Экспериментальная и познавательно -исследовательская деятельность. в старшей разновозрастной группе по теме: «Волшебница соль»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Бардасова Татьяна Ивановна

Цель образовательной деятельности:

 Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка подготовительного дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

 

Цель эксперимента:

Закрепление представления детей о свойствах соли и о разных ее состояниях, встречающихся в природе и в жизни.
 

Образовательные задачи:

-Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли.

-Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом.

- Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении в природе, в жизни человека.

 

Развивающие задачи:

-Развивать произвольное внимание; диалогическую речь, способность самостоятельно задавать интересующий вопрос.

-Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.

-Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

-Развивать мышление, любознательность, наблюдательность.

 

 

Воспитательные задачи:

-Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.

-Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группах, коллективе.

-Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.

 

Словарная работа: Обогащать словарь детей словами:  «соль», «вещество», «растворить», «минерал», «приправа», «кристалл», «сыпучая».

Оборудование: Соль: поваренная, каменная, морская. Баночки с солью, ложки, яйцо, прозрачные емкости, клей, кисточки, заготовки из картона (звезды).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnitsa_sol.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Чиршкасинская ООШ имени Л.В.Пучкова»

Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики

Экспериментальная и познавательно -исследовательская деятельность.

в старшей разновозрастной группе по  теме:

«Волшебница соль»

Подготовила:

Воспитатель

Бардасова Татьяна Ивановна

 д.Чиршкасы 2023 г

Цель образовательной деятельности:

 Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка подготовительного дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Цель эксперимента:

Закрепление представления детей о свойствах соли и о разных ее состояниях, встречающихся в природе и в жизни.

Образовательные задачи:

-Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли.

-Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом.

- Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении в природе, в жизни человека.

Развивающие задачи:

-Развивать произвольное внимание; диалогическую речь, способность самостоятельно задавать интересующий вопрос.

-Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.

-Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

-Развивать мышление, любознательность, наблюдательность.

Воспитательные задачи:

-Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.

-Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группах, коллективе.

-Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.

Словарная работа: Обогащать словарь детей словами:  «соль», «вещество», «растворить», «минерал», «приправа», «кристалл», «сыпучая».

Оборудование: Соль: поваренная, каменная, морская. Баночки с солью, ложки, яйцо, прозрачные емкости, клей, кисточки, заготовки из картона (звезды).

Ход занятия:

Название этапа

Деятельность воспитателя

Деятельность и возможные ответы детей

I

Организа-

ционный

Постановка цели

         Детей встречает «Ученый» (Воспитатель).

Здравствуйте, ребята! Как вы уже заметили , я сегодня не просто Татьяна Ивановна ,а ученный- исследователь  !!!.   И                     у меня сегодня хорошее настроение и я хочу с вами им поделиться.

(Дети становятся в круг Приветствие.)                                                                  В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

Улыбнёмся, подмигнём,                                                

 И к гостям мы улыбнемся.

К нам сегодня на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети : Здравствуйте!

Воспитатель :                                                                            Ребята, а  вы знаете, в выходные дни я   сьездила в  страну «Наука-ландия » и  принесла с собой много знаний и экспериментов.  А отгадав загадку, вы узнаете, с каким веществом мы сегодня с вами познакомимся!

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук.

И становится вся пища несъедобной вдруг,

Если в ранку попадает - испытаешь боль,

Вы, конечно, догадались, ну конечно это…

В случае затруднения с ответом воспитатель помогает детям.

Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем идет речь? (ответы детей) .

Теперь я вам расскажу немного о соли!

Воспитатель: Соль - полезное ископаемое, природный элемент. В молотом виде она представляет собой мелкие кристаллы белого цвета (показ иллюстрации). Производится соль в разных видах: поваренная, йодированная, морская (показать виды соли). Соль бывает разная: мелкая и крупная.Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолно- хлебавши». К соли относились уважительно.

 Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.

Без соли, без хлеба худо беседа.

Пуд соли вместе съесть.

