Методическая разработка: «Воспитание любви к родному краю через тувинскую культуру»
статья (младшая группа) на тему

Салчак Ольга Васильевна

 

 Автор: воспитатель МБДОУ «Хунчугеш»

с Хемчик» Бай-Тайгинского кожууна

Салчак Ольга Васильевна, 2 категория

 

 

 

Введение.

Важнейшим условием дошкольного воспитания является  приобщение ребенка к культуре своего народа, как первой ступени к познанию и постижению общечеловеческих  ценностей.  Дошкольный возраст является наиболее  благоприятным   периодом  для восприятия и усвоения  культуры  любой  нации, народа.

Дети практически все усваивают по принципу подражания. Ближайшее окружение, социальная среда оказывают решающее влияние на формирование начального мировосприятия, мировоззрения детей, поэтому учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на поддержку положительного влияния среды и на компенсацию отрицательных моментов.

Тувинцы говорят: «Не знаешь историю - заблудишься, не знаешь родословную, родных - будешь нуждаться в жизни»(Тоогу билбес тоорээр, торел билбес турээр). Но национальное высыхает, исчезает, если нет национальных песен, забыты обряды, появляются люди,  не помнящие  родства. Он не будет уважать и свою культуру (как можно уважать то, что не знаешь?), тем  более другую. Каждая нация достойна огромного уважения своей историей, самобытной философией, нравственными и эстетическими понятиями. С исчезновением  языка  исчезнет и сам народ, чтобы не случилось  непоправимого необходимо работа с детьми именно с дошкольного возраста, и  мы пришли к тому, что необходимо создать программу по углубленной работе по краеведению.

Для реализации потенциальных возможностей детей дошкольного возраста требуются соответствующие социальные условия жизни и воспитания, которые мы постарались создать в нашем дошкольном учреждении и в данной возрастной группе. В работу программы включены все виды деятельности, то есть работа проходит как на занятиях, так и в повседневной деятельности. Так же  элементы тувинского фольклора включаются в занятия по физической культуре, в ИЗО деятельности, на музыкальных занятиях. Данная программа тесно взаимосвязана с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, где рекомендовано, что в работе по ознакомлению с окружающим педагог должен учитывать при проведении воспитательной работы региональный компонент, природу родного края, народные традиции, краеведение.

Хочу познакомить читателей журнала «Башкы» с некоторыми разделами своей авторской программы  по реализации ФГОС дошкольного образования.

 

Авторская программа  по реализации ФГОС дошкольного образования

«Воспитание любви к родному краю через тувинскую культуру»

(выдержки)

Цель и задачи.

Цель: Воспитание ребенка в контексте родной культуры, языка, как естественной эмоциональной среды ребенка. Включение  различных форм фольклора в содержание обучения и воспитания.

Задачи: 1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу, малой родине;

2. Приобщение к национальным обычаям, обрядам, национальным видам одежды, кухни, ремеслам.

3. Обучение и воспитание на родном языке в соответствии с конституционными правами ребенка, создание искусственной речевой среды.

5. Знакомство детей с государственными символами Тыва  и России (герб, флаг, гимн);

 

Содержание.

Тема 1. человек в мире людей.

-  Я - человек, имя-наречение, знакомство с именем своим,  что оно означает, кто мои родственники (родители, дедушки, бабушки, братья, сестры, дяди, тети и т.д.), как их имена.

- откуда я родом, система родства по материнской и но отцовской линии; - генеалогия;

- кто наши соседи, наши сверстники, односельчане, люди разной национальности;

Национально-региональный компонент:

- как нарекали детей в старину Тувинцы и что означали древние имена, значение прозвищ (шола);

- знакомство с названиями частей тела и лица  на тувинском языке;

- сравнение культур тувинского и русского народов,

- знакомство с героями Великой Отечественной войны, тружениками тыла, участниками Афганской и Чеченской войн РФ и РТ.

Компонент ДОУ.

