Занятие по познавательному развитию с элементами викторины "В гостях у домового"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Ярунина Наталия Владимировна

Знакомство с Домовым
Цель:
Мотивация интереса детей к русскому устному народному творчеству, народным поверьям и традициям.
Задачи:
1) сформировать интерес у детей к домовенкy - персонажу русских сказок;
2) развивать внимание, память, познавательные интересы, творческие способности;         
3) воспитывать чувства дружбы, взаимопомощи.  

 

Форма проведения:
Позновательно-игровая деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_domovogo.docx224.36 КБ

Предварительный просмотр:

В ГОСТЯХ У ДОМОВОГО

 

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами побываем в гостях у домового. Кто такой домовой и зачем он нужен?

        Домовые обязательно живут в каждом доме, они приносят счастье в дом, оберегают его от всех несчастий, пожаров, охраняют дом и поддерживают семейный очаг. Домовой - это доброе существо, но с характером, любит, когда к нему относятся по-человечески. Имя свое Домовой получил от места, где он родился, жил и работал. Выглядит он по-разному: иногда возникнет в облике хозяина дома - не отличишь, иногда как седой старичок с лицом, сплошь заросшим волосами, а то и вовсе веником или кошкой прикинется.

        И сейчас вам предлагается нарисовать портрет того самого домового, у которого мы побываем в гостях.

 Дети выполняют задание

Ведущий. Домовой живет в доме, от этого его так и прозвали. Дома бывают самые разные: деревянные и кирпичные, красивые и обычные, старые и новые. Везде поселяется домовой, везде, где живут или могут жить люди. И следующее задание для вас - определить возможные местожительства домового из предложенных вариантов, написанных на листочках, вычеркивая лишние слова, которые не обозначают слово "дом".

Детям раздаются карточки с написанными словами:

хата, горница, чум, шалаш, вертун, особняк, землянка, квохча, вигвам, юрта, усадьба, коттедж, квартира, армяк, лачуга, пещера.

Лишние слова: вертун (вертлявый человек), квохча (курица), армяк (крестьянская одежда).

 Участники, разбившись на группы, выполняют задание.

Ведущий. Вот мы и определили всевозможные места, где могут жить домовые - это везде, где живут люди, во всех зданиях и жилищах разного типа. Знаете, как проверить, есть ли у вас дома домовой или нет? Необходимо на ночь выгнать из комнаты всех домашних животных, особенно кошек, и положить под кроватью несколько игральных карт из колоды картинкой вниз или несколько ложек, обязательно запомнить расположение этих вещей. Если утром карты будут перевернуты картинкой вниз или ложки сдвинуты хотя бы на несколько сантиметров, значит, с вами по соседству живет ваш домовенок.

        Домовой живет в доме у людей, особенно любит место за печкой. Отсюда он следит за порядком: чтобы мыши и хозяева не озоровали, чтобы уютно и тепло было в доме.

         И сейчас нам предстоит расселить домового. Обратите внимание - на доске нарисован дом. Нужно с закрытыми глазами подойти к этому дому, прикрепить к крыше трубу, внутри домика  поставить печку, а на печку посадить домовенка. Кто сможет выполнить это сложное задание?

Ведущий выбирает несколько человек, которые выполняют по очереди каждое задание.

Ведущий. Домовой очень любит время от времени похулиганить, вещи с места на место переставить, дверьми и окнами постучать. Вот сейчас мы предлагаем вам поиграть в любимую игру домового.

        Перед вами разложены вещи в определенном порядке, необходимо запомнить данный порядок разложенных вещей. Участник игры запоминает этот порядок, а когда вещи поменяют местами, необходимо найти разницу и расположить вещи так, как они были разложены первоначально.

Ведущий проводит игру с несколькими играющими

ВедущийДомовой, как и все жители дома, любит покушать. По старинным правилам каждый четверг необходимо кормить домового, ставить блюдечко с молочком в какое-нибудь укромное место, чтобы это блюдечко никто не видел. А, вообще, домовенок - сластена, очень любит сладости, конфеты, варенье, а особенно кисель: готов есть его днем и ночью.

        Так же он любит есть кашу. Сейчас мы с вами будем готовить кашу для домовенка, но не настоящую, а понарошковую. Если из того, что  я буду сейчас называть, готовится каша, то вы хлопните в ладоши и громко скажите "ДА!" Давайте прорепетируем.. Но если  названные продукты для приготовления каши не используют, то вы дружно топните ногой и скажите: "НЕТ!". Попробуем... А теперь играем.

Парное молоко? - ДА!

Куриное яйцо? - НЕТ!

Крупа манная? - ДА!

Капуста кочанная? - НЕТ!

Соленый огурец? - НЕТ!

Мясной холодец? - НЕТ!

Сахар да соль? - ДА!

Белая фасоль? -  НЕТ!

Масло топленное? - ДА!

Рыбка соленая? - НЕТ!

Лавровый лист? - НЕТ!

Китайский рис? - ДА!

Чернослив да изюм? - ДА!

