Конспект интегрированного занятия ООД по теме посуда в старшей группе «В гостях у хозяюшки»
план-конспект занятия по окружающему миру

Ильина Анастасия Васильевна

Конспект интегрированного занятия ООД  по теме посуда в старшей группе «В гостях у хозяюшки»

Цель: вызвать у детей интерес к традициям русского народа, познакомить с обрядом чаепития.

Задачи:

  •  познакомить детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси;
  • расширить лексический запас детей словами «самовар», «заварник»,  «чаепитие», «подстаканник», «пара».
  • воспитывать у детей желание быть гостеприимными;
  • доставить радость от чаепития, показать пользу чая;
  • формировать у детей культуру чаепития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия ООД  по теме посуда в старшей группе «В гостях у хозяюшки»

Цель: вызвать у детей интерес к традициям русского народа, познакомить с обрядом чаепития.

Задачи:

  •  познакомить детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси;
  • расширить лексический запас детей словами «самовар», «заварник»,  «чаепитие», «подстаканник», «пара».
  • воспитывать у детей желание быть гостеприимными;
  • доставить радость от чаепития, показать пользу чая;
  • формировать у детей культуру чаепития.

Оборудование: столы накрыты со скатертью, самовар, сахарница с рафинадом, конфетница с конфетами, пряники, чашки с блюдцами, стакан стеклянный с подстаканником.

 Ход ООД

Воспитатель:

-Дверь открою-стану звать,

Деток в гости приглашать,

Где вы детки? Заходите!

Я вас чаем угощу!

А потом будем играть,

Песни петь и танцевать!

(дети входят) музыка (в гости шли)

Воспитатель: -Я вас ждала-в доме убрала, стол накрыла белой скатертью и расставила к чаю красивую чайную посуду.

 Проходите гости, присаживайтесь пожалуйста поудобнее.

Ребята обратите внимание на красивый предмет, который стоит на столе. Кто знает, как называется этот предмет? (самовар).

-Да правильно! Молодцы! А у кого из вас дома есть самовар?

Давным-давно, когда еще не было на свете даже ваших бабушек, появился самовар на Руси. Он и избу украшал и всех чаем угощал. А делали такие самовары в городе Туле. Сначала самоваров было мало. Чтобы купить самовар, надо было иметь много денег. И самовары покупали только богатые люди. Потом в Туле стали делать больше самоваров, они подешевели и тогда самовар  уже могла приобрести почти каждая семья.

-В старые добрые времена был на Руси такой обычай: осенью, когда заканчивали крестьяне всю работу на полях, собирались они на посиделках, чтобы на людей поглядеть, да и себя показать. А какие же посиделки без чая горячего, бодрящего!

-Ребята, а вы знаете что такое посиделки? (ответы детей)

Посиделки-это собрание молодых парней и девушек, которые проводились обычно осенью и зимой, когда народ отдыхал от тяжелой работы. Девушки демонстрировали женские качества: умение шить, готовить, а также хвастались своей красотой, умением петь и танцевать.

А парни вели разговоры, стараясь развлечь девушек, говорили им приятные слова и комплименты.

Чаепитие на Руси было доброй традицией, и пил чай наш народ из самовара. Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. Гостей в русских домах любили и привечали, усаживали за столом на почетные места.

Самовар - старинное русское изобретение, для нагревания воды. Делали самовары из серебра, меди, железа, даже из фарфора. Чтобы самовар был красивым, его ножки, краники, ручки делали в виде рыб, львов, петухов и других животных. Внешний вид самоваров был разным, потому что каждый мастер старался придумать свой, непохожий на других самовар. Вся семья собиралась за столом, на который водружался самовар, и по русской традиции пили чай с вареньем, пирогами, блинами…

Ребята, оказывается самовар состоит из двух слов, как вы думаете, из каких? (ответы детей)

-Молодцы! А что он варит? (ответы детей, воду)

-Молодцы! Правильно!

Давайте внимательно рассмотрим самовар и расскажем из чего он состоит, какие украшения вы увидели.

1. Сам самовар стоит на ножках.

2. У него есть ручки с двух сторон, чтобы его переставлять.

3. Кран поворачивается влево и в вправо, чтобы налить воду в чашку.

4. Вода заливается сверху, когда откроешь крышку.

Сейчас в наше время делают электрические или декоративные самовары. (Показываю самовар наших дней).

Зачем нам нужен самовар? (чай пить)

Вы видели, как ваши мама или бабушка заваривали чай? (да)

Как они это делали? (ответы детей)

Воспитатель: А еще я хочу вас познакомить с одним старинным элементом чайной посуды который называется ПОДСТАКАННИК.

Подстаканник-это подставка, охватывающая и поддерживающая стеклянный стакан, в большинстве своём цилиндрической формы, имеющая ручку для того, чтобы употреблять горячий чай, не обжигая ладони. 

Какие только рисунки не украшали подстаканники! В зажиточных домах хранились подстаканники из серебра. Изготовленный из дорогого по тем временам предмет чаепития был излюбленным подарком коллегам, друзьям и уважаемым людям. В России  подстаканники традиционно используются и в наше время в железнодорожном транспорте как обязательный элемент сервировки стола.

А теперь отгадайте загадку:

Он бывает с ежевикой,

И с черникой, и с брусникой,

И с жасмином, и с ромашкой,

Разливается по чашкам.

Если хочешь-пей зеленый,

А не хочешь-черный пей!

Что-же это за напиток?

Угощают им гостей! (Чай)

Правильно, молодцы!

Воспитатель: А вы знаете пословицы о чае? (да)

  1. Выпей чайку-забудешь тоску.
  2. Чай пьешь до ста лет проживешь
  3. Чай не пьешь, от куда силы возьмешь?

