Конспект открытого занятия "Свойства воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Юлия Александровна Воронина

Очень интересное занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

17.05 2023

Организационная информация

Примечания

1.

Ф.И.О. педагога

Воронина Юлия Александровна

2.

Направление развития детей

Познавательно – исследовательская деятельность

3.

Доминирующая образовательная область

Познавательное   развитие

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Знакомство со свойствами воздуха»

2.

Методы и приемы реализации

 Наблюдение, загадывание загадки, мотивация с созданием проблемной ситуации, беседа, продуктивный диалог, постановка вопроса, элементы сюжетно – ролевой игры «Полёт на воздушном шаре», физкультминутка, дыхательная гимнастика, элементарное экспериментирование, анализ, синтез, продуктивная деятельность (рисование воздухом), сюрпризный момент, утренний круг приветствия.

3.

Интеграция образовательных областей

Речевое развитие,  социально-коммуникативное развитие, физическое развитие,  художественно-эстетическое развитие

4.

Вид деятельности детей

 Экспериментирование

5.

Возрастная группа

Вторая младшая группа

6.

Цель

Познакомить со свойствами воздуха через элементарное экспериментирование.

6.1

Задачи

Обучающие:

продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы;

• учить детей самостоятельно проводить опыты и эксперименты, способствовать накоплению у детей представлений о свойствах воздуха - прозрачный, легкий; подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас;

• расширять представления о взаимосвязи и происходящих явлениях в опыте.

Развивающие:

• развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;

• развивать логической мышление, память, внимание, наблюдательность, умение высказывать свои предположения, мнения, делать выводы;

• развивать речь детей, активизировать их словарь прилагательнымивоздух прозрачный, бесцветный;

• формировать представления о ветре и его свойстве.

Воспитательные:

• воспитывать интерес к экспериментальной и опытнической деятельности;

• воспитывать умение взаимодействовать в коллективе.

7.

Планируемые результаты

Дети самостоятельно называют свойства воздуха

проявляет чуткость к художественному слову при чтении загадки, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач, делает элементарные причинно-следственные выводы.

8.

Организация среды для проведения ОД

 Трубочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, мыльные пузыри по количеству детей,  листы бумаги по количеству детей, веер на каждого ребенка, макет воздушного шара, бинокли, одежда для лаборатории,  игрушки (машинка и кораблик), плоские геометрические фигуры на каждого ребенка, плоские бумажные воздушные шары (радостный и печальный смайлик) по количеству детей, ватман с правилами поведения в лаборатории, мольберт для размещения признаков воздуха, гуашь синего цвета.

9.

Подготовка к ОД

Наблюдения за температурой воздуха на прогулке, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.

Конспект образовательной деятельности

І

Вводная часть

1.1

Введение в тему

Вводная часть

                Утренний круг приветствия.

                Здравствуй, солнце золотое! (Ручки вверх).

                Здравствуй, небо голубое! (Ручки в стороны).

        Здравствуй ты и здравствуй - я! (Показывают сначала на друга, потом на себя).

        Вместе мы одна семья! (Взялись за руки).

Речевое развитие

1.2

Мотивация деятельности детей

Стук в дверь.

Воспитатель открывает дверь, а там почтальон принёс посылку, а в ней воздушный шарик – грустный, рядом с ним письмо.

Содержание письма.

Здравствуйте, дорогие ребята, меня зовут Летун. У меня случилась неприятность.

Когда я летал по улице, то становился всё меньше и меньше, а что у меня внутри я не знаю?

- Помогите стать мне снова большим.

- Как вы думаете, ребята, почему шарик грустный?

- Поможем шарику стать веселым и жизнерадостным?

Сюрпризный момент

1.3

Целеполагание

- Итак, чем мы будем заниматься сегодня?

- Кому будем помогать?

- Кто герой нашего занятия, вы узнаете, отгадав загадку.

Загадка

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

- Что это?

- Правильно, на сегодняшнем занятии мы будем знакомиться со свойствами воздуха.

- Знакомиться мы будем в специальной лаборатории, куда сейчас и отправимся.

Художественно – эстетическое развитие.

ІІ

Основная часть

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

-Так, как главной темой нашего занятия является воздух, то и полетим мы на воздушном транспорте (воздушном шаре).

- Воспитатель раздаёт билеты (геометрические фигуры).

- Занимаем места, согласно билетов, которые у вас в руках.

Дидактическая игра «Найди пару геометрической фигуре.»

Звучит музыка «Полёт на воздушном шаре».

Прилетаем к лаборатории.

- Вот перед нами лаборатория по изучению воздуха.

«Повторяем правила поведения в лаборатории.»

А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил и работать в специальной одежде.

Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения.

Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило№4. Помни — опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Дети одевают специальную одежду и проходят в лабораторию.

Познавательное развитие

2.2

Добывание новых знаний

Воспитательвоздух есть в каждом человеке, потому что мы им дышим, воздух есть вокруг нас. Он есть везде и я вам это докажу? Для этого мы с вами проведем опыты.

Проходим к первому столу.

Опыт. №1

Воспитатель: ребята, давайте попробуем поймать воздух :

а) ладошками (не получилось);

б) целлофановыми пакетами.

