проект в старшей группе
проект по окружающему миру

Елена Николаевна Макушкина

Проект в старшей группе "Пришла весна - земля проснулась"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mart_proekt.docx33.97 КБ

Предварительный просмотр:

Проект - в старшей группе

«Пришла весна – земля проснулась»

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/04/08/s_606ed4d3448da/1670999_1.png https://fsd.multiurok.ru/html/2021/04/08/s_606ed4d3448da/1670999_1.png

Тип проекта: познавательно-исследовательский, групповой

Вид проекта: краткосрочный

Участники проекта: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель

Проблема:

У детей недостаточно сформированы знания о весенних изменениях в живой и неживой природе. Дети владеют небольшими знаниями о весенних изменениях в природе, о перелетных птицах, об их жизни в весенний период. Дети не умеют устанавливать простейшие связи между наступающим временем года и поведением животных, птиц, состоянием растительности. Снижен уровень речевого развития, активный, пассивный словарь мал, грамматический строй речи нарушен. Отсутствует связанность речи при построении развернутого высказывания. Причиной является недостаточность знаний у детей. Некоторые дети затрудняются называть, какие изменения происходят в природе весной. Хотелось обогатить знания детей об изменениях происходящих весной в природе. В связи с этим была определена наша тема.

Актуальность:

Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить и укрепить знания детей о сезонных изменениях в природе в весенний период, и применения приобретённых знаний с творческим подходом в практической изобразительной деятельности, развивать при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности детей. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.

Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. Приобретенные в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. Знакомство с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями формирует у детей такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействуют человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга. Сезонные изменения в природе отражаются и на развитии интеллектуальных способностей. Живя в гармонии с природой, дети быстрее развиваются, формируется эмоциональная сфера, растут когнитивные способности.

Цель:

Расширение представлений детей о весне как времени года, развитие умения самостоятельно находить признаки весны, воспитание радостного, заботливого отношение детей к пробуждающейся природе, помочь детям увидеть всю красоту весенней природы, создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей, познавательно-исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в весенний период времени.

Задачи:

- Расширить и углубить знания детей о жизни птиц и животных, сезонных изменениях в природе в весенний период.

- Отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, игровой, познавательной).

- Способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.

- Воспитывать у детей умение любоваться весенней природой, чувствовать её красоту, способствовать воспитанию бережного отношения к ней.

- Приобщать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

- Развивать интерес к художественной и познавательной литературе.

Предполагаемый результат:

- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.

- Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в весенний период.

- Осуществление в группе воспитательно-образовательного процесса по обозначенной теме.

- Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на весеннюю тему.

- Развитие продуктивной деятельности детей.

- Плодотворный результат по художественному творчеству детей в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги, лепка).

- Развитие детского творчества.

- Чтение наизусть стихотворений о весне.

- Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

1 ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

- Подбор методической литературы и иллюстративного материала по данной теме; разработка сценариев образовательной деятельности, экскурсий; подбор детской художественной литературы; подбор настольно-печатных и дидактических игр.

- Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения о весенней природе).

- Подбор дидактических пособий, репродукций на весеннюю тему.

- Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин).

2 ЭТАП ОСНОВНОЙ

Форма работы

Задачи

Беседы о весне

«Весна», «Признаки весны», «Птицы весной», «Весна в гости к нам пришла», «Весна в лесу», «Насекомые весной», «Перелетные птицы», «Как птицы и звери весну встречают», «Труд людей весной», «Первоцветы».

Способствовать закреплению знаний детей о сезонных изменениях в природе, их последовательности, уточнить приметы весны. Познакомить с народными названиями весенних месяцев.

Способствовать расширению словарного запаса, кругозора детей, наблюдательности, любознательности, обогащению знаний детей и накоплению лексического материала.

Воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность, прививать любовь к природе.

Беседы по безопасности весной

«Какие опасности таятся на улице весной?» (скользкая дорога, падающие сосульки, дождь, ветер, лужи и т. п., «Как обезопасить себя от весенних опасностей? ».

«Правила поведения в лесу, в парке, сквере» (нельзя мусорить, ломать деревья, разжигать костры и.т.д.)

«А деревцу больно?»

Формировать представление о безопасном поведении детей весной, укреплять здоровье детей, формировать предпосылки ЗОЖ.

Развивающая образовательная ситуация

«К нам пришла весна»

«Весна»

Закрепление представления детей о весне и признаках наступления весны.

Эвристическая беседа

«Особенности произрастания растений»

Формировать умение вести поиск ответов на вопросы, упражнение в умении высказывать предположения, доказывать их, закрепление представления об особенностях произрастания растений. 

Эвристическая беседа

«Наши друзья – птицы»

Побуждать детей к размышлению, решению познавательных задач, к самостоятельности в формировании выводов, доказательству своих суждений.