Пальчиковая гимнастика «Солим капусту».

Мы капусту рубим- рубим,

(размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнём- мнём,

(мнут капусту)

Мы капусту солим-солим,

(«берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмём-жмём,

(сгибание и разгибание кистей                          

 Ребята, кто знает, откуда берется соль? (ответы детей).

Соль добывается разными способами, посмотрите на картинку (показываю картинки). Поваренную соль добывают в соляных озерах и морях. Раньше это делали в

ручную, это был физически тяжелый труд. Сейчас в наше время эту соль добывают с помощью специальных комбайнов.

Воспитатель: Соль просто необходима человеку, в любом органе человека, так же как и в крови, слезах содержится соль. Соль одна из самых распространенных специй, которая усиливает вкус блюда. Без нее вся наша еда была бы безвкусной и пресной. Соль также нужна и для консервирования блюд, для того чтобы овощи хранились очень долго. Вы видели, как мама солит? Много соли она добавляет?

Соль просто необходима для жизни человека ее не только употребляют в пищу, но с ее помощью люди лечат различные заболевания (показываю картинку).

А когда у вас болит горло?

Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди и дышат соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите как красиво в этой пещере, она вся сверкает и переливается.

А что же это такое в посылке? (достаю из посылки морскую соль и показываю детям) Это соль, которую используют как косметическое средство - это морская соль. Может быть у кого - то дома есть такая соль (ответы детей).

Воспитатель: Что вы с ней делаете? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, ее добавляют в ванну, чтобы наша кожа была гладкой, мягкой, нежной, эластичной, увлажненной: то есть она тоже используется для оздоровления.

Воспитатель: Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюдце лежат кусочки льда, посыпим их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед.

Вывод: свойство соли растворять. И поэтому в городах пешеходные дорожки посыпают солью и лед растапливается.

Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся в лабораторию проводить опыты.

-Здравствуйте!

Соль.

Про соль

нет

Да. Нет

II Основной

-Ну а чтобы нам начать эксперименты, давайте превратимся в маленьких исследователей! (одеваем шапочки).

-Но, мало выглядеть, как ученый, нужно еще знать правила, которые нужно соблюдать в лаборатории. Подойдите к столу, перед вами карточки с картинками, в одну сторону сложите картинки, изображающие, что можно делать во время эксперимента, а что нельзя! ( Перед детьми 9 карточек, изображающие действия: кричать, трогать, нюхать, пробовать, баловаться, болтать, помогать друг другу, думать, задавать вопросы. Задача воспитанников разложить их в 2 группы, что делать можно, а что нельзя. Карточки пробовать, нюхать, трогать окажутся между этими двумя группами, нужно объяснить что не все вещества во время эксперимента можно трогать, нюхать и пробовать).

Проходят в лабораторию .

Хорошо теперь мы можем приступить к экспериментам!

Опыт 1:

   Давайте рассмотрим соль, перед вами поваренная, морская и каменная соль. Рассмотрите ,чем они отличаются и чем похожи.

Отдельно останавливаемся на поваренной!

Перед вами баночки с поваренной солью, внимательно рассмотрите ее. Давайте попробуем описать наше вещество.

Какого цвета соль?

Какую имеет структуру? На что похожи ее частички?

Возьмите ваши баночки с солью и поднесите к носу. Имеет ли запах соль?

Теперь возьмите маленькие ложечки и попробуйте соль на вкус! Имеет ли вкус? Какой?

Давайте возьмем щепотку соли и пересыпаем ее обратно в баночку! Какая соль?

Сыпучая не сыпучая?

Давайте сделаем вывод, соль она какая?

Опыт 2.

Перед вами стоят стаканчики с жидкостью, предлагаю вам попробовать и ответить что за вещество у вас в стаканчике. (дети пробуют воду).

Так что вы попробовали?

Имеет ли она вкус?

Теперь давайте попробуем растворить соль в воде. Погружаем одну маленькую ложку соли в стакан с  водой, и размешиваем! Смотрим, растворилась или нет!

