Комплексное занятие по экологии для среднего дошкольного возраста "В гости к Первоцветам"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Горячева Мария Александровна

Занятие носит итоговый характер. Проводится на площадке для прогулки.ранней весной. Для занятия необходимо наличие клумбы или участка с живыми первоцветами

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ школа 122 структурное подразделение  детский сад

Комплексное занятие в средней группе по экологическому воспитанию

«В гости к первоцветам».

Подготовила воспитатель: Горячева Мария Александровна

Программное содержание:

Закрепить представления детей о весне, весенних признаках. Способствовать

усвоению обобщающего понятия (первоцветы). Продолжать развивать у детей

заинтересованность к объектам  природы.

Продолжать учить выявлять причинно- следственные связи и зависимости,

учить понимать и использовать в исследовательской деятельности модели.

Расширить представления о взаимосвязи весенних изменений в неживой

природе с изменениями в жизни растений.

Развивать диалогическую речь детей.

Развивать логическое мышление, память, познавательную активность.

Воспитывать бережное отношение к цветам, любовь к природе

Воспитание чувства восхищения красотой  природы, воспитывать

бережное отношение к растениям и животным, желание заботиться о них.

Предварительная работа:

чтение художественных произведений, рассматривание альбома

«Первоцветы», беседа о ядовитых, лекарственных и занесенных в

Красную книгу первоцветах.

Оборудование: большие изображения первоцветов, пособие «Веселая карусель» (занавес из разноцветных ленточек), мешки для мусора, перчатки, пластиковые бутылки и пакеты, плакат «Правила поведения на природе», фонограмма голосов птиц, танцевальная музыка, стикеры «Юный защитник природы» по количеству детей.

Проведение:

Дети усаживаются на веранде на скамейках

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в гости к первым весенним цветам. Но сначала, как всем путешественникам , нужно вооружиться знаниями. Скажите, пожалуйста, где появляются первые цветы весной?

Дети: на полянках, где Солнце согревает больше землю.

Воспитатель: все правильно, первые цветы появляются на полянках, на лесных опушках, где Солнышко согревает землю, но в тенистых местах, в тени деревьев, потому что не выдерживают прямых солнечных лучей. А еще первые цветы появляются на склонах гор, где также весна вступает в свои права раньше, на лугах, сквозь небольшой слой уже рыхлого снега (воспитатель демонстрирует фотоизображения первых весенних цветов, дикорастущих) Посмотрите на первое фото, угадайте как называется этот цветок:

На проталинке лесной

Огонек горит весной

Огонек несмелый,

Как снежинка белый.

Дети : Подснежник!

Воспитатель: правильно, это подснежник, или галантус, что значит молочный. Посмотрите на другое фото

Не успел сойти первый снег.

Появился ранний , смелый побег,

А цветочки у него все разные:

Фиолетовые, синие, голубые , красные

Это медуница неясная. Ее назвали так потому, что в процессе цветения цветочки меняют несколько раз окраску. Скажите, что нужно растению для жизни?

Дети: еда, вода, воздух.

Воспитатель: правильно, первые цветы так устроены природой, что накапливают питательные вещества до следующей весны в корневой системе, клубнях, луковицах, а первые весенние ручейки, еще невидимые глазу, под слоем снега, напитывают водой корешки этих первых цветов, и первоцветы пробуждаются и не сошедший еще снег им не помеха!

Давайте немного разомнемся:

Физкультминутка «Весна пришла, цветы привела»

Весна пришла, цветы привела, (маршируют)

Распустились цветы, неземной красоты, (развести руки в стороны)

Мелкие росточки (присесть), яркие цветочки!(пружинистым движением подпрыгнуть)

Посмотрите на третье фото

Смотрит солнышко-росток.

Не травинка, не листок:

Появился самый первый,

Желтый маленький цветок.

Я знаменита не цветами,

А необычными листами:

То твердыми, холодными.

То мягкими и теплыми.

Это мать-и-мачеха. Так называется из-за разных на ощупь , верхней и нижней поверхности листа.

С первых дней в апреле

Из дубовой прели,

Выглянул цветочек,

Синенький глазочек,

Зеленая одежка,

Луковая ножка.

Посмотрите, пожалуйста, на последнее фото, это пролеска сибирская, или сцилла. На какой другой первоцвет она похожа?

Дети: на подснежник.

Воспитатель: да, но это разные цветы. В чем их отличия? Сравните два фото.

Дети: цвет, форма бутонов, форма листьев и стебелька.

Воспитатель: Ну, а теперь самое время отправляться в путешествие, в гости к первоцветам.  

