Проект "Моя родина - Россия. Страны - соседи России"
проект (подготовительная группа)

Варламова Юлия Петровна

Дети - наше будущее. И не зависимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно. Главное - зародить в детях это великое чувство - быть гражданином своей родины. С данной целью в нашей группе реализован проект «Моя Родина-Россия. Страны - соседи России».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_rodina_rossiya.docx89.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 «Ручеек»

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/6/8083_23f39d6530e03f2d6d65392afae35e05.jpg

Педагогический проект

 «Моя Родина-Россия. Страны-соседи России»

                                        Воспитатель: Варламова Ю.П.

                                                        

г.о.г. Выкса

2022 г.

Паспорт проекта:

По продолжительности: кратковременный.

По количеству участников: фронтальный.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Участники: дети подготовительной  группы № 3 «Капельки», родители детей, воспитатели.

Тип проекта: познавательно – творческий.

Сроки реализации проекта: 21.02.2022 – 11.03.2022 г.

Актуальность:

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.
Дети - наше будущее. И не зависимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно. Главное - зародить в детях это великое чувство - быть гражданином своей родины. С данной целью в нашей группе реализован проект «Моя Родина-Россия. Страны - соседи России».

Гипотеза:
Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, фольклору, к природе.

Проблема: дети мало знают о своей Родине, о символике России, о народных промыслах.

Цель проекта: формирование и систематизация представлений о своей Родине, о ее культуре и истории, традициях, символах. Воспитание у детей любви к большой, многонациональной Родине – России. Создание условий для зарождения гражданственности и патриотических чувств по отношению к своей Родине.

Задачи проекта: 

1. Пополнить, уточнить и закрепить представления детей о стране - России, ее символике, столице, природных богатствах, культуре, народах, традициях, праздниках.
2. Дать представление о понятии -Малая Родина. Учить любить своих родителей, дом, село, страну.
3. Воспитывать любовь и уважения к своей национальности, толерантного и уважительного отношения к представителям других народов,  населяющих Россию, способствовать формированию у детей понятия о том, что все мы едины, несмотря на разрез глаз и цвет кожи, у всех нас одна, неделимая Отчизна.
4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
5. Способствовать зарождению патриотических чувств.

Предварительная подготовка для реализации проекта:

  • определение значимости проекта;
  • изучение литературы по теме проекта;
  • составление плана осуществления проекта;
  • разработка мероприятий по осуществлению проекта;
  • выбор методов и приёмов осуществления проекта.

Взаимодействие с родителями:

Помощь в изготовлении книги "Россия в рисунках детей".

Консультация «Роль родителей в формировании патриотических чувств».
Консультация «Какие русские народные сказки читать детям?».
Консультация «Ребёнок и его Родина».
Помощь родителей в подборе настольных игр о России.
Совместное с детьми чтение книг о России.

Ожидаемый результат:

Для детей:
После завершения проекта дети будут знать:
- символику России (флаг, герб, гимн России).
- природу родных мест, любоваться природой, бережно относиться к ней.
-четыре – пять народов живущих на Земле, их быт, традиции.
-климатические и природные условия.

Для родителей:

-укрепление  связей между детским садом и семьей;

-повышение компетентности родителей по данной тематике.

Выход из проекта:

Изготовление альбома "Россия в рисунках детей".

Выставка магнитов "Города России".

Познавательные минутки по теме.

Участие Артема В. во Всероссийской олимпиаде "Россия - наша Родина".

Участие Никиты Д. в городском интернет-конкурсе солдатской песни "Песня всегда в строю".

Презентации "Наша Родина - Россия", "Страны - соседи России".


Проблемные вопросы по теме:

- Что такое Россия?
- Какая природа в России?
- Месторасположение России на карте?
- Символика России?
- В России живут люди разных национальностей

Мероприятия по реализации проекта:

Для детей:

1

Речевое развитие

  • Вводная беседа «Наша Родина – Россия!»;
  • Беседа «Символы государства», «Природа нашей страны;
  • Чтение художественной литературы: А. Ишимова «История России в рассказах детей», С. Михалков «Россия», В. Степанов «Флаг России», пословицы, поговорки о Родине, Ф. Глинка «Москва», Л. Кассиль «Памятник солдату», «Москва», «Твои защитники», А. Прокофьев «Нет на свете Родины красивей»,  И. Токмакова «Красная площадь», заучивание наизусть стихотворения С.Есенина «Белая береза», В.Брюсов «Москва», А.Прокофьев «Нет на свете Родины прекрасней», Н.Рубцов «Привет, Россия!», поговорки и пословицы о России
  • Чтение сказок народов России: «По щучьему веленью» (русская народная сказка);«Отчего у зайца длинные уши» (сказка народов манси), «Мышка и лось» (хантыйская сказка);
  • Книжная выставка «Моя Родина»;
  • Составление рассказа по картине «Москва – столица нашей Родины»;
  • «Подбери родное слово» (подбор однокоренных слов к словам «береза», «Родина», «Россия» и др.)

