Занимательная викторина «Родной край» (методическая разработка)
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Шипникова Ирина Александровна

Методическая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Данная игра поможет не толко интересно провести время, но и закрепить знания детей о родном крае: растениях, животных и птицах, озере Байкал и его обитателях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_rodnoy_kray.pptx2.55 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Иркутска детский сад «Сказка» Методическая разработка Занимательная викторина «Родной край» Автор : Шипникова Ирина Александровна 2022 г.

Слайд 2

Уважаемые взрослые и дети! Перед вами игра для детей старшего дошкольного возраста, которая поможет не только интересно провести время, но и расширить свои знания о родном крае (озере Байкал, его обитателях, растениях, животных, птицах)

Слайд 3

Цель игры: создать условия для развития познавательного интереса к природе Прибайкалья. Задачи: закреплять знания о природе родного края ; активизировать словарь, развивать связную речь; развивать логическое мышление, память; воспитывать чувство гордости за свою малую родину, желание заботиться о ней и беречь.

Слайд 4

В комплекте: Игровое поле Разрезные карточки с вопросами на каждую из пяти тем, выделенные разными цветами, а также разными значками (по 15 карточек по каждой теме) Фишки разного цвета, кубик

Слайд 5

Темы заданий Жемчужина Сибири растительный мир Прибайкалья животный мир Прибайкалья обитатели озера Байкал птицы Прибайкалья

Слайд 6

ИГРОВОЕ ПОЛЕ

Слайд 7

карточки по теме «ЖЕМЧУЖИНА СИБИРИ» КАК ПЕРЕВОДИТСЯ СЛОВО «БАЙКАЛ»? ЧТО НАЗЫВАЮТ «ЖЕМЧУЖИНОЙ СИБИРИ»? КАК НАЗЫВАЕТСЯ КРАЙ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ? НА ЧТО ПОХОЖ БАЙКАЛ ИЗ КОСМОСА? КАК НАЗЫВАЕТСЯ РЕКА, ВЫТЕКАЮЩАЯ ИЗ БАЙКАЛА? САМЫЙ КРУПНЫЙ ОСТРОВ НА БАЙКАЛЕ? ЭТОТ ВЕТЕР ДУЕТ ТОЛЬКО НОЧЬЮ НА ОСТРОВЕ ОЛЬХОН? САМЫЙ СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР НА БАЙКАЛЕ? КАК МОЖНО ОТДЫХАТЬ НА БАЙКАЛЕ?

Слайд 8

САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ВЕТЕР НА БАЙКАЛЕ? КОГО НАЗЫВАЮТ НЕВИДИМЫМИ САНИТАРАМИ ОЗЕРА БАЙКАЛ? КОРЕННЫЕ НАРОДЫ СИБИРИ ЧТО ЗНАЧИТ ПРЕСНАЯ ВОДА? ЧТО ТАКОЕ ПРОДУХ? ЧТО ТАКОЕ БАЙКАЛЬСКАЯ ГУБКА?

Слайд 9

карточки по теме «ОБИТАТЕЛИ ОЗЕРА БАЙКАЛ » ЛАСТОНОГИЙ СИМВОЛ БАЙКАЛА СЕРЕБРИСТ, ПОДВИЖЕН, ГИБОК, ОН ВКУСНЕЕ МНОГИХ РЫБОК. НАЧИНАЕТСЯ НА О… БЛЕДНО-РОЗОВА, НЕЖНА. СТУДЕНА ВОДА НУЖНА. А НА СОЛНЦЕ РЫБКА ТАЕТ, РЫБЬИМ ЖИРОМ ИСТЕКАЕТ КАК НАЗЫВАЮТ ДЕТЁНЫША НЕРПЫ? ОПАСНЕЙ ВСЕХ ОНА, ХИТРА, ПРОЖОРЛИВА, СИЛЬНА, ПРИТОМ ТАКАЯ ЗЛЮКА, КОНЕЧНО, ЭТО …… ПОЧЕМУ НЕРПА ТОЛСТАЯ? ЧЕМ ПОКРЫТО ТЕЛО РЫБЫ? ПРИ ПОМОЩИ ЧЕГО РЫБЫ ПЛАВАЮТ? ДЛЯ ЧЕГО НЕРПЕ КОГТИ?

