«Чтобы не попасть в беду, не ходи весной по льду»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Питушкина Ольга Николаевна

Для каждого ребенка

Слова что нужно знать -

ОПАСНОСТЬ!

ЗДЕСЬ ЛЕД ТОНКИЙ!

ЗАПРЕЩЕНО ГУЛЯТЬ!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temat_zanyatie.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое занятие в подготовительной группе по правилам безопасности поведения детей на льду и воде:

«Чтобы не попасть в беду, не ходи весной по льду»

Актуальность данной темы заключается в том, что дети не всегда осознают опасность нахождения на льду в весеннее время до вскрытия рек и во время ледохода.

Цель: Предупреждение несчастных случаев на водоёмах в весенний период

Задачи:

  • Рассказать об опасности весеннего льда;
  • Рассказать о правилах поведения на водоёмах в весенний период;
  • Рассказать о действиях в случае провала под лёд;
  • Обогатить словарь: ледоход, полынья, вскрытие льда;
  • Закрепить полученные знания посредством разрешения проблемных ситуаций.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята мы сегодня поговорим с вами о правилах поведения возле водоёмов в весенний период. Но сначала, я предлагаю вам послушать и обыграть очень поучительную историю для ребят и зверят.

Стихотворение Галины Рогановой

«Осторожно, тонкий лёд!»

Поучительная история для ребят и для зверят

Мама зайчиков учила, мама деткам говорила:

Не гуляйте вы по льду, можете попасть в беду…

Зайки слушали внимательно, были очень все старательны,

Среди них зайчонок был, непослушным он прослыл.

Мама в дом, он хохотать, и в хоккей зовѐт играть.

Зайки на него косятся, маму огорчать боятся.

Зайка долго их не ждал, взял коньки и убежал.

Речка льдом сверкает чистым, голубым и серебристым…

Быстро он коньки надел, через снег перелетел.

Не поймѐшь, на льду кто мчится, то ли заяц, то ли птица,

А сороки-то галдят, маму слушаться велят.

Крутит зайка головой, и летит вперѐд косой…

Что такое? Треск какой? Зайчик наш взмахнул рукой,

Обломилась корка льда, и случилась с ним беда!

Провалился в воду он, треск идѐт со всех сторон,

Держится за кромку льда, а в коньках уже вода!

А сороки тут взлетели, сразу лес весь облетели.

Первый услыхал беду - волк, он шѐл по берегу.

Ветку толстую сломал, зайке бросил и сказал:

«Ты, дружок, не суетись, лапками за сук держись».

Зайка лапкой ухватился, а народ лесной столпился.

Волку все кричат «Ура!» Радуется детвора.

Тут и мама подбежала, пожалела, отсчитала:

«Помощь не всегда придёт, можешь ты уйти под лёд!»

Дети, правило простое и для вас оно такое:

«Не ходите вы по льду, можете попасть в беду!

И на нѐм вы не играйте, и, конечно, не гуляйте!

Есть места, где тонкий лёд, знайте это наперѐд!»

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, почему зайчонок попал в беду?

Воспитатель: Так чем же опасен весенний лёд? Народная пословица гласит: «Всякий лёд до тепла живёт» (разобрать с детьми значение пословицы).

Опасность весеннего льда

Весенний лёд очень коварен, Ещё задолго до того момента, когда вскроется лёд на водоёмах, он внешне выглядит достаточно крепким (дать детям возможность предположить, что значит выражение «вскроется лёд»). Но это обманчивое впечатление. Солнце и туман делают его пористым, рыхлым. Солнце греет теплее, и поверхность льда подтаивает и превращается в талую воду, которая «съедает» лёд сверху, а снизу лёд подтачивается течением. Ведь вода даже камень точит, а камень намного прочнее льда (дать детям возможность предположить, что значит выражение «подтачивается течением»).

По такому льду очень опасно ходить, потому-что он, в отличие от зимнего льда, он не будет издавать предупредительный треск, а в любой момент может рассыпаться под ногами.

Очень важно помнить:

  • на весеннем льду легко провалиться;
  • быстрее всего лёд распадается там, где мельче (дать детям возможность предположить, где это может произойти быстрее всего) и в первую очередь у берегов.
  • весенний лед, покрытый снегом, быстро превращается в рыхлую массу (дать детям возможность предположить, почему так происходит).

