Конспект непосредственно образовательной деятельности Климат и природа Ямала.
план-конспект занятия по окружающему миру

Елена Ивановна Зубачёва

ЦЕЛИ:

• Познакомить с природой и климатом Севера; с такими явлениями, как полярные день и ночь, ледяные айсберги северное сияние, пурга, буран, метель, вечная мерзлота.
• Учить давать полные ответы на вопросы, отгадывать загадки, заучивать стихи, сравнивать, мыслить логически.
• Расширить представления о мире, обогатить словарный запас.
• Учить сравнивать, развивать память и внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon klimat_i_priroda_yamala.ppt1.58 МБ
Microsoft Office document icon klimat_i_priroda_yamala.doc39 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мой дом - Ямал Климат и природа Ямала

Слайд 2

Айсберг. Сверкает на солнце гора ледяная. Она то зеленая, то голубая, То розоватая, вся в переливах... О айсберги Севера, как вы красивы! Вы — драгоценные камни на вид, Но с айсбергом встреча добра не сулит: Погибель порой кораблю принесет Тяжелый прозрачный арктический лед.

Слайд 3

Чудеса. Вот так чудо-чудеса! Кто украсил небеса Переливчатой каймою С разноцветной бахромой? Хоть полярной долгой ночью Солнышко всходить не хочет, Все же шлет оно привет — Яркого сиянья свет!

Слайд 4

Ветер северный. Гонится за мной Ветер ледяной. Хочет он меня поймать И схватить в охапку, Хочет шарфик размотать, С головы сбить шапку. Ветер гонится за мной С гиканьем и воем. Убегу скорей домой, Плотно дверь закрою. Зарычит он, будто зверь, Лбом ударится о дверь!

Слайд 5

Пурга. Белым-бело, метет пурга, Несет колючие снега, Заносит путь-дорогу, В душе родит тревогу. Из дома нам нельзя уйти. Что ж! Вой, пурга, снега крути! Когда утихнешь, подождем И все-таки гулять пойдем!

Слайд 6

Поверхность тундры напоминает застывшие морские волны.

Слайд 7

Лето в тундре очень короткое

Слайд 8

В тундре множество болот, озер, ручьев и речек.

Слайд 9

Почему в Арктике холодный, суровый климат? 2. Какова природа островов Северного Ледовитого океана? З. Что такое айсберг? Почему айсберги опасны для судов? 4. Что такое северное сияние? 5. Что такое полярная ночь? Полярный день? 6. Расскажите, какой в тундре климат. 7. Что такое «вечная мерзлота»? 8. Почему большая часть территория тундры занята болотами? 9. Почёму в тундре много ручьев, озер, рек? 10. долго ли длится в тундре зима? Лето?

Слайд 11

Постарайся, угадай, Что это за край: Все кругом белым-бело, бело Снегом белым замело Валит снег из низкой тучи, День и ночь мороз трескучий, Ветра вист, метелей вой Край холодный, ледяной.

Слайд 12

Арктика

Слайд 13

Плывет по морю гора, Словно вал из серебра.

Слайд 14

Айсберг

Слайд 15

Раскинулся шатер, Горит ярко, как костер, Разноцветными огнями Над холодными полями.

Слайд 16

Северное сияние

Слайд 17

Мост ледяной Построен через пруд. Угадайте, дети, Чей это труд?.

Слайд 18

Мороз

Слайд 19

Кружу снега, Несу снега, Ведь я колючая ...

Слайд 20

Пурга



Предварительный просмотр:

Занятие 2.

ТЕМА:  Климат и природа Ямала.

ЦЕЛИ:

  • Познакомить с природой и климатом Севера; с такими явлениями, как полярные день и ночь, ледяные айсберги северное сияние, пурга, буран, метель, вечная мерзлота.
  • Учить давать полные ответы на вопросы, отгадывать загадки, заучивать стихи, сравнивать, мыслить логически.
  • Расширить представления о мире, обогатить словарный запас.
  • Учить сравнивать, развивать память и внимание.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

• Задумывались ли вы, дорогиё ребята, отчего зависит климат в том или ином месте Земли?

     Оказывается, больше всего он зависит от расположения этого места на земном шаре. Чем ближе к полюсам, тем холоднее, тем меньше достается Земле теплых, солнечных лучей.

     Поговорим о природе и климате Севера. Так как район расположен близко к  Северному полюсу, ей достается очень мало солнечных лучей, климат суровый, а природа скудная.

     Вы узнаете, что русская Арктика — это острова Северного Ледовитого океана, каменистая поверхность которых покрыта снег крупными глыбами льда, а порой и осколками битого льда. В океане, омывающем острова, плавают гигантские ледяные горы. Их называют айсбергами. Большая часть айсберга прячется под водой поверхностью выступает лишь небольшая ледяная гора.

     В лучах солнца айсберги переливаются разными цветами, как огромные кристаллы: они становятся то зелеными, то голубыми, го алыми или нежно - розовыми, а то и вовсе черными Ледяные грани их ослепительно сверкают на солнце!

• Послушайте стихотворение.

Айсберг.

Сверкает на солнце гора ледяная.

Она то зеленая, то голубая,

То розоватая, вся в переливах...

О айсберги Севера, как вы красивы!

Вы — драгоценные камни на вид,

Но с айсбергом встреча добра не сулит:

Погибель порой кораблю принесет

Тяжелый прозрачный арктический лед.

     Айсберги в океане опасны для кораблей. Один из самых знаменитых пароходов позапрошлого века «Титаник» потерпел аварию и пошел ко дну из-за столкновения с айсбергом.

      «Государь» Арктики — мороз! На протяжении многих-многих дней солнце не поднимается здесь из-за горизонта и на арктических просторах царит темная ночь. Только полярное сияние вспыхивает порой на небе необычайными фантастическими красками.

