НОД по познавательному развитию "Весна"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Валентина Леонидовна Мазунина

Представлен конспект НОД на тему "Весна" в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_na_temu_vesna.docx15.78 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по познавательному развитию на тему «Весна» в старшей группе.

Цель: расширение знаний детей о весенних изменениях в природе.

Задачи: закреплять знания детей о признаках и приметах весны; воспитывать интерес и умение наблюдать за природой, выделять характерные особенности при смене времен года;

обогащать словарный запас новыми словами и терминами.

Материалы и оборудование:

Картинки с изображением весны, лета, осени и зимы; картинки с изображением половодья, ледохода, проталин; изображения весенних цветов: тюльпан, подснежник, нарцисс, одуванчик, ландыш; Дидактическая игра «Убери лишнее» с изображением птиц (ласточка, лебедь, утка, ворона, голубь, синица, сорока, воробей, грач, скворец)

Ход НОД

1.Вводная часть:

Воспитатель читает стихотворение М.Пляцковского:

Деньки стоят погожие

На праздники похожие

А в небе - солнце теплое,

Веселое и доброе.

Все реки разливаются,

Все почки раскрываются,

 Ушла зима со стужами.

Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные

Вернулись птицы дружные.

В: О  приходе какого времени года эти стихи?

Дети: О весне.

В: Ребята, а вы знаете, что у весны есть 3 сестры? Как вы думаете, кто это? Я вам загадаю загадки, а вы слушайте внимательно.

Дел у меня не мало-                                        Я соткано из зноя,

Я белым одеялом                                        Несу тепло с ссобою.

Всю землю укрываю,                                        Я реки согреваю,

В лед реки убираю,                                         Купайтесь-приглашаю.

Белю поля, дома                                        И любите за это

Зовут меня …(Зима)                                        Вы все меня. Я …(Лето)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я … (осень)

В: Весь год сестры водят хоровод, меняя друг друга.

Посмотрите на доску правильно ли встали времена года.

Дети исправляют последовательность времен года на доске, переставляя картинки.

В: Сегодня мы с вами будем говорить о весне, об ее характерных признаках и приметах.

 А вы рады приходу весны?

Весне  все рады, ждут ее с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Весну зазывали в гости и говорили слова:

Весна красна! В гости просим!

Приди скорей! Принеси с собой… (теплые деньки, хорошую погоду…)!

Давайте дружно позовем весну.

2. Основная часть.

В: Ребята. А вы знаете сколько месяцев длится весна? А какие месяцы вы знаете?

В старину месяцы называли

Март – капельник

Апрель – водолей

Май – травень, цветень.

В: Как думаете почему?

Ответы детей

В: А теперь давайте поиграем в игру «Подскажи слово»,  только это слово обязательно должно быть весенним.

Весной солнце…(греет, припекает)

Весной сосульки под солнцем… (тают)

Весной сугробы от солнечного тепла… (тают, оседают)

Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются)

Весной ручьи… (бегут, журчат)

Весной птицы… (прилетают, поют)

Весной птицы гнезда… (строят, вьют)

Весной на проталинках первые цветы… (расцветают)

Весной травка… (растет, зеленеет)

Вот мы с вами и назвали признаки весны. А чтобы это закрепить приготовьте ладоши, если услышите слово, относящееся к весне хлопайте один раз.

Пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, май, теплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, март, половодье, прилетают, проталины, мороз, апрель, капель, ледоход, метель.

Воспитатель по ходу игры уточняет значение слов и показывает картинку

 проталины- место, где был снег и открылась земля;

половодье- разлив рек и озер из-за таяния снега;

ледоход- движение льда по реке или озеру.

Физкультминутка.

П/и «Весна»

Солнышко-солнышко, Золотое донышко                идут по кругу за руки

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей                                        бегут по кругу

Прилетело 100 грачей                                        летят

А сугробы тают                                                        приседают

А цветочки подрастают                                поднимаются руки вверх.

Ребята, посмотрите, а вот и весенние цветы.

Воспитатель показывает на доску с картинками весенних цветов. Вы знаете их названия?

Тюльпан, одуванчик, ландыш, нарцисс, подснежник.

Если запомнили, отвернитесь, а я уберу один цветок. Вы скажете какой.

Игра «Что пропало».

В: ребята, мы с вами еще одну примету весеннюю только лишь упоминули, но не разобрали. Какую, сейчас узнаете. Идем к столам, там у вас лежат конверты с карточками. Нужно убрать одну лишнюю картинку.

Игра «Убери лишнее».

Дети объясняют почему убрали птицу.

А все остальные птицы перелетные.

В: Почему они так называются?

3. Рефлексия.

Ребята, вам понравилось наше занятие?

Давайте подведем итог, и назовем быстренько приметы весны?

Чем мы можем помочь природе при наступлении весны?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы педагогической работы по развитию речи, познавательного опыта детей и коррекции недостатков в познавательной деятельности.

В данной работе предлагаются игры и игровые упражнения , направленные на развитие лексико-грамматического строя  дошкольников с целью профилактики речевых нарушений. материал предназначен для вос...

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

познавательно -поисковая деятельность в развитии познавательного интереса в детском саду

материал готовился к педсовету, освещает основные принципы и проблемы по этому вопросу....

ПРОГРАММА проведения тематического контроля на тему: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознательность и познавательная мотивация; познавательные

ПРОГРАММАпроведения тематического контроля Тема: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознатель...