Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Батарейка"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Токарчук Янина Сергеевна

Батарейка- незаменимая палочка-выручалочка в жизни современного человека, но в тоже время она хранит в себе большую опасность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Батарейка30.59 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННО БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №555 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА «БЕЛОГОРЬЕ» ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Структурное подразделение Отделение ДОД ул. Уточкина, д. 6/2

Конспект занятия

по познавательно-исследовательской

деятельности с детьми подготовительной

к школе группы

«Батарейка»

Составила:

воспитатель Токарчук Я.C.

Санкт-Петербург

2023г.

 Цель: расширить представления детей о работе батарейки

Задачи:

образовательные:

- расширять знания детей о взаимозависимости деятельности человека и мира природы;

-формировать представления о социально-экономической проблеме утилизации и переработки мусора;

- расширять словарный запас детей такими словами как «ион», «электрон», «электрический ток», «утилизовать», «институт», «вольтметр», «аккумулятор»

развивающие:

- развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление,

- развивать умение анализировать и делать выводы,

- развивать у детей коммуникативные навыки, умение вести диалог;

воспитательные:

- воспитывать ответственное отношение к окружающей среде.

-формировать экологическое мировоззрение, воспитывать ответственное отношение к окружающей среде, своему здоровью и здоровью других

 Оборудование и материалы:

Халаты, нарукавники, перчатки, флипчарт, карточки-правила для лаборатории, чемодан, медная проволока, батарейки, магниты, весы, вольтметр, лифты-дорожки, банка с окислившимися батарейками, аккумуляторная батарейка, трон, ежик с батарейками на спине вместо иголок, батаежка, лимоны, фонарик, оцинкованные шурупы, крокодилы, светодиод, карточки-схемы для опытов, презентация.

Ход занятия

Воспитатель: здравствуйте, меня зовут Яна Сергеевна и мне очень приятно познакомиться с вами, я рада вас видеть. Я работаю научным сотрудником Института исследований имени профессора Чемоданова, а вот и сам профессор. Мы пришли к вам в гости не с пустыми руками.

(Воспитатель открывает чемодан. В чемодане лежит фонарик).

Сегодня мы с Вами…(воспитатель пытается включить прибор). Так, не понимаю, совсем ничего не работает.  А вы как думаете, отчего электронные устройства – машинки, будильники, фонарики и прочие, чаще всего отказываются работать? Что в них выходит из строя? Подсказка: Эта штучка хоть мала, но энергии полна, оживляет механизмы лишь присутствием она!

(ответы детей)

Воспитатель: да, совершенно точно. В этом фонарике разрядились батарейки. Чтобы включить ее нам с Вами нужно стать специалистами и разобраться, как работает батарейка и какую нам выбрать. Для этого нужно отправиться в институт Чемоданова и провести исследование, согласны?

Но прежде, чем мы с Вами отправимся туда, нам нужно обговорить несколько правил, подойдите пожалуйста к магнитной доске и распределите карточки. Что можно и чего нельзя делать в лаборатории.

(Дети распределяют карточки)

В институте очень много опасных материалов, которые нельзя брать без спроса. В институте нельзя толкаться, потому что рядом находится много хрупких вещей, так же нельзя ничего пробовать на вкус. Договорились? А теперь давайте наденем форму сотрудников Института и отправимся в путь.

1 станция «Электрическая»

(на столе лежат мизинчиковые, пальчиковые батарейки, батарейка-бочка и батарейка-таблетка и разные предметы)

Воспитатель: Ребята, перед нами лежат несколько батареек, но все они разные, как Вы думаете, почему?

Воспитатель: Размер и форма батарейки зависят от предмета, в который ее надо вставить.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, зачем приборам нужны батарейки?

(ответы детей)

Воспитатель: Да, они дают электричество или другими словами, являются источниками электрического тока. Электрические приборы - холодильники, телевизоры, компьютеры, фонарики и многие другие - могут работать, только если их подключить к такому источнику тока.

(ответы детей)

Воспитатель: как мы подключаем большие приборы?

(ответы детей)

Воспитатель: а откуда ток берётся в розетке? (Приходит по проводам от электростанций)

(ответы детей)

Воспитатель: ребята, батарейки - маленькие источники электрического тока. Но вот откуда он в них берётся? Чтобы разобраться в этом вопросе, Профессор Чемоданов подготовил для нас небольшое сообщение.