Составление рассказов по мнемотаблице

Способствовать развитию связной речи детей при составлении рассказов про весну с опорой на мнемотаблицу.

НОД по речевому развитию «Весна в лесу»

Закреплять знания о сезонных изменениях весной; продолжать развивать умение анализировать; продолжать формировать интерес к эстетической стороне окружающего мира в художественном творчестве.

НОД по речевому развитию «Весна»

Способствовать закреплению характерных признаков весны, обогащению и

активизации словаря по теме «Весна»; упражнению детей в умении устанавливать простейшие

причинно-следственные связи, закреплению умения составлять рассказ по

мнемотаблице, совершенствованию грамматического строя речи; способствовать воспитанию у детей отзывчивости, любви к родной природе и бережного отношения к ней.

НОД по экологическому развитию «Пришла весна, прилетели птицы»

Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

НОД по обучению грамоте «Ранняя весна»

Способствовать развитию умения составлять схему предложения из трех слов, составлять звуковой анализ слова, активизировать словарь прилагательных, составлять предложение с союзом «а», закреплять умение определять количество слов в предложении, делить слова на слоги.

Рассматривание сюжетных картин: И.И. Левитан «Ранняя весна», А.К. Саврасов «Весна», С. Герасимов «Лед прошел», А. Саврасов «Грачи прилетели», И.И. Левитан «Весна. Большая вода», Б. М. Кустодиев «Весна»

Рассматривание альбома «Весна»

Работа с лэпбуком «Весна»

Вызвать эмоциональное отношение к природе. Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать красоту весенней природы, пробуждать у детей добрые и светлые чувства.

Воспитывать эстетическое восприятие при встрече с произведениями художников.

Составление повествовательных рассказов о времени года весна, используя при этом стихи.

Способствовать развитию связной речи детей

Фантазии, рассказы, сказки и мини-эссе на темы:

«Солнце просыпается и … », «Пришла весна», «Прилет птиц», «Что произойдет, если не наступит весна», «Как ты поступишь, если увидишь, как разрушают гнёзда птиц». Речевые игры:

«Подбери слово» (к прилагательному существительные: весенний – ветер, дождь, шум, звон, месяц, сезон и т. п.,

«Где спрятался звук? » (место звука в слове – начало, середина, конец. Например, звук «С»: ве-с-на, с-нег, с-олнце, с-кворец, ле-с) ;

«Чей хвост? » (образование однокоренных слов: у медведя – медвежий, у лисы – лисий т. д.)

«Один и много» (Ручей – ручьи, дождь – дожди,  т. д.) речевые логические задачи:

«Можно ли взять лягушку домой», «Нужно ли ловить бабочек? » «Можно ли срывать цветы, занесенные в Красную книгу» Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему «Весна идет». Примерные вопросы: Почему весной все хорошо растет? С чем можно сравнить весну? Какими словами можно сказать о весне?

Развивать связную речь, зрительное восприятие, воображение, развивать мыслительные процессы (внимание, зрительно – слуховую память); воспитывать умение работать в команде, доброту, коммуникативность; обогатить словарь детей новыми словами, способствовать развитию грамматического строя, учить строить диалог с воспитателем и детьми.

Исследовательская деятельность

«В мире интересных открытий» (опыты с водой, снегом, ветром и т.д. в группе и на улице) «Очистка воды» «Тонет-не тонет» «Вода-твердый лед» «Почему плачет сосулька» «Как услышать воздух».

Таяние снега, распускание веточек

Опыты: «Отгадай, что за семена цветка»

Эксперименты: «Что произошло с луком?»

Наблюдения за срезанными ветками различных деревьев, что происходит через несколько дней с ветками? Одновременно ли на всех ветках появляются листики? Почему? Одновременно ли оживает природа.

Формировать исследовательский интерес в ходе простейших опытов в природе.

НОД по рисованию «Ранняя весна»

Закреплять умение детей изображать картины природы, передавая ее характерные особенности, способствовать развитию умения располагать изображение по всему листу, совершенствовать цветовосприятие, умение работать с красками, развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое мышление, воображение, воспитывать интерес к творчеству.

НОД по рисованию «Весенние цветы»


Используя экологическую сказку, вызвать у детей интерес к взаимосвязи явлений в природе (появление первоцветов с приходом весны).  Побуждать детей изображать картину ранней весны, используя нетрадиционные техники рисования.

Аппликация «Березоньки»

Способствовать развитию умения детей рваной техники аппликации, закрепить навыки аппликационных навыков, развитию воображения и творческих способностей дошкольников.

Аппликация «Красивые цветы в вазе»

Способствовать закреплению умения вырезать предметы круглой и овальной формы разного размера, цвета и составлять красивую композицию.

