеком факторов природной среды: формирование представление детей о значимости чистой воды в жизни водоплавающих птиц; развитие умения создавать композицию с использованием нетрадиционной художественной техники.                                                                                                          Задачи: Обучающие: 1.Установить связь между строением и образом жизни водоплавающих  птиц в экосистеме.                                                                                                              2. Учить рисовать птиц на основе отпечатка ладони; формировать умение составлять художественную  композицию, дополняя изображение деталями.                                 3 Продолжать формировать у детей такие умственные умения, как сравнение, анализ, сопоставление, обобщение.                                                Развивающие:  1 Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственной зависимости, учить умению делать выводы.                                                                                                                      3 Формировать навыки коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.                                                                                                                   4 Формировать способность  удивляться, радоваться и восхищаться разнообразием и многогранностью окружающего мира, постигать тайны его красоты «духовным зрением».                                                                                 5  Развивать и совершенствовать навыки и умения изобразительного творчества.                                                                                                                 6 Развивать связную образную речь                                                                                Воспитательные: 1 Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.                                                                                                 2 Создавать  благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.                                                                                                    

Предварительная работа: НОД «Знакомство
с птицами, живущими на участке»,
 беседа «Водоплавающие птицы», рассматривание картинок водоплавающих птиц, наблюдение на прогулке за голубем, чтение рассказов : Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка», В Гаршина «Лягушка-путешественница».                                                                              Активизация словаря: водоплавающие, весло, веслоногие, ласты, стержень, опахало, бородка.    

Материал : Макет пруда с водоплавающими птицами на нём, альбомные листы зеленого, голубого, синего, фиолетового, желтого, золотистого и черного цветов; маркер, листы бумаги, макет пруда с водоплавающими птицами на нём, картинки с изображением голубя и чайки; музыкальные фрагменты, презентация «Водоплавающие птицы»;  (на каждого ребенка): 3 птичьих пера, широкая миска с водой, 2 столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды, синяя пищевая краска, 2 ватных шарика, бумажное полотенце, пинцет, лупа, ножницы; гуашь, кисть, стаканчик с водой, салфетка.                  Оборудование: компьютер, мультимедийное устройство.

Содержание непосредственно образовательной деятельности:
1. Организационный момент. Слайд №3 (звучит музыка Э. Грига «Утро») Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга:            Игра: «Мы весёлые лучи»  ( Приложение 1)                                                                                         Воспитатель: Вот в таком солнечном, теплом, добром настроении мы и начнём наше занятие. Слайд № 4 Дети, вспомните, какое сейчас время года? Какой месяц? Вам нравиться зима? Почему? Послушайте стихотворение И. Сурикова «Зима». Но, согласитесь,  все равно нам немного грустно, что закончилось лето, хочется хотя бы ненадолго опять оказаться на летней полянке в лесу. Так, может, сходим в гости к лету?                      Сегодня в детский сад мы пригласили  не только взрослых, но и маленького, очень смелого путешественника с другой планеты. Кто же это может быть?   Да, дети, это - Лунтик! А вот и наш герой. (появление Лунтика)

