"Как весну искали снеговики"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Займенцева Александра Александровна

Программное содержание: познакомить с основными приметами весны, нацеливая на последующие наблюдения за природой, учить детей применять имеющийся опыт для установления закономерностей в природе, рассказать о влиянии изменений на жизнь животного мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_vesnu_iskali_snegoviki.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Как весну искали снеговики

 (конспект занятия для детей 5-7 лет)

Тип: интеллектуально-развивающее

Вид детской деятельности: музыкально-художественная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая.

Программное содержание: познакомить с основными приметами весны, нацеливая на последующие наблюдения за природой, учить детей применять имеющийся опыт для установления закономерностей в природе, рассказать о влиянии изменений на жизнь животного мира.

Планируемые результаты: развитие интегративных качеств «любознательный, активный», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «эмоционально отзывчивый», «имеющий первичное представление о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»

Материал: иллюстрации (весенняя природа в разные периоды): деревья, кустарники, травы весной (от оголенных до покрытых листвой); животные весной (птицы, которые прилетят; звери, которые проснутся; насекомые, которые появятся); чашка с водой.

Словарная работа: холодная, снежная, морозная; белый, чистый; растопить; проталинки.

Предварительная работа: наблюдение за различной погодой, рассматривание иллюстраций с первыми признаками весны.

Ход занятия:

Дядюшка Ау: Здравствуйте, ребята! Давно я у вас в гостях не был. Пришел я в гости, чтобы сказать вам спасибо за рисунки снеговиков, которые вы мне прислали. Снеговики Снежок и Пушок рассказали мне о том, как им хорош зимой было: холодно, снежно, морозно. Какую они погоду любят?

Дети: они любят снежную и холодную погоду.

Дядюшка Ау: А почему они такую погоду любят?

Дети: чтобы не растаять.

Дядюшка Ау: Правильно. Вот и решили Снеговики идти к солнышку и спросить его не греть так сильно, как сейчас. Я тоже с ними пошел. Хотите узнать, что с нами в дороге произошло?

Дети: да

Дядюшка Ау: Тогда садитесь на веранде и слушайте. Пошли мы втроем по лесной тропинке. Вокруг снег почернел, стал рыхлым, грязным. Запомнили, каким стал снег?

Дети: снег почернел, стал рыхлым, грязным

Дядюшка Ау: Нам это не понравилось, ведь зимой он был белым, чистым. Каким снег был зимой?

Дети: белым, чистым.

Дядюшка Ау: Пушок сказал: «Обязательно попрошу Весну не растоплять снег». Запомнили, о чем Пушок хотел попросить Весну?

Дети: не растоплять снег.

Дядюшка Ау: Идем дальше. Видим, деревья стоят с мокрым стволом, а вокруг ствола весь снег растаял. А ведь мы, наоборот, к стволу деревьев снег подсыпали, помните? Зачем мы это делали?

Дети: Чтоб корни не замерзли.

Дядюшка Ау: Испугался Снежок, что деревья померзнут без снега, и твердо решил просить Весну не растоплять снег. О чем собирался Снежок просить Весну, запомнили?

Дети: не растоплять снег.

Дядюшка Ау: Пошли мы дальше. Видим – все звери, птицы от голода и холода не прыгают, не летают, не веселятся. Вот, что они нам на своем языке рассказали.

-Мы от холода устали,

По теплу мы заскучали.

Пусть скорей придет весна.

Постучит к нам в дверь сама.

Снится нам тепло во сне,

Мы скучаем по весне.

Пусть для зябнущих детей

Теплых принесет лучей!

     (М. Скребцова)

-Жалко мне стало птиц и зверей. И сказал я: «Может, пора уходить зиме? Ведь все уже ждут весну». На что Снеговики возразили: «Мы весну не ждем. От нее только одни неприятности для нас, ведь с приходом весны мы погибнем». Снеговиков мне тоже стало жалко. Пошли мы дальше. По дороге встретили истощавшего за зиму ежика, то есть он стал худой и слабый без еды. Затем увидели озябшего зайца, грустную березку – они дрожали от холода. Все они ждали теплых солнечных лучей. Все ждали весну, чтобы весеннее солнце растопило снег в лесу. И Снеговики задумались – им стало жалко лесных жителей. Наконец мы дошли до высокого холма, за которым пряталось солнце, но теперь мы уже не знали, о чем его просить. И решил я придти к вам за помощью. Скажите, ребята, а вы ждете весну? Рады первым лучам солнца?

Дети: да

Дядюшка Ау: Давайте поищем разные предметы весны. Я их зарисую, покажу Снеговикам, чтобы они убедились, что весна уже наступает повсюду и все ей рады.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на рисунке растений весной

Показывает рисунки с приметами весны.

-Что вокруг ствола дерева и кустарника лежит ранней весной?

Дети: снег

Воспитатель: Давайте подойдем к деревьям и кустарникам. Посмотрите, есть ли снег сейчас в природе и вокруг стволов?

Дети: Снег еще кое-где лежит. Вокруг стволов растений его нет.