Лепка «Птички»

Способствовать развитию умения лепить по представлению, передавать характерные особенности птиц. Развивать художественный вкус.

Лепка «Божья коровка»

Способствовать закреплению умения передавать характерные признаки предметов в лепке.

Конструирование из бумаги «Скворечник»

Закреплять умение делать цилиндр и конус из бумаги, соединять детали скворечника, передавать его характерные признаки.

Конструирование из бумаги «Гусенички»

Закреплять умение складывать бумагу в форме цилиндра, соединять их друг с другом, передавать характерные признаки гусеницы.

Чтение художественной литературы.

Рассказы: В.В. Волина «Голубые потоки весны», В. Бианки «Прилет, пролет, отлет», Е. Чарушин «Лисята», Г. Скребицкий «Четыре художника», «Весна»,Г.Снегирев  «Ласточка», В.Бианки «Лесные домишки», Г. Снегирев «Первое солнышко», Ф. Тютчев «Весенние воды», «Зима недаром злится», А. Прокофьев «Грачи».


Стихи: Е. Авдиенко «Воробей», С. Дрожжин «Зима сменяется весною», А. Фет «Весна», Е. Баратынский «Весна! Весна! Как высоко…», Н. Железкова «На лесной проталинке», И. Пивоварова «Картина ясна – весна пришла», А. Плещеев «Уж тает снег, бегут ручьи…», С. Маршак «Апрель», Е. Серова «Подснежник»,

А. Плещеев «Ух тает снег бегут ручьи», А. Пушкин «Улыбкой ясною природа…», Б. Заходер «Долго шла весна тайком», Я. Аким «Села на лавочку первая бабочка».

Потешки: «Весна, весна красна», «Идет матушка весна».

Пословицы, поговорки, загадки о весне

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Знакомить с различными жанрами художественной литературы,  развивать эмоциональную отзывчивость, приобщать к художественному слову, обучать внимательному, вдумчивому слушанию и выразительному чтению наизусть, воспитывать любовь и бережное отношение к книге.

Дидактические игры

«Наряды матушки земли», «Зимние запасы», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Что растёт на грядке?», «Найди и промолчи», «Бывает – не бывает», «Кто как кричит»,  «Летает – не летает»,  «Узнай цветок по описанию»,  «У кого какой домик», «Чьи припасы», «Что в лесу растет», «Кто в лесу живет».

Закрепление знаний о временах года. Развитие зрительной памяти, внимания, речи, учить определять время года по его характерным признакам, воспитание бережного отношения к природе, способствовать развитию умения наблюдать и видеть взаимосвязь явлений в природе, находить, соответствующие данному времени года предметы и оживлять композицию различными фигурками, уточнить знания детей о деревьях и семенах.

Дидактическая игра «Гнездовья птиц»

Познакомить с разнообразием видов гнездовий птиц»

Дидактическая игра «Домик для листочков»

Закрепление знаний детей о строении деревьев и кустарников.

Дидактическая игра «Посади грядку»

Способствовать развитию умения воспроизводить с помощью символов, значков порядок трудового процесса при посадке.

Подвижные игры

«Караси и щуки», «Волк во рву», «Найди себе пару» «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Перебрось предмет», «Скворечники»,

«Горелки», «Летает – не летает», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «Ранняя весна», «Весенний лес», «Подснежники», «Ветка с первыми листочками», «Цветут сады».

Способствовать развитию умения детей выполнять движения по сигналу, бегать, не наталкиваясь друг на друга, развитию быстроты реакции, упражнять детей в прыжках в длину с места и с разбега.

Сюжетно-ролевые игры

 «Магазин семян», «Путешествие в парк», «На лесную поляну», «Весенний бал», «Семья на прогулке в лесу», «Магазин цветов».

Театрализованная игра «Веселый хоровод» (по стихотворению С. Городецкого «Весенняя песенка»

Расширять, обобщать и систематизировать знания детей об окружающем мире, расширять кругозор, приобщать к миру прекрасного, вовлекать в беседу, поощрять желание поделиться впечатлениями со сверстниками, обмениваться опытом, поощрять эмоциональную отзывчивость, способность замечать, ценить и беречь прекрасное.

Сюжетно - ролевая игра «Дача»

Способствовать развитию умения отражать в игре роли взрослых, включать реальные трудовые процессы. Рассматривание инструментов при помощи, которых люди делают на огороде грядки, сажают рассаду.

Игра-имитация «Звери и птицы встречают весну»

Способствовать развитию умения имитировать различные движения, развитию творческого воображения.

Организация физкультминуток

«Встало утром солнышко» «Птицы» «На лугу растут цветы» «Звери на зарядке» «Весенний ветер».

