Непосредственно образовательной деятельности «Лаборатория чудес»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Катошина Елена Николаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_.docx31.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 2 Солнышко»

КОНСПЕКТ

Непосредственно образовательной деятельности

«Лаборатория чудес»

ориентировано   на детей дошкольного возраста

(5–6  лет)

 Составители:  воспитатель 1 квалификационной категории

 Катошина Елена Николаевна

                                                                                     

08.02.2023

г. Ростов

Актуальность выборной темы

Китайская пословица гласит: 

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» .

Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

 Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. В ходе поисково-исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д.), почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Образовательная деятельность детей:  НОД -

Тема: «Лаборатория чудес»

08.02.2023 время проведения 9.30.

Возрастная направленность: группа старшего дошкольного возраста  (5–6  лет)

Образовательная область главное направление - познавательное  развитие

 Интегрирующие области - социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Цель: создать условия для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность  (наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать).

Задачи:

1.Обучающие:

1.1.Создать условия для обучения детей навыкам исследовательской деятельности;

1.2. Создать условия для обучения детей делать выводы путём экспериментирования;

2. Развивающие:

2.1.Создать условия для расширения кругозора детей путём практического опыта;

2.2.Создать условия для развития у дошкольников познавательной активности, любознательности, воображения и мышления;

2.3. Создать условия для развития умения анализировать полученные результаты.

3. Воспитательные:

3.1.Создать условия для воспитания сосредоточенности, чуткости, дружеского взаимоотношения, внимания, доброжелательности, желания прийти на помощь;

3.2. Создать условия для  радостного эмоционального настроения у детей.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная.

Оборудование, материалы:  снег, сахар, тарелки, стаканы, воздушные шары, фартуки, влажные салфетки, видеофрагмент.

Ход НОД:

Этапы  продолжительность,  

Ход НОД

Технологии, методы, приёмы

Результат

Деятельность педагога и  лиц

Деятельность воспитанников

1.Организационный

1мин

Создание положительного эмоционального настроя на совместную деятельность во время НОД

Воспитатель: Доброе утро!

Меня зовут Елена Николаевна.

Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними

Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, улыбнитесь гостям.

Здорово. Мое хорошее настроение плюс ваше хорошее настроение+ хорошее настроение гостей. У нас получилась настоящая команда.

словесный (слова приветствия, пояснения).

Настрой на совместную деятельность

2.Мотивационный

1 мин

Создание условий для мотивации дошкольников к предстоящей деятельности.

Ребята, сегодня утром мне пришло электронное письмо.

Но я никак не могу его прочитать. Оно не открывается.

А еще утром я нашла вот это (поддон и вода)

Что вы видите?

Может это поможет нам прочитать электронное письмо?

Как вы думаете что можно с этим сделать?

Давайте попробуем налить сюда воду.

(выливают воду и проявляется профессор)

Ребята, кто это? (профессор)

Включается письмо Слайд 1

«Здравствуйте уважаемые ребята, я Профессор Почемучкин.

Сегодня произошел сбой в главном компьютере нашей лаборатории и результаты многих экспериментов пропали, теперь их необходимо восстановить, посовещавшись с учеными мы решили поручить это задание вам. А главным в лаборатории назначить вашего воспитателя Елену Николаевну.

В лаборатории вы найдете конверт с заданиями.

Если все результаты экспериментов будут восстановлены, то я пришлю вам грамоты и презенты за хорошую работу. Удачи вам юные ученые!»

- Давайте вспомним, а что такое лаборатория?

- Ответ детей (Лаборатория — это специальное место, где проводят опыты и эксперименты).

- А как же нам туда попасть?

- Я вам предлагаю отправиться туда с помощью воздушного шарика.

Встаньте вокруг меня, закройте глаза и возьмитесь за ниточку, и произнесём волшебные слова.

Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся.

Нас ждет волшебная страна, надо нам попасть туда

В лабораторию летим, помочь профессору хотим.

Воспитанники осматривают группу, и замечают коробку.

Положительный настрой на совместную деятельность

3.Активизация имеющихся знаний

2 мин

Перемещаются в лабораторию

Слайд 2

- Ребята, вот мы с вами прибыли в лабораторию.

Первым делом, как все учёные  мы с вами должны одеть специальную одежду.

(дети одевают фартуки, воспитатель - халат)

- Теперь мы с вами точно настоящие исследователи.

(садятся за столы)

- Ребята, давайте с вами вспомним правила поведения в лаборатории.

Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило №2. Пробовать на вкус, брать в рот – в лаборатории запрещено.

Правило №3. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.

Правило №4. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Дети перемещаются в лабораторию и повторяют правила поведения. Переодеваются в фартуки.

Вспомнили правила поведения в лаборатории.

  1. Сообщение темы, проведение опытно-экспериментальной деятельности

15мин

- Ребята, напомните какое сейчас время года?

- Какие осадки чаще всего встречаются зимой? (снег)

Давайте вспомним, какими свойствами обладает снег в природе? (он белый, пушистый, легкий, скрипучий, воздушный, липкий, нежный, сверкающий, мягкий)

Молодцы.

