Тематический день в группе «Капельки» Сагаалган –традиции и обычаи.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Вильмова Ольга Александровна

Продолжать знакомить  детей к традициями и обычаям бурятского народа;

 Развивать познавательные навыки через бурятский фольклор; Воспитывать чувство коллективизма и взаимоуважения, формировать у детей этнокультурную компетентность на примере празднования национального бурятского праздника Сагаалган;

 Расширять представления о восточном календаре, развивать логическое мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Тематический день в группе  «Капельки»

Сагаалган –традиции и обычаи. 

 

 

Программные задачи: 

Продолжать знакомить  детей к традициями и обычаям бурятского народа;

 Развивать познавательные навыки через бурятский фольклор; Воспитывать чувство коллективизма и взаимоуважения, формировать у детей этнокультурную компетентность на примере празднования национального бурятского праздника Сагаалган;

 Расширять представления о восточном календаре, развивать логическое мышление.

Материалы и оборудование: макет восточного календаря ,уголок по Бурятии, бурятские шапочки, презентация «Сагаалган», аудиозаписи бурятских песен –ёхор, гимн Бурятии, маска волка для игры « Волк и овцы»,альбомные листы бумаги для рисования, краски, фломастеры,кисти, вода, салфетки,

Ход:

Воспитатель: Вот и пришёл на землю Бурятии светлый, красивый праздник – Сагаалган. Весел и торжественен в этот день народ Бурятии.

Читаю стихотворение:

Ты хороша в любое время года

В разливе мая, в блеске февраля

Счастливый край, счастливого народа

Цветущая Бурятия моя.

Воспитатель: О чем эти стихи?

Дети: о Бурятии

Дети читают стихи

Мы светлый праздник Сагаалган

В саду своём встречаем,

И вам привет горячий свой

Сегодня посылаем.

Здоровья, мира и добра

Вам от души желаем

И с Сагаалганом всех друзей ,

Сегодня поздравляем.

Воспитатель:

О каком празднике говорится в стихотворениях?

Дети:О празднике Сагаалган.

Воспитатель:

Дети, праздник Сагаалган , приходится на разные числа февраля.Всё зависит от того, когда на небе появиться «новая луна» Новолуние . Ещё за месяц до праздника, а иногда и раньше начинались приготовления. Наводили порядок в юрте, доме и ограде, убирали и  выносили весь мусор. Из сундуков доставалась праздничная одежда или шились красивые шёлковые и меховые наряды.

Мужчины, выбирая лучших своих скакунов, расчёсывали им гриву, готовили новые сбрую и седло. Меняли на новые даже ошейник и привязь собаки.

Хозяйки готовили кушанья и начинали их выставлять во второй половине дня. Почётным блюдом служила отварная баранья голова или грудинка. Конечно же, готовились позы, саламат, варился бухлёр,белая пища.

А что такое белая пища?

Дети: молоко, сметана, творог и так далее.

Готовились подарки. Люди шли поздравлять своих старших родственников – бабушек и дедушек, мам и пап. Праздники сопровождали песни, танцы и игры.

 После того, как люди поздравят своих родных и близких – они идут в гости к друзьям.(просмотр презентации, показ картинок на доске)

А молодёжь и дети собирались в большие группы и устраивали игры.

Игра : « Волк и овцы»

Развлекались загадками. Некоторые бурятские загадки очень похожи с загадками других народов.

Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы попробуйте их отгадать

(за правильную отгадку дети получают фишки)

Загадки:

1.     Белое одеяло степь покрывало (снег).

2.     Без рук, без ног, а дверь открывает (ветер).

3.     Этот дом переносной

В стороне стоит степной.

Тёплым войлоком он крыт,

А внутри очаг горит.

Крыша вверх уходит круто

Это войлочная … (юрта).

Воспитатель: Что такое юрта? Все знают, что юрта – это дом бурят, в котором они жили в старину. Так как ни часто кочевали, переезжали с места на место, то юрты были складные и переносные.( показ иллюстраций )

Воспитатель: А давайте с вами нарисуем степь, горы, пастбище где пасутся кони, и конечно юрту.( показ образца рисунка)

Дети: рисуют.