Шоколадный лукум? - НЕТ!

Перец болгарский? - НЕТ!

Соус татарский? - НЕТ!

Клубничное варенье? - ДА!

Бисквитное печенье? - НЕТ!

 Ведущий. Перед вами черный ящик, в котором находится игрушка. Вы должны отгадать любимого друга домового, с кем домовой всегда дружит. Этот друг - единственный, кто может видеть домового. И он нам обязательно рассказал бы о домовом, о том, как он выглядит, где он живет в доме, если бы он мог говорить. Итак, кто же находится в этом черном ящике? Если затрудняетесь ответить, задавайте наводящие вопросы, на которые можно ответить "Да" или "Нет".

Дети выполняют задание

Известно, что домовой мог передавать предупреждения через кошку  
…долго умывается — жди гостей;

скребет лапами по полу — к метели;

лезет на кровать — к холодам;

ложится животом вверх — к благополучию в семье;

тянется лапами к хозяину (или хозяйке) — к прибыли

 Ведущий. Помните мультфильм про одного очень милого и забавного домовенка? Вопросы нашей викторины вам помогут вспомнить этот мультик. Отвечая на вопрос, выбирайте один из предложенных вариантов ответов.

  • Как звали знаменитого мультяшного домовенка?

        1) Ерема

        2) Кузя

        3) Фома

  • Что было самое дорогое и ценное у Кузи, что он всегда оберегал, хранил и боялся потерять?

        1) волшебный горшочек с кашей

        2) лампу с джином

        3) сундук со сказками

  • Как звали девочку, у которой Кузя поселился жить после того, как сломали его старый деревянный домик?

        1) Наташа

        2) Маша

        3) Даша

  • Что любил есть Кузя в доме у Наташи?

        1) пирожки

        2) сосиски

        3) конфеты

  • Что сделала Наташа с Кузей, чем вызвала его большое недовольство?

        1) она его подстригла

        2) она его покрасила в другой цвет

        3) она его помыла

  • Кто похитил Кузю у Наташи?

        1) Баба Яга

        2) Леший

        3) Кикимора

  • Кто похитил Кузю у Бабы Яги, а потом опять вернул его Наташе?

        1) сорока

        2) ворона

        3) кукушка

  • Где раньше жил Кузя до того, как переехал к девочке Наташе?

        1) в старой заброшенной усадьбе

        2) в шалаше

        3) в деревянном домике

  • Назовите любимую вещь Кузи, когда он жил в деревянном домике?

        1) большая напольная ваза

        2) картина с изображением моря

        3) часы в виде головы кота

  • Сколько лет было Кузе?

        1) семь десятков

        2) семь веков

        3) семь тысяч

  • Как звали друга, соседа Кузи, такого же домового, как и он?

        1)Кокованя

        2)Нафаня

        3) Берендей

  • Что любили делать Кузя и Нафаня?

        1) слушать пластинки

        2) смотреть телевизор

        3) играть в компьютер

Ведущий. Молодцы, очень внимательно смотрели этот мультфильм! А мы продолжаем наш рассказ. Когда вы покидаете свой дом, вы оставляете в нем домового, и чтобы за время вашего отсутствия ничего не случилось в доме и чтобы домовой охранял ваше жилище, уходя, необходимо говорить вот такие слова-заклинания. Повторяйте каждую строчку за мной и старайтесь запомнить эти волшебные слова:

        Домовушка, домовой,

        Сохрани наш дом родной

        От врагов и от беды

        От огня и от воды.

        Ты меня обратно жди,

        Чего хочешь - сам возьми!

Домовой имеет много друзей и подруг. Давайте определим по предложенному описанию, с кем дружит домовенок:

1) Принеприятный сказочный тип. Живет одиноко в дремучем лесу. Питается заблудшими путниками (мальчиками и девочками). Лучше всего убегать от него, когда он спит или выходит на охоту. Кто это? (людоед)

2) Он живет в лесу, все время пакостит. Одет в зеленую шкуру, которую носит круглый год. Шкура эта застегивается слева направо. Обувь у него тоже одета наоборот. Ростом изменчив: то ниже травы, то выше деревьев. Любит сбивать людей с их пути. Жизнерадостен, большой хохотун. Может превращаться в сухое дерево или куст. Кто это? (леший)

3) Этот сказочный герой раздражителен. Чуть что не по нему - все вещи переставит, стекла побьет, кастрюли перевернет, хорошо, если пожар не устроит. Так он характер свой показывает. Кто это? (домовой)

Ведущий. По преданию Кикимора является женой домового, а она женщина строгая, сварливая и несправедливая. Вот почему, получив порцию брани от супруги, он отыгрывается на домочадцах.

        И вот сейчас домовой разозлился и специально перепутал все вещи, а вернее все пуговицы в шкатулке. Задача участников - как можно быстрее разложить пуговицы по кучкам: в первую кучку положить пуговицы с двумя дырочками, во вторую кучку положить пуговицы, у которых четыре дырочки, а в третью кучку положить пуговицы на ножках.