- Проследить связь имен в семье во времени (в честь кого-то или истории имен);

-Знакомство с известными людьми, рожденными в нашем селе Хемчик;

-знакомство с героями Великой Отечественной войны, тружениками тыла, участниками Афганской и Чеченской войн, проживающих на территории  с Хемчик.

Тема 2. человек  в мире природы.

- элементарно-научные   знания   о   природе, народные приметы   о   погоде, весна – лето – осень – зима, соответствие примет в наше время.

-  отношение человека к природе в старину и нынешнее время, чем отличается;

-  животный и растительный мир;

Национально-региональный компонент:

- хозяйство и  образ жизни народов (русского, тувинского); дать детям некоторые названия деревьев, животных, птиц на тувинском языке, познакомить с животными и растительным миром Тыва (Бай-Тайгинский район)

Компонент ДОУ.

- Экскурсии,  целевые прогулки к достопримечательностям(река Хемчик,  гора  Ийи-Тей). Обсудить названия этих мест, почему так назвали.

Тема 3. человек  в  истории.

- Дать   представление о прошлом - настоящем – будущем; Объяснить значение слов – год, месяц, неделя, день, утро, день, вечер. Ночь, учить называть день недели месяц и время года.

 

Национально-региональный компонент:

- Дать представление об особенностях погоды, природы, земли УР, исторические предания о древнейших  насельниках   края. Предания об освоении и заселении Тувинского края, какие национальные праздники празднует тувинский народ, в чем их ценность и особенность.

Компонент ДОУ.

 -Празднование некоторых тувинских народных праздников, таких как  Наадым, кидис байырлалы (праздник войлока).

 Тема 4. Человек  в мире вещей.

- Дом как первая родина ребенка, его первая «колыбель»;

- особенности заселения нового жилища. Приметы и поверья;

- Подворье, надворные постройки, ворота;

- Одежда. Влияние хозяйственных занятий на ее характер. Материал для изготовления одежды. Элементы женского и мужского костюма. Их сходство и различие. Типы покроя;

- предметный и вещный мир в загадках.

Национально-региональный компонент:

 - особенности жилища тувинского народа;

- внутреннее убранство тувинской юрты как символическая структура;

-  красный угол; - домашний очаг - печь.

- «Мужская» и «женская» половины юрты;

- одежда тувинского народа  - типы головных уборов. Общее и особенное у разных народов;

- костюмные комплексы разных этнических групп. Манера ношения. Костюм как второе «я» человека;

- символика головного убора (шапка, платок), пояса, кушаки;

- символика орнамента;

- украшения:

Компонент ДОУ.

 -Создание музея «Тувинская юрта», с утварью, национальной вышивкой, войлоковалянием, тувинским костюмом. В группе составить мини – макет «Тыва ог», соответствующий возрастной группе.

Тема 5. человек  в мире  символов.

 - Родина – РФ, столица – Москва, символика РФ, общие сведения о РФ.

Национально-региональный компонент:

- Малая родина- Тыва, столица –Кызыл,  символика РТ,  нашего села Хемчик, - Значение цветов на символике. Изобразительные символы на тувинском костюме, изделиях, юртах и т.д.;

Компонент ДОУ.

- Изображения флага, герба РФ, РТ и Бай-Тайгинского района, карты мира, страны, Альбом «Тувинские  узоры», что означает каждый узор и где используется.

Тема 6. человек в мире искусства.

-знакомство детей с музыкальным и изобразительным искусством;

Национально-региональный компонент:

-знакомство с произведениями тувинских поэтов, писателей, художников и удмуртским фольклором..

Компонент ДОУ.

- разучивание тувинских песен,  старинных игр, танцев;

- рисование, аппликация тувинского орнамента

 

Младшая группа

тема

содержание

1. человек в мире людей.

Я  человек

Формировать представления о своей внешности, о своей принадлежности к человеческому обществу. Объяснить, что у каждого человека есть имя, оно дается сразу после рождения. Учить называть сверстников по  имени, а  воспитателя по имени и отчеству. Знать свое имя, свою  фамилию. Половая принадлежность (я - мальчик, я - девочка)

Я и мое тело или внешний образ человека

Знакомить  детей с названиями частей тела и лица  на тувинском и русском языках; развивать способность понимать настроение людей по выражению лица, голосу. Прививать детям  основы культурно- гигиенических навыков. Уход за своим телом.

