Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Путешествие в мир профессий"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Соболева Елена Александровна

Конспект занятия по познавательному развитию с использовнием технологии познавательно-исследовательской деятельности Н.А. Коротковой "Река времени"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_v_mir_professiy.docx199.77 КБ
Файл mir_professiy.pptx1.23 МБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое

Саратовской области

Конспект занятия по познавательному развитию

в подготовительной к школе группе

с использованием технологии познавательно-исследовательской деятельности Н.А. Коротковой «Река времени»

 

                                                                     

Картинки о профессиях для детей в детском саду.

                                                                       Воспитатель:

                                                                        Соболева Е.А.

                                            Февраль 2023 г.

Цель: Создание условий для развития интереса к миру профессий посредством технологии познавательно-исследовательской деятельности Н.А. Коротковой «Река времени»

Задачи:

1. Расширять представления детей об историческом времени (древность

старина - настоящее время, будущее время) на примере истории возникновения профессий, расширять представления о профессиях прошлого и настоящего;

2. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме, закрепить представления детей о том, что людям помогают в работе разные вещи – орудия труда; 

3. Развивать познавательно-исследовательскую активность (узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в историческом времени), зрительную память, слуховое внимание, воображение, коммуникативные навыки.

  4 Воспитывать трудолюбие и уважение к труду взрослых, к историческому прошлому своей страны.

Материал к занятию: предметы для организационного момента – молоток, метла, нитки с иголкой, кисточка, ножницы, шприц, фотоаппарат;

дидактическое пособие «Река времени» (длинный бумажный лист размером 50х160 см или 60х180 см, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена «река времени» и обозначены остановки: «Древность», «Старина», «Наше время», «Будущее»), настольные часы, набор картинок с изображением людей разных профессий прошлого, настоящего, клей, ноутбук, проектор, презентация, аудиозапись» «загадочной» музыки.

   

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Предварительная работа: беседы о профессиях, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о профессиях настоящего,

дидактические, настольно - печатные и сюжетно-ролевые игры по теме.

 

                                                      Ход занятия.

Этапы

Организационный момент

Обсуждение реального события

Постановка цели исследования (узнать, как было раньше и как теперь)

Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала

Работа в подгруппах(сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»)

Сборка общей таблицы, подведение итогов исследования

Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности

Рефлексия

                   Деятельность педагога

Дети входят в группу. На ковре лежат разные предметы: молоток, ножницы, фотоаппарат, кисточка, фен.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой беспорядок! Кто-то оставил предметы. Назовите их. Я думаю, что молоток оставил плотник. Ножницы оставил…? и т.д.

Эти предметы нужны людям разных профессий. Что такое профессия?

Профессия – дело, которым человек занимается каждый день, которая полезна для других людей. Профессии надо специально обучаться.

  Ребята, а вы хотите узнать, когда появились первые профессии? Как они назывались?

Ребята, сегодня я вас хочу пригласить в путешествие в мир профессий. Вы хотите отправиться со мной в путешествие?

Мы с вами побываем в прошлом, настоящем и заглянем в будущее профессий. А помогут нам отправиться в путешествие ««волшебные часы» (воспитатель демонстрирует настольные часы). Готовы к путешествию? Тогда надо закрыть глаза и произнести слова: «Стрелка, стрелка покружись, в прошлое перенесись»

Звучит загадочная музыка.

Ребята, посмотрите, здесь у нас изображена наша «река времени» и мы видим на ней остановки. На каждой остановке мы познакомимся с профессиями, которые существовали в данное время: древность, старина, наше время, будущее.

Наша первая остановка «Древность». Вы знаете, что означает это слово?

Воспитатель рассказывает детям о каждом времени, демонстрирует презентацию.

Давным-давно в древние времена не было никаких профессий. Люди добывали себе пищу в лесу или в воде. Готовили пищу на костре. В те времена люди еще не умели мастерить из природных материалов полезные вещи, инструменты и машины. Не было тогда ни мастеров, ни мастерских. Но люди не сидели без дела: им приходилось очень много трудиться, чтобы обеспечить себя всем необходимым (едой, теплом, жильем).

Именно в то время произошло разделение труда между мужчинами и женщинами.