 А во и первое задание от профессора —  изобрести искусственный снег

1. "Искусственный снег"

Ребята, что вы видите перед собой?

У вас в тарелках насыпан крахмал. Давайте прикоснемся к нему, какой он на ощупь?

Возьмите 3 ложки крахмала и положите их свои лотки.

В эти лотки  добавьте масло и тщательно перемешайте палочками.

Теперь потрогайте, что у нас получилось?

Ребята, а чем искусственный снег отличается от настоящего?

Молодцы,  отряхните руки и протрите влажными салфетками

Предлагаю вам ребята чтобы не забыть наш опыт, зашифровать всё в схему.

(Дети зарисовывают алгоритм получения снега в блокноты для наблюдений)

 Молодцы. Давайте посмотрим следующее задание. «Волшебные гантели»

Физкультминутка.

Возьмите в руки волшебные гантели, повторяйте за мной.

Гантели в руки мы возьмём,     (наклоняемся и берём гантели в обе руки)

И немного потрясем.  (трясем их обеими руками перед собой)

Вместе мы попрыгаем,   (прыгаем, трясем гантели над головой)

Руками мы подвигаем.  (махи обеих рук по сторонам)

Вот так, вот так,   (шагаем, в такт трясём перед собой)

Будем весело трясти.

Вот так, вот так, (кружимся на носочках вокруг себя)

Что за чудо посмотри!   (протягиваем руки перед собой

Воспитатель: ой, посмотрите, что случилось с водой в гантелях?

Дети: она стала цветной.

Воспитатель: Какие цвета  получились у вас?

Дети перечисляют по очереди

Воспитатель: Ребята, вы проделали опыт, сами того не замечая!

Кто из вас догадался, в чем секрет? (в случае затруднения раскрыть секрет опыта)

Дети: вода окрасилась. 

Воспитатель: А  что можно сказать о цвете обычной воды? (У воспитателя бутылочка с обычной водой)

Вывод:  обычная вода не имеет цвета, она бесцветная.

   

Давайте посмотрим следующее задание

 «ПИЗАНСКАЯ БАШНЯ»

Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведите немного гуаши, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку (не на башню!). Понаблюдайте, что происходит. Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет.

Предлагаю вам ребята чтобы не забыть наш опыт, зашифровать всё в схему.

(Дети зарисовывают алгоритм получения снега в блокноты для наблюдений)

Вывод: вода является хорошим растворителем. Вода проникает в сахар и поднимается вверх по башне.

Сейчас я сфотографирую и отправлю все результаты профессору Почемучкину. (Воспитатель отправляет результаты экспериментов с телефона)

После проведения всех опытов на экране появляется  профессор Почемучкин.   Слайд 3

Давайте уберем свое рабочее место, снимем фартуки.

Нам пора возвращаться в детский сад.

Ребята подойдите ко мне,  давайте возьмемся за шарик, произнесем волшебные слова, чтоб нам вновь оказаться в группе.  

Ты неси нас шарик,

Прямо в детский сад

      Закружи нас, заверти ,в группу нас перемести.

5. Рефлексивный этап  

Подведение итогов НОД

1 мин

Вот мы снова в детском саду.

Если вам понравилась наша встреча, возьмите голубой кружок, если нет – серебристый. И опустите в воду.

Посмотрите во что превратились обычные кружочки?

(В снежинки) Это настоящее чудо.

Я вижу, вам понравилась наша встреча.(опрос детей об интересных для них моментов)  

Ребята, кто нам прислал электронное письмо??

Как мы узнали, что это он?(сделали опыт с водой)

Где мы с вами побывали? (в лаборатории)

С помощью чего мы туда переместились?

Какой опыт вам понравился больше всего?

Ребята, вы сегодня большие молодцы. Вы справились со всеми заданиями и благодаря вам результаты экспериментов профессора Почемучкина восстановлены.

За ваши открытия профессор присвоил вам звание «Юный исследователь» и передал медаль и диплом.

Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо.

Говорят, что им запомнилось, понравилось.

Организация рефлексии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность "ЛЕСНЫЕ ЧУДЕСА" в первой младшей группе по образовательной области "Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»

Непосредственно образовательная деятельность разработана для детей первой младшей группы по основной общеобразовательной программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы по образовательной ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Лаборатория Горелкина»

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Лаборатория Горелкина»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Лаборатория юных химиков» (экспериментирование) для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Формирование коммуникативных навыков посредством совместной работы в экспериментировании.Задачи:Образовательные:Формировать представление о профессии «Химик»;Познакомить детей со сво...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: «Чудеса осеннего леса» для детей старшего дошкольного возраста

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ. Тема: «Чудеса осеннего леса» для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «ЛАБОРАТОРИЯ ЮНЫХ ХИМИКОВ – ЛАКМУСОВАЯ БУМАГА» (старшая группа)

Конспект непосредственной образовательной деятельности «ЛАБОРАТОРИЯ ЮНЫХ ХИМИКОВ – ЛАКМУСОВАЯ БУМАГА»(старшая  группа)...

Конспект образовательной деятельности "Лаборатория чудес"

Данный материал будет интересен воспитателям для организации совместной деятельности совместно с родителями....