Воспитатель: Готовы отправиться со мной и Лунтиком в сказочное путешествие в лето? У меня есть волшебная палочка, сейчас вы закроете глаза, я ей взмахну, посчитаю до трех и мы окажемся…  1,2,3!  (звучит аудиозапись голосов птиц).                                                                                                                     Как вы думаете, где мы оказались? Да, верно, мы очутились в летнем парке (Слайд № 5), где так чудесно поют птицы Слайд № 6.                                                                                                                        2 Водоплавающие птицы.                                                                                Воспитатель: Дети, Лунтик спрашивает, чем отличаются птицы от других животных?(летают). Лунтик говорит, что встретил в лесу бабочку, она умеет летать, и он считает, что она тоже птица. Прав ли Лунтик? (ответы детей) Почему? По какому признаку мы можем отнести птиц в отдельную группу? (тело всех птиц покрыто перьями). Да, дети, именно поэтому пингвина считают птицей – его тело покрыто маленькими перьями.  Слайд № 7. Правильно, ребята, а сейчас я хочу вас пригласить на экскурсию на пруд полюбоваться его обитателями. Вот только ворота парка закрыты на замок. Что делать? Ой, смотрите, да здесь сотовый телефон. (рассматривает его) Так, кто-то написал СМС сообщение. (Вы сможете открыть замок, только, когда отгадаете загадки о моих друзьях - водоплавающих птицах. Лесная фея.)                                                                                                           Воспитатель: Как вы уже поняли, сегодня мы с вами продолжим разговор о водоплавающих птицах, и проведем небольшой опыт. Но сначала давайте вспомним, каких птиц относят к водоплавающим? Для этого отгадывайте загадки: (Приложение 2)-Слайды № 8-11
Молодцы, ребята, все загадки отгадали. А теперь скажите, как можно одним словом назвать этих птиц? (водоплавающие)
Слайд № 12 .                              3. Сравнение голубя и чайки.                                                               Воспитатель: Молодцы, теперь мы можем спокойно отправляться на пруд – путь свободен. (макет пруда с водоплавающими птицами на нём). Каких птиц вы видите на пруду? (Слайд № 13).  Мне Лунтик говорит, что все птицы одинаковые. Так ли это? Давайте с вами сравним двух птиц: голубя  и чайку. (Слайд № 14).  Посмотрите вначале на картинки. Большая или маленькая птица голубь? А чайка? Какое цвета оперенье у голубя? У чайки?  Какой хвост у каждой из птиц? Какие крылья?                                                                                                                                    4.1.Сравнение клюва. Слайд № 15. Давайте сравним клювы чайки и голубя.(по картинкам).  У кого клюв больше? Зачем чайке нужен длинный клюв?( длинный клюв помогает им добывать пищу из воды).  Посмотрите на экран - вы видите, какие длинные клювы у всех водоплавающих птиц.                                                             Дети, как передвигаются голубь и чайка? (летают)  Слайд № 16 Как ещё могут передвигаться эти птицы?( ходят, прыгают)? Слайд № 17 Подумайте, как еще двигается чайка?( плавает) Слайд № 18                                                                                                                                                                                                          4.2. Сравнение лап. Какие лапы у голубя? А у чайки?  Давайте рассмотрим лапы водоплавающих птиц  крупным планом? Слайд №  19. На что похожа лапа водоплавающих птиц?( у них на лапах перепонки)  Они как весла у лодки помогают птицам отталкиваться в воде. Ученые назвали такое строение лап веслоногие.                                                                                                                                                     Значит, можно назвать чайку водоплавающей? Почему7 Что объединяет всех водоплавающих птиц? Почему их называют водоплавающими?                                                                                                                                                                       Куда улетают на зиму водоплавающие птицы? Для чего? Что случится с птицами, если они не успеют улететь? Что произошло с уточкой из рассказа «Серая шейка»?                                                                                                                                                          Таким образом, чайка – это какая птица? Да, водоплавающая.  А теперь, уточните, почему этих птиц называют «водоплавающими»? Что им помогает плавать? Как они передвигаются по воде?  (Ответы детей, обобщение воспитателем.)                                                                                  5.Физминутка «Аист» (Приложение 3) Слайд № 20                                                                                                                                                                              6. Опыты с пером.                                                                                  
Воспитатель: Ребята, я знаю, вы все с родителями гуляли в парках. Вам там понравилось? Видели ли вы водоплавающих птиц?
 А вы не заметили, в какой воде они плавали? Ребята, Лунтик очень добрый, любознательный, он хочет всё узнать о нашей планете и он интересуется, вода в пруду была чистой или загрязненной?  Давайте с вами проделаем опыт и выясним, как уточкам плавается в наших парках. Для этого нам понадобится миска с водой. В нее мы добавим немного синей краски и аккуратно пинцетом опустим перо. Засекаем минуту на песочных часах А пока Лунтик поиграетс вами  в игру«Доскажи словечко». Слайд  № 21.  Итак, на пруду живут …(дикие утки и гуси, лебеди) -  Слайд №22.  На болоте Слайд № 23  живут …(журавли, цапли)  Слайды № 24-25.  А на море  живут…  Слайд № 26 чайки и пеликаны Слайд № 27.                                                                                                                                                                                Теперь достанем наше перо и осторожно проведем по нему ватным шариком. Посмотрим на шарик. Положим перо на бумажное полотенце.  Теперь добавим  в воду две столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды. Осторожно размешаем, чтобы не было пузырьков. Аккуратно опустим на 1 минуту в воду второе перо. А мы в это время вместе с Лунтиком поплаваем, как уточки.                                                                                        3.Пальчиковая гимнастика «Уточка» (2 раза) Слайд №28.
На волнах качаясь, уточка плывет: то нырнет, то вынырнет, лапками гребет.
(совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде).                                                                                                                                                                                                       Теперь достаем перо и осторожно проводим по нему ватным шариком. Посмотрим на шарик. Положим перо на бумажное полотенце.
Что произошло с нашими перьями? Они одинаковые или нет? Чем отличаются друг от друга? Как вы думаете, почему это случилось?  Что это может означать?
Результат: Плавать будут оба пера, но в мыльной воде перо пропустит воду - на ватном шарике  увидим голубой цвет.
                                          Объяснение: Чтобы понять, что произошло, надо внимательнее взглянуть на строение пера. Внимание на экран : Слайд № 29.  Правильно, у всех перьев одинаковое строение. Посмотрите, в центре пера проходит стержень и прикрепленное к нему опахало, которое состоит из бородок, тонких перьевых лепестков, которые плотно сцеплены друг с другом крошечными крючочками и образуют сплошную поверхность. Давайте повторим эти слова и запомним их.                                                                                                                                                            Какой можно сделать вывод? Правильно, у всех перьев одинаковое строение. Я предлагаю этот признак обозначить вот таким значком (показ значка «перо»).      Лунтик, ты запомнил, что обозначает этот знак? У нас еще много значков в нашей лаборатории и мы тебе попозже  объясним, что они обозначают. Ребята, Лунтик интересуется, зачем мы добавляли моющее средство в воду? А вам хочется об этом узнать? Слушайте, п ри добавлении моющего средства поверхностное натяжение воды уменьшается, и она может проникнуть между крючочками. Кроме того, мыло растворяет жировую смазку птичьих перьев, и в результате птица становится в воде "тяжелой", медленнее двигается и быстрее устает. От загрязненной мылом воды страдают не только гуси, утки и другие водоплавающие птицы, но и водоплавающие млекопитающие - выдры, бобры и другие. Этот опыт наглядно показывает, как загрязнение окружающей среды пагубно сказывается на плавучести водоплавающих птиц в частности. Загрязненная вода попадает в природную среду.  А через грунтовые воды она просачивается в пруды, озера и другие водоемы.   Поэтому мы должны заботиться о чистоте водоемов.                                                                                                                                                      Для того чтобы провести следующий опыт, нам понадобятся другие перья. Они тоже лежали на подносе, но пока я проветривала группу, порыв ветра разнес их по ковру, помогите мне, пожалуйста, их собрать?                       Игра «Собери перья».                                                                                           Как вы думаете, почему они разлетелись? Точно. Давайте попробуем дунуть на перышко, что произошло? Как вы думаете, почему? Возьмите ножницы и разрежьте перо. Что заметили? ( оно пустое, полое). Какой вывод можно сделать? (поэтому перья легкие, воздушные). Правильно,  все перья очень легкие. Как вы думаете, каким значком можно обозначить этот признак? (воздушный шарик)  Почему? (потому что он тоже легкий)

