Технологическая карта образовательной деятельности на тему: «Путешествие в страну Веселых человечков»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шагалина Елена Ивановна

Технологическая карта образовательной деятельности на тему: «Путешествие в страну Веселых человечков»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности на тему: «Путешествие в страну Веселых человечков»

Воспитатели: Шагалина Е.И., Ермакова Т.А.

Группа старшая: 5-6 лет

Цель: Сформировать у детей представление о различных средствах и способах познания окружающего мира. Определить роль органов чувств  в восприятии окружающего мира. Помочь понять детям, почему мы называем органы чувств нашими добрыми помощниками.

Задачи:

Образовательные: 

  • Формировать умение понимать, что правильное восприятие предмета является необходимым для дальнейшей деятельности.
  • Закрепить у детей знания о необходимости тщательного ухода за нашими органами чувств, о соблюдении правил личной гигиены.
  • Пополнять словарный запас детей за счёт качественных прилагательных («сладкий», «горький», «громкий», «вкусный», и т.д.), работать над интонационной выразительностью, связностью речи, учить составлять связный рассказ по опорным картинкам.

Развивающие: 

  • Развивать умение детей анализировать мимику человека, называть эмоциональное состояние человека (весёлый, улыбающийся, грустный, печальный, сердитый, расстроенный, хитрый, удивлённый и т.д.)
  • Развивать зрительное, слуховое, вкусовое, тактильно-двигательное  восприятие.

Воспитательные: 

  • Воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.

Оборудование:  

  • 4 ключа, разрезанные пополам.
  • лица человечков,
  • письмо,
  • аудиозапись (музыка из сказки), альбом художника, цветные карандаши,
  • иллюстрации: изображение художника, девочки-садовода, музыканта, повара,  музыкальные инструменты, строительные инструменты,
  • овощи(лук, чеснок, огурец, морковь, капуста), фрукты (апельсин, банан, лимон, яблоко, киви, груша)
  • магнитная доска,
  • правила-схемы ухода за глазами,
  • шесть мешочков, в которых лежат: яблоки, чеснок, лук, огурец, лимон, духи.
  • карточки с изображением лука, яблока, лимона, чеснока, огурца, духов, язык, нос, глаза, уши.
  • пиктограммы с правилами ухода за носом,
  • ширма,
  • музыкальные инструменты ( барабан, трещотка, колокольчик, бубен, треугольник),
  • мяч.

Предварительная работа: Беседы из серии «Знакомимся со своим телом», Беседы о здоровом образе жизни.

образовательная ситуация «Зачем человеку нос», чтение стихотворения В. О. Свиридова «Для чего нужны глаза?», отгадывание загадок на данную тему.

Основные этапы

Временные затраты

Действия, деятельность взрослого

Действия, деятельность детей

Оборудование и материалы

Организационный момент

 «Ребята очень рада встречи с вами! Как ваше настроение? (выслушивает ответы детей). У меня тоже сегодня замечательное настроение. И я предлагаю вам всем вместе,  отправится в гости                                                                                     в город весёлых человечков. Для того чтобы попасть в этот город, нужно открыть замок на городских воротах.                                

 Дидактическая игра «Подбери ключ к замку».

Игра «Подбери ключ к замку»                                                                                                               Цель игры: упражнять детей в составлении целого предмета из двух частей, ориентируясь по цвету, а также подбирать ключ к замку, сравнивая замочную скважину и форму ключа.  

                                                                                                                      На магнитной доске изображены лица человечков, они очень грустные, плачут. Рядом написано «!!!» Воспитатель спрашивает детей о настроении человечков, можно ли их назвать весёлыми. Почему?

Затем воспитатель обращает внимание на надпись «!!!» Спрашивает детей о том, что это за сигнал, в каких случаях люди им пользуются.

Воспитатель читает письмо весёлых человечков, в котором они рассказывают о своей беде. «Весёлые человечки разучились пользоваться своими органами чувств, и от этого в городе всё перепуталось. Весёлые человечки просят детей помочь им снова научиться пользоваться органами чувств.