Правила поведения у водоёмов весной

В весенний период, находясь возле водоёмов запрещается:

  • выходить на водоемы;
  • отталкивать льдины от берегов;
  • переправляться через реку в период ледохода;
  • подходить близко к реке в местах затора льда;
  • кататься на горках, выходящих на водные объекты.
  • измерять глубину реки или любого водоема;
  • кататься на коньках на водоёмах

Если друг зовет кататься
И на речке упражняться
Другу строго поясни:
« Есть каток. Туда иди»;

  • ходить по льдинам и кататься на них

Ура! Весна и ледоход!
Плывёт, плывёт по речке лёд…
Глядят ребята там и тут,
Как льдины по воде плывут.
Ну чем тебе не корабли!
Но нет! – не уходи с земли!
На лёд коварный не ступай,
Опасно это — так и знай!
Такой корабль перевернётся,
На части может расколоться
Иль унесёт на центр реки…
Весной от речки прочь беги!

Действия в случае провала под лёд

Что делать, если лед под вами проломился, и вы провалились в холодную воду:

  1. Не паникуйте, не делайте резких движений, стабилизируйте дыхание.
  2. Раскиньте руки в стороны и постарайтесь зацепиться за кромку льда, придав телу горизонтальное положение по направлению течения.
  3. Попытайтесь осторожно налечь грудью на край льда и забросить одну, а потом и другую ноги на лед.
  4. Если лед выдержал, перекатываясь, медленно ползите к берегу.
  5. Ползите в ту сторону – откуда пришли, ведь лед здесь уже проверен на прочность.

Порассуждать с детьми:, какие предметы могут пригодиться для спасения человека, провалившегося под лёд(1). Подумать, каким способом должен приближаться к полынье человек, спешащий на помощь(2). Когда он должен остановиться(3) (иллюстрации в приложении 1)

(1). Предметами для спасения могут служить обычная или лыжная палка, верёвка, связанные между собой шарфы и.т.д.

(2). Приближаться к полынье нужно осторожно ползком, широко расставляя при этом руки и ноги и толкая перед собою спасательные средства.

(3). Остановиться в нескольких метрах от находящегося в воде человека, затем бросить ему верёвку или подать палку.

Закрепить, что единый номер спасения 112.

Воспитатель: Ребята, вставайте Игра «можно - нельзя». Если ответ «да», то дети хлопают в ладоши и кивают. Если «нет», то топают

ногами и грозят пальчиком.

Вопросы.

1. можно ходить одним на речку зимой?

2 можно кататься на санках около реки?

3. можно помогать утопающему

4. можно бегать по льду?

5 можно кататься на коньках на речке весной?

6. нужно ли говорить родителям куда идёте гулять?

7. можно ли прыгать на льду?

8. нужно гулять на специальных площадках для детей?

Воспитатель: - Молодцы, ребята!

Воспитатель: А теперь мы посмотрим мультфильм, и вы скажите, правильно ли поступили герои мультфильма?

Показ серии «Лёд» из мультфильма «Лунтик»

Обсуждение с детьми:

Воспитатель: Почему баба Капа сказала Лунтику и Кузе, что лёд тонкий и не прочный?

Дети(была оттепель)

Воспитатель: Как Кузя проверял прочность льда?

Дети(ногой).

ВоспитательПравильно ли поступили герои мультфильма, что встали на лёд?

Дети: (нужно слушаться взрослых, знать правила поведения на льду, маленьким детям ходить на замёрзшие водоёмы только со взрослыми).

Рефлексия содержания беседы

Спросить у детей, какой главный вывод они сделали из беседы, какое главное правило нужно соблюдать, находясь возле водоёмов в весеннее время и почему.

Попросить назвать единый номер службы спасения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как вести себя, чтобы не попасть в беду»

НОД «Как вести себя, чтобы не попасть  в беду»...

«Как вести себя, чтоб не попасть в беду»

КонспектНепосредственной   образовательной   деятельности   детей   старшего дошкольного   возраста   в   форме   компле...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по безопасности"Как себя вести,чтобы не попасть в беду"

Кпнспект непосредственно образовательной деятельности по правилам безопасного поведения в быту и на улице....

«Как вести себя, чтоб не попасть в беду»

КонспектНепрерывной   образовательной   деятельности   детей   старшего дошкольного   возраста   в   форме   комплексного   игрового   занятия ...

Конспект «Как вести себя, чтоб не попасть в беду»

Предлагаю вашему вниманию конспект НОД "Как вести себя, чтоб не попасть в беду"...

Спортивное развлечение по ОБЖ «Чтобы не попасть в беду, не ходи весной по льду»

Сформировать у детей представления о правилах безопасного поведения на льду, об опасностях, которые подстерегают человека у водоемов....