2

Познавательное развитие

  • Просмотр презентаций «Наша Родина Россия», «Страны-соседи России»;
  • Наблюдение «Где мы видим флаг России?», «Природа нашей Родины»;
  • Рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций;
  • Рассказ воспитателя «Дружба народов всех национальностей», «Города России»;
  •  Дидактические игры « Собери картину», «Узнай наш флаг»,  «Чей костюм?», «Узнай наш герб»
  • Познавательные минутки «Москва-столица нашей Родины», «Страна-сосед России – Китай», «Народные праздники».

3

Социально-коммуникативное развитие

  • Сюжетно – ролевые игры «Защитники», «Пограничники»;
  • Ситуативная беседа «С чего начинается Родина?», «Какие народы живут в нашей стране?».

4

Художественно-эстетическое развитие

  • Слушание гимна России;
  • Лепка «Изделия народного декоративного искусства», «Дары русского леса. Корзина с грибами ягодами»
  • Рисование «Народные промыслы», «Портреты членов семьи»,

«Кукла в национальном костюме»;

  • Обрывная аппликация «Флаг России»;
  • Слушание песни «Край, в котором ты живешь» (слова Ю. Этина, музыка Г. Гладкова);
  • Разучивание песни «У моей России длинные косички».

5

Физическое развитие

  • Русские народные подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Горелки», «Салки», «Жмурки»;
  • Хороводные игры «Вейся, вейся, капустка», «Золотые ворота»;
  • Пальчиковая игра «Наш дом», «Город – это улицы».

Итоги проекта.
В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордиться Россией. Ребята познакомились с историей России, образованием государства, расширились знания детей о народах, проживающих на территории России, закрепили знания о символике Российской Федерации, её значении. У детей расширились знания о столице России, памятниках культуры. Дети с удовольствием изучали карту России, искали различные города, изучали животных проживающих на территории РФ. Продолжили знакомство с устным народным творчеством, русскими народными инструментами. Закрепили знания о русских народных праздниках и о государственных праздниках России. Приобщение детей к истории и культуре русского народа открывает им удивительный, прекрасный мир старины, что способствует воспитанию у детей патриотических чувств, воспитания уважения к традициям и культуре своего народа и толерантного отношения к традициям и культуре других народов. От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, от того, что поразило его воображение, от того, какие уроки извлек он из объяснений о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему нужно помогать ребенку, открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины.
В реализации проекта родители группы выступали в качестве надежных партнеров, мы смело опирались на их поддержку во всех мероприятиях проекта. Благодаря такой сплоченной работы педагогов, родителей и детей,  удалось решить все задачи проекта и достичь его цели.

Список литературы:

  • А.Я Ветохина «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
  • Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа.
  • ГербоваВ.В.Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
  • Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная группа.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.
  • Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2013. (Серия «Вместе с детьми».)
  • Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа.- М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2009.
  • Полынова В.К., Ветокина А.Я., Дмитренко С.П., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Савельева О.В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011.
  • Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  • Интернет - ресурсы (презентации).

Приложение №1

Вводная беседа с детьми:
Дети, сегодня мы ведём разговор о нашей стране. Как она называется? (ответы детей). А мы, живущие в России – россияне.
Наша Родина – государство очень древнее, оно возникло много-много лет назад. Древние предания рассказывают, что на прекрасной земле, где было много рек, лесов и долин, давным – давно жили славяне.
• Славяне – означает славный, достойный народ: гордый, красивый,
храбрый. Дети, запомните это слово – славяне. Они были нашими предками (показ иллюстраций).
А теперь вы расскажите, что означает слово «предки»? (ответы детей)
Это люди, которые жили на этой земле, где сейчас живём мы с вами, много-много лет назад, то есть до нас, перед, пред нами.
Педагог обращает внимание детей на карту. «Как вы думаете, карта какой страны на доске? (ответы детей) Правильно, это карта нашей Родины. Посмотрите, какую огромную территорию занимает наша Родина – Россия. (Показываю границы России, дети смотрят за указкой)
• Читаю стихотворение:
«Как велика моя земля!
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля.
Леса, и степь, и горы!
Раскинулась моя земля от севера до юга,
Когда в одном краю весна –
В другом – снега и вьюга»
• Россия – большая страна и её населяют много народов. Как вы думаете, на каком языке говорит большая часть населения? (ответы детей)
Правильно, на русском языке.
• В нашей стране много гор. Уральские, Кавказские, Алтайские. Самая
высокая гора в нашей стране называется Эльбрус, самое глубокое озеро – Байкал. А у самой длинной российской реки красивое женское имя – Лена. (педагог показывает названные места на географической карте России)
• Летом дети с родителями ездят отдыхать на Чёрное, Азовское, Каспийское
• В российских лесах водятся волки, бурые медведи, зайцы, лисицы и лоси.
В тайге обитают белки – летяги, рыси и тигры. А на севере живут моржи, тюлени и белые медведи (показ иллюстраций).
• Также Россия богата природными ресурсами – углём, нефтью, газом,
железом, медью, золотом и платиной. Вот какая красивая и богатая наша страна!
Дети, как называется столица России? (ответы детей) А как называется главная площадь страны, где проходят торжественные мероприятия: парады, демонстрации, концерты? (ответы детей, показ иллюстраций).
• В Москве живёт огромное количество людей – там много проспектов,
площадей, парков, театров, музеев. Здания в Москве высотные, многоэтажные. Под землёй находится метро. Так же в Москве много других

