Удивительный песок
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мальцева Людмила Олеговна

конспект занятия для детей 5-7 лет, о свойстве и качестве песка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnyy_pesok.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Удивительный песок.

ЦельПознакомить со свойствами и качеством песка, его происхождением.

Задачи:

Образовательные:

Развитие у обучающихся стремления к самостоятельному познанию и размышлениюФормирование представлений о песке как об объекте неживой природы, его свойствах и роли в окружающем мире.

Развивающие:

Развитие умения отвечать на вопросы, рассуждать.

Развитие фантазии, творчества, воображения, инициативности и самостоятельности.

Воспитательные:

Воспитание аккуратности в обращении с песком.

Воспитание дружеских взаимоотношений.

Ход занятия:

Педагог: Здравствуйте, ребята.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

На занятии наши глаза внимательно

Смотрят и все … (видят).

Уши внимательно слушают

И всё (слышат).

Голова хорошо … (думает).

Я сейчас хочу рассказать вам одну сказку, вы ее внимательно послушайте.

В далекой-далекой стране, среди гор и холмов родился мальчик. Он был очень любознательный. Но родители никак не могли придумать ему имя. Так и рос мальчик без имени.

Однажды, гуляя в долине цветов, мальчик нашел палочку. Она ему очень понравилась. Он стал с ней играть. Играя, мальчик произнес волшебные слова: ку-кум-ба, и взмахнул палочкой. В этот же миг, ползущая по цветку гусеница превратилась в бабочку. Это так понравилось мальчику, что он стал целыми днями твердить волшебные слова: ку-кум-ба, ку-кум-ба, играя со своей палочкой. Смотрели родители на игру своего малыша, смотрели и решили назвать его Кукумба. Так у мальчика появилось имя.

Прошло ни много ни мало времени, Кукумба вырос и стал добрым волшебником. Однажды он отправился путешествовать. Бродя по свету, Кукумба узнавал много нового и интересного. Путешествуя волшебник очутился в необычном месте. Здесь ничего не было кроме песка.

«Что это?» – подумал Кукумба, глядя на песок.

Он взял горсть песка и стал рассматривать его в лупу.

«Это же песок - воскликнул добрый волшебник. Он вспомнил как в детстве, в одной книге, читал про песок и с интересом рассматривал иллюстрации.

Смотрел Кукумба на песок и думал : «Интересно, а из чего же он получается?»

И волшебник решил исследовать песок и построить в этом месте песочную страну. Только как он ни старался все его постройки рассыпались. Тогда Кукумба взмахнул своей палочкой, произнес волшебные слова«Ку-кум-ба», и на песок полил веселый теплый дождик. Песок намок и добрый волшебник построил дворцы, замки, деревья, животных. А чтобы они не рассыпались он вызывал дождик и смачивал свои постройки.

Так в пустыне появилась песочная страна. Жили в этой стране песочные человечки. Но как ни старался Кукумба, а солнце грело так сильно, что ему с каждым разом становилось все сложнее и сложнее поддерживать песок в мокром стоянии.

Но Кукумба не привык сдаваться. Он построил большую исследовательскую лабораторию, закрылся в ней и стал изучать песок. Каждый день он проводил множество опытов, совершая новые открытия. Но что происходило в секретной лаборатории доброго волшебника никто не знал, не знаем и мы…

Но вы, ребята, не отчаивайтесь, ведь мы знаем, что все тайное становится явным. Ведь это еще не сказка, это присказка, а сказка будет впереди.

И вот мы сейчас с вами тоже отправимся в лабораторию и будем исследователями. А кто такие исследователи?

Дети: Исследуют, делают опыты

Педагог: А мы с вами, что будем исследовать? (песок)

Что же будет объектом нашего исследования?

Дети Песок.

Педагог: Но прежде чем приступить к исследованиям, надо повторить правила поведения в лаборатории и правила безопасности при работе с песком.

1. Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

2. Внимательно следить за результатом опыта.

3. Закончив наблюдение, сделать вывод.

4. Не брать песок и грязные пальцы в рот.

5. Не тереть грязными руками глаза.

Приступаем к работе.

