 НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Поездка в лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Саморуппо Ксения Вячеславовна

НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Поездка в лес»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_poznovatelnomu_poezdka_v_les.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Мечта» п. Пангоды Надымского района»

Конспект по познавательному развитию в средней группе

на тему: «Поездка в лес к диким животным»

Разработала:

Саморуппо Ксения Вячеславовна

воспитатель

 п.Пангоды,  2022г.

 «Поездка в лес к диким животным»

Цель: расширить знания детей о диких животных.

Образовательные задачи:

  • систематизировать представления детей о диких животных (их внешнем виде,  питании; названии детенышей их приспособлении к условиям жизни);
  • закреплять представления о правильном поведении в лесу;
  • обогащать «читательский опыт» (опыт слушания) за счет малых фольклорных  форм (загадки);  
  •  стимулировать умение детей импровизировать и подражать повадкам животных под музыкальное сопровождение. 

Развивающие задачи:

  • активизировать и обобщать словарь по теме «Дикие животные»;
  • развивать слуховое и зрительное внимание, память, воображение, речь, мелкую моторику пальцев рук, мышление на материале описательных загадок;
  • воспитывать бережное, доброе отношение к животным, к природе;
  • развивать умение анализировать и обобщать;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать коммуникативные навыки и умение работать в коллективе;
  •  вызвать у детей желание помогать героям в трудной ситуации.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением зверей; отгадывание загадок, создание альбома на тему: «Дикие животные».

Оборудование: мягкие игрушки (белочка с бельчонком, зайчиха с зайчонком, лиса, ёжиха с ежонком, медведь), иллюстрации "домов"зверей, следы диких животных, разрезные картинки, ёлки искусственные, карточки и к игре «Четвёртый лишний», аудиозапись песни «Голубой вагон», пение птиц, музыкальное сопровождение: «Звериная зарядка», подвижная игра «Лиса и зайцы».

Методы и приемы: рассматривание, обсуждение, пояснение, игровая ситуация.

Взаимодействие с музыкальным руководителем и инструктором по физкультуре.

 Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: А отправимся мы с вами на поезде (берутся друг за друга). Внимание, внимание наш поезд отправляется в дальний путь. (Звучит фонограмма песни В. Шаинского «Голубой вагон».)

Ребята, вот и  остановка. Давайте выйдем из вагона и посмотрим, где мы находимся. (Звучит фонограмма «Пение птиц».)  Мы приехали в лес. 

А как нужно вести себя в лесу?  

Правила поведения в лесу:

Воспитатель: ребята, скажите, как нужно вести себя в лесу?

Дети: Не шуметь, не говорить хором, не пугать животных, соблюдать тишину.

Сюрпризный момент:

 Воспитатель: Ребята, посмотрите, я нашла письмо.  Давайте, я вам прочитаю его:

«Дорогие ребята, в моём лесу происходит какая-то путаница. Злой волшебник заколдовал всех животных, и они перепутали свои дома и не знают, как их найти! Животные не понимают, куда им идти, что им есть! Куда подевались их дети? Помогите, пожалуйста, вернуть всех на свои места. Я очень вас прошу! Идите по следам. Прежде, чем вы отправитесь, отгадайте мои загадки.

Старичок -Лесовичок».

 Воспитатель: Скажите, как называются животные, которые живут в лесу?

 Дети: Дикие животные.

 Воспитатель: А как вы думаете, почему их так называют?

 Дети: Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.

 Воспитатель: Перечислите этих животных.

Дети: Лиса, медведь, белка, волк, ёжик.

Прежде чем мы отправимся в наше путешествие, отгадайте, пожалуйста, загадки.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз, 

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос (медведь).

 

Хитрая плутовка, Рыжая головка,

 Хвост пушистый - краса

А зовут её…(лиса).

 

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу (белка).

 

Летом серенький

Зимой беленький,

Прыгает ловко,

Любит морковку (заяц)

 

На спине иголки 

Длинные и колкие,   

А свернётся он в клубок,

Нет ни головы, ни ног (ёжик).