достопримечательностей: Кремль, царь – колокол, Царь – пушка, Большой театр, Храм Василия Блаженного, Исторический музей (педагог демонстрирует цветные иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей Москвы.).

Приложение №2

Беседа «Моя Родина - Россия!»

Задачи:

Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине.

Воспитывать любовь, гордость и уважение к Родине.

Познакомить с символами государства российского (флаг, герб, гимн, столица Москва, население России и президент).

Наглядный материал: карта мира, цветные карандаши, флаг России (макет на каждого ребенка, герб России, муз.запись гимна России, иллюстрации достопримечательных мест Москвы, ручки, сюжетные картинки (король, султан, королева, президент, песня О. Газмнова «Москва»)

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, как называется наша страна?

Дети: Россия

Воспитатель: Правильно, Россия (показывает карту России).Посмотрите на карту. Так наша страна изображается на географических картах. Одна из самых больших стран - наша Россия.

Это наша Родина, в которой вы родились и живете. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня, улица, дом, где он  родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая Родина.

Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Наше Отечество».

Вывод: «Наше Отечество, наша Родина-матушка Россия».

Подберите слова к слову «родная»,близкие по значению (синонимы,

(Родная, близкая, отеческая, кровная, своя).

Подберите слова, противоположные по значению (антонимы) к слову «Родина» (чужбина, чужая земля, чужая страна).

Воспитатель: Народ придумал много фраз и пословиц о Родине. Послушайте и запомните:

«Родина любимая-мать родная»

Как вы понимаете смысл фразы?

«Человек без Родины- что соловей без песни».

«Одна у человека мать, одна у него и Родина».

«Нет ничего на свете кроме, чем Родина наша».

(Ребята повторяют пословицы, которые запомнили).

Символы России. В детском саду есть заведующая, в школе - директор, у папы и мамы на работе - начальники. В каждой стране есть свой самый главный человек, который руководил ею. В одних странах - это король, в других- королева, а в третьих- султан. Но в большинстве стран главным человеком является президент. Вот и у нас в России есть свой Президент. Как его зовут?

Посмотрите на сюжетные картинки и скажите, где тут король, царь, султан, президент.

Флаг России. У каждой страны есть свой флаг. А какой флаг у России? (Ответы детей).Необъятные просторы нашей Родины зимой покрыты сверкающим снегом.

«Я дам Российскому флагу свой чистый белый цвет»,- сказал снег.

И на флаге появилась белоснежная полоска.

«В России много морей, озер, больших и малых рек. Все вместе они решили дать флагу свой глубокий синий цвет». Так на флаге появилась синяя полоска.

По утрам над страной встает солнце. «Я хочу подарить Российскому флагу свой самый яркий красный цвет»,- сказало Солнышко. И третья полоска на флаге стала красной.

Вот какой он наш российский флаг: три полосы - белая, синяя и красная. Российский флаг иногда называют «триколор», что значит «трехцветный».

Раскрасьте полоски и получите Российский флаг.

Герб России. Мы познакомились с российским флагом, а теперь мы узнаем, какой у России герб, то есть отличительный знак страны.

Однажды на большой поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах. Стали они думать и решили, кому из них быть на гербе России. Есть у нас король птиц - орел с двумя головами. Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Если внимательней рассмотреть герб, то мы увидим на нем кроме двуглавого орла, изображенного воина на белом коне и страшный дракон, которого воин поражает своим копьем. Этого воина зовут Георгий Победоносец . Почему Георгий Победоносец изображен на гербе России? (Ответы детей).

Потому, что он защищает от всякого зла, и Россия всегда побеждает всех врагов.

