Открытое занятие "Удивительные свойства воздуха"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Зайкова Елена Ивановна

 

- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;

 - развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;

- развивать умение делать выводы.

- воспитывать интерес к окружающей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelynye-svoystva-vozduha-1.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад №262  

 Индустриального  района г. Барнаула

Конспект познавательного занятия

«Удивительные свойства воздуха»

( старшая группа)

                                                                                            Автор:

                                                                                             Зайкова Е И

                                                                                            Воспитатель

2020

«Познавательное развитие»

Цель: способствовать развитию познавательной активности детей, посредствам включения их в экспериментальную деятельность.

Задачи: Содействовать уточнению и расширению знаний детей о воздухе и его свойствах. Опытническим путем доказывать детям свойства воздуха: прозрачен, невидим, не имеет запаха, легкий, теплый, холодный, может передвигаться, в воде виден в виде пузырьков.

Формировать познавательную активность в процессе экспериментирования, учить делать логические выводы, активизировать речь и обогащать словарь.

Способствовать воспитанию интереса к познанию окружающей жизни, любознательность, желание беречь природу, создавать доброжелательный настрой.

 

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое,  , физическое, социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа: 

  • беседы и загадки о воздухе, ветре,
  • наблюдения;
  •  чтение книги «Чудо – всюду» Т.Д. Нуждиной;
  • опыты, эксперименты

Материал и оборудование: письмо от Вопросика, контейнер с апельсином и  луком  , картинки «Ветер – друг, ветер – враг» листочки,  , пакетики прозрачные на всех ,трубочки ,стаканчики.

Ход занятия:

- Ребята, давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

Игра на общение «Приветствие»:

Станем рядышком друг к другу,

Скажем: «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем: «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнется – утро доброе начнется.

- Доброе утро!

- Ребята, я шла утром в детский сад утром и мне передали письмо. Как вы думаете от кого?  (От Вопросика)

- Вы хотите узнать, что в нем написано?  (Да)

Читаю письмо:

«Здравствуйте, ребята!

    Пишет вам письмо Вопросик. Я люблю задавать вопросы. Отгадайте  загадку и расскажите, что вы знаете об этом.

Загадка: Через нос проходит в грудь

                  И обратно держит путь.

                  Он невидим, но все же

                  Без него мы жить не можем?

                                                                                             Вопросик»

- Что же это?  (Воздух)

-Как вы догадались?

- Что такое воздух?  ( Это то, чем мы дышим)

- А где есть воздух?   (Везде)

- А для чего он нам нужен?   (Для дыхания, для жизни)

- А кто дышит воздухом?  (люди, животные, птицы, растения, все живое)

- А можно жить без воздуха?  (Нет)

- Увидеть воздух можно?  (Нет)

Опыт №1

 «Как можно обнаружить воздух?»

- Подойдите к столику, возьмите стакан с водой, наберите воздух и подуйте в трубочку. (Выполняют)

- Что появилось в воде?  (Пузырьки)

- А пузырьки это что?  (Воздух)

- Почему пузырьки поднимаются вверх? (Воздух легкий)

 Опыт №2:- Дети, а можно поймать воздух? Давайте проверим, подойдем ко второму столику.  (Пакеты) Сейчас мы будем его наполнять воздухом.  (Выполняют)

- Каким пакет стал?  (Полным)

- Вы что-нибудь видите? Что же это есть в пакете?  (Воздух)

- Какой он?  (Прозрачный невидимый, бесцветный)

- Итак, с помощью пакета мы смогли обнаружить воздух, хоть он и бесцветный и невидимый.

Опыт №3:- Дети, если воздух нельзя увидеть, то наверное, его можно попробовать и узнать какой он на вкус? Может он горький или сладкий? Лизните воздух. Как вы думаете, у воздуха есть вкус?  (Воздух безвкусный)

- Кто же мне скажет, имеет ли воздух запах?   (Нет)

- Правильно, чистый воздух запаха не имеет.  

- Закройте глаза, что вы чувствуете?   (Запах апельсина)

- Вам нравится этот запах?   (Да)  А можно его назвать приятным? (Да)

- Дети, воздух может передать и неприятные запахи. Как можно назвать такой воздух?  (Загрязненный)

- Правильно, это загрязненный воздух.  Что может загрязнять воздух?  (Дым заводов, сигарет, автомобилей)

- Что помогает очищать воздух?  (Леса, растения)

- Автомобиль – загрязняет воздух, а лес – очищает. Молодцы!

Мы сидели, мы устали,

 Воздух дружно изучали,

А теперь пришла пора,

Отдохнуть нам детвора.

Встали дружно, потянулись,

 Хлопнули в ладоши,

И друг к другу повернулись

Всем друзьям мы улыбнулись,

Наклонились раз и два,

Чтоб не болела голова.

-Вот и закончили зарядку.

Опыт №4: - Дети, может ли воздух двигаться?Вопросик прислал нам листочки , помогите им взлететь. (Дуют)

- Как в природе называют движение воздуха?  (Ветер)

- Ветер приносит тепло, холод, дождь, снег. Ветер может быть другом и помощником. А может быть и врагом – разрушителем. Что может натворить такой ветер?  (Рассматривание картинок)

Опыт №5:– Воздух может быть разной температуры?  ( Теплым и холодным)

- Когда бывает воздух теплым?  (Летом)

 - А холодный?  (Зимой)

- Если произносить разные звуки, мы можем почувствовать теплый и холодный воздух. Попробуйте произнести звук «С», ладошку поднесем ко рту. Какой почувствовали воздух?  (Холодный)

- А попробуйте, произнесите звук «Ш». Какой воздух почувствовали?  (Теплый)

- Молодцы!  

 

- Теперь вставайте в круг и поиграем в игру «Бывает не бывает» Если воздух может быть таким ловим мяч и говорим «да», если нет – ловим и говорим «нет».

  • Воздух бывает теплым?
  • Воздух бывает чистым?
  •  Воздух бывает пушистый?
  • Воздух бывает легкий?
  • Воздух бывает грязный?
  • Воздух бывает сердитый?
  • Воздух бывает холодный?
  •  Воздух бывает полосатый?
  • Воздух бывает бесцветный?
  • Воздух бывает мягкий?

- Молодцы, все справились.  Как много мы рассказали про воздух. Давайте вспомним, какой был воздух.  (Ответы) Что интересного вы запомнили, что понравилось? А чем мы сегодня с вами говорили?

Давайте расскажем стихи о воздухе:

Он прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Летом он бывает теплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой.

Мы о нем не говорим,

Просто мы вдыхаем,

Он ведь нам необходим!

Все об этом знают!

- Молодцы, ребята! Вопросик очень рад, что вы все знаете и приготовил вам подарки (воздушные шары). Чего – то в них не хватает?   (Воздуха)

           

         

         

 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД открытого занятия " Свойства воздуха"

Цель:Продолжать знакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, Дать детям представление о воздухе, как о газообразном веществе; Познакомить с таким природным явлением как ветер и ег...

Открытое занятие в средней группе «Воздух. Свойства воздуха»

Данный конспект расчитан для детей среднего дошкольного возраста...

Открытое занятие «СВОЙСТВА ВОЗДУХА» в старшей группе

Открытое занятие «СВОЙСТВА ВОЗДУХА» в старшей группе...

Конспект открытого занятия "Свойства воздуха"

Цель: Формирование исследовательских навыков воспитанников младшего дошкольного возрастаЗадачи:·         Познакомить со свойствами воздуха (нев...

Конспект открытого занятия_ _ Свойства воздуха_ 2021 г.

Конспект открытого занятия_ _ Свойства воздуха_ 2021 г....