7. Рисование «Лебедь».                                                                                        А сейчас сядем на плот и отправимся в страну Рисовандию. Хотите нарисовать водоплавающих птиц? Вот мы и приехали,  выбирайте себе фон для рисования. Лунтик спрашивает, почему листы все разного цвета? Давайте объясним ему. Если возьмете зеленый лист, то птица будет изображена  где? Да, на траве (слайд  30) или болоте (слайды 31-32). Если вы выбрали голубой или синий цвет листа– то где будет расположена птица? (на воде: на озере, реке, море). ( Слайды 33-34).  Можно рисовать на ном  фоне. Какое время суток будет тогда? (слайд 35).  Посмотрите, какой красивый фон необычного золотисто-желтого цвета. (слайд 36). Как вы думаете, какой короткий миг можно запечатлеть на бумаге такого цвета? (закат) .                                                                                                              Теперь задание –рисовать птицу мы будем с помощью отпечатка ладони, вот так(показ). Как вы считаете, какую птицу мы будем рисовать? (лебедя, утку, гуся). Почему вы так решили?(у этих птиц длинная шея). Какой цвет гуаши вы выберите для отпечатка? Да, можно взять белый, особенно для ночного изображения, слайд 37; можно  черный, обязательно его берите для птицы на закате, слайд 38, можно нарисовать  серую или коричневую птицу, слайд 39. Проявляйте фантазию –рисуйте двух птиц ,слайд 40, птицу с отражением в воде, слайд 41, дополняйте изображение кувшинками слайд 42, если птица на болоте, рисуйте волны, рябь и т.д. (слайды 43-44).  Дополняйте рисунки травой ( слайд 45), камышом  (слайд 46) и т.д.        Самостоятельное художественное творчество детей, помощь при затруднении.                          