Гимн России. Что такое гимн? Это самая главная, самая торжественная песня страны. Гимны появились намного раньше, чем флаги и гербы. Гимн исполняется в особо важных случаях (когда героям вручают награды, когда спортсмены медали на соревнованиях). Знаменитый поэт Сергей Михалков, который сочинил много сказок и стихов для детей, написал слова для нашего гимна.

(Прослушать гимн России).

Москва-столица России.

Здесь твое сердце, Русская земля,

У древних стен великого Кремля.

Всем городам российским ты глава-

Столица наша, славная Москва.

В каждой стране главный город, который называют столицей. В столице живет

Президент. Столица России - город Москва (ответы детей).

На этом рисунке мы видим главную площадь Москвы- Красную площадь. По большим праздникам здесь проходят военные парады, праздники, концерты. Красная площадь очень древняя и красивая. Храм Василия Блаженного, Спасская башня, Мавзолей В. И. Ленина, Сенатская башня- это достопримечательности Москвы.

В России живут 170 разных народов. Послушайте стихотворение:

А у нас в стране живут

Русский, коми и якут,

И нанаец и мордвин,

И калмык, и осетин

И тувинец, и бурят-

Все они дружить хотят!

Воспитатель: Сегодня мы познакомились с главными сведениями о нашей Родине, которые необходимы будущим первоклассникам.

(Звучит песня О. Газманова  «Москва»).

Приложение №3

Беседа «Береза – символ России»

Цель: формировать знания воспитанников о государственных символах России

Задачи:

Образовательные– закрепить знание о названии родной страны; закрепить знание о символике России: флаге и гербе; познакомить детей с новой символикой России – гимном; продолжить формирование начального представления о происхождении современного государственного герба, о его функциональном назначении;

Развивающие– продолжить работу над развитием связной речи; совершенствовать диалогическую и монологическую речь; закреплять умение отвечать на вопросы; развивать внимание, мышление; обогащать словарь детей;

Воспитательные– воспитывать патриотические чувства (любовь и уважение к Родине) через художественное слово, музыку.

Ход беседы:

Организационный момент:

- Ребята, а давайте возьмемся за руки и крепче сожмем ладони друг друга, чтобы почувствовать, какие мы дружные ребята, и проведем наш ритуал приветствия:

 Собрались все дети в круг

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

 Сегодня мы продолжим беседу о государственных символах России: что-то повторим, а с чем-то познакомимся впервые. А чтобы путешествие наше было не скучным, к нам в гости заглянула...………… .

Кто же эта таинственная гостья, догадайтесь сами. Для этого прослушайте загадку:

Ствол белеет, шапочка зеленеет, стоит в белой одёжке, свесив серёжки.

Итак, наша гостья – это………. ( Береза.)

Молодцы! Правильно. Дети, дерево береза – это тоже символ нашей Родины, только народный. Сильный ветер сорвал листочки у нашей березы. Чтобы украсить березку новыми листочками, надо ответить на вопросы и выполнить некоторые мои задания. Если вы правильно отвечаете на вопрос или правильно выполняете задание, то получаете право наклеить листочек на ветку березы.

 - Как много на нашем земном шаре разных стран. Но есть на нем лишь одна страна, которую мы любим, которую зовем своей Родиной.

– Скажите, пожалуйста, в какой стране с удивительно красивым названием мы живем?

«Мы живем в стране, которая называется Россия».

(Правильно ответивший ребенок клеит листочек на берёзу)

Правильно. Это Россия.

Кто может и хочет показать на карте границу нашего государства?

(Ребенок (2-3) с помощью указки показывает границу России.)

Тот, кто показывает верно, клеит лист березы.

Велика наша страна. Далеко раскинула она свои просторы: с запада на восток, с севера на юг.

 -А что такое Родина?

- Это наш дом, улица, поселок.

- Родина – это место, где мы родились и живем

- Родина – это страна, в которой мы живем.

- Наша Родина – Россия.

-Великую землю, любимую землю,

где мы родились и живем, мы Родиной светлой, мы Родиной милой, мы Родиной нашей зовем.

Приложение №4

Беседа «Страны-соседи России»

 (с использованием познавательных минуток и презентации)

Задачи:

  • познакомить с государствами- соседями нашей страны;
  • рассказать об их местоположении, о культуре, и быте;
  • развивать мышление, речь, воображение;
  • воспитывать уважение к людям и обычаям разных национальностей;

Ход беседы:

I. Организационный момент.

“Ну-ка, посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки?
(дети садятся)
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?

Презентация “Наши ближайшие соседи”

Воспитатель: - В какой стране мы с вами живем? (России)

Сегодня мы отправимся в путешествие вдоль границы России и узнаем, какие страны являются нашими ближайшими соседями. Пока мы будем путешествовать, мы узнаем много нового.