- Как вы думаете, чем занимались женщины?

- А чем занимались мужчины?

- А почему именно так были распределены обязанности? / Потому что мужчины сильнее женщин, они охотились на диких зверей и защищали свой род. А женщины заботились о своем роде – готовили пищу, следили за детьми, ухаживали за больными.

«Река времени» перемещает нас дальше – в следующее время – Старина.

Постепенно люди стали замечать, что со своей работой разные люди справляются по-разному. Один человек печет очень вкусный хлеб, а одежда у него получается плохо. Другой шьёт очень красивую, прочную и удобную одежду, а вот посуда у него хрупкая, легко бьется. Третий человек умеет изготавливать хорошую посуду, а мебель у него получается шаткая.

- Ребята, как вы считаете, что же тогда придумали люди, чтобы облегчить свою жизнь?

Тогда и возникли первые профессии.

В старину нашу страну называли Русь. От этого слова произошло название нашей страны Россия.

 На Руси в старину существовали вот такие профессии, посмотрите на экран.

Цирюльник – это человек, который занимался стрижкой, укладкой волос, бритьем.

Как вы думаете, как эта профессия называется в настоящее время? (парикмахер) 

Лекарь 

Как вы думаете, чем занимался человек этой профессии?

Лекарь – это целитель, который с помощью лекарственных трав, настоек обладал способностью заживлять раны и излечивать инфекции 

Как вы думаете, как эта профессия называется в настоящее время? (врач) 

Чем занимается врач сейчас? (лечением людей) 

Каких врачей вы знаете? (ответы детей)  

Коробейник-торговец, называли так из-за его короба, в котором он разносил мелкий товар по деревням и городам.

Кузнец – мастер, который занимается обработкой металла. В кузнице изготавливали ножи, косы, серпы, подковы для лошадей.

Ямщик-человек, управляющий повозкой лошадей. Ямщики – это вроде современных водителей междугородних маршрутов. Ямщики перевозили не только людей, но и почтовые посылки, письма, а также различные грузы, например товары для магазинов.

Животник  это человек, который занимался лечением животных, а также осуществлял санитарный контроль мяса, молока и других животных продуктов 

Как вы думаете, как эта профессия называется в настоящее время? (ветеринар) 

А еще на улицах городов людей развлекали скоморохи, это и музыканты, и певцы, и исполнители разных сценок.

А еще в старину существовали профессии, которых сейчас уже нет:

 Человек-будильник. Как вы думаете, чем занимался человек этой профессии? (человек этой профессии будил людей на работу с помощью длинных палок, которыми они стучали в окна) 

 Крысолов. Как вы думаете, чем занимался человек этой профессии? (люди, которые ловили крыс и тем самым спасали целые города от опасных инфекций) 

 Молочник. Как вы думаете, чем занимался человек этой профессии? (человек, который разносил по домам молоко) 

 Фонарщик 

Как вы думаете, чем занимался человек этой профессии? (люди, которые выходили на улицы и с наступлением сумерек зажигали фонари с помощью горящей свечки, привязанной к длинной палке – когда не было электричества) 

 А мы отправляемся дальше и попадаем на остановку «Наше время» Какие профессии у ваших родителей?

  Предлагаю поиграть

Физкультминутка «Профессии»:

- Много профессий - руки на поясе - повороты туловища

На свете у нас вправо-влево.

О них поговорим сейчас - развести руки в стороны.

Вот швея рубашки шьёт – движения иглой.

Повар варит нам компот - мешает поварёшкой.

Самолёт ведёт пилот - руки в стороны

На посадку и на взлёт – опускают руки вниз, поднимают руки вверх.

Доктор ставит нам уколы.

И охранник есть у школы - руки согнуты в локтях.

Каменщик кладёт кирпич - кладёт кисти рук одна на другую.

А охотник ловит дичь - делают бинокль из пальчиков.

Есть учитель, есть кузнец - загибают пальцы.

Балерина и певец.

Чтоб профессии иметь - разгибаем пальцы.

Надо много знать, уметь - повороты кистями.

Хорошо дружок учись! - погрозить пальцем

И конечно, не ленись! - отрицательное движение указательным пальцем.

