Познание "Моя страна- моя Россия"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

 -Формировать представление детей о России, как о родной стране.

 -Обогащать и углублять знания детей о стране, о соседних государствах.

- Формировать умение ориентироваться на карте, выделять, называть и показывать соседние государства.

-Систематизировать знания детей о символике государства, обобщить понятие Родина.

-Дать представление детям о главном документе гражданина РФ, свидетельстве о рождении.

- Дать представление о «таможенном контроле», о «пограничной зоне».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznanie_moya_strana_moya_rossiya.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Муниципальное образование «Бичурский район»

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Полянка»

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе на тему «Моя страна – моя Россия!»

Составила воспитатель:

Афанасьева С. Н.

Программное содержание: 

Образовательные задачи.

 -Формировать представление детей о России, как о родной стране.

 -Обогащать и углублять знания детей о стране, о соседних государствах.

- Формировать умение ориентироваться на карте, выделять, называть и показывать соседние государства.

-Систематизировать знания детей о символике государства, обобщить понятие Родина.

-Дать представление детям о главном документе гражданина РФ, свидетельстве о рождении.

- Дать представление о «таможенном контроле», о «пограничной зоне».

 Развивающие задачи.

-Развивать интерес к истории   страны;

- Развитие   познавательного интереса, расширение кругозора

в области государственной символики; родах вооруженных сил России;

-Развивать моторику пальцев рук, воображение, мышление, память.

Воспитательные задачи.

- Воспитание патриотизма, уважительного отношения к символам

(флаг, герб, гимн);

-Воспитывать чувство гордости за людей, которые несут службу в рядах вооруженных сил России.

 Ход непосредственной образовательной деятельности:

            Ребята, вы любите играть, отгадывать разные ребусы, загадки? (ДА!), знаете, сегодня утром я нашла очень интересный кроссворд, и хочу вам предложить отгадать его. Вы хотите? (ДА!)

Давайте, отгадав этот кроссворд, вы узнаете, о чем сегодня пойдет речь. Вы готовы?   Мы будем   внимательно слушать вопросы и правильно вписывать ответы в свободные клеточки, строго по горизонтали.  Правильно впишем слова, продолжим.  Выполнив следующее задание, узнаем, о чем мы сегодня будем говорить.  И так ответы принимаются   полными и при поднятии руки, с места мы не выкрикиваем, договорились?  Первый вопрос.

  (кроссворд)

1 Р

2  О

3  С

4  С

5

И

6

Я

1. Течёт, течёт - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит. (Река)

2. Про какое дерево говорят: мёрзнет, дрожит на ветру. (Осина)

3. Вежливое слово, выражает благодарность. (Спасибо)

4. Белое покрывало всю землю одело. (Снег)

5. Падают с ветки золотые монетки. (Листья)

6. Живёт в лесу работник, лесной носатый плотник. (Дятел)

Правильно, вы отгадали и вписали правильные ответы. Теперь, пожалуйста, соберите слово, по вертикали начиная с цифры 1; наверное, сразу догадались, о чем пойдет сегодня речь. Мы будем говорить с вами о нашей Родине. О стране, которая называется, как – (Россия), а как сказать более правильно   - Российская Федерация.

Слайд 1. (работа с картой)

Детям предлагается   посмотреть на политическую карту Российской Федерации.  Вызывается один из детей. Ребенок   показывает территорию РФ на карте. Рассказывает, - Это Россия – страна, где мы родились и живём.  

  Территория России очень большая, наша страна является самой большой страной в мире.

А каким цветом она выделена? (светло- коричневым)

Ребята, а какие города вы еще знаете? (дети перечисляют знакомые города).

Молодцы. Посмотрите пожалуйста на карту, мы с вами показали границу, территорию РФ. Но на карте смотрите есть еще множество разноцветных островков.  Как вы думаете, что это за островки?

(это соседние государства, с кем граничит, и не только наша страна) 

Конечно, ребята — это правильно. На карте разным цветом отображены соседние государства, которые граничат с нашей страной.   Может кто-то из вас   может назвать, какие государства он знает и показать их на карте?   (если нет, то педагог показывает, например, Китай, США, Монголия, Украина, Польша, Финляндия …).  ребята обратите внимание, на сколько наша территория превосходит в размерах тот же Китай.