Воспитатель: - Послушайте загадку и отгадайте, на чем мы будем путешествовать сегодня:

Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Быстро в небо проплывает.
Что же это? (Самолет)

- Наше путешествие мы начинаем с северо-запада и дальше полетим на юг, юго-восток, восток и север.

Карта: “Наши ближайшие соседи”.

Посмотрите на карту, Россия граничит на северо-западе с Норвегией, Финляндией. Первая страна,  в которой мы приземлимся -Эстония.

Воспитатель: - Эстония— государство, , на северо-восточном побережье Балтийского моря, омываемое водами Финского и Рижского заливов. Столица -Таллинн, государственный язык эстонский. Эстонии принадлежит много прибрежных островов. Старинный город Тарту - славится своим университетом. Таллинн это морской порт и промышленный центр Эстонии. Эстонцы - один из древнейших народов, наиболее близких по языку с финнами.

Следующая страна - Латвия.

Воспитатель: - Латвия - расположена на побережье Балтийского моря. Столица - Рига. Государственный язык латышский. На Рижском взморье много курортных городов, куда приезжают люди отдыхать и лечиться. Национальные традиции сохраняются в одежде и в быту.

Физкультминутка «Отдых на море»

Воспитатель: - Садитесь удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки, ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Откройте глаза. Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.

Следующая страна - Литва.

Воспитатель: - Литва - столица - Вильнюс. Государственный язык - литовский. В Литве сохранились старинные архитектурные памятники.

“Маленький край - как золотая капелька густого янтаря”. Этот чудесный образ своей Родины создала литовская поэтесса СаломеяНерис. Литву называют янтарным краем.

Воспитатель: - В какие страны мы с вами попадем, двигаясь вдоль границы? (Белоруссия и Украина).

Воспитатель: - Белоруссия – столица - Минск. Страна имеет развитую промышленность. На территории Белоруссии есть единственный в Европе участок леса не измененный человеком - Беловежская Пуща. Здесь водятся редкие животные (например, зубр). Давайте посмотрим на этот прекрасный лес.

Еще одна страна - Украина.

Воспитатель: - Украина - столица - Киев. Территорию Украины омывают с юга Черное и Азовское моря. Вдоль западных границ тянутся Карпаты, а на востоке границы проходят в широких донецких степях. Главной рекой является Днепр. Украина - современная индустриальная держава

Воспитатель: - Мы летим дальше!

Посмотрите, какие страны расположены вдоль южных границ России? (Грузия, Азербайджан.)

Воспитатель: - Грузия – столица - Тбилиси. Грузия - одно из древнейших государств мира. В стране много исторических памятников. Государственный язык - грузинский. Это многонациональное государство. В Грузии есть минеральные источники, в том числе лечебные (например, “Боржоми”).

Воспитатель: - Азербайджан - столица - Баку. Это очень красивый город. В стране проживают люди разных национальностей. История Азербайджана тесно связана с Арменией и Грузией. Расположена страна на берегу Каспийского моря. Где добывают не только рыбу, но и нефть. Население выращивает различные фрукты и овощи, а так же добывает природные ископаемые. Мы с вами летим далее вдоль южных границ России. (Казахстан, Монголия, Китай, Северная Корея.)

Воспитатель: - Казахстан - столица - Астана. Язык - казахский, русский. На территории Казахстана находится знаменитый космодром Байконур, с которого совершил первый полет Юрий Гагарин в 1961 году.

Воспитатель: - Монголия - столица Улан-Батор. На востоке, юге и западе граничит с Китаем, на севере - с Россией. Юг, юго-запад и юго-восток Монголии занимает пустыня Гоби, которая продолжается на севере центральной части Китая. Монголия - малонаселенная страна с многовековыми традициями кочевничества. В широких межгорных котловинах располагаются великолепные пастбища. Поэтому население занимается животноводством.

Никита (познавательная минутка): -  Китай - столица Пекин. Китай – самая большая по населению страна в мире, это значит, что почти каждый пятый житель Земли – китаец. Сегодня, Китай – одна из самых быстро развивающихся стран мира. Здесь достигли больших успехов в развитии легкой промышленности. Китай превратился в обувную и швейную мастерскую для всего мира. Здесь бурно развивается компьютерная промышленность, ведутся активные космические исследования. Китай очень древнее государство. Древнейшие памятники искусства на территории Китая восходят к 3-му тысячелетию до н. э.

Воспитатель: - Северная Корея или Корейская Народно -Демократическая Республика. С запада омывается водами Жёлтого моря, с востока —Японским морем. Столица — город Пхеньян. Пхеньян является административным, культурным и историческим центром страны. В стране существует множество заповедников, национальных парков, гор, лесов, рек, водопадов.