Давайте еще поиграем, я буду произносить фразы, а вы назовете, люди какой профессии так могут сказать.

1. Кому добавки! (Повар)

2. Вам посылка. Распишитесь. (Почтальон)

3. Большое спасибо за покупку. (Продавец)

4. Какой зуб вас беспокоит? (Стоматолог)

5. Как вас постричь? (Парикмахер)

6. Урок окончен. (Учитель)

7. Уважаемые пассажиры, приветствую вас на борту самолета. (Пилот)

8. Оплатите, пожалуйста, за проезд. (Кондуктор)

Молодцы, много знаете современных профессий.

А давайте заглянем в будущее? Что такое «Будущее?» Как вы думаете, какие профессии будут нужны людям в будущем?

Воспитатель предлагает детям подойти к столу, на котором разложены маленькие картинки с изображением людей разных профессий в разное время.

Ребята, предлагаю вам разделиться на три группы, выбрать картинки и приклеить их на остановки «Древность», «Старина» и «Современность».

Воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие, их последовательность, совместно оценивают результат.

Посмотрите, у нас вот такая получилась река времени, от появления первых профессий до нашего времени.

Мы с вами возьмем «реку времени» в группу и будем продолжать узнавать новое о профессиях, заполним остановку «Будущее»

Воспитатель: Ребята,

пора возвращаться, подойдем к часам, произнесем волшебные слова:

«Стрелка, стрелка– покружись, в детском саду окажись!» (звучит загадочная музыка).

Ребята, на столе лежат смайлики, я предлагаю вам сейчас оценить наше путешествие. Возьмите смайлик и положите его на ту остановку, в то время, где побывать вам было интереснее всего.

Что нового вы узнали?  Хотите узнать еще больше о профессиях людей в разное время?

Молодцы, мне тоже очень понравилось наше путешествие, вы были дружными, внимательными, помогали друг другу!

  Деятельность детей

     Дети рассматривают   предметы, называют их и профессию.

     

 Ответы детей

Дети подходят к столу с часами, закрывают глаза и произносят слова.

Дети рассматривают пособие

Дети садятся на стулья

Предположения детей

Люди решили, что каждый человек будет заниматься каким-то одним делом, которое он может выполнить лучше других.

Дети рассуждают, предлагают свои ответы

Дети рассматривают иллюстрации на слайдах, отвечают на вопросы

Дети называют профессии мам и пап.

Дети выполняют движения по ходу физкультминутки в соответствии с текстом

Дети угадывают и называют профессии

Предположения детей

Дети делятся на подгруппы, обсуждают, выбирают картинки и приклеивают на соответствующий их временному периоду участок «реки времени».

Дети произносят слова

Дети выбирают смайлики, делятся впечатлениями, отвечают на вопросы.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п . Духовницкое Подготовила: Соболева Елена Александровна воспитатель высшей квалификационной категории Путешествие в мир профессий

Слайд 2

Древность

Слайд 3

Женщины Мужчины

Слайд 4

Старина

Слайд 5

Старина

Слайд 7

Старина

Слайд 8

Наше время

Слайд 9

Будущее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для подготовительной к школе группы по теме: "Знакомство с деревянным зодчеством г.Торопца"

Цель данного занятия - знакомство детей с особенностями деревянного зодчества Тверского края (г.Торопца), воспитание устойчивого интереса к местной архитектуре, умения замечать прекрасное в обыденной ...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл"

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл" Программное содержание: Познакомить детей с трудом хлеборобов. Закрепить знания ...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе

Конспект занятия по развитию представлений дошкольников о профессии строитель....

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Леса – наша гордость и краса».

Занятие по познавательному развитию способствует уточнению и обобщению у детей конкретных представлений о роли леса в жизни детей. Уточняет понятия: русский лес - богатство каждого человека нашей стра...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема занятия: «Мой любимый край»

Формировать у детей экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки.Формировать чувства близости к природе и сопереживанию ко  всему живому.Воспитывать заботливое...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «В городе профессий»

Расширять и конкретизировать представления детей о профессиях людей, ориентировать в сферах деятельности людей в науке, спорте, искусстве,  в сельском хозяйстве....