Воспитатель: На столе лежат целлофановые пакеты, попробуем ими поймать воздух. Смотрите как это делаю я и повторяйте за мной. Берем пакет двумя руками и пакетиком хватаем воздух. Закрутите пакеты, заперев воздух. Горлышко пакета нужно сжать так чтобы воздух не вышел. Что произошло с пакетом?

Дети: Он надулся.

Воспитатель: Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается (он полный, наполнен воздухом)

Дети: Внутри находится воздух.

Воспитатель: Что наполняется воздухом? Что мы надуваем?

Дети: Спасательный круг, нарукавники, матрац, шина для велосипеда.

Воспитатель: теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку?

Дети: Да.

Вывод: Значит, воздух какой? – Прозрачный.

Вывод:  итак, воздух не имеет цвета, находится везде вокруг нас.

Картинку с изображением данного признака размещаем на мольберте.

Посмотрите на нашего гостя Летуна, кажется, он немного повеселел и подрос.

- Проходим дальше.

Опыт №2

«Игра с веером и мыльными пузырями.»

Воспитатель: Посмотрите, что у меня есть. Это что?

Дети: Веер.

Для чего он нужен? А сейчас давайте возьмем веер и помашем друг на друга. Что вы чувствуете?

В.: Ребята, воздух есть и внутри нас.

- Возьмите каждый мыльные пузыри и надуйте.

- Что внутри этих пузырей?

- Откуда в них воздух.

- Из нас, мы свой воздух подарили мыльным пузырям.

Вывод: Итак, воздух есть вокруг нас и внутри нас.

Картинку с изображением данного признака размещаем на мольберте.

- Посмотрите на нашего гостя Летуна, кажется, он стал ещё больше.

Физминутка.

«Ветер веет над полями»

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

- Проходим к следующему шарику.

Опыт №3

В. Ребята, воздух может быть холодным и горячим. Зимой на улице воздух какой? А летом?

В. Давайте широко откроем рот и подышим на ладошку. Какой воздух полетел на ладошку?

Д. Отвечают: Горячий, теплый.

В.: А теперь сделайте губы трубочкой и подуйте на ладошку. Какой воздух полетел на ладошку?

Д.: Холодный воздух полетел на ладошку.

Вывод: воздух бывает холодный и горячий.

Картинку с изображением данного признака размещаем на мольберте.

- Посмотрите на наш шарик, кажется, он стал ещё веселее.

- Проходим дальше.

Опыт №4.  «Воздух обладает силой»

С помощью воздушного шарика можно сдвинуть с места машинку, кораблик.

- Проводится опыт с машинкой и корабликом.

Вывод: воздух имеет силу.

Картинку с изображением данного признака размещаем на мольберте.

- Посмотрите на нашего Летуна, он стал совсем большим.

- Проходим дальше.

Познавательное развитие

Физическое развитие

Социально – коммуникативное развитие

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению новых знаний

Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
Опыт№6 «Рисование воздухом»

А мы давайте порисуем с помощью воздуха. Перед вами тарелочки с красками, обмакните кисть в краску, капните капельку краски на листок. Теперь возьмите трубочку и подуйте на капельку краски. Получается?

Вывод: с помощью воздуха можно рисовать.

Картинку с изображением данного признака размещаем на мольберте.

- Посмотрите на нашего Героя, он стал совсем большим и веселым.

Здоровьесберегающая технология

Физическое развитие

ІІІ

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Рефлексия.

- Ребята, давайте подойдём к нашему мольберту и вспомним с какими свойствами воздуха мы познакомились?

- Перечисляем все изученные свойства.

- Вам понравилось занятие?

- Мне тоже очень понравилось с вами заниматься.

- Посмотрите на нашего «гостя», он стал весёлым и радостным.

- А нам пора возвращаться в детский сад.

Садимся в воздушный шар и улетаем.

- Вот мы и в детском саду, подойдите к столу – перед вами шарики двух цветов: синий и красный. Если вам занятие понравилось, все было понятно, то поднимите  шарики с радостным смайликом, а если у вас остались вопросы, были трудности, то шарик с грустным смайликом.

Социально – коммуникативное развитие.

Дальнейшая разработка темы в режимных моментах

- Как вы думаете воздух имеет запах?

- А это тема уже следующего занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Воздух вокруг нас"- компенсирующая группа

Организация непрерывной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи.Тема: «Воздух вокруг нас»Автор конспекта НОД Рязанова В.В. воспитатель выс...

«Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля - воздух» (эксперименты с воздухом)».

Тема: «Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля - воздух» (эксперименты с воздухом)»....

Конспект открытого занятия "Воздух-невидимка".

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению  с окружающим миром "Воздух -невидимка"....

Конспект открытого занятия "Воздух-добрый друг"

план-конспект занятия в средней группе...

Конспект открытого занятия «Воздух волшебник»

Цель занятия: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.Задачи:Образовательные:• учить детей устанавливать причинно-следственные связи;• подвести к пониманию того, что воздух...

Конспект открытой НОД «Воздух и ученые ребята» для воспитанников средней группы

Цель: закрепление понятия «воздух», изучение его свойств методом экспериментирования. ЗадачиОбразовательныеПродолжать знакомить детей с экспериментальной деятельностью.Уточнить и...