(Воспитатель включает презентацию)

Здравствуйте ребята! Батарейка заряжена маленькими частицами, их нельзя увидеть даже с помощью микроскопа: это электроны и ионы. Электроны живут возле знака минус, а ионы возле знака плюс. Ион и электрон притягиваются друг к другу, хотят жить вместе, а два электрона или два иона всегда отталкиваются. Вот сидят электроны в батарейке и думают, как же им попасть к своим ионам. И как только мы прокладываем им дорожку, электроны бегут к ионам. А если на их дорожке поставить какой-нибудь электрический прибор, то он обязательно заработает,

Опыт 1 «Поезд из батарейки»

(Воспитатель показывает принцип работы батарейки с помощью опыта «поезд из батарейки»)

Воспитатель: посмотрите внимательно на предметы перед вами. Это медная проволока, магниты и батарейка. Чтобы представить, как перемещается энергия внутри нее, расставим слева и справа от тоннеля карточки со знаками (+ и -). Мы с Вами уже знаем, что электроны живут у знака минус, а ионы – у знака плюс. Теперь добавим к двум сторонам батарейки по 2 магнита и представим, что это и есть энергия внутри нее.  Теперь можно запускать наш поезд.

(Дети выполняют опыт)

Воспитатель: Удивительно, но такой эксперимент работает только с заряженной батарейкой. Но как е определить ее среди других? Чтобы разобраться в этом вопросе предлагаю перейти в следующий отдел.

2 станция «Измерительная»

Воспитатель: Посмотрите, перед нами лежат две батарейки, я точно знаю, что одна из них заряжена, а другая нет. Как понять, где какая? 

(Предположения детей)

Воспитатель: может быть, заряженная батарейка весит больше разряженной? Давайте попробуем взять их в руки и определить? (дети берут батарейки в руки, пытаются определить заряженную батарейку).

Воспитатель: Давайте откроем Чемодан и посмотрим, вдруг там есть какой-то предмет, который поможет нам определить вес.

(Достаем из чемодана весы)

Опыт 2

Взвешивание батареек

Теперь я предлагаю воспользоваться весами и взвесить их.

(дети взвешивают батарейки и приходят к выводу, что весят они одинаково).

Воспитатель: Как вы думаете, можно еще как-то определить, какая из батареек заряжена?

(Предположения детей)

Опыт 3

Определение заряженной батарейки вольтметром

Воспитатель: Проще всего заряд у батарейки проверить, если у вас дома есть вольтметр. Это прибор для измерения напряжения.

(достать вольметр из чемодана)

Для того, чтобы проверить, необходимо поднести черный проводок к стороне батарейки с минусом, а красный - к стороне с плюсом. Давайте попробуем?

Воспитатель: А что же делать, если и этого прибора нет?

(Предположения детей)

Воспитатель: Я знаю один способ, хотите я покажу Вам его. Наша задача взять две батарейки и спустить вниз по дорожкам сверху вниз одновременно. (делаем опыт). Что произошло?

(Ответы детей) Одна батарейка подскакивает, а другая нет!

Воспитатель: В батарейке есть порошок, в новой батарейке он плотно упакован. В разряженной батарейке из порошка он превращается в более твердую структуру. Именно за счет этого и повышается прыгучесть использованной батарейки.

(Новая батарейка- не прыгает, а использованная – прыгает)

Воспитатель: Коллеги, предлагаю нам двигаться дальше.

3 станция «Экологическая»

Воспитатель: Мы с Вами отделили заряженные батарейки от использованных. Заряженным мы обязательно найдем применение, а что делать с использованными?

(Ответы детей)

Чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо посмотреть на саму батарейку. На каждой батарейке есть значок, изображающий перечёркнутый мусорный контейнер. Это означает, что батарейки нельзя выбрасывать с обычным мусором. Её нужно правильно утилизовать. Оказывается, батарейка может быть опасна. Как вы думаете, чем?

(Ответы детей)

(Воспитатель показывает окислившуюся батарейку) обсуждают вместе, цветы воды, что выделилось из батарейки, пригодна ли для питься?

