НОД по экологическому воспитанию "Лаборатория добрых дел"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цикунова Лариса Сергеевна

НОД по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_laboratoriya_dobryh_del.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по экологическому воспитанию

 «Лаборатория добрых дел»

в старшей группе

Цель: формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; учить выдвигать гипотезы, предположения; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей.

Предварительная работа: беседы о природных явлениях, катаклизмах (землетрясения, вулканы, смерчи, ураганы, наводнения), опыты с водой, песком, со льдом; чтение познавательной литературы; рассматривание энциклопедий, беседы о добре и зле; дидактические игры;

 Материал и оборудование: Письма от сказочных героев, картинки с изображением Буратино, Старичка-Боровичка, Золушки. Контейнеры с водой, плоды каштана, камни, брусок на каждого ребёнка. Одноразовые тарелки, мерные ложки, стаканы, песок сухой, лупа, крупы (горох, фасоль, гречка).

Ход НОД

- Ребята, сегодня утром для поднятия  хорошего настроения себе и друзьям вы приняли участие в игре « Назови друга ласково».

- Говорить ласковые слова друг другу - это хорошо, а совершать добрые поступки, делать добро - это намного лучше!

Ответы детей.

Хочу вам предложить весь сегодняшний день посвятить добрым делам. Приглашаю вас  в свою лабораторию «Добрых дел».

 Скажите, ребята, что такое лаборатория? (ответы детей…Это место, где люди химичат.)

Правильно – это помещение, где проводят опыты и исследования..

Можно я возьму на себя роль заведующей лаборатории? (одевает халат, очки). А вы будете научными работниками лаборатории.

 Какие правила нужно соблюдать при проведении опытов? Дети говорят правила:

1.правило. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

2. правило. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

3. правило. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

4. правило. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.

Посмотрите, сколько пришло писем с просьбой о помощи. Помочь мы должны с помощью экспериментов в лаборатории «Добрых дел».

 А сейчас давайте пройдём в лабораторию. (дети сели за столы).

Давайте подойдем к первому письму и узнаем, кто нам написал. Ребята, а вы знаете этого героя? (Буратино). А из какой он сказки? Правильно.

- Помочь нас просит Буратино.

Ребята, Буратино обрадовался тому, что у него появилась азбука. Побежал он в школу, а на пути у него широкая река, и моста нет. Думал-думал Буратино, как ему перебраться через реку на другой берег. Возникла проблема «Плыть надо – а не знает, умеет ли он плавать». Что же делать? Как помочь Буратино?

Дети предлагают различные варианты решения проблемы, выдвигают

различные гипотезы.

Гипотезы: построить лодку, но это долго; попросить кого-нибудь его перевезти, но рядом никого нет; может, он не утонет, он же деревянный.

Последнюю гипотезу воспитатель предлагает проверить.

Ребята, давайте проверим плавучесть предметов. Как вы думаете, какие предметы не тонут? А как нам проверить тонет ли предмет из дерева? А что необходимо для опыта?

Давайте проверим свои предположения.

 Дети: Провести опыт, эксперимент.

Дети берут предметы (дерево, камень, каштан), наливают в тазики воду и проводят эксперимент.

- Какие предметы плавают? Все ли они легкие? Одного ли размера? Все ли они держатся на воде?

-  Что вы наблюдаете? Что можно сказать о деревянном предмете, который находится в воде? Он тонет в воде?

 (Проделав опыт, дети делают вывод: дерево в воде не тонет, значит, и Буратино не утонет, доплывёт, потому что он деревянный).

-  Что же мы посоветуем Буратино?

Дети: Прыгнуть  в речку и быстро ее переплыть. В школу Буратино успеет вовремя.

-  Мои исследователи, о каком же свойстве дерева мы узнали?

 (Дерево не тонет в воде).

- Молодцы, ребята. Помогли Буратино попасть в школу.

С просьбой о помощи к нам обращается Старичок-Боровичок. Он прислал нам письмо. Воспитатель читает письмо.

« Здравствуйте, ребята! Я вчера получил письмо от своего друга, который живёт и сторожит растения в пустыне. Пишет он, что в его доме повсюду песок. Очень хвалит свой дом, в гости приглашает. Говорит, что я такого никогда не видел. А я вот думаю, что этот самый песок на моей тропинке тоже есть. Только почему он удивительный? Помогите мне выяснить. Буду очень вам благодарен. Ваш Старичок-Боровичок».