   Воспитатель предлагает  детям отгадать загадки (про органы чувств)

Видеть папу, видеть маму,                                                                                                                Видеть небо и леса                                                                                                                                  Помогают нам… (глаза)

Запах хлеба, запах мёда,                                                                                                                                 Запах лука, запах роз                                                                                                                              Различить поможет… (нос)

Есть у зайца на макушке,                                                                                                                          У тебя, твоей подружки,                                                                                                                    Бывают слушки и неслушки.                                                                                                                     Что же это? Наши… (ушки)

Всегда во рту,
А не проглотишь.(язык)

«Чтобы отправиться на помощь веселым человечкам нам с вами ребята нужно закрыть глаза и представить сказочный город».

Ответы детей

Дети берут по одному конверту, достают половинки ключей. Находят свою пару по цвету, составляют ключи. Затем по очереди прикладывают ключи к замочной скважине и находят нужный ключ.  

Дети открывают дверь.

Дети обращают внимание на  мимику человечков

Дети предлагают свои варианты.

Дети отвечают.

Дети перечисляют органы чувств (рот, нос, глаза, уши, кожа)

Дети отгадывают загадки

Перечисляют  органы чувств, которые  они знают. (рот, нос, глаза, уши, кожа) 

Дети закрывают глаза и представляют сказочный город

Замок. 4 ключа, разрезанные пополам.

Лица человечков,

«!!!» письмо

аудиозапись

Основная часть

Путешествие по городу

-Первая остановка у дома художника.

Воспитатель обращает внимание на иллюстрацию с изображением художника. Спрашивает у детей о профессии этого человечка, как они догадались, обращает внимание на его настроение. Затем говорит: «Художник разучился пользоваться глазами, и теперь его картины никому не нравятся». Воспитатель предлагает детям заглянуть в альбом художника и найти ошибки, а затем их исправить.                                                          

Дидактическая игра «Что художник нарисовал неправильно?»  

Цель игры: упражнять детей в правильном назывании цветов овощей и фруктов. Формировать умение  называть ошибки, исправлять их.                                                                                                    

После выполнения заданий воспитатель вместе с детьми обобщает, для чего людям нужны глаза.

«А что нужно делать, чтобы наши глаза никогда не уставали и всегда оставались здоровыми? 

Как надо беречь свои глаза?»

Воспитатель предлагает сделать гимнастику для глаз.

Голова не поворачивается, движутся только глаза

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро - быстро поморгаем

И немножечко потрем!

 Предлагает одному из детей расположить на магнитной доске  карточку «ГЛАЗА».                      

 

 

Воспитатель напоминает детям:

(закрываем все глазки и представляем сказочный город),                                                                                                               Дети продолжают путешествие по городу и подходят к домику девочки-садовода. Воспитатель предлагает детям определить, чем занимается эта девочка, сказать о её настроении: «Девочка выращивала в своём огороде ароматные фрукты, овощи, цветы. А теперь она совершенно разучилась распознавать их по запаху. Что нужно сделать, чтобы определить по запаху тот или иной предмет?  »

Дидактическая игра «Узнай по запаху»

Цель игры: уточнить знания детей о том, что некоторые предметы можно узнать только по запаху, даже не видя их. Для этого у человека есть орган чувств – НОС.                  

                                                                                  После выполнения задания воспитатель совместно с детьми делает вывод о том, для чего нужен нос.

Воспитатель предлагает вспомнить правила ухаживания за носом:

А теперь  проверим, как дышит нос. 

А у кого-то нос плохо дышит – значит нужно сделать массаж носа. Давайте потрем возле носа и нажмем на важные  точки.

После этого, ребёнок на магнитной доске вешает карточку «НОС».

Дыхательная гимнастика «Цветы»

Цель: формировать умение напрягать и расслаблять верхние дыхательные пути  и лёгкие.

И. п.: дети стоят по кругу. Педагог читает им стихи: Каждый бутончик склониться бы рад

Направо, налево, вперёд и назад. От ветра и зноя бутончики эти

Спрятались живо в цветочном букете

По команде педагога дети ритмично под чтение стиха поворачивают голову («бутончики») направо, налево, наклоняют её вперёд, отводят назад, чередуя вдох и выдох. При чтении последней строки стиха дети поднимают руки вверх, склоняя кисти над головой: «бутончики» (головы)спрятались.

Упражнение повторить 6-8 раз.