Воспитатель: Ребята, в батарейке содержатся различные вредные вещества, которые, находясь закрытыми в батарейке, временно безопасны. Но когда батарейка попадает на свалку, она начинает разрушаться и все эти вещества попадают в почву, воду, которую мы пьём и в воздух, которым мы дышим. Так что просто выбросить батарейку нельзя. Её нужно сдать в специальный пункт приёма опасных отходов, откуда её отвезут на специальный завод и переработают. Такие пункты приёма есть в нашем городе. А мы с Вами можем помочь в сборе использованных батареек. В этом нам поможет Батаежка. Батаежка это такой человечек, который питается использованными батарейками. Когда накопится достаточно батареек можно вызвать специальную экомашину, экомобиль, которая собирает опасные отходы населения, ртутные градусники, лампы и отвезет их на утилизацию.

Давайте вернемся в отдел номер 2 и заберем использованные батарейки, чтобы сложить их в нашего батаежку.

(Дети забирают батарейки и складывают в батаежку. Воспитатель открывает трон с аккумуляторной батарейкой и ежика с батарейками на спине)

Утилизация батареек- не единственный способ сохранения окружающей среды. Взгляните на макет. Это король батареек-аккумуляторная батарейка. Представьте себе, ее можно зарядить столько раз, сколько батареек у ежика на спинке. Используя такой аккумулятор, Вы сокращаете число утилизированных батареек, а значит бережете окружающую среду. Кто знает может быть однажды кому-нибудь из вас или ваших друзей удастся изобрести вечную батарейку, которую совсем не придется выкидывать и которая будет служить человеку много-много лет.

Воспитатель: Ребята, согласитесь батарейка является порой незаменимой! Что бы мы делали без этих палочек-выручалочек, которые позволяют нам пользоваться электричеством там, где нет розеток и проводов. Иногда бывают такие ситуации, когда нам очень бывает необходимо электричество, например в лесу или на необитаемом острове. На этот случай есть решение, оказывается батарейку можно попробовать сделать самим! Из карандаша, картошки или даже лимона. Коллеги, предлагаю нам двигаться дальше.

4 станция

«Лимонная»

(на столе лежат лимоны и карточка перевернутая со схемой лимонной батарейки)

Воспитатель: посмотрите, что же нам профессор Чемоданов тут положил и для чего?

(Предположения детей)

Воспитатель: Профессор предлагает нам с Вами собрать лимонную батарейку. Только что-то он нам здесь не положил. Давайте посмотрим в чемодане.

(Воспитатель достает мешок из чемодана, раздаёт детям два стержня (электроды) – оцинкованный шуруп и медную проволочку. Показывает, каким образом необходимо воткнуть их в лимон) Пользуются схемой!

Воспитатель: Шуруп сделан из цинка, а провод из меди. При контакте с лимонной кислотой запускается реакция, в результате которой вырабатывается электрический ток, и лампочка горит. (контакты с лампочкой замыкает воспитатель)

Воспитатель: Ребята, пришло время возвращаться в детский сад. Предлагаю вернуться тем же путем.

Станция 4 – Что нам помогло сделать из лимона батарейку? (провода, болт, схема)

Станция 3 – Как нужно утилизовать батарейки?

Станция 2 – Кто помнит, как определить заряжена батарейка или нет? (вольтметр, прыгучая батарейка)

Станция 1 – Укажите названия всех батареек? Какая батарейка подойдет к моему фонарику? Как правильно вставить батарейку?

(шуруп, схема, батарейка, проволока)

Воспитатель: Ребята, спасибо Вам большое за сегодняшнюю работу. Вы большие молодцы!  Этот чемоданчик отправится к Вам в группу, и вместе со своим воспитателем Вы узнаете, какими еще удивительными свойствами обладает батарейка с помощью схемы и предметов в нем. Батарейка – наша маленькая помощница. Мы берем с собой в лес фонарик, cлушаем музыку, в поездках используем фотоаппарат, вы играете в игрушки, которые работают на батарейках. Но не стоит забывать, что батарейки требуют аккуратного обращения и правильной утилизации. Поэтому с Вами в группу отправится еще и батаежка, куда вы сможете складывать использованные батарейки!

Спасибо, досвидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности. Тема: "Белёк"

В ходе занятия расширяются  знания и представления детей о морских животных Камчатского края, дети учатся создавать объемные игрушки в технике оригами....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Тема: Строение растений.Цель: используя личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, здоровьесберегающие методы и оздоровительные моменты сформулировать у детей представление о строении ра...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема: «Знакомство со свойствами воды»Программные задачи: познакомить детей со свойствами воды; ут...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста по теме "Лёд"

Познакомить детей с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности обращения со льдом, воспитывать любознательность, активизировать в речи детей «...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная сила воды"

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная сила воды"...