Проведение подвижных народных игр

«Мы веселые ребята…» «Ручеек» «Птицелов» «Охотники и птицы» «Перелетные птицы» «Солнышко и дождик» «Горелки».

Игры-эстафеты с мячом

«Когда это бывает»

Игры-эстафеты с бегом

«Собираем скворечник»

Содействовать полноценному физическому развитию детей, обогащать двигательный опыт детей, поддерживать потребность в самостоятельной двигательной активности.

Экскурсия в весенний парк

Познакомить детей с парком весной объяснить, что в природе все взаимосвязано, способствовать закреплению знаний детей названий деревьев, формированию интереса к изменениям в природе.

Экскурсия по участку детского сада.

Развитие познавательного интереса ребенка к миру природы, привитие чувства ответственности за ее сохранность, расширять представление детей о деревьях, произрастающих в нашей местности, разъяснять их значимость для жизни на земле, способствовать формированию бережного отношения к окружающей среде.

Наблюдение за весенними изменениями в природе во время прогулок

Развитие способности к анализу характерных изменений в живой и неживой природе в весенний период, воспитание эмоционально-бережного, ответственного отношения к природе, желание любоваться ею.

Наблюдения за прохожими

Расширять представления детей о зависимости одежды людей от погодных условий.

Наблюдения за небом

Способствовать развитию умения детей замечать изменения на небе, происходящих весной.

Наблюдения за деревьями

Уточнить понятия «дерево», «куст». закрепить понятия «лиственные», «хвойные».

Наблюдения за дождем

Предложить детям сравнить весенний и осенний дождь, отметить различия: осенью дожди долгие, холодные, лужи долго не высыхают.

Наблюдения за насекомыми

Расширять представления детей о многообразии насекомых, учить выделять и называть характерные особенности строения тела насекомых, обратить внимание на то, что в солнечную погоду можно увидеть множество насекомых.

Наблюдения за птицами

Уточнить представления о строении птиц, познакомить детей с изменениями в жизни птиц с наступлением весны, рассказать о перелетных птицах.

Наблюдения за облаками

Обратить внимание детей на то, что в пасмурные дни небо покрыто серыми облаками (тучами) – тяжелыми, низкими, а в солнечные дни – облака светлые, пушистые, как вата, отметить, как и почему движутся облака в ветреную погоду.

Наблюдения за

работой дворника

Продолжать знакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех; познакомить с орудиями труда, различными трудовыми операциями; воспитывать уважение к людям труда, желание помогать.

Наблюдение за солнцем

Обратить внимание детей на то, что весной солнце светит сильнее, греет.

Музыкальная деятельность

Пение: «Емелюшка – чернозем», «Здравствуй милая Весна», «Весенняя капель», «Ласточка».

Слушание: «Осень» А. Вивальди из цикла «Времена года», музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года» Романс М. Глинки «Жаворонок»

Хороводная игра «Солнышка лучи», «Жаворонок», «Веснянка»

Обеспечить знакомство детей с песнями про осень, музыкой великих композиторов про осень, времена года, способствовать развитию танцевальных и певческих способностей.

Просмотр познавательного фильма «Давай поговорим о весне», «Жизнь весной», «Как звери весну встречают».

Закрепление признаков весны

Трудовая деятельность: уборка на участке сухих листьев, веточек.

Приобщение к выполнению элементарных трудовых поручений

Взаимодействие с семьёй

- Папка-передвижка «Весна-красна».

- Консультация «Как провести с ребёнком весенний день», «Прогулки в природу», «Как одевать ребенка весной», «Весенние забавы».

- Создание альбома «Мы и весна»

- Памятки для родителей «Опасности, которые подстерегают нас». «Осторожно! Пожар в лесу» (правила нашей безопасности на природе)

3 ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Викторина «Весна – красна»

Выставка рисунков «Весна глазами детей»

Создание презентации по теме проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (Современная образовательная технология: проект) Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Город, в котором я живу»

Цель проекта - развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма; формирование интереса к коллективной, игровой, п...

Проект в старшей группе «Моя родословная» Срок проекта: с 01.10.2019г-31.10.2019г.Участники проекта: дети 25, родители 10, 2 воспитателя.

Проект в старшей группе «Моя родословная» Срок проекта: с 01.10.2019г-31.10.2019г.Участники проекта: дети 25, родители 10, 2 воспитателя....

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Культура питания» ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Паровозик» «Культура питания»

Актуальность проекта обусловлена возросшим интересом к возрождению культуры поведения за столом, обучению правилам хорошего тона детей старшего дошкольного возраста.Проблема: В ходе наб...

Проект в старшей группе "Блинная неделя" в старшей группе

Масленица - веселый старинный праздник проводов зимы и встречи весны, который с удовольствием отмечают как дети, так и взрослые....