Матвей (познавательная минутка): - Япония - столица - Токио. Япония является страной восходящего солнца - Ниппон. После войны в результате реформ Япония начала бурно развиваться и стала одной из богатейших стран мира. Во всем мире известны японские автомобили, телевизоры и видеомагнитофоны, другая техника. Но эта суперсовременная страна тщательно сохраняет старинные обычаи и культуру.

Итог беседы.

Воспитатель: - Что вам понравилось во время нашего путешествия? Придя домой, вы сможете рассказать родителям об узнанном сегодня в беседе.Знания, полученная во время этой беседы, должна помочь вам лучше узнать соседей нашего государства.

Приложение №5

Конспект НОД с применением нетрадиционных техник, обрывная аппликация на тему «Российский флаг»

Цель занятия:
Формировать патриотические чувства на основе беседы о родной стране.
Продолжать знакомить детей с государственной символикой герб, флаг, гимн. С функциональным назначением флага России, о символичном значении цвета, что означают цвета на Российском флаге. Сформировать эстетическое отношение к флагу России.
Учить детей изображать Российского флага нетрадиционным способом рисования, обрывная аппликация. Воспитывать аккуратность в работе.
Материалы и оборудование: Карта России, герб России, российский флаг
для детей: трафареты, кисти, цветные полоски красного, синего и белого цвета, клей, кисти для клея, салфетки.

Ход занятия.

Воспитатель: -Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Мы поговорим о нашей родной стране. Живут на свете дети – мальчишки и девчонки. Все они разные голубоглазые и черноглазые, с косичками и кудряшками, одни живут в городе, другие в деревне, одни на севере, другие на юге. И все они живут в нашей огромной стране которая, как ребята называется? «Россия».
Воспитатель: -Россия – это большое государство. Вот её граница (показываем на карте границу России). Мы гордимся нашей великой Родиной. Когда в одной части страны люди ложатся спать, то в другой только начинается день. В одно и то же время в одной части России может идти снег (на севере), а в другой – светит яркое солнце (на юге). В нашей стране много городов, деревень, поселков. А в каком городе мы живем, как он называется? «Выкса».
Воспитатель:- А как называется главный город страны? «Москва».
Воспитатель: - Давайте найдем его на карте. Вот прислали нам посылку из г. Москвы из д/сада «Солнышко», дети подготовительной группы. Давайте посмотрим, что в ней: вот куклы, письмо, давайте прочитаем его.
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Мы прислали вам куклу, ее зовут Маша, она одета в народный костюм».
Воспитатель: «Давайте рассмотрим их внимательно. На Маше русский народный сарафан синего цвета, отделанный красной каймой, в белой кофточке. Издавна наши предки предпочитали красный, синий, белые цвета в своей одежде. Мы говорим синее море, белый свет, весна красна. Ребята, а что означает слово «красна»?. «Красивый».
Воспитатель: -Рассмотрим дальше посылку. Смотрите вот герб и флаг, чей страны? «России».
Воспитатель: - У каждой страны есть свой флаг и герб. Флаг и герб является отличительным знаком государства. Государственный флаг обозначает единство страны и её независимость от других государств. Внимательно посмотрим на флаг, какой он формы? «Прямоугольник».
Воспитатель:- Ребята, из скольких полос состоит наш флаг?
Воспитатель: - Правильно, флаг состоит из 3х полос. Верхней белой, средней – синей, нижняя – красная. 
Воспитатель: - Как вы думаете, что означает белый цвет?
Воспитатель: - Молодцы, белый цвет означает – мир, чистоту.
Воспитатель: - Как вы думаете, что означает синий цвет?
Воспитатель: - Правильно, синий – верность, честность; 
Воспитатель:- Как вы думаете, что означает красный цвет?
Воспитатель: - Да, красный – мужество, смелость. 
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам сегодня сделать Российский флаг необычным способом, обрывной аппликацией. Перед вами лежит лист белой бумаги с изображением флага, разделенный на 3 части. Каждая часть означает цвет флага. Но сначала порвать полоски нужно на небольшие кусочки, и распределить их по цветам флага. Затем верхнюю полоску заклеиваем белыми кусочками бумаги, середину, синими и нижнюю полоску красными кусочками бумаги. Готовы? Приступаем к работе.
Воспитатель: Пока наш флаг подсохнет, дайте отдохнем.
Физкультминутка «Мы военные» 
Мы станем все военными, (
Шагают на месте). 
Большими, здоровенными. (
Руки вытянуть вверх, опустить через стороны).
Будем в Армии служить, (
Руки вниз через стороны).

