Конспект занятия по окружающему миру Тема: «Прошла зима холодная»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Орлова Ольга Петровна

Цель: Уточнить представления детей о зиме, как о сезоне

Задачи:

    1. Обобщить представления детей о зиме, как о наиболее неблагоприятном периоде для жизни растений, животных в природе (холод, мороз, земля покрыта снегом, вода затянулась льдом; очень мало света, так как день короткий).

    2. Выявить умение детей устанавливать связи и закономерности в природе; растения и животные по-разному приспособлены к жизни в зимнее время: деревья и кустарники зимой стоят без листьев, не растут; лесные животные зимуют каждый по-своему: медведь-спит, заяц и лось кормятся ветками, белка делает – запасы.

     3. Развивать связную речь, умение говорить правильно, используя сравнения, эпитеты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_proshla_zima_holodnaya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С «АЛЕНУШКА» С. ПОВАЛИХА

Конспект занятия по окружающему миру

Тема: «Прошла зима холодная»

Воспитатель: Орлова О. П.

с. Повалиха 2023

Цель: Уточнить представления детей о зиме, как о сезоне

Задачи:

    1. Обобщить представления детей о зиме, как о наиболее неблагоприятном периоде для жизни растений, животных в природе (холод, мороз, земля покрыта снегом, вода затянулась льдом; очень мало света, так как день короткий).

    2. Выявить умение детей устанавливать связи и закономерности в природе; растения и животные по-разному приспособлены к жизни в зимнее время: деревья и кустарники зимой стоят без листьев, не растут; лесные животные зимуют каждый по-своему: медведь-спит, заяц и лось кормятся ветками, белка делает – запасы.

     3. Развивать связную речь, умение говорить правильно, используя сравнения, эпитеты.

Оборудование: Календарь погоды  за 3 зимних месяца; иллюстрации, репродукции картин «Русская зима» К.Ф.Юона, «Первый снег» А.А.Пластова, Иллюстрации картин «Медвежья берлога», «Ель». Фонограммы классической музыки Чайковского «Времена года». Фишки – снежинки.

Вводная беседа.

ХОД    ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель или ребенок читает стихотворение И.Сурикова «Зима»

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

 Поле забелело,

 Точно пеленою все его одело.

 Темный лес, что шапкой

  Принакрылся чудной

  И заснул под нею

   Тихо, непробудно.

 Ребята, мы сегодня на занятии будем играть,' отвечать на вопросы, за правильный ответ вы получите фишки- снежинки. В конце занятия посчитаем у кого их больше, тот и у нас самый умный и сообразительный.

 - О каком времени года говорит поэт в этом стихотворении?

 - Зима владычица 3-х месяцев, Назовите их?

 - Какие же изменения произошли в природе зимой?

  - Какая была погода? (рассмотрите календарь природы и погоды за декабрь, январь, февраль);

  - отметить самый теплый день, самый холодный?

- Сколько было тёплых дней, холодных?

- Каких птиц мы встречаем чаще всего на кормушке и участке д/с?(см.календарь)

 - Почему же птицы ютятся у человеческого жилья? (они в основном всеядны, кроме снегирей, свиристелей синичек (любят семена разл. растений).

- Как изменилось поведение птиц зимой?

- Почему снегири и свиристели прилетают к нам и как их называют? (кочующие)

- Расскажите, как вы заботились о птицах? (рассказы детей)

Птицы будут очень благодарны тем детям, которые о них заботились и самые красивые и весёлые, песенки они споют весной!

- Ребята, посмотрите на эти картины.

- Какие животные здесь нарисованы?

Д/и «Домашние и дикие животные»

- Мы разделили их на диких и домашних, а теперь каждый из вас возьмёт карточку из игры (карточки перевернуты) и расскажите о том:

Как зимовало это животное? Остальные дети слушают и потом добавляют, то о чём не сказали. Постараться выслушать всех детей; сделать вывод: Зима - суровое время года для птиц и животных;

- А как человек может ещё помочь выжить? (лесники подкармливают);

- Кто из ребят знает или вспомнит, у кого из животных зимой появляется потомство? (медведица-февраль).

- А какая из птиц высиживает зимой птенцов? (зимородок)

- Почему человек должен заботиться о братьях наших меньших? (ответы детей)

 - Ребята, а почему же так холодно зимой? (солнце светит, но не греет; оно невысоко - посмотреть на календарь солнцестояние).