А скажите, что есть у каждого человека, с момента его рождения? (Имя, фамилия и отчество). Конечно же, при рождении человек в первую очередь получает - имя, фамилию и отчество. Подтверждающий документ (свидетельство о рождении), это именно он, а некто либо другой. А как вы думаете, что есть такое у каждой страны, что характеризирует ее и подтверждает, что это именно эта страна? (герб, флаг, гимн).  Другими словами, это символика государства.

Правильно, посмотрите на следующий слайд я вам предлагаю игру «Найди  наш флаг РФ».

Слайд 2.  (флаги разных государств)

(Дети рассматривают и показывают Российский флаг.) ребята обратите внимание, а нет ли на снимке похожих флагов? Покажите их. А в чем разница между этими флагами? (полоски расположены в другой последовательности, не так как на нашем флаге). Конечно, вы правы, эти флаги похожи цветовой гаммой, но полоски   расположены в другой последовательности. Давайте рассмотрим флаг Российской Федерации. Сколько цветов он имеет?

Слайд 3. (Российский флаг)

(Дети рассматривают изображение флага и называют его цвета).  

Каждый цвет несёт определённый смысл. (дети рассказывают)

Белый цвет - мир и чистота. Он говорит о том, что наша страна любит мир и никогда ни на кого не нападает.

Синий цвет - цвет неба, обозначает верность и правду. То есть народ любит свою страну и в любой момент защитит её от врагов.

Красный цвет - огонь и отвага (смелость), цвет силы.

Ребята, а вы знаете откуда пришел к нам флаг?  (НЕТ)

Слайд 4.  (стяги Древней Руси)

Много веков тому назад вместо флага использовали шест (палку), привязывая к его верхушке пучки травы, ветки или конский хвост, окрашенный яркой краской. Назывался он стягом. Главным назначением было - собрать, объединить всех воинов для защиты своей земли, села или города, если вдруг нападали враги. Происходит от слова «стянуть к себе» - стяг.

- Шло время, стяги стали делать из ткани. Ткань прикрепляли к древку, а над ним появилось железное навершие (наконечник). Чаще всего стяги были красного цвета. Они развевались на ветру, и придавали воинам уверенность. Флаг является отличительным знаком страны, означает единство государства.

Ребята скажите, а вы знаете «белый флаг»? что он обозначает? (ответы детей) 

Слайд 5. (белый флаг)

Белый флаг говорит о том, что приближающийся переговорщик безоружен, в его намерениях либо сдаться, либо желание начать диалог. Лица, которые держат в руках белый флаг, не могут открывать огонь, и по ним нельзя стрелять.

Мы с вами сказали, о том, что наша страна огромна по своей территории, а как вы думаете, много ли национальностей проживает в нашей стране? (ДА).

Я предлагаю вам поиграть в игру «Назови национальность» выходите в круг. 

Игра с мячом «Назови национальность» (дети встают в круг и при передаче, или броске называют национальность, русские, тувинцы, якуты и др. Ребята скажите, а у нас в городе проживают люди каких национальностей? (дети перечисляют).

Молодцы, много знаете национальностей. Присаживайтесь на места. Мы продолжаем.

Слайд 6(рассматривание гербов)

Показывается картинка с изображением гербов разных стран;

Ребята посмотрите, пожалуйста, на этом снимке показаны герба разных государств. Найдите наш герб.  (ребенок показывает изображение нашего герба и рассказывает) 

Слайд 7. (рассматривание Российского герба)

На картинке изображен герб России.

Что вы видите в центре?

- Орла.

- Расскажите о нём, какой он?

С двумя головами, с поднятыми крыльями.

- Как вы думаете, почему изображён орёл?

Орёл на гербе обозначает силу, это значит, что государство – сильное и непобедимое.

- Но почему у орла две головы?

Россия – большая страна, головы орла смотрят на запад и на восток, это обозначает, что государство большое, но единое. В России живут люди разных национальностей.

 Хорошо молодцы, (продолжение беседы) а что изображено в центре большого герба?

