Конспект занятия "Перелетные и зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру

Корчагина Татьяна Юрьевна

Экологическое воспитание дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pereletnye_i_zimuyushchie.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Перелетные и зимующие птицы»

Задачи:

  • закрепить и расширить знания о перелетных  и зимующих птицах;
  • учить устанавливать причинно-следственные связи различного характера;
  • развивать познавательный интерес к природе;
  • воспитать бережное отношение к природе, желание защищать, охранять ее.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций птиц, чтение художественной литературы (Сказка «Серая шейка» Мамин-Сибиряк), картина  Оборудование: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, мяч.

Ход занятия:

Воспитатель: Послушайте, ребята стихотворение:

Встали птицы на крыло

В небе хмуром загалдели

В край далёкий, где тепло

Стаей длинной полетели.

-Наступают холода,-

Криком птицы сообщают.

-Мы летим не навсегда.

-Мы вернёмся, обещаем.

-До свиданья, край родной:

-Улетаем! Улетаем!

За небесной пеленой

В небе сером птицы тают.

Дети: Осенью.

Воспитатель: Назовите мне характерные признаки осени. (Ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете почему птицы улетают в теплые края? Но ведь не все птицы улетели. Посмотрите на картинки с изображением птиц и найдите тех, которые будут зимовать с нами. Дети рассматривают картинки и называют птиц (воробей, голубь, синица, свиристели, дятел, поползень).

- Как называют этих птиц? (Зимующие)

- А птиц, которые улетают от нас в теплые края называют? (Перелетные)

- Каких перелетных птиц вы видите на картинках? (скворец, ласточка, трясогузка, жаворонок, соловей, мухоловка, журавли, гуси, утки).

- Обратите внимание, что и у зимующих, и у перелетных птиц тело покрыто... Чем? (Перьями) Так почему же перелетные птицы улетают? Значит дело не в холоде! А в чем? Давайте подумаем. Без чего не могут прожить не только наши маленькие летающие друзья, но и все животные, и люди. Правильно, без еды. А чем питаются птицы?

Дети: Крошками, семенами, жуками, червяками, зерном, насекомыми.

Воспитатель: Правильно, а вы видели зимой насекомых? (Нет) Куда деваются насекомые зимой?

Дети: Прячутся, засыпают до весны, погибают.

Воспитатель: Все верно. Пернатые остаются жить с нами до тех пор, пока легко могут найти себе пропитание, а затем начинают собираться к отлёту.

  Первыми покидают нас насекомоядные птицы: грачи, ласточки, трясогузки, скворцы, мухоловки. Затем, когда становится сложно находить зерно и плоды деревьев для еды, готовятся в далёкое путешествие зяблики, чижи, овсянки. Ведь, если снег укутает землю, отыскать корм нашим пернатым друзьям будет очень непросто. Последними улетают водоплавающие птицы: утки, гуси, лебеди. Ведь они живут и питаются на озерах и реках, а зимой что происходит с реками и озерами?

Дети: Они замерзают.

Воспитатель: Правильно. Могут добывать водоплавающие птицы себе пищу зимой?

Дети: Нет.

Воспитатель: Остаются зимовать только те птицы, которые могут без особых трудностей добывать для себя корм. Например, клест, дятел, живущие в лесу, питаются семенами из шишек хвойных деревьев: елей, сосен. Свирели, которые питаются ягодами калины и рябины. Воробьи, вороны, голуби, синицы давно приспособились к жизни в городах, где нетрудно найти что-нибудь съестное.

А теперь поиграем в игру «Улетают — не улетают». Я буду называть птиц: если это зимующие птицы — вы сидите на корточках, если перелетные — то машете руками-«крыльями». (Синица, гуси, жаворонок, воробей, чиж, скворец, поползень, дятел, журавль, трясогузка, мухоловка, свиристель, кукушка, утка)

Воспитатель: Молодцы, хорошо поиграли, а теперь отгадайте загадки:

  • Я по дереву стучу, червячка добыть хочу. Хоть и скрылся под корой, всё равно он будет мой. (Дятел)
  • Мы в скворечнике живём, песни звонкие поём (Скворцы)
  • Это птица не когда, для птенцов не вьёт гнезда (Кукушка)
  • Кто летает тёмной ночью и схватить мышонка хочет? (Сова).
  • Маленький певец лесной. Лучше всех поет весной! (Соловей)
  • Кто по тропочке идет быстрыми шажками, длинным хвостиком трясет? Догадайтесь сами! (Трясогузка)

Воспитатель: Послушайте стихотворение:

О чем поют воробушки в последний день весны?

Мы выжили! Мы выжили!

Мы живы! Живы мы!

Воспитатель: -  Чему так радуются воробушки? (Они выжили, пережили зиму)

- Кто может помочь птицам пережить холодную и голодную пору? (Люди)

- Как мы можем это сделать? ( изготовить кормушки и подкармливать птиц)

- Что можно класть в кормушку? (различное зерно, хлебные крошки, сало)

Да, все правильно. Многие люди помогают птицам зимой, поэтому городским птахам не страшно оставаться с нами зимовать.

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы поговорили с вами о птицах. Что нового и интересного вы узнали? (Ответы детей).

- Хочу вам дать еще одно задание. Сегодня по дороге домой спросите у своих родителей: «Почему улетают птицы в теплые края?» и сами поделитесь тем, что нового вы узнали о зимующих и перелетных птицах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия "Зимующие птицы"

Материал занятия "Зимующие птицы" предназначен для детей старшей и подготовительной групп детского сада.Речь пойдёт о птицах,зимующих в лесах иптицах,зимующими рядом с жильём человека.Ребята познакомя...

Конспект логопедического занятия "Зимующие птицы"

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей подготовительной группы с диагнозом ОНР III уровня«Зимующие птицы»....

Конспект на тему: Зимующие птицы

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми в группе...

Конспект интегрированного занятия «Зимующие птицы»

Конспект интегрированного занятия «Зимующие птицы»...

Конспект интегрированного занятия "Зимующие птицы", в средней группе ДОО.

Интегрированне  занятие -  "Зимующие птицы", в средней группе ДОО....

Конспект открытого занятия «Зимующие птицы Алтайского края» (Старшая группа)

Уточнить представления детей о птицах Алтайского края, об условиях их жизни. Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду. Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц....

Конспект интегрированного занятия «Зимующие птицы нашего города»

Интегрированное занятие (развитие речи + изобразительная деятельность)...