НОД открытого занятия " Свойства воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Пащанова Елена Владимировна

Цель:

Продолжать знакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, 
Дать детям представление о воздухе, как о газообразном веществе; Познакомить с таким природным явлением как ветер и его роли;
Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги;
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;
Расширять знания о воздухе и его роли в жизни человека
Развивать глазомер, мелкую моторику руки, умение правильно оценивать результат своей работы и работы других детей;
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде и к своему здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_vozdukha.odt26.67 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

Продолжать знакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения,  
Дать детям представление о воздухе, как о газообразном веществе; Познакомить с таким природным явлением как ветер и его роли;
Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги;
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;
Расширять знания о воздухе и его роли в жизни человека
Развивать глазомер, мелкую моторику руки, умение правильно оценивать результат своей работы и работы других детей;
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде и к своему здоровью.

Предварительная работа:

Наблюдения на прогулке, беседы о воздухе, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, песен, исследовательская деятельность, организованная деятельность в области «Познание», игры.

Материалы и оборудование:

 стаканы с водой, трубочки, пакеты,картонки,камни на каждого ребенка ; заготовки для подеки «вертушка»,прозрачная емкость с водой,пол-литровая банка,трех литровая банка с водой,иллюстрации,предметы:камень пуговица, губка.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Организационный момент

Воспитатель:

Обращает внимание детей на разложенные на столе приборы.

- Ребята, сегодня я вам предлагаю выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот, что мы будем исследовать, вы узнаете отгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.

Дети:

Воздух.

Воспитатель:

И мы сейчас поговорим о воздухе и  его свойствах.Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. Зажмите нос и рот. Как вы себя чувствуете?

Ребёнок:

Я чувствую себя плохо, мне не хватает воздуха.

Воспитатель:

Для чего же нужен воздух?

Дети:

Воздух нужен, чтобы дышать.

Воспитатель:

А мы можем увидить воздух?

Дети: нет

Воспитатель:

Он невидимка, а почему мы называем его невидимкой ,какой он?

Дети:

Воздух невидимка, потому что он прозрачный и его не видно.

Воспитатель:

А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас?

Дети:

Мы должны помахать

Воспитатель:

Возмите картонки и помашите около лица

Что вы чувствуете?

Дети:

Мы почувствовали ветер.

Воспитатель:

Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Как привести воздух в движение?

Дети:

С помощью ветра.

Воспитатель:

Значит Что такое ветер?

Ветер –это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.) Молодцы,  Может ли ветер навредить человеку? (Ответы детей.)

Предложить детям посмотреть картинки с изображением влияния ветра на жизнь человека (дом после урагана, сломанное дерево, корабли во время шторма.)

Воспитатель. Сильный ветер- это ураган, смерч. Они очень опасны, почему?

 Дети: Они ломают, рвут, уносят.

Воспитатель. А еще ветер помогает нам приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как?

Дети. Разносит семена, животным помогает охотиться.

Воспитатель:

Дети,а сейчас посмотрите на емкости, стоящие у меня на столе? Посмотрите ,что находиться в банке?

Дети:

Ничего нет.

Воспитатель:

А я думаю, что внутри этих предмета что-то есть.

Воспитатель:

Хотите узнать, что в ней? (Да). Тогда вперед.

Опыт. На столе прозрачная емкость и  пустая  пол-литровая  банка. Вода подкрашена акварелью.

Воспитатель:

Еще раз уточните, что в банке?

Дети:

Пусто.

Воспитатель:

А что произойдет, если я возьму банку вниз горлышком и медленно отпущу ее в емкость с водой? (Ответы детей). Крепко держа баночку за дно осторожно горлышком вниз, отпустить в подкрашенную воду.

Воспитатель:

Что происходит? Вода в баночку входит, не входит?

Дети:

Не входит.

Воспитатель:

Что ей мешает? Ведь банка-то пустая? Или нет? А, может быть, здесь притаилась невидимка?

Дети: Её что-то не пускает.