Слайд 10

СРЕДИ БАЙКАЛЬСКИХ РЫБ ОН ПРИЗНАННЫЙ ГИГАНТ, ОН В СПИСКИ РЕДКИХ РЫБ ВНЕСЁН – ОТ ИСТРЕБЛЕНИЯ СПАСЁН. ПОЧЕМУ ГОЛОМЯНКА ЖИВЁТ НА ГЛУБИНЕ? КАКОЙ РЫБОЙ ПРЕДПОЧИТАЕТ ПИТАТЬСЯ НЕРПА? ЧЕМ ДЫШАТ РЫБЫ? ПОЧЕМУ НЕРПА НАЗЫВАЕТСЯ ЭНДЕМИКОМ БАЙКАЛА? ДЛЯ ЧЕГО РЫБАМ ПЛАВНИКИ?

Слайд 11

карточки по теме «ЖИВОТНЫЙ МИР ПРИБАЙКАЛЬЯ» У НЕГО В ПОЛОСКАХ СПИНКА, ХВОСТИК ЛЕГКИЙ, КАК ПУШИНКА. ВСЕ ЗАПАСЫ, КАК В СУНДУК, ПРЯЧЕТ В ДУПЛА… С ДРЕВНИХ ПОР ЖИВУ В СИБИРИ, БЕЗ НЕЁ Я НЕ МОГУ. САМЫМ ПЫШНЫМ МЕХОМ В МИРЕ Я ПРОСЛАВИЛ ВСЮ ТАЙГУ. ЗА ДЕРЕВЬЯМИ, КУСТАМИ ПРОМЕЛЬКНУЛО БЫСТРО ПЛАМЯ. ПРОМЕЛЬКНУЛО, ПРОБЕЖАЛО. НЕТ НИ ДЫМА, НИ ПОЖАРА ЛЕТОМ ХОДИТ БЕЗ ДОРОГИ, ВОЗЛЕ СОСЕН И БЕРЕЗ, А ЗИМОЙ ОН СПИТ В БЕРЛОГЕ, ОТ МОРОЗА ПРЯЧЕТ НОС. ЧТО ЗА ЗВЕРЬ ЛЕСНОЙ ВСТАЛ, КАК СТОЛБИК, ПОД СОСНОЙ. И СТОИТ СРЕДИ ТРАВЫ – УШИ БОЛЬШЕ ГОЛОВЫ? КТО БЫЛ ЛЕТОМ РЫЖИЙ, А ЗИМОЙ СТАНОВИТЬСЯ СЕРЫЙ? ЕСТЬ В ТАЙГЕ БОЛЬШАЯ КОШКА, УШИ В КИСТОЧКАХ СЕРЕЖКАХ. ТЫ НЕ СКАЖЕШЬ КОШКЕ БРЫСЬ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО … ТЯЖЕЛЫ РОГА ПО ВЕСУ, ХОДИТ ВАЖНО ОН ПО ЛЕСУ; ОН ХОЗЯИН, А НЕ ГОСТЬ – ХМУРЫЙ И СЕРДИТЫЙ … ВРАГ ПОЛЁВОК, ПТИЦ И БЕЛОК, НЕ УПУСТИТ ВСЕХ, КТО МЕЛОК. ЦВЕТ КАШТАНОВЫЙ, ЛОСНИТСЯ. ЭТО ШУСТРАЯ …

Слайд 12

РОЕТ НОРЫ ОН УМЕЛО… ЗНАЕТ, ЛЮБИТ ЭТО ДЕЛО. ПОТОМУ КРОТУ И ДРУГ, А ЗОВУТ ЕГО… КАК НАЗЫВАЕТСЯ ДОМ ВОЛКА? ЧЕМ ПИТАЕТСЯ ЛОСЬ? ЧТО КУШАЕТ БЕЛКА? КАК НАЗЫВАЕТСЯ ДОМИК БЕЛКИ? НА КАКИЕ ДВЕ ГРУППЫ ДЕЛЯТСЯ ВСЕ ЗВЕРИ ПО ВЫБОРУ ПИЩИ?