Воспитатель напоминает детям:

(закрываем все глазки и представляем сказочный город),                                                                                                                дети подходят к домику музыканта. Определяют профессию этого человечка, обращают внимание на его настроение. Воспитатель говорит: «Музыкант разучился слышать и совершенно запутался в музыкальных инструментах. Что нам помогает слышать?» (УШИ)      

                                                                                                                    Дидактическая игра, «Какой инструмент звучит?»  

Цель игры: упражнять детей в различении на слух различных музыкальных инструментов.

                                                                                                                            Дидактическая игра «Найди музыкальные инструменты» или четвертый лишний

Цель игры: формировать умение детей различать и называть различные виды инструментов: музыкальные, строительные, плотницкие и т. д.

А теперь предлагаем сделать массаж ушей

Чтобы уши не болели

Разомнём мы их сначала (Пальцами мягко разминаем ушную раковину)

Все сгибаем, отпускаем

И опять все повторяем (Пальцами сгибают ухо и отпускают его)

По уху пальчиком ведем (Проводят указательным пальцем по краю ушной раковины)

И ладошкой их прижмем,

Сильно-сильно разотрем. (Ладонями энергично растирают уши)

Воспитатель напоминает детям:

(закрываем все глазки и представляем сказочный город)            

                                                                                             Воспитатель: «Раньше этот повар готовил очень вкусные блюда. А теперь все жалуются, что суп у него получается сладкий, компот соленый,… Что нужно сделать, чтобы узнать на вкус ту или иную еду? Какой орган чувств есть для этого у человека? Какие четыре вкуса вы знаете? (Сладкий, солёный, кислый, горький).      

                                                                                                                         

Дидактическая игра «Узнай на вкус»

Цель игры: упражнять детей в различении вкусов, назывании  четырех  основных вкусов: сладкий, кислый, горький, солёный; отвечать на вопросы: «Что бывает сладкое? Кислое? Солёное? Горькое?»                                                                                                                   Ребёнок выкладывает карточку «ЯЗЫК».

Воспитатель: «А теперь  подойдем поближе к доске  и посмотрим  на карточки,   о которых мы сегодня с вами говорили (ЯЗЫК,   НОС,   ГЛАЗА,   УШИ) и поиграем в игру «Какой орган чувств нам помогает об этом узнать?»                                                                                 Цель игры: закрепить у детей знания о функциях каждого из органов чувств.

(белый, ароматный, сладкий,  громко , светло, запах, тихо, яркий,  кислый, звенит, чёрный, пищит,  блестящий и т.д.)                                                                                                                                              

     

Чего же нет у веселых человечков? Теперь мы можем нашим человечкам дорисовать те части тела, которые у них отсутствовали,                      

Ответы детей о профессии

Иллюстрация  с изображением художника

аудиозапись

Дети рассматривают то, что нарисовал художник и помогают ему закончить рисунок

 Затем дети с нормой обводят контуры овощей и фруктов.

Дети с ОВЗ  закрашивают цветными карандашами эти контуры. Частичный показ способов изображения

Дети с ОВЗ, проговаривают правила, опираясь на схемы

Дети выполняют гимнастику для глаз

Катя располагает карточку «ГЛАЗА» на магнитной доске

Дети отвечают на вопросы воспитателя

(Его нужно понюхать, для этого у человека есть НОС)

.                                                                                              

Дети с ОВЗ делают вывод с помощью воспитателя

Дети определяют по запаху, что в каком мешочке лежит, детям с нормой мешочки с запахом (огурец, яблоко, лимон).

При необходимости предложить детям ОВЗ обозначение  запаха соответствующей карточкой. После выполнения задания дети открывают мешочки и проверяют правильность выполнения задания.

Дети с ОВЗ проговаривают правила, опираясь на пиктограммы:

-не засовывать мелкие предметы в нос,

-беречься от простуд.

Дети по очереди закрывают ноздрю и дышат.

Дети делают массаж носа по показу воспитателя

Юля М   вешает карточку «НОС».

Ответы детей

Предотвращение наступления утомления у детей  с ОВЗ

Дети закрывают глаза и представляют сказочный город

Дети называют профессию (музыканта)

Дети с нормой определяют по звуку музыкальный инструмент

Дети с ОВЗ определяют по звуку, опираясь на иллюстрации музыкальных инструментов.

Дети с ОВЗ проговаривают названия музыкальных инструментов      

Дети закрывают глаза и представляют сказочный город.

Дети подходят к домику повара. Определяют профессию этого человечка, обращают внимание на его настроение

Дети с ОВЗ называют профессию (повар) отвечают на вопросы воспитателя «Что бывает сладкое? Кислое? Солёное? Горькое?»                                                                                                                    опираясь на картинки.

Дети  узнают на вкус, что в какой чашке. Определив, что находится в данной чашке, называют  знакомые продукты, овощи, фрукты  такого  вкуса. 

                                                                                           

Мирон выкладывает на  карточку «ЯЗЫК».

Дети отвечают (Органов чувств)

Дети называет соответствующий орган чувств и бросает мяч обратно.

Например: громко – уши, темно – глаза и т. д.

Ошибки ребенка фиксируются воспитателем, к исправлению неточностей привлекаются все дети подгруппы. Сам воспитатель исправляет ошибки в том случае, если это не могут сделать дети. Ошибки в произношении также исправляются по ходу ответа, от ребенка следует добиваться проговаривания правильного варианта.

С детьми ОВЗ: речевые интонационные приемы (выделение речью важной информации)

аудиозапись

Альбом художника – на одном листе овощи и фрукты, раскрашенные неправильно, на другом листе – только контуры овощей и фруктов; вырезанные из цветного картона маленькие карандаши всех цветов.  

Правила:(схемы)

1.    Беречь от попадания предметов, грязи.

2.  Не трогать глаза грязными руками.

3.  Не читать лежа.

4.   Сидеть за столом правильно.

5. Долго и близко не смотреть телевизор.

6.Не играть долго в компьютер, планшет

картинка «ГЛАЗА».                      

иллюстрация девочки-садовода.

шесть мешочков, в которых лежат: яблоки, чеснок, лук, огурец, лимон, духи. Карточки с изображением лука, яблока, лимона, чеснока, огурца, духов                                                  

пиктограммы с правилами ухода за носом

Картинка  «НОС».

Иллюстрация музыканта.

ширма, музыкальные инструменты, иллюстрации музыкальных инструментов

набор иллюстраций различных строительных инструментов.    

аудиозапись

Иллюстрация повара.    

Овощи, фрукты

Карточка «ЯЗЫК».            

Мяч.

 

Заключительная часть

Подведение итогов. Рефлексия окончания занятия.

Воспитатель предлагает детям вспомнить что нового, интересного дети сегодня узнали во время путешествия в страну веселых человечков.

обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (карточками, помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку)

Там изображены лица человечков – весёлые, улыбающиеся. Написано слово   «СПАСИБО»!

Проговаривание этапов и провоцирование речи детей с ОВЗ

Дети с нормой читают слово «спасибо», а дети с ОВЗ рассказывают о настроении человечков поле того как им помогли.

Дети читают слово «спасибо», рассказывают о настроении человечков.

опорные картинки.

Слово   «СПАСИБО»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта Образовательной деятельности по ФЭМП "Путешествие в страну Геометрию"

Закреплять знани о геометрических фигурах; счет в пределах 5; формировать умение находить геометрические фигуры и преобразовывать их в предметы (круг в мяч, яблоко, треугольник в дом и т.д.); отгадыва...

Технологическая карта по физическому развитию Тема: Путешествие в страну Здоровья

Цель НОД: создание условий для двигательной активности детей и их бодрого настроения на весь день...

Технологическая карта образовательной деятельности на тему: "Наша армия родная. Рассказ В. Бианки "Приспособился"" для подготовительной к школе группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Чечек» комбинированного типас. Хандагайты Овюрского кожууна Утверждено заведующейМБДОУ д\с «Чечек»...

Технологическая карта образовательной деятельности по теме «Украсим наряд для дымковской игрушки - Барышни»

Технологическая карта образовательной деятельностипо теме «Украсим наряд для дымковской игрушки - Барышни»...

Технологическая карта образовательной деятельности по теме «Зайчик ждет гостей»

Технологическая карта образовательной деятельностипо теме «Зайчик ждет гостей»...

Технологическая карта образовательной деятельности по теме «Кошка (оригами)»

Технологическая карта образовательной деятельностипо теме «Кошка (оригами)»...

Технологическая карта образовательной деятельности на тему «Путешествие в страну Веселых человечков»

Технологическая карта образовательной деятельности на тему: «Путешествие в страну Веселых человечков»...