Проект.
проект по окружающему миру (средняя группа)

Пархоменко Оксана Николаевна

"Волшебная соль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Волшебная соль"24.69 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Для детей группы среднего дошкольного возраста:

«Волшебная соль».

Тема проекта: «Волшебная соль».

Участники проекта - воспитатель, дети средней группы, родители.

Вид проекта – познавательно- исследовательский.

Сроки реализации проекта - краткосрочный (1 неделя)

Постановка проблемы.

Соль - незаменимый продукт питания, о которой дети очень мало знают.

Актуальность.

Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок уже в 4 года говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань». Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность - это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.

Почему соль? Чем могла заинтересовать детей обыкновенная соль, что в ней необычного?

Цель работы:

Создание условий для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи исследования:

  • Формировать представления у воспитанников о видах соли, её свойствах.
  • Расширять представления о значении соли в жизни человека, её пользе и вреде. Познакомить с тем, каким способом добывается соль в нашей стране.
  • Формировать умение сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи.

Методы и приёмы реализации проекта:

  • Игровая деятельность;
  • Наблюдения;
  • Опытно- экспериментальная деятельность;
  • Исследовательская деятельность;

Ожидаемый результат:

  • Дети получат представления о соли, ее свойствах, способах добычи, видах соли, ее пользе и вреде.
  • У дошкольников появляется интерес к исследованию окружающего мира.
  • У детей должны сформироваться опытно - исследовательские навыки и развиться познавательный интерес к ним.

План работы по реализации проекта.

  1. Подготовительный этап.
  • Подбор литературы, наглядных и дидактических материалов.
  • Подборка презентаций о добыче соли и применении её в разных областях.
  1. Основной этап: Опытно-экспериментальная деятельность.
  • Познавательно-исследовательская деятельность.

Знакомство со свойствами соли, использовании ее в жизни человека.

Беседа с детьми «Что мы знаем про соль?»,

Опытно-исследовательская деятельность (картотека)

Социально-коммуникативная деятельность.

Чтение чешской сказки «Соль», А. Разумихин «Как Иван - купеческий сын за солью ходил», пословицы, поговорки, загадки про соль.

  • Музыкально – художественная деятельность.

Прослушивание песни про соль из мультфильма «Незнайка на луне», просмотр мультфильм «Как казаки соль добывали», «Лунтик. Насолили»

  • Игровая деятельность.
  • Проведение игр: дидактических, словесных, творческих.
  • Игровые упражнения с мешочками, наполненными солью: «Попади в цель», «Пройди и не урони»

Работа с родителями:

  • Знакомство родителей с проектом.

3. Заключительный этап.

- Изготовление картотеки проведённых опытов с солью.

- Проведение викторины «Что мы знаем о соли?»

- Обработка и оформление результатов проекта.

Пословицы о соли

Громадное значение соли выражено во множестве старинных, сохранившихся до наших дней, пословицах, поговорках и загадках:

  • Соли нет, так и слова нет.
  • Без соли и стол кривой.
  • Без соли и хлеб не естся.
  • Без хлеба не сытно, без соли не сладко.
  • Соли не жалей, так и есть веселей.
  • Несолоно хлебавши.
  • Сердись, дерись, а за хлебом-солью мирись!
  • От хлеба–соли не отказываются.
  • Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.
  • Хлеб да соль, ем да свой.
  • Надо хлеб-соль помнить.
  • Ешь солоней, жить будешь веселей.
  • На хлебе, на соли, да на добром слове (благодарим).
  • Без соли, без хлеба, худая беседа.
  • Без хлеба, без соли никто не обедает.
  • Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
  • Соли нету, так и слова нету, а как хлеб дошел, так переговор пошел.
  • Хлеб за солью (за хлебом) не ходит.
  • За хлебом-солью всякая шутка хороша.
  • Соль просыпать нечаянно - к ссоре (а чтобы ссоры не было, посыпают просыпанной солью голову).
  • Подавая соль - смейся, не то поссоришься.
  • Хлеб-соль водить, знаться, дружиться с кем.
  • Я помню твою хлеб-соль.
  • Хлеб-соль взаимное дело.
  • От хлеба-соли не отказываются.
  • Хлеб да соль, и обед пошел!
  • Хлеб- соль кушай, а добрых людей слушай.
  • Не за хлебом-солью сказано (дурное слово).
  • Хлеб-соль платежом красна.
  • Чтоб потом положить по щепотке
  • Насыпать соль на хвост.
  • Соль варим, а сами в нужде сидим.
  • Хлеб-соль вместе, а рыбка в дель.
  • Хлеб-соль и во сне хорошо.