Слайд 13

карточки по теме «РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР ПРИБАЙКАЛЬЯ» КАК НАЗЫВАЮТСЯ ДЕРЕВЬЯ, НА КОТОРЫХ РАСТУТ ИГОЛКИ? У КАКОГО ДЕРЕВА БЕЛЫЙ СТВОЛ? КАК НАЗЫВАЕТСЯ ДЕРЕВО, КОТОРОЕ ОСЕНЬЮ СБРАСЫВАЕТ СВОИ ИГОЛКИ? КОГДА РАСПУСКАЮТСЯ ПОЧКИ НА ДЕРЕВЬЯХ? КАКОЕ ДЕРЕВО ДРОЖИТ НА ВЕТРУ? КАК НАЗЫВАЕТСЯ СИБИРСКИЙ ЛЕС? ДЕРЕВО, ЗНАМЕНИТОЕ СВОИМИ ОРЕХАМИ КАКИЕ ГРИБЫ РАСТУТ ПОД БЕРЁЗОЙ? КАКИЕ ГРИБЫ РАСТУТ ПОД ОСИНОЙ?

Слайд 14

КАКУЮ ЯГОДУ СОБИРАЮТ НА БОЛОТЕ ПОСЛЕ ПЕРВЫХ ЗАМОРОЗКОВ? КАК НАЗЫВАЮТСЯ ПЛОДЫ ЕЛИ И СОСНЫ? КАКАЯ ЛЕСНАЯ ЯГОДА ПОЛЕЗНА ДЛЯ ЗРЕНИЯ И РОСТА? КИСТИ КАКИХ ЯГОД СПАСАЮТ ПТИЦ ОТ ГОЛОДА? ЧТО ЗА ЯГОДЫ ЛЕСНЫЕ, СЛОВНО НЕБО ГОЛУБЫЕ, НА КУСТОЧКЕ ЗРЕЮТ, АРОМАТОМ ВЕЮТ? КАКОЙ ЛЕСНОЙ ЯГОДОЙ ЛЮБЯТ ЛАКОМИТЬСЯ МЕДВЕДИ?

Слайд 15

карточки по теме «ПТИЦЫ ПРИБАЙКАЛЬЯ» КАКУЮ ПТИЦУ НАЗЫВАЮТ «ЛЕСНЫМ ДОКТОРОМ»? ЧЕМ ПИТАЮТСЯ ЧАЙКИ? КАКАЯ ПТИЦА НЕ ВОСПИТЫВАЕТ СВОИХ ПТЕНЦОВ? ЧЕМ ПОКРЫТО ТЕЛО ПТИЦЫ? КАКУЮ ПТИЦУ НАЗЫВАЮТ «ВОРОВКОЙ» ЗА ЛЮБОВЬ К БЛЕСТЯЩИМ ПРЕДМЕТАМ? ЧЕРНОКРЫЛЫЙ , КРАСНОГРУДЫЙ, И ЗИМОЙ НАЙДЁТ ПРИЮТ: НЕ БОИТСЯ ОН ПРОСТУДЫ – С ПЕРВЫМ СНЕГОМ ТУТ КАК ТУТ! ЗОРКИЙ ГЛАЗ ПАРИТ ВЫСОКО, НО НЕ ЯСТРЕБ И НЕ СОКОЛ. КАКАЯ ПТИЦА ВЫВОДИТ ПТЕНЦОВ ЗИМОЙ? У НЕЁ ГЛАЗА БОЛЬШИЕ, ДЛИННЫЙ КЛЮВ ВСЕГДА КРЮЧКОМ. ПО НОЧАМ ОНА ЛЕТАЕТ, СПИТ НА ДЕРЕВЕ ЛИШЬ ДНЕМ.

