Конструкт педагогического мероприятия по познавательному развитию для детей младшей группы (3-4 года)
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Захарова Ольга Валерьевна

Интегрированное занятие для детей младшего возраста по ознакомлению с темой "Космос".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_zanyatiya_kosmos.docx38.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт педагогического мероприятия по познавательному развитию для детей младшей группы (3-4 года)

Тема НОД: «Звёздные спасатели»;

Образовательные области: «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,  «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие»;

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие: Продолжать развивать познавательную активность детей, используя современные образовательные технологии; Формировать умение конструировать по схеме, используя дидактическое пособие «Блоки Дьенеша;  

Социально - коммуникативное развитие: Воспитывать активность, самостоятельность, доброжелательность, отзывчивость, любознательность, интерес к квест – игре, как форме познания окружающего мира;  

Физическое   развитие: Обогащать   двигательный    опыт детей (овладение основными движениями); развивать двигательную активность;

Художественно – эстетическое развитие: Приобщать к художественному творчеству;

Речевое развитие: Активизировать и обогащать словарь детей существительными по теме «Космос» (Звёзды, ракета, космонавт, скафандр, космодром), прилагательными и глаголами по теме занятия; Формировать устную речь и навыки речевого общения с окружающими;

Вид занятия: Интегрированное;

Формы образовательной деятельности: Игровая проблемная ситуация, рассказ воспитателя, двигательная активность;

Цель: Дать детям первоначальные представления о космосе и профессии «космонавт»;

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей с космосом, звёздами и Солнцем, как большой звездой;

- Пополнять, расширять и активизировать словарный запас детей;

- Закреплять умение ориентироваться на признаки предмета одновременно (размер, форма, цвет);

- Закреплять понятия: цвет (белый, красный, синий, жёлтый); форма (квадрат, прямоугольник, треугольник); размер (большоймаленький);

- Закреплять навыки рисования нетрадиционными способами (рисование губкой);

Развивающие: 

- Развивать познавательный интерес к экспериментированию и фантазию;

- Развивать внимание, мышление, воображение, память, слуховое восприятие;

- Развивать мелкую моторику;

Воспитательные:

- Воспитывать доброжелательность;

- Воспитывать уважение к профессии «космонавт»;

- Воспитывать аккуратность, внимательность при выполнении действий во время экспериментов и изобразительной деятельности;

Планируемый результат: У детей формируется умение одновременно ориентироваться на 3 признака, определять и называть форму и размер предметов (большой - маленький треугольник, большой – маленький прямоугольник, большой квадрат); умение наблюдать, выделять, сравнивать, анализировать. Совершенствуется диалогическая и монологическая формы речи и познавательная активность; 
Воспитательная ценность: Помогать тем, кто нуждается в помощи; У детей появляется желание к познанию по теме «Космос»;  Формируются дружеские взаимоотношения, и контроль выполнения правил игры; Активизируется мыслительная деятельность и стремление к успеху, в достижении результата;

Методы и приёмы: Создание игровой ситуации (сюрпризный момент); словесные методы (вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, рассказ воспитателя, объяснение, педагогическая оценка); игровые (подвижная игра, физкультминутка); наглядные (показ презентации, схема «Ракета» для «Блоков Дьенеша); практические (конструирование с применением дидактического материала «Блоки Дьенеша», рисование нетрадиционным способом, экспериментирование);

Материалы и оборудование: Схема «Ракета» для Блоков Дьенеша (по количеству детей). Геометрические фигуры из набора «Блоки Дьенеша» (прямоугольники: большой красный, маленький жёлтый; треугольники: большой жёлтый и синий,  маленькие красный, жёлтый и синий; квадрат: большой синий). Подносы для экспериментирования, молоко 1л., краски цветные, деревянные палочки, жидкость для мытья посуды. Фонарик, карточки с картинками (Звезда, ракета, Солнце, дерево, птичка, цветы). Звёздочки 3 цветов по 5 штук из фоамирана (красная, жёлтая, зелёная), обручи 3 цветов (красный, жёлтый, зелёный). Ватман, с нарисованными на нём белым восковым мелком звёздами, поролоновые губки для посуды (по количеству детей), фиолетовая и синяя краска на тарелочках, влажные салфетки. Проектор, ноутбук, презентация «Космос», столы, медали для детей «Спасатель звёзд»;

Содержание НОД:

№ п/п

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент.

Проблемная ситуация (или мотивация),  постановка и принятие детьми цели занятия.

Мотивация: (процесс вовлечения в деятельность):

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг,  и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Здравствуйте, ребята.

А ещё, пришли к нам гости. Ребятки, нам нужно с ними поздороваться.

(На экране появляется картинка «Космос»)

Ребята, посмотрите, что это?

(На экране появляется инопланетный житель, и просит детей о помощи).