Воспитатель: Дети,а  какого животного пришел год?

Дети: Год Зайца
 Воспитатель: Какого животного мы проводили?

Дети: Год Тигра

Воспитатель:А теперь я вам загадаю загадки о животных.


В подполье в каморке живет она в норке,
Серенькая маленькая
(мышь) 


Посреди двора стоит копна,
Спереди вилы, а сзади метла
(корова

Кто это полосатый, на кота похож
(тигр) 


Дышит пламенем тот зверь,
Это сказочный зверь
(дракон) 

Вьется веревка, на конце головка (
змея).

Подкованы ноги, бежит по дороге:
Грива дугою, а хвост метлою
(лошадь).


Молоко её полезно,
В огород она залезла,
И глядит "во все глаза" –
Длиннорогая
...(коза).


По деревьям скачут ловко,
Корчат рожи, вот плутовки!
Очень любят есть бананы
Кто же это?...
(обезьяны)!  

Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами
(петух). 

Заворчал живой замок, лег у двери поперек
(собака). 

Спереди пятачок, сзади крючок,
Посредине спинка, а на ней щетинка (
свинья).

 Все отгаданные вами животные объединяются в календарь. Он называется восточный календарь.( показ макета восточного календаря)
В восточном календаре все животные расположены в определенном порядке. Закончился один год и наступил по восточному календарю другой год.

 

Воспитатель: -Ребята, а каких животных в календаре года вы еще видите? (ответы детей)


(Крыса, Бык, Тигр, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Петух, Собака, Кабан)

Воспитатель:

 

Год цепляется за год, Время движется вперёд

Без конца уходит вдаль,

Как огромная спираль.

Не печалься, друг , напрасно, повтореньем жизнь прекрасна:

Календарь начнётся с мышки,

А за мышкою придёт,

 Каждый зверь, но в свой черёд.

Ты и в жизни тех зверей,

Снова встретишь у дверей,

Каждому из них мэндэ,

Скажешь раз в 12 лет.

 Звери сделают виток, подведёт кабан итог

И уступит место мышке,

Чтобы это означало?

Нет у времени начала, нет у времени конца

Воспитатель: Подойдите ,и ещё раз внимательно рассмотрите макет календаря.

 

Воспитатель: А теперь мы ножки спросим:

До каких же пор стоять?

Может ножкам хоть немножко

Дружный «Ёхор» станцевать.

Наш бурятский хоровод

Взяться за руки зовёт.

Если встанешь с нами в круг,

Значит ты хороший друг.

 

Танец «Ёхор».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование на тему: «Наш город (история, производство, обычаи, традиции) »

Буричева Людмила Александровна,воспитательМБДОУ детского сада №41комбинированного видаг.о.г. Шахунья,Нижегородской области....

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»

Муниципальное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик»    Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям...

Консультация для родителей: Семейные традиции как средство семейного воспитания; Сущность традиций и обычаев, их социальные функции; Формирование у дошкольников качеств будущего семьянина;Семья как основной фактор, влияющий на социально-нравственное воспи

КУ Урайский специализированный Дом ребенка Автор проекта: Степанова Елена Николаевна воспитатель Урайского специализированного Дома ребенка гр.№6 «ЕСемейные традиции как средство семейного ...

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группеТема: «Казаки  их традиции, их обычаи»...

День Петра и Февронии: история, традиции и обычаи праздника

День Петра и Февронии: история, традиции и обычаи праздника. Презентация для детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей. КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ТРАДИЦИЯХ И ОБЫЧАЯХ РАЗНЫХ НАРОДОВ? ЧТО ТАКОЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ, ГОСТЕПРИИМСТВО?

Многие семьи имеют свои традиции и обычаи. В одной, например, утром всегда пьют чай с лимоном, а вечером – горячее какао. И так каждый день. В другой семье могут быть другие обычаи. К примеру, д...

Календарно-тематическое планирование "Народные традиции и обычаи на Руси"

Актуализация воспитательного потенциала в системе дошкольного образования - одно из приоритетовКонцепции развития дошкольного образованияв Красноярском крае  на 2022-2025. При составлении календа...