Пробуем на вкус, какой стала вода?

А какой была? Делаем вывод.

Опыт 3:        

(Перед детьми в миске лежат куриные яйца, и стоят 1л банки: 4 с водой, 4 с соленным раствором).

Скажите, что вы видите перед собой?

Погружаем яйцо в банку и наблюдаем.

Что произошло?

А как вы думаете, в какой воде яйцо не утонуло?

Правильно, соленая вода, более плотная чем пресная, по этому вытолкнула яйцо на поверхность. Те, кто был на море, наверняка заметили, что на в морской воде плавать легче, чем в пресной, морская вода вас держит на плаву.

Давайте подведем итог, что мы узнали о соли?

А теперь давайте немного отдохнем.

Физминутка:

А над морем — мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (
Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (
Дети делают плавательные движения руками.)

Раз, два, три- покружились и в ученых превратились.

- У морской более крупные частицы.

-Белого

- На кристаллы

- нет

-Да. Она соленая.

Он сыпется, значит она сыпучая.

Белая, соленая, не имеет запаха, сыпучая.

Воду.

-Нет.

Соль исчезла, растворилась.

-Соленой.

Без вкуса, соль сделала воду соленой.

-Куринные яйца.

-Банки с водой

-У меня яйцо утонуло, а у меня нет.

-В соленой.

- Она белая, без запаха, имеет вкус, растворяется в воде, делает воду плотной и соленой.

III

Заключи-

тельный, рефлексия.

Ребята, любите ли вы аппликацию?

Какие материалы вы используете для создания аппликации?

Сегодня нам с вами поможет соль, что бы выполнить аппликацию, проходите за столы, каждый выбирайте себе звезду!(Перед детьми разные заготовки звезд из картона).

 Для того что бы выполнить аппликацию необходимо нанести клей на поверхность нашей с вами звезды, а затем засыпать ее солью. Прижмем соль к картону используя салфетку.

Посмотрите, какие прекрасные звезды у нас получились! Теперь мы их сможем прикрепить на небо. ( На доске заготовка из ватмана, изображающая небо).

Мы с вами украсили небо, посмотрите, каким звездным оно получилось!

Каждый зажег свою звезду!

Рефлексия:

-Расскажите мне, пожалуйста, какое вещество мы изучали?

-Какие свойства у этого вещества?

-Чем мы занимались?

-Что было вам трудно?

-А что было легко?

-Что нового изучили? Чему научились?

-Вам понравилось экспериментировать? Тогда я вам предлагаю, продолжить опыты, я оставлю вам стаканчик с соляным раствором, в нем стоит карандаш, вам нужно поставить его на окно, где часто бывает солнышко и немного подождать и пронаблюдать, что произойдет когда вся вода испариться!

Ну а мне пора в свою страну «Науку-ландию», спасибо до свидания!

-да

Картон, бумага, ножницы, клей.

-Соль.

-Перечисляют все изученные свойства.

-

Экспериментировали.

-ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект – познавательно исследовательской деятельности в I младшей группе Тема: «Волшебница вода».

Конспект – познавательно исследовательской деятельности в I младшей группеТема: «Волшебница вода».Цель:-вызвать у детей радостное настроение, доставить детям эмоциональное удовольств...

Творческо – исследовательский проект в старшей разновозрастной группе «Радуга» «Волшебница Зима»

Расширять и углублять знания и представления  детей о зимнем времени года.Формировать представления о взаимосвязи, взаимозависимости  живой  и  неживой  природы.Воспитывать бе...

Специфика организации условий и работы по познавательно-исследовательской деятельности с детьми разновозрастной группы .

Специфика организации условий работы по познавательно-исследовательской деятельности с детьми разновозрастной группы...

Картотека опытов и экспериментов исследовательской деятельности для старшей разновозрастной группы

Картотека опытов и экспериментов исследовательской деятельности  для старшей разновозрастной группы...