Ведущий проводит эту игру 2-3 раза, выбирая для игры каждый раз по два участника

Ведущий. Еще домовенок обожает иногда пошуметь, похлопать дверьми, окнами, потопать по полу и издавать какие-нибудь звуки. Давайте и мы поиграем в любимые затеи домовенка.

        Хлопать кто умеет громко?

        Все мальчишки иль девчонки?

        Чтоб узнать, кто прав из нас,

        Мы похлопаем сейчас.

        Не жалейте пальчики,

        Дорогие мальчики!        (хлопают мальчики)

        А теперь дружнее, громче -

        пусть похлопают девчонки!        (хлопают девочки)

Ведущий. А теперь, ребята, проверим, кто громче хлопнет? (дети хлопают)

кто громче топнет? (дети топают), кто выше прыгнет? (дети прыгают), кто громче крикнет? (дети кричат). Молодцы!

        Домовой умеет делать несколько дел одновременно. А вы сможете? Давайте проверим! Покажем с помощью движений правой руки, как мы машем веером (дети показывают). Теперь, продолжая махать веером, левой рукой имитируем глажку утюгом (дети показывают). А теперь попробуем покачать головой, как будто мы стрелочки маятника, но продолжаем делать движения руками. Теперь попробуем шагать на месте, как будто мы идем в ботинках, которые нам очень жмут, но не прекращаем делать движения головой и обеими руками. Наконец, попробуем имитировать вращение обруча на талии, не прекращая всех предыдущих движений. Молодцы!

        

Ведущий. Домовой просто обожает подвижные игры. Давайте поиграем в некоторые из них. Дети делятся на несколько команд, проводятся следующие эстафеты:

1) обежать кегли спиной и вернуться обратно;

2) пропрыгать в полном присяде до финиша и обратно;

3) добежать до финиша и обратно паре, стоящей спиной друг к другу;

4) добежать все командой змейкой, оббегая кегли и вернуться также обратно;

5) схватившись за уши друг друга (или за пятки, за плечи и т.д.), вся команда идет цепочкой до финиша и обратно.

Подведение итогов и награждение команд

Ведущий. Если люди переезжают в другой дом, они Домового к себе просят. Кланяются ему, потчуют по-особенному, упрашивают: «Пошли, кормилец, в новый дом! Там для тебя и печка готова русская, и кисель, и банька новая». Долго просят, пока тот не согласится. Потому что дом без домового - не дом, а недоразумение, неуютно там и холодно. Так что, ребята, не обижайте своего домового, и он обязательно ответит вам своей взаимностью. 

        Вот мы и побывали в гостях у Домового. К сожалению, нам пора прощаться с гостеприимным Домовым и с вами, ребята. До свидания, до новых встреч!

https://i.pinimg.com/originals/51/6d/f6/516df6e1fa970e7090feb2ce88ea0c0f.jpghttps://i.pinimg.com/originals/51/6d/f6/516df6e1fa970e7090feb2ce88ea0c0f.jpghttps://i.pinimg.com/originals/51/6d/f6/516df6e1fa970e7090feb2ce88ea0c0f.jpghttps://i.pinimg.com/originals/51/6d/f6/516df6e1fa970e7090feb2ce88ea0c0f.jpghttps://i.pinimg.com/originals/51/6d/f6/516df6e1fa970e7090feb2ce88ea0c0f.jpghttps://i.pinimg.com/originals/51/6d/f6/516df6e1fa970e7090feb2ce88ea0c0f.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательному развитию с элементами технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста Тема: «В стране маленьких человечков»

Конспект непосредственно -образовательной  деятельности в области познания с использованием технологии ТРИЗ, а именно метода маленьких человечков....

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами гендерной педагогики в средней группе «Девочки и мальчики идут в лес»

«Девочки и мальчики идут в лес"Цель: Дать детям представление о лесе как экосистеме.Учить узнавать и называть деревья и их листья.Создать представление у детей о том, что лес – среда обитания растений...

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами гендерной педагогики в средней группе «Девочки и мальчики идут в лес»

«Девочки и мальчики идут в лес"Цель: Дать детям представление о лесе как экосистеме.Учить узнавать и называть деревья и их листья.Создать представление у детей о том, что лес – среда обитания растений...

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами гендерной педагогики в средней группе «Девочки и мальчики идут в лес»

Дать детям представление о лесе как экосистеме.Учить узнавать и называть деревья и их листья.Создать представление у детей о том, что лес – среда обитания растений и животных.Учить понимать добрые и п...

Интегрированное занятие по познавательному развитию с элементами художественного творчества. «Телепередача «Хочу все знать» в гостях у весны»

Интегрированное занятие по познавательному развитию с элементами художественного творчества....

Занятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования

Знакомство детей с понятием "воздух" и его свойствами....

Конспект непосредственной образовательной деятельности Интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами художественно эстетического развития

Цель: формирование начальных представлений детей дошкольного возраста о окружающем мире, установление причинно-следственных связей и отношений в природе. Задачи:Образовательные:Сформировать предс...