8.Рефлексия: выставка работ.                                                                            Молодцы, ребята (слайд 47). Рисунки у всех получились красивыми, оригинальными. Вы хорошо постарались, давайте каждый расскажет о своем рисунке (ответы детей). Чей рисунок вам понравился больше всего?  А теперь нам пора домой. Снова закрываем глаза и совершаем обратный счет от 10.                                                                                                                     Вот мы и в детском саду. С чем мы знакомили Лунтика в начале занятия?  Где мы были? Что сегодня делали?  Каких птиц мы сравнивали? Какие опыты с перьями мы проводили? Ребята, что нового вы узнали? Понравилось вы вам занятие? Вы были сегодня большими умницами. Всем  спасибо.Что же нам делать с Лунтиком? Давайте оставим его в группе и будем вместе путешествовать по другим местам нашей планеты Земля!

Программно-методическое обеспечение.

  1.  «Наш дом-природа», Рыжова Н.А., Москва -2005.
  2. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Бондаренко Т.М., Воронеж-2009.
  3. «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада» Аджи А.В., Воронеж»-2008.
  4. «Посвящение в юные экологи», Тимербаева С.А.//ж/л «Воспитатель ДОУ» №6-2009.
  5. Иванова А.И. «Живая экология»  М., 2006 г.
  6. Интернет ресурсы: http://ru.wikipedia.org/

Приложение 1

Игра: «Мы весёлые лучи»                                                                                           Здравствуй, солнце золотое! (тянемся вверх, ручки вверх)                Здравствуй, небо голубое! (ручки вверх)                                                Здравствуй, вольный ветерок! (ручки в стороны)                               Здравствуй, маленький росток! (приседаем, ручки вниз                     Здравствуй, милый мой дружок! (дети по очереди хлопают ладошками по ладоням взрослого и детей).    

     Приложение 2

     Загадки о водоплавающих птицах                                                                                          

1 Я люблю непогоду, уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь, чистоплотный, серый... (Гусь) 
Слайд № 8                                                                2 Ходит на рыбалку не спеша, вразвалку;
Сама себе удочка, сама себе лодочка….(Уточка)
Слайд № 9                                  3 Это старый наш знакомый:  он живёт на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый. длинношеий, безголосый. (Аист)
Слайд № 10                                                          4 Он летает на охоту за лягушками к болоту.
На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад – ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля. Узнаёте? Это... (Цапля)
Слайд № 11                                                            

Приложение 3

Физминутка «Аист»

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой
И тогда придешь домой.
Снова – правою ногой,
Снова левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой.
Вот тогда придешь домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие на тему: «Водоплавающие птицы» старшая группа

Цель занятия: расширить  и уточнить представление детей о водоплавающих птицах.( на лапах перепонки, перья смазываются жиром) Учить находить признаки сходства и различия объектов, выражать и...

Методическая разработка занятия с детьми старшей группы на тему «Перелётные и зимующие птицы нашего города»

Занятие на тему «Перелётные и зимующие птицы нашего города» имеет экологообразовательную направленность, так как знакомит детей старшего дошкольного возраста с разнообразием представителей класса «Пти...

Методическая разработка экологического праздника в старшей группе "Новоселье птиц"

Закрепление знаний детей о птицах на основе народного календаря...

Методическая разработка проект для детей старшей группы " Перелетные птицы"

Проект расширяет знание о перелетных птицах в осеннее время...

Тема «Водоплавающие птицы» (старшая группа)

Ознакомление детей о  приспособленности водоплавающих  птиц к среде обитания;продолжаем  развивать  умение устанавливать связь между строением и образом жизни птиц в экос...

Методическая разработка занятия для детей старшей группы "Друзья природы- перелётные птицы"

Методическая разработка для воспитателей старших групп, по познанию. Данное занятие расширяет и обобщает знания детей о перелетных птицах. Помогает педагогу вместе с детьми изучить их особенности.Уточ...

Методическая разработка занятия для детей старшей группы "Друзья природы- перелётные птицы"

Данная методическая разработка расширяет и обобщает  знания детей, о зимующих птицах, изучить их особенности.Уточняет  представления о зимующих птицах, их строении, их проблем в зимнее время...