Я и моя семья

Познакомить детей с обязанностями всех членов семьи,  с составом семьи. Побуждать к рассказам о профессиях своих родителей. Знать имена родителей. Формировать представления о дружной семье.

Я и детский сад

Формировать положительное отношение к детскому саду. Знакомить с трудом взрослых, работающих в д/с (воспитатель, помощник воспитателя, повар, медсестра). Обращать внимание на их трудовые действия и их результат.

Я и мои соседи

Провести беседы  о людях живущих рядом с нами (сверстники, соседи, друзья и т.п.). Как их зовут, чем они занимаются. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

2. человек в мире природы.

Я и  мир растений

Формировать элементарные представления о некоторых растениях. Познакомить с названием двух наиболее знакомых деревьев, двух комнатных и луговых растений. Учить различать по вкусу, цвету, величине и форме 2-3 вида овощей и фруктов. Познакомить с названиями на тувинском и русском языках.

животный мир.

Познакомить с домашними животными и их детенышами. Познакомить с дикими животными, проживающими в нашей местности. Отметить особенности проживания. Воспитывать бережное отношение к природе. Названия животных на тувинском и русском языках.

времена года

Познакомить детей с особенностями каждого времени года. Особенности протекания времен года в наших краях. Разучить различные потешки и поговорки, заклички и пословицы, игры на тувинском языке.

3. человек в мире вещей.

Я и мой дом.

Дать детям первоначальные знания о доме, для чего строят дома, особенности материала (дерево, кирпич). Отметить основные части дома (фундамент, стены, крыша).

убранство дома

Познакомить детей с особенностями убранства дома, дать для сравнения старинный и современный интерьер тувинского дома. Знакомство с основными понятиям и символами тувинской  юрты – стол и печь, объяснить назначение широких лавок и детской колыбели (кавай) в старину.

4. человек в истории.

Я и время.

Познакомить  детей с названием села, где они живут. Познакомить с названиями улиц. Познакомить с первыми улицами села, объяснить значение названий улиц.

5. человек в мире искусства.

Я и музыка.

Познакомить  детей с удмуртскими напевами: учить различать  колыбельную и плясовую. Разучивание песен на тувинском языке.

Я и танец

Познакомить  детей с удмуртским народным танцем (тыпыртон), показать  1-2 простых движения танца. Свободная пляска и слушанье музыки  в повседневной деятельности детей.

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1.  Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно - правовых документов и программно-методических материалов. М., 2001.

2.  Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика - Синтез, 2007.

3.  Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1999. Т.2.

4.  Рыбалова И.Н. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания //Дошкольное воспитание. – 2003. - № 6. – с.45 – 55.

5.  Суслова Э.К. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников //Детский сад от А до Я. – 2003. - №3. – с.4 – 14.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка:

«Воспитание любви к родному краю через тувинскую культуру»

 Автор: воспитатель МБДОУ «Хунчугеш»

село «Хемчик» Бай-Тайгинского кожууна

Салчак Ольга Васильевна, 2 категория

Введение.

Важнейшим условием дошкольного воспитания является  приобщение ребенка к культуре своего народа, как первой ступени к познанию и постижению общечеловеческих  ценностей.  Дошкольный возраст является наиболее  благоприятным   периодом  для восприятия и усвоения  культуры  любой  нации, народа.

Дети практически все усваивают по принципу подражания. Ближайшее окружение, социальная среда оказывают решающее влияние на формирование начального мировосприятия, мировоззрения детей, поэтому учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на поддержку положительного влияния среды и на компенсацию отрицательных моментов.