Будем Родину любить. (Движения повторяются). 
Сад и дом свой охранять, (
Наклон вперёд, смотрим в «бинокль»). 
Будем мир мы защищать! (
Шагают на месте).
Воспитатель:- Отдохнули, а теперь продолжаем работать.
Воспитатель:- Вот какие флаги у нас получились. Теперь повторим, что означает каждый цвет на Российском флаге.
Воспитатель: - Послушайте стихотворение о флаге:
Белый цвет – берёзка,
Синий - неба цвет,
Красная полоска – Солнечный рассвет.
Воспитатель: - Ребята, наше занятие подошло к концу. Все вы сегодня потрудились хорош

Приложение №6

Дидактические игры

«Узнай наш флаг»

Цель: закрепить знания детей о государственном флаге, научить узнавать флаг России среди флагов других стран.

Ход игры:

На наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10). Воспитатель предлагает детям найти российский флаг и назвать местоположение на наборном полотне.

Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза, в это время меняет расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других и назвать его местоположение.

- Молодцы, хорошо узнаете свой Российский флаг. А ёще у каждой страны есть особенная, торжественная песня. Что это за песня? (Гимн).
- Гимн страны – это тоже государственный символ. В каких случаях исполняется гимн страны? (Дети приводят примеры).
- Гимн России очень красивый и величественный. Автор стихов гимна С. Михалков, музыку написала А. Александрова.
- Чему посвящён гимн?
(Предложения детей).
- Гимн посвящён нашей стране, её бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории, в гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Каждый гражданин России должен знать слова гимна.
(Под запись можно спеть часть гимна).
- Ребята, а почему нужно слушать стоя и не разговаривать?
(Предложения детей).
- Давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе?
- Кто изображён в самом центре?
- Почему у него две головы?
Правой лапой орёл сжимает скипетр. Вы знаете, что это такое? (жезл – посох, обычно украшенный золотом и драгоценными камнями, служит символом власти, почётного положения). В его левой лапе держава (государство). Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны – крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица на солнце.
В давние времена короны, скипетр и держава служили символами царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины.
- Что на груди у орла? (щит).
- Кто изображён на щите? (всадник на коне).
- Какого цвета конь?
- Какого цвета плащ у всадника?
- Какого цвета щит?
Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный.
- Как зовут всадника?

Издавна он почитался на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества!
- Что в руках у Георгия Победоносца?
- Зачем оно ему?
Чёрный змей символизирует зло, а отважный воин Георгий Победоносец побеждает злого змея. Вспомните, ребята, в каких сказках упоминается о Змее Горыныче? (Ответы детей).
- Чем всегда заканчиваются эти сказки?
Добро побеждает зло! Так и наш герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом!

«Собери герб»

Цель: закрепить знания детей о государственном гербе.

-Так зачем же, ребята, нужны символы страны? (Ответы детей).
Страна – это большая дружная семья, которая отличается от других стран своим народом, традициями и обычаями.
Наша группа – это тоже большая семья.
Какие у нас дети? (Ответы детей).
А как об этом узнают все окружающие люди? Что можно придумать, чтобы отличаться от других групп д/с? (Предложения детей).
Можно придумать свою эмблему, свой символ, на который посмотрят окружающие и сразу определят, какие дети у нас в группе.
Дать домашнее задание: придумать эмблему группы и нарисовать эскиз.

«Кто в какой стране живёт»

Цель: Закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понимание, что на свете много разных стран.

Воспитатель: Давайте вспомним жителей разных стран.

Воспитатель задаёт вопрос, дети отвечают. Кто живёт в Америке? - Американцы. Кто живёт в России? – Россияне и т.д.

- Россия – самая большая и прекрасная страна в мире. Россия - наша родная страна. Но страна – это не только природа, города и сёла, в которых живут люди. Россия – это государство, со своими законами, традициями, правительством.
На этой карте видны страны. Все они разного цвета. Чёрные точки – это города. Видите, страна на карте огромная, а город – маленький. В каждой стране много городов, но есть главный город – это столица.
- Как называется столица нашего государства?
(Ответы детей).
В Москве работают правительство Российской Федерации и наш президент.
Как зовут президента РФ?
- каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные знаки, государственные символы.
- Что это за символы? (флаг, герб и гимн).
- У России тоже есть государственные символы, и сегодня мы поговорим о них.
Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест с привязанным к

его верхушке пучком травы, окрашенным яркой краской. Называлась это стягом.
Как вы думаете, какое главное назначение было у стягов? (Ответы детей).

Затем стяги стали делать из ткани. Впервые знакомое нам расположение полос бело-сине-красного цвета ввёл царь Пётр 1. Полосы расположены горизонтально. Цвета связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета издавна считались на Руси самыми красивыми, и даже использовали для украшения праздничной одежды.
Посмотрите на русский народный костюм.
- Какие цвета видите?
(Ответы детей).
- И цветам флага люди придавали огромное значение, поэтому цвета флага выбраны неслучайно.
- Вспомните, что означает белый цвет флага? (мир и чистоту совести).
- Что означает синий цвет флага? (верность и правду).
- Что означает красный цвет флага? (Мужество и отвагу).
- А о чём можно рассказать по цветам флага? (О том, какие люди живут в нашей стране?).
- Так какие же люди живут в России?
(Ответы детей).
- Российский флаг – символ доблести и чести российского народа. Скажите, пожалуйста, где можно увидеть российский флаг?

