«Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников»
статья по окружающему миру

Главная цель экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей природе. Из цели вытекает ряд задач, из которых главная – это научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому и использовать полученные знания в повседневной жизни.Как известно, ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, потому и одним из основных способов экологического воспитания дошкольников становятся именно игровые технологии, которые являются составной частью педагогических технологий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников»

Природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, когда мы внесем в ощущение ее свое человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость или печаль придут в полное соответствие с природой и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни. 

                                                               (Паустовский К. Г.)

Главная цель экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей природе. Из цели вытекает ряд задач, из которых главная – это научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому и использовать полученные знания в повседневной жизни. Основные направления экологического воспитания – это формирование предметно - развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.

     В нашей группе мы постарались создать предметно-развивающую среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также созданы условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Поэтому процесс образовательный процесс стараемся строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. В уголке природы помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки); природные материалы (шишки, камешки, ракушки, образцы листьев). На удобном и доступном стеллаже находятся иллюстрации животных и растений, фигурки диких и домашних животных.

      Как известно, ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, потому и одним из основных способов экологического воспитания дошкольников становятся именно игровые технологии, которые являются составной частью педагогических технологий.

 Примеры дидактических игр: «Найди такой же листок»,  «Чей малыш?», «Путаница», «Сбор урожая», «Что где растёт?», «Кто в домике живёт», «Чьи следы?», «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Угадай на вкус», лото «Дикие животные», «Домашние животные», «Растения», «Овощи и фрукты» и т. п.; подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Птицы в гнёздах», «Снежинки и ветер», «Наседка и цыплята»; игры со снегом, песком, водой, снежные постройки, и т. п.
     Игра оказывает существенное влияние на интеллектуальное развитие – дети учатся обобщать и сравнивать предметы, развивая тем самым умственные операции. Преимущество игровых технологий заключается в том, что они могут применяться как на занятиях, так и в процессе совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий, а также во время самостоятельной деятельности детей.
 В дошкольном учреждении с помощью игровых технологий детей знакомят с природой и происходящими в ней сезонными изменениями. Приобретенные знания помогают сформировать такие качества личности, как любознательность, реалистичное понимание явлений природы, умение наблюдать, логически мыслить, бережно относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких как патриотизм, гуманность, трудолюбие и уважение к труду взрослых, охраняющих и преумножающих природные богатства. Формы игровых технологий, применяемые в экологическом образовании многочисленны и разнообразны.
    По содержанию, методике и технологии проведения игровых занятий по экологии можно выделить несколько форм:
- познавательные экологические занятия с элементами игры;
- ролевые игры;
- викторины, конкурсы;
- игры-путешествия;
- настольно-печатные, дидактические;
- экологические праздники;
- инсценировки;
- экологические опыты.

     Содержанием игровых занятий выступают:
- знания о природе;
- умения детей взаимодействовать с природой;
- ценностные отношения детей к окружающему миру (к природе, к себе, к окружающим);
- способы деятельности человека в природе;
- способы охраны природы.
Педагог разрабатывает игровые занятия по экологии, используя игру, как средство воспитания, следовательно, содержание таких занятий отражает содержание экологического воспитания и образования.

  - Познавательные экологические занятия с элементами игры экологического характера проводятся непосредственно в природе, а также в помещении. Эти игры развивают память, воображение, наблюдательность, образное мышление.

   - Игры-конкурсы, викторины основаны на такой особенности детей, как желание постоянно сравнивать себя с другими, соперничать, что заложено в детской природе. Игры–конкурсы построены на соревновательности, состязательности в области познания. Они требуют смекалки, интеллектуальных знаний, выходящих за рамки школьной программы. В них есть и победители, и побежденные. В любом случае выигрыш или проигрыш стимулирует познавательную активность детей.  Ценность данных игр заключается в командном участии. Особенно любят работать в группе младшие школьники, и их важно научить совместной умственной работе.

  - Игры-путешествия, реальные и воображаемые, отличаются интересным сюжетом: это исследование какого–либо явления, объекта, области знаний, построенных на «передвижении» детей во времени и пространстве. Такие игровые занятия требуют от детей активности и самостоятельности. Главное в игре– путешествии – познание, а не соревнование.

     -Ролевая игра – это воспроизведение событий, происходящих в жизни или литературном произведении. Главное условие – наличие у детей  знаний о той или иной стороне действительности и о деятельности людей в ней.

     -  Дидактические игры - эти игры также имеют соревновательный характер – в отличие от игр с ролью, в них есть выигравшие и проигравшие.

     - Экологические праздники.

Тематик для экологических праздников огромное количество. Они могут быть посвящены временам года: ледяной скульптуре (зимой), урожаю (осенью), весеннему возрождению природы (весной). Летом проводятся экологические праздники, посвященные воде, цветам, солнцу. Наиболее значимым считается праздник День Земли. Он создает масштаб видения планеты, ее значения для людей, пробуждает любовь к своей Родине и природе, как ее важной и неотъемлемой части. Интересны праздники, посвященные писателям и поэтам, произведения которых детям хорошо знакомы. Например, в подготовительной группе, можно организовать праздник, посвященный творчеству А.С. Пушкина. Чтение отрывков из произведений, посвященных природе, может сочетаться с театрализованными постановками по мотивам сказок поэта.

      - Инсценировки.

Массовое вовлечение детей в проблематику экологического мировоззрения через театральное искусство, сплочение и формирование у подрастающего поколения широкого взгляда на мир природы и заботу о нём.

        - Экологические опыты.

Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно «фокусы». Только загадка фокусов так и остается не разгаданной, а вот все, что получается можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живыми и неживыми в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя.

      - Игры с природным материалом.

Детям очень нравятся такие игры, в которых напрямую связаны с природой. Они сами заготавливают материал, не причиняя вреда природе, учатся применять его на практике. Также дети любят играть с песком, водой, они определяют свойства, качества материала, проводят опыты.

         В процессе игровой деятельности у детей формируется умение осознать себя частью мира, формирую и углубляю систему представления детей о явлениях и объектах неживой природы, как факторах экологического благополучия, обобщаются знания природоохранного характера, формируются основы планетарного экологического сознания, даются понятие о том, что мы живём на планете Земля и мы являемся хозяевами. У всех людей, какой бы они не были национальности, в какой стране они не жили у них одна забота – сохранить нашу планету для дальнейшей жизни. Каждый человек должен знать правила здорового образа жизни и выполнять их. Знания о природном окружении нам необходимы для того, чтобы ей не мешать, но и уметь оберегать и поддерживать.

 Игра способствует воспитанию положительного отношения к природному окружению, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает.


                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников

Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В ознакомлении детей с природой широко используются р...

доклад Тема: Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования внес изменения в приоритетные направления дошкольного образования. Новой задачей стало обеспечение развития способностей ре...

Выступление на педсовете на тему: «Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников» (из опыта работы)

Выступление на педсовете на тему:«Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников»(из опыта работы)...

Презентация опыта работы на педагогическом совете «Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников»

Презентация опыта работы на педагогическом совете «Использование игровых технологий  в процессе экологического  воспитания дошкольников»...

Использование игровой технологий в процессе экологического воспитания дошкольников

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Экологические игры дают новые впечатления о жизни и труде люд...