 

Как можно назвать всех этих животных?

Дети: дикие животные.

Воспитатель: Почему их так называют?

Дети: Потому что они живут в лесу и сами за собой ухаживают. Сами добывают себе пищу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, чьи-то следы ведут нас прямо в лес.

Как вы думаете, кто это прошёл?

Дети: Медведь.

Воспитатель:  Миша, почему же ты сидишь на пенёчке? А как называют дом медведя?

Дети: Берлога.

Воспитатель: Рассмотрите медведя. Расскажите, какой он? Какие у него лапы?

 Дети: Медведь большой, сильный, коричневый. У него длинные когти и сильные лапы.

 Воспитатель: Хотите посмотреть, как зимует медведь в берлоге?

 Посмотрите на картинку.  (показ иллюстрации )

 Воспитатель: Вот так медведь спит в своей берлоге.

 Как вы думаете, ему тепло или холодно? Почему вы так думаете?

 Дети: Мех теплый. Вход ветками завален. Снегом сверху замело.

 Воспитатель: Всю зиму спит медведь в берлоге.

 Только весной проснется. Чем питается медведь?

Дети: Ягодами, грибами, мёдом. 

Воспитатель: Да…Медведь - большой сладкоежка, очень любит мед.

Воспитатель: Давайте поместим медведя в берлогу Дети сопоставляют картинку медведя и берлоги.

Пойдёмте дальше по лесу, по следам. Чьи это следы?

Дети: Беличьи.

Ой, смотрите, а вот и белочка сидит со своим детёнышем, притаились за кустом.

Воспитатель: Где живет белка? Как называется ее домик?

 Дети: Дупло.

 Воспитатель: Почему белка так высоко дом свой делает?

 Дети: Чтобы другие звери не достали.

 Воспитатель: Как белочка от мороза спасается?

 Дети: Прячется в дупле и хвостиком вход закрывает.

 Воспитатель: Посмотрите, какой у белки хвостик – большой, пушистый.

Рассмотрите белку. Расскажите, какая она? Какие у неё ушки и хвост?

Скажите, а белочка меняет свою шёрстку? На какую?

Дети: Да, меняет. С рыжей на серую.

 Дети сопоставляют картинку белки и  дупла.

Воспитатель: Дальше идём по следам, чьи следы встретились нам на пути?

Дети: Лисьи.

Воспитатель: Посмотрите, кто это спрятался под ёлочкой?

Дети: Лиса.

Воспитатель: А лиса разве живёт под ёлкой?

Дети: Нет, лиса живёт в норке.

Воспитатель: Расскажите, какая она? Какой у неё хвост?

Дети: Лиса рыжая, красивая, хитрая. У неё пушистый, длинный хвост.

Воспитатель: Это лисичка, у лисы рыжая пушистая шубка, маленькие ушки и большой хвост. Лиса хитрая. Часто ее в сказках называют плутовка, что означает обманщица. Лиса не меняет своей шубки. Она и зимой и летом рыжего цвета.

Посмотрите на картинку – это лисья нора. Вход в нее узкий, длинный. А внутри нора просторная, удобная.

 Воспитатель: Зачем лисоньке такой пушистый хвост?

 Дети: Следы заметать.

Дети сопоставляют картинку лисы и норки

 Подвижная игра «Лиса и зайцы».

Физминутка

Осенним днём, лесной  тропой,

Звери шли довольные к себе домой:

 За мамой медведицей шел ……

 Дети: Медвежонок.

За мамой зайчихой прыгал….

 Дети: Зайчонок.

 Воспитатель: За мамой лисицей крался…..

 Дети: Лисенок.

 Воспитатель: За мамой бельчихой скакал…..

 Дети: Бельчонок.

 Воспитатель: За мамой ежихой плелся ….

А это кто сидит?

Дети: Ёжик с ежонком.

 Воспитатель: Расскажите, какой он?