Молодцы, а сейчас я для вас заварю чай. (Имя ребенка) как ты думаешь, что нам для этого понадобиться? (Заварка)

Правильно, молодец! Заварка бывает крупная и мелкая. У меня есть крупная очень ароматная заварка с ягодным вкусом и нотами смородинового листа.

Есть специальный чайник, в котором заваривают заварку, Он так и называется заварник. Такой чайник есть и на моем столе. (имя ребенка) покажи где он? (показывает и называет) Воспитатель снимает крышку с заварника и засыпает заварку.

Воспитатель: А что еще нужно сделать чтобы заварить чай? (налить в заварник воды)

И не просто воды. А какой воды? (очень горячей, надо залить кипяток)

А где у нас кипяток? (в самоваре)

До самовара дотрагиваться нельзя, можно обжечься, потому что в нем кипяток. Что нужно открыть, чтоб побежала из самовара вода? (кран)

Кран открывается, вода наливается! (наливает воду)

А теперь закрою заварник крышкой и  накрою вот такой красивой грелкой для чайника чтобы чаинки разваривались лучше и чай у нас получится

душистый и ароматный.

А пока наш чай заваривается, я предлагаю вам поиграть.

Физминутка игра «Золотые ворота» под музыку.

Воспитатель: Ну что ребята, сядем рядком, да поговорим ладком. Присаживайтесь за стол поудобнее, продолжим нашу беседу.

Наш чай заварился, и сейчас мы приступим к чаепитию.

Мы сегодня будем пить чай из чайной пары. Это чашка и блюдце. Чайную посуду можно назвать парой, потому что она сочетается между собой цветом и узором.  Блюдце используют для того, чтобы пролитая из чашки жидкость никуда не проливалась, а оставалась на ней. Также из блюдец можно пить горячие напитки, в основном чай с шоколадкой. Ложка кладется сзади, за чашкой, ручкой вправо. Ее следует положить на блюдце полностью, нельзя чтобы она опиралась о стол.

Сначала я вам разолью всем заварку из заварника, а затем разбавлю водой из самовара. (Разливаю заварку) затем воду из самовара.

Наш чай горячий и чтоб он остыл быстрее налью его в блюдце и буду пить из него. (показываю) -пробуйте и вы попить из блюдца.

Воспитатель:

Чай горячий, ароматный,

И на вкус такой приятный,

От недуга исцеляет,

И усталость прогоняет,

Силы свежие дает,

И друзей за стол зовет!

Ах, какой ароматный чай у нас получился.

Воспитатель предлагает детям пить чай.

(дети размышляют о чае)

-Приятного аппетита!

Воспитатель: Чай крепче, если он с добрым другом разделен. Как вы думаете, эта пословица подходит нам свами? (Да)-Конечно, ведь у нас такая дружеская атмосфера, мы с вами все друзья.

 Чай можно пить сахаром, с молоком, с медом и т.д. Я вас угощаю сахаром, молоком, конфетами и баранками.

У меня на столе стоит сахарница в ней лежит сахар, конфетница, в ней лежат конфеты, есть молочник, в котором налито молоко, а также есть у вас чайные ложечки.

Сахар на Руси, не размешивали в чае. Им закусывали. А со временем начали смешивать сахар с чаем. Сахар размешивали в чашке чайной ложкой тихонько, не задевая стенок чашки. (показываю)

По старинному обычаю, конец чаепития обозначался перевернутой вверх дном чашкой на блюдечке. А вот традиция оставлять ложечку в чашке, стало позднее.

Какой вам больше понравился способ завершить чаепитие, такой вы и применяйте, и тогда я пойму, что вы закончили церемонию чаепития.

-Ребята у нас получилась сегодня такая прекрасная беседа о чае, о чаепитии русского народа.

Подведение итогов

– С каким предметом народного быта вы познакомились сегодня?

-Как можно назвать чайную посуду? (индивидуальный вопрос)

-Что нового и интересного узнали из нашей беседы?

-Как называется предмет, который был у бабушек и дедушек для чаепития, куда ставили стакан?  (индивидуальный вопрос)

Молодцы ребята. Мне было очень приятно провести с вами совместное чаепитие. А напоследок я вам хочу подарить, вот такие подарочки. Это полезный чайный сбор. (раздаю детям)

 А теперь приглашаю вас на танцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Рассказывание сказки по сюжетным картинкам"

В конспекте  рассказыванию детьми сказки предшествует беседа о сказках: русских народных и авторских. Закрепление у детей знаний имен авторов-сказочников. Уточнение, какие сказки называются народ...

Интегрированное мероприятие на тему "Посуда" в старшей группе

Упражнять детей в образовании имен прилагательных от имен существительных;образование новых слов с помощью суффиксов -ниц, -ик;закрепление понятий материалов,из котороых изготавливается посуда;закрепл...

Конспект интегрированного занятия на тему «Зимушка-зима» ( старшая группа)

Обобщение и закрепление полученных знаний и навыков....

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе «Лесная гостья»

интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-творческое развитие"...

Конспект фронтального интегрированного занятия по тема: «Одежда» в старшей группе. «Особенные гости»

Цель: Формирование представлений об одежде и её назначении;Задачи:1.      Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Одежда»;2.      Совер...

Конспект интегрированного занятия на тему «День космонавтики» старшей группе.

Цель: Дать детям представление о планете Земля, познакомить с первым космонавтом Ю. А.Гагариным, учить создавать аппликации из геометрических фигур, оформлять работы по образцу;Задачи:1 Дать детям пре...