Воспитатель:

Нельзя ли заставить его показаться – стать видимым? Попробуем?

Берем эту же баночку и опускаем ее вверх дном в емкость с водой. Давим на дно баночки, но какая-то сила мешает нам, выталкивает банку из воды. Прижимаем горло баночки ко дну тазика, а потом осторожно наклоняем ее.

Воспитатель:

Бульк! Бульк! Бульк! Невидимка подает голос. Большие пузырьки выскакивают из баночки, устремляются к поверхности воды и бульк - «исчезают».
Так что же в банке?

Дети:

Воздух.

Воспитатель:

Мы услышали воздух?

Вывод:

В банке воздух, который не пускал воду внутрь. А воздух вышел – вода попала в банку. Банка не пустая, в ней воздух.

Воспитатель:Еще раз скажите какой воздух?

. Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать.

Давайте поймаем воздух. Возьмите пакеты и взмахните им около себя, закрутите выход. Какой был пакет? А каким стал?

Дети:

Был тоненьким, а когда надули стал круглым.

Воспитатель:

Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?

Дети:

Есть в лёгких.

Воспитатель:

А давайте проверим! Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? Грудная клетка поднялась.
Что происходит с легкими? Они наполняются воздухом.
А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? Грудная клетка опускается.
Что происходит с нашими легкими? Из них выходит воздух.

Делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще?А как правильно нужно дышать?

Дети. В нос.

Воспитатель. Правильно, после этого он опускается в горло, дыхательную трубочку. Затем через бронхи в легкие. По пути воздух согревается. Поэтому в холодную погоду так важно дышать носом, а не ртом. Нос еще очищает воздух от пыли и микробов. Они оседают на волосиках в носу.  Чтобы не заболеть, нам надо каждый день делать дыхательную гимнастику.

1упражнение. Подыши одно ноздрей и придет к тебе покой. И. п. -стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1-правую ноздрю указательным пальцем правой руки закрыть, левой ноздрей делать тихим и продолжительным вдох.

2-как только вдох окончен. Открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки. Через правую ноздрю делать тихим, продолжительный выдох с максимальным освобождением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх. (4-5раз.)

2упражнение. Тихо-тихо мы подышим.

Сердце мы свое услышим.

1-медленно вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширятся. Прекратить вдох и сделать паузу на 4 сек.

2-плавный выдох через нос. (2 раза.)

3-упражнение «Вырасти большой». Вырасти хочу скорей

Добро делать для людей.

1-поднять руки вверх, подняться на носки (вдох)

2-опустиь руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох). Произнести звук у-х-х. (4-5раз.)

Воспитатель:

: Возьмем стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте, какая она?
    
Дети: Прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса.
    
Воспитатель: Что умеет делать вода? Вода течет, бежит, струится, журчит. Что же такое вода? Вода - это жидкость. По другому можно сказать жидкое тело.Назовите другие жидкости. 
    
Дети: Сок, кефир, молоко, кисель и т.д.
    
Воспитатель: А воздух?Делаем вывод: ВОЗДУХ - НЕ ЖИДКОЕ ТЕЛО.А теперь

Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо. И посмотрим, что произойдёт.
Ой, ребята, что это происходит с водой?

Дети:

Выходят пузырьки.

Воспитатель:

Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы). Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
А теперь давайте подуем сильно-сильно. И посмотрим что произойдёт.

Вот это да, пузырьки так быстро поднимаются. Что-то мне это напоминает, на что похоже, ребята?
Точно, это похоже на бурю.А почему пузырьки поднимаются на вверх?Какой вывод можем сделать?

Воздух легче воды.

Воспитатель:

Ребята, возьмите в руки камень, сожмите его. Какой он на ощупь?

Дети:

Камень очень твердый.

Воспитатель:

Какие твердые тела вы еще знаете?

Дети:

Дерево, железо…

Воспитатель:

А можно ли в руки взять воздух и сжать его? (Нет). Значит, можно сделать вывод, что воздух, не твердое тело. Итак, что мы с вами выяснили про воздух?