А поедем мы с вами туда на веселой карусели.

Развлечение «Веселая карусель»

Воспитатель и помощник воспитателя/родитель берут занавес из разноцветных ленточек с двух сторон.  Дети становятся друг за другом в колонне, когда начнется веселая музыка, пробегают сквозь занавес и возвращаются в конец колонны, пока музыка играет, дети пробегают.

Воспитатель: Теперь ребята нам нужно подумать или вспомнить как ведут себя на природе?

Дети: (перечисляют известные правила, делают другие предположения, воспитатель просит объяснить, почему они так считают)

Воспитатель демонстрирует плакат «Правила поведения на природе»

1 правило «Не шуметь в лесу».

2 правило «Убирать мусор за собой»

3 правило «не рвать цветы и не ломать деревья, не сбивать грибы, даже ядовитые»

4 правило «не разорять птичьи гнезда»

5 правило «не разорять муравейники»

6 правило «не раскапывать норы и не тревожить животных»

7 правило «не разводить костер»

Дети строятся парами и в колонне идут за воспитателем к участку, где везде разбросан «мусор»

Воспитатель: ребята , посмотрите кто то не убрал за собой! Разве так можно поступать? Конечно нет, что же будем делать? Давайте оденем перчатки и соберем весь мусор по мешкам.

Игра-эстафета   «Собери мусор»

Команда мальчиков собирает пластиковые бутылки , команда девочек пластиковые пакеты в мешок, пока звучит веселая музыка, кто раньше соберет свой мусор первым, та команда победит.

Воспитатель: молодцы ребята, вы помогли природе и всему живому здесь. А теперь вернемся на нашу тропу и отправимся дальше. (дети идут за воспитателем , подходят  к площадке и по просьбе воспитателя строятся в круг)

Отгадывание названия птицы по голосу

Ребята, послушайте! (звучит фонограмма голосов птиц – кукушка, сова, соловей, стук дятла, сорока, ворона, щегол, воробей, журавль и др знакомые, дети отгадывают)

Воспитатель: А теперь возвращаемся на нашу тропинку, и идем дальше. Наблюдение вокруг клумбы с первыми цветами.

Наблюдение «Пролеска сибирская»

Воспитатель: посмотрите ребята на первые цветочки на нашей клумбе. Правда, они прекрасны, как первые лучики солнца, как улыбка мамы, как нежное журчание весеннего ручейка. На какое фото похожи наши цветы? (демонстрация всех фото) Конечно, это пролеска сибирская, сейчас время этого цветка, начало апреля.

Давайте сохраним эту красоту , не будем срывать , губить, ведь сорванный цветок не даст семян для нового растения и быстро увянет. Послушайте стихотворение

Я шла однажды по дороге

И вдруг нашла букет.

Лежали рваные цветы, и стало мне их жалко,

И стало грустно мне…

Цветы уже увяли, поникли стебельки

Зачем же их сорвали, сломали стебельки?

Казалось мне, что слышу

Цветочков  слабый стон

Он делался все тише,

Но сердце ранил он.

Как вы считаете, если бы эти цветы могли говорить, чтобы они сказали? (варианты ответов детей) Они могли попросить о защите…

Вы согласны стать защитниками природы?  Тогда я хочу подарить вам стикер «Юный защитник природы», а теперь мы возвращаемся в садик и немножко отдохнем и потанцуем (звучит фонограмма детских песен)

Рефлексия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное комплексно – тематическое планирование для детей среднего дошкольного возраста

Примерное комплексно – тематическое планирование для детей среднего дошкольного возраста по программе " От рождения до школы" Веракса Н.Е. и др....

Конспект занятия по экологии в средней группе "В гости к Хозяйке Луга".

Занятие расчитано на детей средней группы. Цель: расширять представления детей о разнообразии насекомых; закреплять знания о строении насекомых; воспитывать у детей желание заботиться о насекомых, бер...

комплексное занятие по экологии в средней группе "Путешествие в страну насекомых"

Цель: Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.Задачи: Образовательные:Уточнять знания о насекомых (название, особенности внешнего вида и их образа жиз...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста с ОВЗ «Первоцветы»

Данное занятие проводится с группой детей среднего дошкольного возраста по теме "Первоцветы". Проводя с детьми данное занятие, мы активизируем словарь по теме "Первоцветы",совершен...

Конспект комплексного занятия во второй младшей –средней группе «В гостях у куклы Маши» (по мотивам стихотворения С.Капутикян)

Конспект комплексного занятия во второй младшей –средней группе «В гостях у куклы Маши»(по мотивам стихотворения С.Капутикян)...