Слайд 16

КАКАЯ ПТИЦА ОХОТИТСЯ ТОЛЬКО НОЧЬЮ? ЭТА ПТИЦА ОЧЕНЬ ЛЮБИТ КЕДРОВЫЕ ОРЕШКИ ЧТО ЕСТЬ У ВСЕХ ПТИЦ? КАК НАЗЫВАЮТСЯ ПТИЦЫ, КОТОРЫЕ ОСТАЮТСЯ У НАС ЗИМОВАТЬ? КАК НАЗЫВАЮТСЯ ПТИЦЫ, КОТОРЫЕ УЛЕТАЮТ ОТ НАС НА ЗИМУ? У НЕГО ХОРОШИЙ СЛУХ, НО КОГДА ТОКУЕТ, - ГЛУХ! МОЖНО ДАЖЕ, ГОВОРЯТ, ВЗЯТЬ РУКАМИ …

Слайд 17

Описание игры: Вариант 1 Играть могут от 2 до 4 человек. Перед началом игры рассортируйте карты по темам (каждая тема имеет свой значок и цвет). Играющие ставят фишки на первый квадрат и поочерёдно бросают кубик, делая столько ходов, сколько точек выпадает на кубике. В зависимости от того, на каком значке остановилась фишка, играющий берёт карточку с вопросом и отвечает на него. Если ответил на вопрос правильно, он продолжает игру. Если не справился, пропускает ход. Выигрывает тот, кто первым дойдёт до финиша, правильно ответив на все вопросы. Удачи!

Слайд 18

Вариант 2 Игровое поле можно использовать для развития внимания и памяти. Предложите ребёнку найти всех птичек (все ёлочки и т.д.), сосчитать их. Если играет несколько детей , искать нужно по очереди, время можно засекать по секундомеру или часам с секундной стрелкой. Выигрывает тот, кто найдет все свои значки быстрее других и без ошибок.

Слайд 19

Вариант 3 Предложите ребёнку найти фигурку по её адресу. Например, найти фигурку во втором ряду сверху и в четвёртой клетке слева. Если играет несколько детей, они находят фигурки п о очереди. Выигрывает тот, кто найдёт все фигурки правильно.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края"

Красота   родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой храм ещё прекраснее. Поэтому в дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через озн...

«Символика родного края» (методическая разработка занятия по патриотическому воспитанию детей с использованием ИКТ)

 Презентация рассчитана на старший дошкольный возраст. Воспитанники знакомятся с главными символами России, Республики Татарстан и города Нижнекамска - гербом, флагом, гимном. Краткое описание символо...

Методическая разработка «РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ ЛЮБИ И ЗНАЙ» для детей старшей группы

Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего городка, надо его знать....

Методическая разработка: «Воспитание любви к родному краю через тувинскую культуру»

Автор: воспитатель МБДОУ «Хунчугеш» с Хемчик» Бай-Тайгинского кожууна Салчак Ольга Васильевна, 2 категория   Введение.Важнейшим условием дошкольного воспитания является...

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Край ты мой, Ямал»

Познакомить детей с историей и традициями народов севера, показать особенности культуры, быта коренных народов, расширять кругозор дошкольников.Дать представление о природных богатствах (нефть, газ) Р...

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Северный края, что зовется Ямал»

Расширять представления детей о жизни, о быте коренных народов Севера.Закреплять имеющиеся представления детей о Ямале, о коренных жителях, о гербе, флаге Ямала, о животном и растительном мире.Соверше...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ ПО РОДНОМУ ГОРОДУ"

Создание игровых экскурсий по темам выставок творческих работ воспитанников ДОУ.Понимая, что заставить всех воспитанников посетить город и познакомиться со всеми памятниками, а тем более узнать истори...