Тувинцы говорят: «Не знаешь историю - заблудишься, не знаешь родословную, родных - будешь нуждаться в жизни»(Тоогу билбес тоорээр, торел билбес турээр). Но национальное высыхает, исчезает, если нет национальных песен, забыты обряды, появляются люди,  не помнящие  родства. Он не будет уважать и свою культуру (как можно уважать то, что не знаешь?), тем  более другую. Каждая нация достойна огромного уважения своей историей, самобытной философией, нравственными и эстетическими понятиями. С исчезновением  языка  исчезнет и сам народ, чтобы не случилось  непоправимого необходимо работа с детьми именно с дошкольного возраста, и  мы пришли к тому, что необходимо создать программу по углубленной работе по краеведению.

Для реализации потенциальных возможностей детей дошкольного возраста требуются соответствующие социальные условия жизни и воспитания, которые мы постарались создать в нашем дошкольном учреждении и в данной возрастной группе. В работу программы включены все виды деятельности, то есть работа проходит как на занятиях, так и в повседневной деятельности. Так же  элементы тувинского фольклора включаются в занятия по физической культуре, в ИЗО деятельности, на музыкальных занятиях. Данная программа тесно взаимосвязана с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, где рекомендовано, что в работе по ознакомлению с окружающим педагог должен учитывать при проведении воспитательной работы региональный компонент, природу родного края, народные традиции, краеведение.

Хочу познакомить читателей журнала «Башкы» с некоторыми разделами своей авторской программы  по реализации ФГОС дошкольного образования.

Авторская программа  по реализации ФГОС дошкольного образования

«Воспитание любви к родному краю через тувинскую культуру»

(выдержки)

Цель и задачи.

Цель: Воспитание ребенка в контексте родной культуры, языка, как естественной эмоциональной среды ребенка. Включение  различных форм фольклора в содержание обучения и воспитания.

Задачи: 1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу, малой родине;

2. Приобщение к национальным обычаям, обрядам, национальным видам одежды, кухни, ремеслам.

3. Обучение и воспитание на родном языке в соответствии с конституционными правами ребенка, создание искусственной речевой среды.

5. Знакомство детей с государственными символами Тыва  и России (герб, флаг, гимн);

Содержание.

Тема 1. человек в мире людей. 

-  Я - человек, имя-наречение, знакомство с именем своим,  что оно означает, кто мои родственники (родители, дедушки, бабушки, братья, сестры, дяди, тети и т.д.), как их имена.

- откуда я родом, система родства по материнской и но отцовской линии; - генеалогия;

- кто наши соседи, наши сверстники, односельчане, люди разной национальности;

Национально-региональный компонент:

- как нарекали детей в старину Тувинцы и что означали древние имена, значение прозвищ (шола);

- знакомство с названиями частей тела и лица  на тувинском языке;

- сравнение культур тувинского и русского народов,

- знакомство с героями Великой Отечественной войны, тружениками тыла, участниками Афганской и Чеченской войн РФ и РТ.

Компонент ДОУ.

- Проследить связь имен в семье во времени (в честь кого-то или истории имен);

-Знакомство с известными людьми, рожденными в нашем селе Хемчик;

-знакомство с героями Великой Отечественной войны, тружениками тыла, участниками Афганской и Чеченской войн, проживающих на территории  с Хемчик.

Тема 2. человек  в мире природы.

- элементарно-научные   знания   о   природе, народные приметы   о   погоде, весна – лето – осень – зима, соответствие примет в наше время.

-  отношение человека к природе в старину и нынешнее время, чем отличается;

-  животный и растительный мир;

Национально-региональный компонент: 

- хозяйство и  образ жизни народов (русского, тувинского); дать детям некоторые названия деревьев, животных, птиц на тувинском языке, познакомить с животными и растительным миром Тыва (Бай-Тайгинский район)

Компонент ДОУ.

- Экскурсии,  целевые прогулки к достопримечательностям(река Хемчик,  гора  Ийи-Тей). Обсудить названия этих мест, почему так назвали.

Тема 3. человек  в  истории.