 Дети: Мордочка ежа вытянутая. Нос острый и постоянно влажный. Глаза круглые черные, уши маленькие, закругленные. На теле ежика находятся иголки. Растут иглы так же, как и волосы. На голове и брюхе растет густая жесткая шерсть. На лапах по пять пальцев, когти острые.

Дидактическая игра: «Четвёртый лишний».

Показ иллюстраций ёжик в гнёздышке и т.д.

Воспитатель: Пойдёмте дальше по лесу по следам. Чьи это следы?

Дети: Заячьи.

А вот и зайчик со своим зайчонком. Ну почему-то они возле норки сидят. А какой у них домик?

 Дети: Нет у зайки домика, под кусточком поспал и убежал.

 Воспитатель: Давайте рассмотрим зайку. Расскажите, какой он? Какие у него ушки?

Дети: Зайка маленький, беленький, пушистый. У него длинные ушки.

Воспитатель:  Вспомните, какую шубку носит заяц зимой, и на какую шубку меняет её весной?

Дети: Зимой у зайки белая шубка, а весной он меняет её на серую.

Весёлая зарядка (под музыку).

(Дети зайчиху с зайчонком совмещают с кустиком).

Воспитатель: Ребята, у кого из животных нет детёнышей?

Дети: У медведя и лисы.

Воспитатель: Как помочь медведю и лисичке?

Дети: Найти их малышей.

(Вместе с детьми воспитатель перемещается к столам, на которых разложены разрезные картинки).

Воспитатель: Давайте соберем картинки и узнаем кто тут спрятался?

Дети собирают картинки медвежонка и лисенка.

Пальчиковая гимнастика:

Стоит в поле теремок, теремок,    (Поднимают руки над головой.)

Он не низок не высок.  (Приседают и поднимаются на носочки.)

На двери висит замок.   (Пальцы рук складывают в замок.)

Кто его открыть бы смог?  (Делают движения запястьями вперёд – назад.)  

Потянули, потянули;

Постучали, постучали;

Покрутили, покрутили!

Слева – зайка, справа – мишка – (Поворачивают голову)

Отодвиньте-ка задвижку! (Пробуют потянуть замок в стороны)

Слева – ёжик, справа – белка (Делают повороты головой.)

Нажимайте на замок!  (Сжимают, разжимают запястья.)

Зайка, мишка, ёжик, белка открывайте теремок. (Разводят руки в стороны).

Воспитатель: Ребята, Старичок-лесовичок прислал нам письмо: Спасибо вам, что вы помогли навести порядок в моём лесу. Нашли каждому зверю свой домик, а каждой маме своего детёныша. Я очень благодарен вам за это и хочу вручить лесные подарки: орешки.

 Воспитатель: Вы все молодцы, замечательно занимались.

(Звучит мелодия «Голубой вагон» и дети возвращаются в группу на поезде).

 

Рефлексия

Воспитатель:- - Вам понравилось наше занятие? Что вы сегодня узнали нового? Как вы думаете пригодятся ли вам эти знания? Кому вы расскажете о них? Молодцы. Наше занятие окончено, можете идти играть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по познавательному развитию в средней группе по теме "Части тела человека"

Данное занятие поможет вам познакомить ваших детей с частями тела человека. Оно предусмотрено по новым пребованиям ФГОС....

Методическая разработка конспекта НОД (познавательное развитие) в средней группе на тему "Органы чувств"

Цель данного занятия - закрепить знания детей об органах чувств (ухо, нос, глаза, язык) и их функциях на основе опытно-экспериментальной деятельности....

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему: "Родник".

Конспект занятия по познавательному развитию  в                         сре...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему "Спички детям не игрушки".

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему "Спички детям не игрушки"....

конспект занятия по познавательному развитию в средней группе по теме: "Как выращивать хлеб"

В данном конспекте представлено занятие по познавательному развитию на тему "Как выращивать хлеб" для детей средней группы...

Методическая разработка по познавательному развитию в средней группе на тему: «Дорога в старшую группу».

Методическая разработкапо познавательному развитию в средней группена тему:«Дорога в старшую группу»....