Что нам нужно сделать, чтобы помочь Старичку-Боровичку? А еще Старичок-Боровичок знает, что мы исследователи, а что же будет у нас объектом нашего исследования? (песок).

Опыт.

-возьмите мерной ложечкой, насыпьте немного песка на тарелочку.

- легко ли сыпется песок?

Самостоятельно выполняют. Пересыпаем из ладошки в ладошку, из одной ёмкости в другую.

Работа с лупой.

Внимательно рассмотрите песок. Найдите как можно больше особенностей у песчинок, чем похожи и чем отличаются? ( наблюдают)

- как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?

Дети: Песок состоит из отдельных песчинок-кристаллов, которые не скреплены между собой, поэтому и рассыпаются.

- какого они цвета? (темные и светлые)

- давайте посмотрим их размер. Одинаковые ли они? (не одинаковые, есть крупные и мелкие).

Воспитатель: песок сыпется из одной ёмкости в другую. Если песок сыпется, то он какой? (сыпучий)

Вывод: Песок - сыпучее вещество, отдельные крупинки не скреплены между собой и разные по размеру.

Моделируем свойство сыпучести.

- давайте понюхаем песок (не пахнет). Значит, сухой песок не имеет запаха.

- возьмите 2 баночки и насыпьте в них песок. Давайте представим, что прошел дождик и в одну из баночек он попал - намочите водой песок. Каким стал песок? Он имеет специфический запах. А куда исчезла вода? (она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками).

Опыт 2

Возьмите в одну руку ёмкость с сухим песком, в другую - с сырым. Что тяжелее? Почему?

 ( сырой - среди сухих песчинок прячется лёгкий воздух, а среди влажных - более тяжёлая вода).

 Иллюстрации о дюнах, барханах. Почему ветер наметает дюны - сухой песок легкий. Видимо здесь и живёт друг Старичка-Боровичка. Правда, красиво?

Аккуратно мерной ложкой возьмите сырой песок и выложите в тарелку.

Работа с лупой.

Рассмотрите сырой песок – песчинки прилипли друг к другу, так как из мокрого песка выходит воздух. А теперь попробуйте мокрый песок обратно в ёмкость.

Вывод: мокрый песок не сыпется, он липнет.

И так мы помогли Старичку – Боровичку выяснить об удивительных свойствах песка.

- Молодцы, ребята. Мы ещё раз с вами совершили добрый поступок. Кому мы помогли?

Ответы детей.

В:- Осталось нам последнее письмо прочитать.

 Ребята, а на конверте - ?

 Мы должны отгадать, кто же обратился к нам за помощью…

« Здравствуйте, ребята! Злая мачеха смешала все крупы и не пустила меня на бал. А мне так хочется, хоть одним глазком увидеть принца, потанцевать на балу… Помогите мне, пожалуйста, перебрать крупы».

Ответы детей.

Верно, с просьбой о помощи к нам обратилась Золушка.

Дети с удовольствием перебирают крупы…

Вот ещё одно доброе дело сделали.

- Тот, кто делает добро, получает радость.

 А вы рады, что совершили добрые дела?

Ответы детей.

- Добро не горит и не тонет. Почему так говорят? Ответы детей.

- Правильно, ребята! Потому что добро всегда побеждает зло. Добро будет жить вечно!

Итог: что мы сегодня делали в лаборатории? Что вам понравилось больше всего? Что нового узнали?

Награждение детей медалями. «Умники и умницы»

Даниил  читает  стихотворение:

Нет  ничего  на  свете

Прекрасней  доброты!

Она  звездой  нам  светит

С  небесной  высоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Добрый клевер"

Всем известно, что именно в дошкольном возрасте закладываются зерна экологической культуры. Это ответственный период в жизни ребенка, когда у него появляется интерес к окружающему миру, что позволяет ...

Экологический проект «Добрая зима для птиц»

Экологический проект «Добрая зима для птиц»...

Сценарий открытого занятия по экологическому воспитанию "Добро пожаловать в весенний лес"

Сценарий открытого занятия по экологическому воспитанию "Добро пожаловать в весенний лес"...

Экологическое развлечение «Добрые друзья природы» для старшего дошкольного возраста

Образовательные задачи:Вызвать интерес к окружающему миру. Знакомить с правилами поведения в природе. Формировать экологическую  культуры детей, закреплять правила экологически грамотного взаимод...

Социально-экологический проект "Добрые крышечки"

Проект "добрые крышечки" в группе ОВЗ при участии родителей воспитанников...