Кажется, будто с черных бездонных небес спустился разноцветный шелковый шатер. Или перёливается всеми цветами радуги сказочный занавес. За ним — ледяной дворец Снежной королевы.  Прекрасная и холодная, она восседает на ледяном троне, а вокруг нее танцуют легкие снежинки, вьются белыми змейками метели и вьюги.

•Послушайте стихотворение:

Чудеса.

Вот так чудо-чудеса!

Кто украсил небеса

Переливчатой каймою

С разноцветной бахромой?

Хоть полярной долгой ночью

Солнышко всходить не хочет,

Все же шлет оно привет —

Яркого сиянья свет!

        

     Зимой в Арктике очень холодно сумрачно, свирепствуют ураганные ветры, сбивающие человека с ног. Бушуют метели и бураны, срывает снежные шапки с сугробов поземка, заметает дороги вьюга и пурга.

     Вот приходит, наконец, полярное лето! Теперь солнце несколько недель не прячется за горизонтом. Стоит белый полярный день. Но хотя солнце и светит круглые сутки, его лучи не успевают прогреть землю, остывшую за долгую морозную зиму. Ведь солнце в Арктике не поднимается высоко над горизонтом. Часто его скрывают низкие густые облака.

     За лето снег не успевает растаять. Подтаявший и снова замерзший, он образует льдинки. А там, где нет льдов, темнеют россыпи камней и поднимаются голые скалы. «Бедная и печальная и природа! — скажете вы и будете правы.

     Если от островов Северного Ледовитого океана двигаться на юг, то попадете в тундру. Тому, кто впервые увидит тундру зимой, укутанную снегами, убаюканную метелями, словно навеки уснувшую во тьме полярной ночи, Она покажется Спящей царевной.

В тундре холодно, пустынно и просторно, как в ледяных чертогах. Заунывные песни метелей и вьюг навевают людям и  животным белые северные сны.

     Зимой здесь бушует, злится пурга. Ее бесконечный, тоскливый вой вселяет в сердце печаль и тревогу. Идти против ветра очень трудно, а порой и невозможно. Его порывы валят человека с ног!

Ветер северный.

Гонится за мной

Ветер ледяной.

Хочет он меня поймать

И схватить в охапку,

Хочет шарфик размотать,

С головы сбить шапку.

Ветер гонится за мной

С гиканьем и воем.

Убегу скорей домой,

Плотно дверь закрою.

Зарычит он, будто зверь,

Лбом ударится о дверь!

     Во время пурги жители тундры стараются не выходить из своих жилищ, потому что в снежной круговерти можно легко потерять ориентиры и заблудиться даже недалеко от дома.

Послушайте стихотворение.

Пурга.

Белым-бело, метет пурга,

Несет колючие снега,

Заносит путь-дорогу,

В душе родит тревогу.

Из дома нам нельзя уйти.

Что ж! Вой, пурга, снега крути!

Когда утихнешь, подождем

И все-таки гулять пойдем!

     Снег в тундре не очень глубокий (около 0,5 м), с ухой и сыпучий. Ветер сдувает его, пурга и поземка несут крутящиеся снежные вихри за собой. Поверхность тундры напоминает застывшие морские волны. Снег постепенно становится очень плотным, и по нему можно ездить, не проваливаясь, на вездеходах.

     Лето в тундре очень короткое (всего две или три недели). В это время стоит по- настоящему теплая и солнечная погода. Но грань между весной и летом, и осенью здесь заметить трудно.

     В тундре множество болот, озер, ручьев и речек. Но не потому, что здесь выпадает особенно много дождей, а потому, что вода не может просочиться в мёрзлую землю и остается на ее поверхности. Летом почва оттаивает всего на несколько десятков сантиметров, под ними многие годы сохраняется ледяная мерзлая земля, ее называют «вечной мерзлотой». Любая ямка, канава, впадина в тундре быстро наполняется водой.

• Ответьте на вопросы:

• Отгадайте загадки:

Постарайся, угадай,

Что это за край:

Все кругом белым-бело, бело

Снегом белым замело

Валит снег из низкой тучи,

День и ночь мороз трескучий,

Ветра вист, метелей вой

Край холодный, ледяной.

(Арктика.)

Плывет по морю гора,

Словно вал из серебра.

(Айсберг)

Раскинулся шатер,

Горит ярко, как костер,

Разноцветными огнями

Над холодными полями.

(Северное сияние.)

Мост ледяной

Построен через пруд.

Угадайте, дети,

Чей это труд?.

(Мороза)

Кружу снега,

Несу снега,

Ведь я колючая ...

(Пурга)

• Выполните задание:

1.Нарисуйте: снежинки разной формы.

2. Нарисуйте северное сияние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по родной природе и рисованию во второй младшей группе

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РОДНОЙ ПРИРОДЕ И РИСОВАНИЮ "Лесные животные" ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности НАШ ДОМ ПРИРОДА

Цель:  формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему  миру и природе.Задачи: Образовательная область - «Познавательное развитие»-  Дать детям понять, что природа – это...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности "Человек и природа"

Конспект непосредственно- образовательной деятельности"Человек и природа"Цели1.Обобщить представления детей о том, как человек использует факторы природной среды (землю, воздух, воду, растен...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Труд в природе»

Цель. Организовать практическую деятельность детей в природепосредством ухода за комнатными растениями в уголке природы.систематизация знаний детей о приемах  и последовательности ухода за р...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Как сохранить природу Севера?К

ЦЕЛИ: • Объяснить уникальность северной природы, рассказать о Красной книге.• Познакомить с основами науки экологии, правилами охраны природы....