Дети:

Воздух нельзя сжать, воздух не твердое тело, воздух не течет и не льется, его не пьют, воздух не жидкость.

Воспитатель:

Воздух, ребята это - газ. Он невидимый, прозрачный, бесцветный и не имеет запаха.

На столе у воспитателя стоит банка с водой и лежат небольшие предметы (камень, пуговица, губка и пр.)

– Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет? (предметы тонут (падают на дно), при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх)

  • Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх;  потому что воздух легче воды
  •  Воспитатель:

Значит, воздух есть везде в каждом предмете, только его где-то больше, а где-то меньше.

Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит - каким воздухом. Как вы думаете, воздух, которым мы дышим в городе, отличается от воздуха в лесу?

Дети:

Да, воздух отличается. В городе воздух загрязнен, пыльный, много машин, а в лесу воздух чистый.

Воспитатель:

А почему в лесу воздух чистый?

Дети:

Потому, что деревья очищают воздух. Зеленые листья всасывают пыль и грязь из воздуха.

Воспитатель:

Можно сделать вывод, что чем больше растений вокруг нас, тем чище воздух и полезнее для человека и его здоровья, поэтому необходимо беречь окружающие и нас растения, деревья и гулять на свежем воздухе.

Физкультминутка.

«Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише

Деревцо все выше, выше

- Ребята мы уже говорили что такое ветер? какой бывает вететер?

- Для определения силы ветра существует нехитрый прибор - называется вертушка.

- И сейчас мы с вами попробуем сделать вертушку, и с помощью нее определим силу ветра   когда выйдем на прогулку,

- Посмотрите на мою вертушку.

- Какая у вас геометрическая фигура лежит на столе? (квадрат)

- Вертушку мы будем делать на основе квадрата.

1. Квадрат нужно сложить по диагонали 2 раза, прижать обозначить сгибы.

2. Затем, по сгибу ножницами разрезаем до круга.

3. Согнуть один уголок до точки в середине, но не прижимать. Затем сгибаем остальные уголки, через один и так все по порядку.

4. Берем кнопку и прокалываем уголки по порядку и прикалываем к палочке.

  • Ну вот, и получилась вертушка

Игра с «воздухом»

Педагог показывает детям мяч.

Ребята, как вы думаете, что внутри у мяча.

Дети:

У мяча внутри воздух. Правильно, и сейчас мы с воздухом поиграем. Я поочередно буду кидать мяч, а вы ловить мяч и называть свойства воздуха с помощью моих вопросов.

Вопросы:

  1. Что такое воздух?
    2. Воздух какой?
  2. Воздух-жидкое тело?
  3. Что легче вода или воздух?
    3. Где есть воздух?
    5. Где самый чистый воздух?
    6. Что загрязняет воздух?
    7. Можно ли жить без воздуха?
    8. Что очищает воздух?

Воспитатель:

Мы сегодня познакомились со свойствами воздуха и  его роли  в жизни человека. На этом наше занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия: "Свойства воздуха"

Конспект занятия для старшей группы по иследовательской деятельности на тему: "Свойства воздуха"...

Открытое занятие «СВОЙСТВА ВОЗДУХА» в старшей группе

Открытое занятие «СВОЙСТВА ВОЗДУХА» в старшей группе...

Конспект открытого занятия по детскому экспериментированию в подготовительной к школе группе №13. Тема занятия "Свойства воздуха"

Тема занятия: "Свойства воздуха".Конспект открытого занятия по детскому экспериментированию в подготовительной  к школе группе №13. Родители принимают участие в проведении опытов....

Конспект открытого занятия "Свойства воздуха"

Цель: Формирование исследовательских навыков воспитанников младшего дошкольного возрастаЗадачи:·         Познакомить со свойствами воздуха (нев...

Конспект открытого занятия_ _ Свойства воздуха_ 2021 г.

Конспект открытого занятия_ _ Свойства воздуха_ 2021 г....