«Угадай, где я нахожусь?»

Цель игры: закрепить знания детей о достопримечательностях родного края.

Для создания этой игры была проведена большая предварительная работа, проведены беседы, занятия, экскурсии по ознакомлению детей с родным городом. В этих целях были задействованы родители. Им было предложено сделать фото ребенка на фоне достопримечательности города Выксы.

В процессе игры, ребенок показывает детям свое фото и спрашивает: «Угадайте, где я нахожусь?». Дети внимательно разглядывают фото, называют место города и дают краткий рассказ об этой достопримечательности родного города. А если дети затрудняются назвать это место, то ребенок, который показывает фото, сам рассказывает о рассматриваемом объекте и дает краткую информацию. В процессе этой игры дети получили новые знания о родном городе, его достопримечательностях. Обогатили словарь новыми словами, закрепили умение составлять рассказ из личного опыта. У детей появилось чувство гордости и любви к родному городу.

Приложение №7

Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина»

(с использованием пиктограмм).

Задачи:

Учить заучивать стихотворение, опираясь на составленные самостоятельно символы – подсказки, развивать память, образное мышление.

Методы и приёмы: беседа, художественное слово, дидактические игры, практическая деятельность, поощрение, педагогическая оценка.

Предварительная работа: рассматривание репродукций картин русских художников о нашей стране и её природе, чтение стихов о Родине.

Словарная работа: существительные – Родина, Россия, Матушка – Русь, Отечество, Отчизна, россияне.

Глаголы – беречь, хранить, защищать, сохранять, работать, трудиться, жить, строить, перестраивать, расти, хорошеть, расширяться, благоустраивать.

Прилагательные – огромная, прекрасная, святая, родная, отчий, любимая, необъятная, бескрайняя, могучая, богатая, красивая, хорошие, смелые, трудолюбивые, добрые, весёлые, замечательные (люди).

Оборудование: сюжетные картинки на тему «Наша Родина», лесенка с Гномиком, примеры пиктограмм, простые карандаши, альбомные листы бумаги на каждого ребёнка.

Ход деятельности:

1. Организационный момент - беседа о Родине:

Мы живем в огромной прекрасной стране. Это наша большая Родина.

Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна? Назовите её имя. Наша страна – Родина, матушка – Русь, Отчизна, Россия. А мы, живущие в России – россияне.

Подумайте и скажите, какие наши действия, какие дела необходимы нашей Родине? – упражнение в активизации глагольного словаря.

2. Дидактическая игра «Поможем Гномику» 

Цель – упражнение в подборе слов – признаков.

Наша Родина какая?

Любимая, родная, прекрасная, огромная, необъятная, могучая,

бескрайняя, богатая, красивая, большая, просторная, безграничная, замечательная, милая.

(на каждое слово дети поднимают Гномика на ступеньку выше)

Дидактическая игра «Собери семейку слов» - пальчиковая гимнастика.

Родина – родной, родители, родственники, род.

Отечество – Отчизна, Отчий дом, отец.

3. Чтение стихотворения.

Сегодня мы будем учиться запоминать стихотворение о Родине, которое написала З. Александрова, с помощью рисунков – пиктограмм. Детям даётся установка – по ходу чтения стихотворения представлять образы, которые можно изобразить в рисунке.

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот,

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор.

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина.

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

З. Александрова

4. Беседа по содержанию прочитанного.

О чём это стихотворение?

Кто как себе представляет слово «родина»? Что встаёт в памяти?

Какие картинки – образы можно нарисовать, чтобы лучше запомнить стихотворение З. Александровой?

5. Повторное чтение стихотворения с установкой на запоминание.

6. Динамическая пауза «Береза»

Береза моя, березонька.

Береза моя белая (Дети идут по кругу, взявшись за руки)

Береза моя кудрявая (В обратную сторону)

Стоишь ты, березонька (Встали, подняв руки вверх)

Посередь долинушки (Опустили руки)

На тебе березонька (Подняли руки вверх)

Листья зеленые (Опустили руки)

Под тобой березонька (Присели)

Трава шелковая (Встали, руки вверх).

7. Третье чтение стихотворения, по ходу которого дети рисуют пиктограммы.

8. Рассказывание стихотворения детьми с использованием пиктограмм.

9. Итог деятельности, педагогическая оценка, поощрение.

Что вам понравилось?

Какие задания показались вам интересными?

Какое задание было самым трудным?