Воспитатель: Ребята, мы с вами заметили первый признак, что весна уже идет, - это первые проталины. Проталина – это место, где стаял снег и открылась земля. Ласково их можно называть проталинками. Что мы с вами обнаружили?

Дети: проталины

Воспитатель: Дядюшка Ау, ты их зарисовал для Снежка и Пушка?

Дядюшка Ау: да.

Воспитатель: Теперь посмотрите еще одну картинку. Где травка пряталась зимой?

Дети: под снегом

Воспитатель: А что мы видим в природе сейчас?

Дети: Снег стаял кое-где. Видны старые травинки в проталинах. Они мокрые и серые. Но рядом прорастает новая трава. Она зеленого цвета и еще очень короткая.

Воспитатель: То, что трава скоро появится везде, - это вторая нам подсказка о приходе весны. Дядюшка Ау, ты зарисовал эту примету?

Дядюшка Ау: да

Воспитатель: Ребята, посмотрите на третью картинку

Показывает картинку.

-на ней нарисованы ветки деревьев и кустарников с листьями. Посмотрите вокруг: появились ли уже листья на деревьях?

Дети: нет

Воспитатель: Как вы думаете, почему еще нет листьев на деревьях и кустарниках?

Дети: еще холодно

Воспитатель: Действительно еще холодно, листья появятся только тогда, когда будет больше теплых и солнечных дней. Сегодня, ребята какой день?

Дети: пасмурный и прохладный

Воспитатель: Дядюшка Ау, тогда листочки на деревьях пока не зарисовывай, ведь они еще не появились. Ребята будут наблюдать за растениями в природе и, как только заметят эту примету весны, сразу зарисуют ее.

Дядюшка Ау: Тогда не забудьте мне прислать свои рисунки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку у меня в руках. Кто здесь нарисован?

Показывает картинку с изображением муравья и божьей коровки

Дети: насекомые

Воспитатель: Какие?

Дети: Божья коровка и муравей.

Воспитатель: Они тоже просыпаются весной. Давайте внимательно посмотрим на кору деревьев, на ветки кустарников, на почву вокруг нас. Заметили ли вы каких-нибудь насекомых?

Дети: нет

Воспитатель: почему?

Дети: еще холодно, они еще не проснулись.

Воспитатель: правильно. Как только станет в природе тепло – появятся листья на растениях, этими листьями будут питаться насекомые. А если появятся насекомые, то сразу прилетят и птицы, ведь они питаются насекомыми. Теперь в догадались, почему еще не прилетели птицы?

Дети: им нечем сейчас питаться.

Воспитатель: тогда будем ждать прилета птиц, и зарисовывать их. Первой прилетит вот эта птица

Показывает рисунок грача

Давайте вспомним, как она называется

Дети: грач

Воспитатель: А о том, какие звери в лесу проснуться после зимы, я прочту вам в группе. Теперь давайте проверим Дядюшку Ау, все ли он правильно нарисовал для Снеговика

Дети смотрят на зарисовки, повторяют приметы, объясняют первые признаки весны.

Дядюшка Ау: Какие вы, ребята, молодцы. Так что же мне передать Снеговикам? Подскажите, о чем они должны просить солнце и весну?

Дети: Не бояться растаять, ведь следующий зимой их опять слепят. Пусть солнце согреет землю. Все лесные жители ждут прихода весны и теплого солнца – пусть скорее приходят

Воспитатель: Белые снеговики похожи на белые облака в небе. Эти облака нам будут напоминать о снеговиках весной и летом

Март – зима или весна?

Догадайся-ка сама.

Март, я знаю, это слезы

Уходящего мороза.

Игра «Весна пришла»

У воспитателя в руках чашка с водой, из которой он брызгает на детей. Дети стараются убежать от брызг воды. Тот, на кого попали брызги, называет признаки весны: тает снег, появляются проталины, распускаются листья, появляются насекомые, прилетают птицы, становится теплее…..

 

Список использованной литературы:

  1. Т.А Макаренко «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет
  2. В.А. Шишкина «Прогулки в природу» М.: Просвещение, 2002
  3. М. Скребцова «Ждем весну»
  4. Н. Н. Кондратьева «на экологической тропе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ 8 МАРТА "КАК АЛЕНКА ВЕСНУ ИСКАЛА"

СЦЕНАРИЙ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ....

театрализованная игра "Как мы весну искали"

Сценарий праздника для детей старшего и подготовительного к школе возраста...

Тема: «Весна». Занятие «Как мы следы весны искали».

                                                  ...

Конспект НОД по познавательному развитию детей в средней группе. Тема: «Как снеговики правду о весне искали».

Цель: познакомить детей с основными приметами весны.Задачи:- показать влияние весенних изменений в природе на жизнь и деятельность людей, животных;- учить детей составлять предложения, самостоятельно ...

Презентация к занятию по познавательному развитию : мир природы. "Как снеговики правду о весне искали"

Презентация к конспекту  НОД  по познавательному развитию : мир природы. ( по рекомендациям Т.И. Гризик ,программа "Радуга")...

НОД в средней группе "Как снеговики правду о весне искали"

конспект по познавательному развитию...