Загадки о соли

  • В воде родится, а воды боится. 
  • Не красива и не вкусна, а без неё не проживёшь. 
  • В земле родился, в огне крестился, на воду пал - весь пропал (соль).
  • Меня одну не едят, а без меня мало едят (соль).

Русская народная сказка: Соль.

В некоем городе жил-был купец, у него было три сына: первый - Федор, другой - Василий, а третий - Иван. Жил тот купец богато, на своих кораблях ходил в чужие земли и торговал всякими товарами.
В одно время нагрузил он два корабля дорогими товарами и отправил их за море с двумя старшими сыновьями. А меньшому сыну ничего не доверял по торговле.
Вот как узнал меньшой сын, что его братья за море посланы, тотчас явился к отцу и стал у него проситься в иные земли - себя показать, людей посмотреть.
Купец долго не соглашался:
- Ты и головы домой не привезешь! - но все же и ему дал корабль с самым дешевым грузом: с бревнами, тесом и досками.
Собрался Иван в путь-дорогу, отвалил от берега и скоро нагнал своих братьев.
Плывут они вместе по синему морю день, другой и третий, а на четвертый поднялись сильные ветры и забросили Иванов корабль в дальнее место, к одному неведомому острову.
- Ну, ребята, - закричал Иван корабельным работникам, - приворачивайте к берегу!
Пристали к берегу, он вылез на остров, приказал себя дожидаться, а сам пошел по тропинке; шел, шел и добрался до превеликой горы, смотрит - в той горе не песок, не камень, а чистая русская соль.
Вернулся назад к берегу, приказал работникам все бревна и доски в воду покидать, а корабль нагрузить солью.
Как скоро это сделано было, отвалил Иван от острова и поплыл дальше.
Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли - приплыл корабль к большому богатому городу, остановился у пристани и якорь бросил.
Иван - купеческий сын сошел в город и отправился к тамошнему царю бить челом, чтобы позволил ему торговать по вольной цене; а для показу понес узелок своего товару - русской соли.
Тотчас доложили про его приход государю; царь его позвал и спрашивает:
- Говори, в чем дело - какая нужда?
- Так и этак, ваше величество! Позволь мне торговать в твоем городе по вольной цене.
- А каким товаром торги ведешь?
- Русской солью, ваше величество!
А царь про соль и не слыхивал: во всем его царстве без соли ели. Удивился он, что такой за новый, небывалый товар?
- А ну, - говорит, - покажь!
Иван - купеческий сын развернул платок; царь взглянул и подумал про себя: "Да это просто-напросто белый песок!" И говорит Ивану с усмешкою:
- Ну, брат, этого добра у нас и без денег дают!
Вышел Иван из царских палат весьма печален, и вздумалось ему: "Дай пойду в царскую кухню да посмотрю, как там повара кушанья готовят - какую они соль кладут?"
Пришел на кухню, попросился отдохнуть маленько, сел на стул и приглядывается. Повара то и дело взад-вперед бегают: кто варит, кто жарит, кто льет, а кто на сковороде яйца бьет.
Видит Иван - купеческий сын, что повара и не думают солить кушанья; улучил минутку, как они все из кухни повыбрались, взял да и всыпал соли, сколько надобно, во все ествы и приправы.
Наступило время обед подавать; принесли первое кушанье. Царь отведал, и оно ему так вкусно показалося, как никогда прежде; подали другое кушанье - это еще больше понравилось.
Призвал царь поваров и говорит им:
- Сколько лет я царствую, а никогда так вкусно вы не готовили. Как вы это сделали?
Отвечают повара:
- Ваше величество! Мы готовили по-старому, ничего нового не прибавляли; а сидит на кухне тот купец, что приходил вольного торгу просить, уж не он ли подложил чего?
- Позвать его сюда!
Привели Ивана - купеческого сына к царю.
- Виноват, царь-государь! Я русскою солью все ествы и приправы сдобрил; так в нашей стороне водится.
- А почем соль продаешь?