В центре большого герба находится щит, ещё один, герб, герб главного города нашей страны – Москвы. Потому что Москва – столица России.

Все крупные города России имеют свои гербы. Герб Москвы – столицы нашей Родины – один из самых древнейших и связан с именем Георгия Победоносца Ребята скажите, а кто помнит, с какой легендой связано появление Георгия Победоносца на гербе Москвы?  (ребенок рассказывает древнюю легенду).

Что держит орел в своих лапах? Как называются эти предметы и что обозначают, какой смысл несут? (   В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. )

 Ребята, а где можно увидеть флаги?

- На зданиях, например, на Доме правительства. В праздники – украшают дома, улицы. Флаги можно увидеть на кораблях, самолётах, в руках солдат, спортсменов.

- Где можно увидеть герб?

Его помещают на специальных пограничных столбах. Гости, которые приезжают из других стран, увидев герб и флаг, смогут определить, что приехали в Россию.

  Кроме флага и герба у каждой страны есть свой гимн. Гимн – это тоже символ, это торжественная песня. Гимн исполняют во время самых торжественных случаев. Во время исполнения все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы

А скажите, пожалуйста, как вы думаете, человек может переезжать с одной страны в другую? Да!  Но у каждого государства есть граница, мы ее с вами рассматривали; Как человек может попасть в другое государство? (варианты ответов детей) Конечно, каждый, кто хочет побывать в гостях у другого государства должен пройти определенную процедуру. И такое место называется «Пограничной зоной», «Таможней». Ребята скажите, а кто-то из вас был за границей? (ответы детей).

 А вы знаете, что каждый, кто хочет побывать в гостях у другого государства должен пройти определенную процедуру. И такое место, где проходят эту процедуру - называется «Пограничной зоной».  

Слайд 8. Слайд 9. (пограничная зона)

Скажите, а какой документ является основным в жизни человека?  (Паспорт). А у кого из вас есть паспорт? Дети отвечают.

На самом деле, у вас у всех есть своего рода паспорт – это ваше свидетельство о рождении. В котором написано кто вы, как вас зовут, кто ваши родители, где вы родились и в какой стране проживаете.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть паспорт (показывается слайд с изображением паспорта). – Это основной документ, который подтверждает, гражданство человека, место жительство и личность человека.  Человек всю жизнь хранит паспорт и обновляет его с возрастом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план кружка "Страна -моя Россия"старшая группа

Перспективный план работы кружка «Страна моя Россия».  Место проведенияТема занятияМетодические рекомендацииСентябрь3 неделяМузей.Совместная деятельность воспитателя с детьми.Встреча с...

Проект "Страна наша Россия"

ПРОЕКТ экологически-патриотического направления "Страна наша Россия" для детей средней группы в летний период...

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей логопедической группе «Знакомство с эпохой правления Петра Первого» (Из цикла «Моя страна – моя Россия»).

Цели:Закреплять знания детей об истории России и укладе жизни наших предков.Дать элементарные сведения о государственной системе управления (раньше были цари, а сейчас – президенты).Познакомить с отде...

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности с использование ИКТ «Россия – огромная страна». Презентация "Россия - огромная страна". Старшая группа

Цель:Совершенствовать знания детей о России.Задачи:Формировать представления детей о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов.Позн...

Методическая разработка праздника «Доброе дело - делай смело!», посвящённая Году добровольца (волонтёра) в России на конкурс «Одна страна - одна Россия».

Сценарий методической разработки адресован музыкальным руководителям и воспитателям  ДОУ с целью формирования культуры волонтерства у старших дошкольников....

Методическая разработка занятия по ознакомлению детей в подготовительной к школе группе с природой Саратовского края,посвященная Году добровольца (волонтера)в России на конкурс «Одна страна – одна Россия»

Данная разработкам адресована воспитателям старших групп с целью привлечения внимания к развитию и формированию культуры добровольчества (волонтёрства) у детей дошкольного возраста....

Проект "Моя родина - Россия. Страны - соседи России"

Дети - наше будущее. И не зависимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно. Главное - зародить в детях это великое чувство - быт...