- Дать   представление о прошлом - настоящем – будущем; Объяснить значение слов – год, месяц, неделя, день, утро, день, вечер. Ночь, учить называть день недели месяц и время года.

Национально-региональный компонент: 

- Дать представление об особенностях погоды, природы, земли УР, исторические предания о древнейших  насельниках   края. Предания об освоении и заселении Тувинского края, какие национальные праздники празднует тувинский народ, в чем их ценность и особенность.

Компонент ДОУ.

 -Празднование некоторых тувинских народных праздников, таких как  Наадым, кидис байырлалы (праздник войлока).

 Тема 4. Человек  в мире вещей.

- Дом как первая родина ребенка, его первая «колыбель»;

- особенности заселения нового жилища. Приметы и поверья;

- Подворье, надворные постройки, ворота;

- Одежда. Влияние хозяйственных занятий на ее характер. Материал для изготовления одежды. Элементы женского и мужского костюма. Их сходство и различие. Типы покроя;

- предметный и вещный мир в загадках.

Национально-региональный компонент:

 - особенности жилища тувинского народа;

- внутреннее убранство тувинской юрты как символическая структура;

-  красный угол; - домашний очаг - печь.

- «Мужская» и «женская» половины юрты;

- одежда тувинского народа  - типы головных уборов. Общее и особенное у разных народов;

- костюмные комплексы разных этнических групп. Манера ношения. Костюм как второе «я» человека;

- символика головного убора (шапка, платок), пояса, кушаки;

- символика орнамента;

- украшения:

Компонент ДОУ.

 -Создание музея «Тувинская юрта», с утварью, национальной вышивкой, войлоковалянием, тувинским костюмом. В группе составить мини – макет «Тыва ог», соответствующий возрастной группе.

Тема 5. человек  в мире  символов.

 - Родина – РФ, столица – Москва, символика РФ, общие сведения о РФ.

Национально-региональный компонент:

- Малая родина- Тыва, столица –Кызыл,  символика РТ,  нашего села Хемчик, - Значение цветов на символике. Изобразительные символы на тувинском костюме, изделиях, юртах и т.д.;

Компонент ДОУ.

- Изображения флага, герба РФ, РТ и Бай-Тайгинского района, карты мира, страны, Альбом «Тувинские  узоры», что означает каждый узор и где используется.

Тема 6. человек в мире искусства.

-знакомство детей с музыкальным и изобразительным искусством;

Национально-региональный компонент:  

-знакомство с произведениями тувинских поэтов, писателей, художников и удмуртским фольклором..

Компонент ДОУ.

- разучивание тувинских песен,  старинных игр, танцев;

- рисование, аппликация тувинского орнамента

Список использованной литературы.

  1. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно - правовых документов и программно-методических материалов. М., 2001.
  2. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика - Синтез, 2007.
  3. Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1999. Т.2.
  4. Рыбалова И.Н. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания //Дошкольное воспитание. – 2003. - № 6. – с.45 – 55.
  5. Суслова Э.К. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников //Детский сад от А до Я. – 2003. - №3. – с.4 – 14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любви к родному краю через удмуртскую культуру

Методическая разработка "Воспитание любви к родному краю" расчитана на три возрастные группы (младший, средний и старший).Важнейшим условием дошкольного воспитания является  приобщение ребенка к ...

Методическая разработка: «Воспитание любви к родному краю через тувинскую культуру»

Важнейшим условием дошкольного воспитания является  приобщение ребенка к культуре своего народа, как первой ступени к познанию и постижению общечеловеческих  ценностей.  Дошкольный возр...

Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.

Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.Пер...

Методическая разработка: "Воспитание любви к родному краю через тувинскую культуру"

Важнейшим условием дошкольного воспитания является  приобщение ребенка к культуре своего народа, как первой ступени к познанию и постижению общечеловеческих  ценностей.  Дошкольный возр...

Воспитание любви к родную краю через тувинскую культуру

Салчак Ольга Васильевна[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29937904","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Воспитание любви к родную краю через тувинскую культуру

Воспитание любви к родную краю через тувинскую культуру...