Иван смекнул, что дело на лад идет, и отвечал:
- Да не очень дорого: за две меры соли - мера серебра да мера золота.
Царь согласился на эту цену и купил у него весь товар.
Иван насыпал полон корабль серебром да золотом и стал дожидаться попутного ветра; а у того царя была дочь - прекрасная царевна, захотелось ей посмотреть на русский корабль, и просится она у своего родителя на корабельную пристань. Царь отпустил ее.
Вот она взяла с собой нянюшек, мамушек и красных девушек и поехала русский корабль смотреть. Иван - купеческий сын стал ей показывать, как и что называется: где паруса, где снасти, где нос, где корма, и завел ее в каюту; а работникам приказал - живо якоря отсечь, паруса поднять и в море выходить. И как было им большое поветрие, то они скоро ушли от того города на далекое расстояние.
Царевна вышла на палубу, глянула - кругом море. Иван - купеческий сын начал ее утешать, уговаривать. Царевна скоро улыбнулась и перестала печалиться.
Долго ли, коротко ли плыл Иван с царевною по морю, нагоняют его старшие братья; узнали про его удаль и счастье и крепко позавидовали; пришли к нему на корабль, схватили его за руки и бросили в море, а после кинули промеж себя жребий, и большой брат взял царевну, а средний - корабль с серебром и золотом.
И случись на ту пору, как сбросили Ивана с корабля, плавало вблизи одно из тех бревен, которые он сам же покидал в море. Иван ухватился за то бревно и долго носился с ним по морским глубинам; наконец прибило его к неведомому острову.
Вышел он на землю и пошел по берегу. Попадается ему навстречу великан с огромными усами, на усах рукавицы - вачеги - висят: после дождя сушит.
- Что тебе здесь надобно? - спрашивает великан.
Иван рассказал ему все, что случилося.
- Хочешь, я тебя домой отнесу? Завтра твой старший брат на царевне женится; садись-ка ко мне на спину.
Взял его, посадил на спину и побежал через море; тут у Ивана с головы шапка упала.
- Ах, - говорит, - ведь я шапку сронил!
- Ну, брат, далеко твоя шапка - верст с пятьсот назади осталась, - отвечал великан.
Принес он его на родину, спустил наземь и говорит:
- Смотри же, никому не хвались, что ты на мне верхом ездил; а похвалишься - худо тебе будет.
Иван - купеческий сын обещал не хвалиться, поблагодарил великана и пошел домой.
Приходит, а уж там все за свадебным столом сидят. Как увидала его прекрасная царевна, тотчас выскочила из-за стола, бросилась на шею.
- Вот, - говорит, - мой жених, а не тот, что за столом сидит!
- Что такое? - спрашивает отец.
Иван ему рассказал про все, как он солью торговал, как царевну увез и как старшие братья его в море спихнули.
Отец рассердился на больших сыновей, согнал их со двора долой, а Ивана женил на царевне.
Начался у них веселый пир; на пиру гости подпили и стали хвастаться: кто силою, кто богатством, кто молодой женой. А Иван сидел, сидел да спьяна и сам похвастался:
- Это что за похвальбы! Вот я так могу похвалиться: на великане через море верхом проехал!
Только вымолвил - в ту же минуту является у ворот великан:
- А, Иван - купеческий сын, я тебе приказывал не хвалиться мною, а ты что сделал?
- Прости меня! - говорит Иван купеческий сын. - То не я хвалился, то хмель хвалился.
- А ну покажи: какой-такой хмель?
Иван приказал привезть сороковую бочку вина да сороковую бочку пива; великан выпил и вино и пиво, опьянел и пошел все, что ни попалось под руку, ломать и крушить. Много недоброго натворил: сады повалял, хоромы разметал! После и сам свалился и спал без просыпу трое суток.
А как пробудился он, стали ему показывать, сколько он бед наделал; великан страх как удивился и говорит:
- Ну, Иван - купеческий сын, узнал я, каков хмель; не пей, не хвались же ты мною отныне и до веку.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...