Консультация "Развитие познавательно-исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте"
консультация по окружающему миру (младшая группа)

Евсюкова Светлана Владимировна

Данный материал поможет воспитателям организовать познавательно-исследовательскую деятельность с детьми младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте

Младший дошкольный возраст (младшая группа)

Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через побуждение, но и изнутри – путем построения деятельности, педагога и ребенка.

Задачи познавательно-исследовательской деятельности: 

 -способствовать вхождению воспитанников в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

-развивать способность пристальному и целенаправленному обследованию объекта;

- сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа «Чудесный мешочек»);

- сравнивать сходные по внешнему виду предметы: шуба – пальто, чай – кофе, туфли – босоножки (дидактическая игра типа «Не ошибись»)

- учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?)

- активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?)

Виды деятельности

  • наблюдения за неживой природой играют важную роль в системе подачи материала по познавательно- исследовательской деятельности.
  • Грамотно проведенная тематическая беседа с использованием иллюстраций, слайдов, макетов также способствует накоплению знаний о законах окружающего мира.
  • Опыты – один из интереснейших и любимых детьми вид деятельности, где переплетаются и беседы, и наблюдения. Еще опыты способствуют развитию таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, сравнение.
  • Ну, и конечно же, самый главный вид детской деятельности, который позволяет в непринужденной форме проводить детскую исследовательскую деятельность, это игра.

В совокупности все 4 вида деятельности способствуют развитию познавательно - исследовательской деятельности.

Формы развития познавательно-исследовательской деятельности:

-Экспериментирование; 

-исследование;

- коллекционирование;

-проектирование.

Дети очень любят экспериментировать. а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Последовательность детского экспериментирования: 

1.Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

3. Выполнение эксперимента (под руководством взрослого). 

4. Наблюдение результатов эксперимента. 

8. Формулировка выводов. (педагогом)

Предметно-пространственная среда для экспериментирования

Организация мини-лабораторий в детском саду

В мини-лабораториях может быть выделено:
1. Место для постоянной выставки.
2. Место для приборов.
3. Место для выращивания растений.
4. Место для хранения природного и бросового материалов.
5. Место для проведения опытов.
6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)

Приборы и оборудование для мини-лабораторий

1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.

Особенности организации работы с воспитанниками по экспериментированию

Дети младшего дошкольного возраста способны улавливать простейшие причинно – следственные связи. Возникает вопрос «Почему?», пытаются отвечать сами. Реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнениями правил безопасности не могут.

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.

Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

•       Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

•       Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

•       Развивается речь.

•       Происходит накопление фонда умственных умений.

•       Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

•       Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

     В младшем дошкольном возрасте экспериментирование напоминает сюжетную игру, подразумевающую активную практику ребенка. В игре 3-4-летнему дошкольнику дается определенный сюжет, подводящий его к эксперименту или цепочке экспериментальных действий, или предлагается роль, которая позволит малышу экспериментировать в заданных условиях. Учитывая, что пик познавательного интереса детей приходится на 3-4 года‚ игры-экспериментирования и игры-путешествия для детей данного дошкольного возраста - это игры с широким познавательным контекстом. Ребенок должен получить в такой игре ответы на все интересующие его вопросы.

Игры-эксперименты должны использоваться воспитателем

с учетом следующих факторов:

1. Возраст, опыт детей, ведущий вид деятельности;

2. Доступность содержания игр;

3. Сочетание наглядного материала, словесного комментария воспитателя и действий детей;

4. Обеспечение «культурной практики» детей в игре;

5. Сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизация любознательности;

6. Соблюдение темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе;

7. Постепенное усложнение игр;

8. Цикличность организации игр.

Дети с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки. 
С помощью игровых персонажей можно предложить простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

В младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. 
Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные  издают разные звуки и др. 
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно используется  – опыты
Опыты проводятся   как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:
•бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д. 
 •дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д. 
 •пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д. 
 •стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое
 •ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д. 
 •вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д. 
 •воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.

 Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные опыты) дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать. 

Основное содержание исследований, производимых воспитанниками, предполагает формирование у них представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево). 

2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение). 

3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).

4. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее). 

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнется – ломается, высоко – низко – далеко, мягкий – твердый – теплый и пр.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста

НОД  направлена на развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста....

мастер класс: Экспериментирование как форма проведения познавательно - исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста

Продемонстрировать   некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, магнитом, водой....

Познавательно – исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматрива...

Презентация по самообразованию "Познавательно - исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста"

В презентации представлен план работы по самообразованию по теме "Познавательно-исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста"...

Детско-взрослый познавательно-исследовательский проект для детей младшего дошкольного возраста «Зачем кошке хвост?»

Детско-взрослый познавательно-исследовательский проект для детей младшего дошкольного возраста....

Познавательно-исследовательский проект для детей младшего дошкольного возраста «Мир воды»

Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это дости...