Возьмите мерной ложечкой, насыпьте немного песка на тарелочку.

- Легко ли сыпется песок?

Самостоятельно

Пересыпаем из ладошки в ладошку, из одной емкости в другую, обследуют его руками.

Работа с лупой.

- Внимательно рассмотрите песок. Найдите как можно больше особенностей у песчинок, чем похожи и чем отличаются. (наблюдают)

- Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?

ДетиПесок состоит из отдельных песчинок – кристаллов, которые не скреплены между собой, поэтому и рассыпаются.

Педагог: Опустите в песок магнит, что вы видите? Рассмотрите в лупу прицепившиеся к нему мелкие частички. Как вы думаете, что это за частички? (Ответы детей.)

Педагог: Возьмите горсть сухого песка и опустите в банку с водой не размешивая его. Что происходит?

ДетиПесок оседает.

Педагог: На поверхности воды можно увидеть песчаную пыль. Если размешать лопаткой воду, что произойдет?

Дети: Песчаная пыль, растворяясь, окрашивает воду.

Педагог: Попробуйте слепить из сухого песка шар.

ДетиНе получается: сухой песок рассыпчатый, шершавый, содержит пыль.

(Дети рассматривают влажный песок.)

Педагог: Какой влажный песок?

Дети: Плотный, мягкий.

(делают из влажного песка колечки. Оставляют их на некоторое время, пока песок высохнет.)

Педагог: А сейчас немного отдохнем.

Физминутка.

Мы к плечам прижали руки,

Начинаем их вращать.

Прочь, усталость, лень и скука,

Будем мышцы разминать! (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)

А теперь покрутим шеей,

Это мы легко сумеем. (Вращение головой в стороны.)

А теперь мы приседаем,

И колени разминаем. (Приседания.)

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.)

Отдохнули, ну а теперь возвращаемся и продолжаем исследовать песок.

Педагог: Рассмотрите колечки из песка, что с ними произошло?

ДетиПесок высох.

Педагог : Давайте еще раз намочим песок. Что вы наблюдаете?

Дети: Влажный песок быстро пропускает влагу, а сухой некоторое время держит ее на поверхности, затем она уходит вглубь.

Педагог: Ребята, давайте еще раз вспомним свойства песка.

Песок- это очень мелкие камешки разного цвета, разного размера; в песке можно найти частички металла. Песок тяжелее воды, т. к. опускается на дно банки; пыль легче воды, т. к. остается на поверхности, при размешивании окрашивает воду. Мокрый песок меняет цветПесок хорошо пропускает воду. Из влажного песка можно лепить предметы, а сухой песок не держит форму.

Ребята, если вы считаете, что сегодня хорошо работали, узнали много нового. Если вам было интересно, возьмите жёлтую звёздочку, если вам не понравилось и было немного грустно, то синюю.

Педагог: Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Ах,этот удивительный песок!""

На занятии дети исследуют свойства песка. Для закрепления свойств песка используется авторское пособие "Секреты неживой природы"....

Этот удивительный песок...

Представленный материал был взят из книги М. Зейц "Пишем и рисуем на песке". Предлагаю педагогам и родителям познакомиться удивительными лечебными свойствами песка и с тем, какое воздействие оказывает...

Непосредственно-образовательная деятельность по формированию целостной картины мира, с использование опытно-эксперементальной деятельности"Этот удивительный песок"

Цель: Продолжать знакомить детей со свойстами сухого и мокрого песка, что песок состоит из мелких песчинок. Развивать умение путем эксперементальной деятельности устанавливать причинно-следственные св...

конспект НОД по познавательному развитию"Ах,этот удивительный песок"

Задачи: познакомить детей со  свойствами природного песка; развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта; расширять представления о п...

Конспект образовательной ситуации по исследованию объектов живой и не живой природы, экспериментированию для детей 6 - 7 лет на тему "Удивительный песок"

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...

проект"ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК"

Цель: Развитие познавательных способностей и коммуникативных навыков ребенка,его эмоционально-волевой сферы и сенсорики.Задачи:Развивать тактильную «чувствительность» как основу развития «ру...