- Зимой, что длиннее дни или ночи? (дни короткие, ночи длинные).

 - Каким же бывает снег зимой и почему? (всё зависит от погоды- тепло -хлопья; холодно - иголки, или крупинки; оттепель-снег с дождём очень мокрый).

 - Какие явления наблюдаются зимой? Особенно в январе и феврале? (метели, позёмки, вьюги воют, снегопады, иней; когда оттепель).

- Почему хрустит снег под ногами?

П/и «Ветер и снежинки».

На столе лежат картинки разных рыб.

   

- Ребята, каких рыб вы знаете? (карась, щука, сом, пескарь, ерш).

 - Что же происходит с ними зимой? (опускаются на дно, малоактивны).

 - Все ли водоемы замерзают? Почему?

   - Что же происходит с растениями и деревьями зимой? (ответы детей: под снегом зимуют корни, семена трав, укрыты снежным одеялом, деревья сбрасывают листья, они спят до весны).

 - Какие деревья не сбрасывают листья? (загадки о елке)

- Каким еще словом называют эти деревья? (хвойными, т.к. вместо листьев колючки-хвоинки).

Ребята о ком мы с вами еще не поговорили? Их называют самыми древними и их очень много на нашей планете. Хорошо, они маленькие, некоторые незаметны, а другие похожи на цветы; они ползают, прыгают, летают? Догадались? Это насекомые.

- Что же с ними происходит зимой?

- Почему? (пропадает корм - цветы, растения, холодно).

- Ребята вы многое вспомнили и рассказали о Зимушке - зиме.

Действительно, куда ни посмотришь зимой, все кругом бело. Неужели вся жизнь зимой остановилась? Как вы думаете? Вспомните сказку «Мороз Иванович?» - что прячет он под снежным одеялом? (корни и семена).

- А если посмотреть на ветки деревьев? - (почки спят до тепла).

- Долго длится зима, в наших краях даже больше 3-х месяцев еще и в марте, апреле снег будет лежать. Мудрый народ придумал и дал определение каждому месяцу:

 ДЕКАБРЬ - студенец.

 ЯНВАРЬ - году начало, зиме середина.

 ЯНВАРЬ - крыша зимы.

ФЕВРАЛЬ - ветродуй, вьюговей, бокогрей.

ФЕВРАЛЬ - месяц лютый, спрашивает: как обуты?

Зима бывает тихая и нежная; игривая и шаловливая, а порой злая и ворчливая (метели вьют, вьюги , поземки , бураны)

- И все - таки вам зима нравится?

- Почему?

- Чем она нравится?

 - Хорошо, давайте придумаем красивые слова о зиме.

ЗИМА – волшебница

 ЗИМА – красавица

 ЗИМА - кудесница

- Ребята, а чем вас удивила зима в этом году?

 - Что было необычного, что больше всего вам запомнилось?

Подводим итог – у кого больше фишек.

Давайте послушаем еще раз замечательную музыку Чайковского «Зимнее утро», «Зима».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию на тему: "прошла зима холодная"

Уточнить и обобщить представления детей о зиме, как о сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений, животных в природе (холод, мороз, земля покрыта снегом, вода затянулась льдом; очень мало све...

Конспект занятия по окружающему миру "Птички зимой"

Цель: Дать представление о птицах и кормушке, учить наблюдать за птицами, воспитывать любовь к живым существам и желание помогать им (кормить). Развитие и обогощение словарного запаса....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Прошла зима холодная»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Тема: «Прошла зима холодная» Цель: обобщение представлений детей о зиме, как времени года, о жизни и приспособлении растений, животных, птиц к ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе. «Прошла зима холодная»

Данный материал рекомендован воспитателям и родителям детей 5 - 6 лет....

Конспект занятия по окружающему миру. Тема: «Зимой в лесу».

Конспект занятия по окружающему миру.Тема: «Зимой в лесу».Цели: Уточнить и расширить представления детей об образе жизни лесных зверей зимой. Обобщить знания детей о типичных повадках звер...

Конспект занятия по окружающему миру Зимушка Зима в младшей группе

Цель: рассширить знание детей о времени года Зима.Закрепить понятие,что зимние развлечения характерны  только для зимы.Воспитывать любовь к природе.Продолжать  учить детей отвечать на вопрос...