 «Ребята, у нас в космосе случилась беда. Был сильный космический дождь, и часть наших звездочек пропала, мы не можем их найти.  Очень просим вас помочь нам найти пропавшие звёздочки!

Чтобы спасти звёздочки, вы должны отправиться в Космос и выполнить несколько заданий. Если задание выполнено правильно, Звёздочка возвращается. Ребята, вы сможете нам помочь?»

Ну что, дети, мы поможем спасти звёзды?

Ой, ребятки, а на чём же мы можем попасть в Космос, ведь он очень высоко?

Да, ребята, правильно. В космос можно попасть только на ракете. Это такой специальный транспорт, на котором можно летать в космос.

 На каком транспорте мы можем попасть в космос, ребятки?

Нам тогда нужно  построить ракету, чтобы мы смогли полететь в Космос.

Дети заходят в зал, под звуки колокольчика строятся в круг;

Улыбаются друг другу, здороваются с воспитателем и гостями;

Заинтересованность детей;

Отвечают на вопрос;

Дети смотрят на

интерактивную доску и слушают письмо;

Сочувствуют инопланетянам и звездочкам;

Да

Отвечают на вопросы и

высказывают свою точку зрения;

На ракете;

Дети встали в круг и настроены на общение и совместную деятельность;

Вызвать удивление у детей;

У ребят возникает желание помочь инопланетным жителям;

Запомнить новые

слова и их

значение: инопланетянин, космос, ракета;

2.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решения проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или выполнения действий по задачам НОД

Динамическая пауза;

1 задание: «Построй ракету»:

Ребятки, пройдёмте в нашу мастерскую, занимайте свои места и послушайте задание.

Посмотрите, на столе  у каждого есть схема, глядя на неё, вы должны построить ракету из геометрических фигур - блоков.  

 (Оказываю помощь детям, которые затрудняются в деятельности).

Молодцы, ребята! Вы все справились с заданием и собрали ракету, на которой мы сможем отправиться в полёт.

Запуск ракеты, ребятки, происходит на космодроме – это специальное место, откуда взлетают ракеты. Давайте мы пройдём на наш космодром.

Ребятки, в космонавты берут только очень сильных людей и перед полетом они очень много тренируются. Нам тоже нужно сделать перед полётом тренировку, вы готовы сделать тренировку?

«Раз, два, три, четыре (маршируют),

В космос мы лететь решили (руки в стороны).

Чтобы в космос полететь,

 Надо многое уметь (руки, как крышу соединить вместе над головой).

Вправо, влево наклонись,  (наклоны в

И ни сколько не ленись!   сторону)

Руки вверх, руки вниз,

Космонавтом становись (правую руку приставить к виску)!

Ребятки, но в обычной одежде в космос нельзя лететь, потому что там очень холодно и можно замёрзнуть.  Все космонавты, которые летят в космос,  надевают специальный костюм для полёта, он называется скафандр.

Как называется костюм для космонавта? Зачем он его надевает?

Тогда давайте собираться в полет, и  наденем на себя скафандр (имитируем одевание: ноги – руки - «молния» -  шлем).

Пристегнулись, полетели…  

Ребята, мы летим! (На экране слайд с ракетой в космосе). Ну, вот мы и в космосе.

Ребята, а вы знаете, что такое космос? 

Космос - это мир звёзд, который находится высоко – высоко, за облаками. Ребятки, звёзды очень далеко от нас, поэтому они и кажутся нам такими маленькими.  А на самом деле, звёзды это огромные шары.  И самая большая звезда, которая находится ближе всех к нам это, ребятки,  Солнце!  Мы его видим днём. А вот ночью мы видим что, кто ребятки знает? Ночью мы видим много звёзд и Луну.

Люди всегда хотели долететь до звёзд. И вот однажды, было решено отправить в космос космический корабль с двумя собачками, звали их «Белка» и «Стрелка». Они провели в космосе целый день, облетели вокруг Земли  и благополучно вернулись на Землю.  И только после этого в космос полетел человек, и звали его Юрий Алексеевич Гагарин! Он и стал первым человеком космонавтом. На космическом корабле, или ракете, «Восток» он полетел в космос, и оттуда увидел нашу Землю, похожую на маленький шарик.  

2 задание: Пойдёмте, посмотрим, как  в космосе очень сказочно и красиво (Проводится эксперимент с молоком и красками). 

А вы не забыли, зачем мы прилетели в космос?

3 задание: Игра с фонариком: «Что есть в космосе?»

Ребятки, что мы можем встретить (может быть)  в космосе? Но в космическом пространстве темно, и что бы увидеть, что там есть, нам поможет фонарик.  (Нужно включить фонарик и направить луч света на картинку с нижней стороны). (Птица, ракета, самолёт, звезда, дерево, цветы).  Молодцы ребятки, вы всё правильно назвали, что можно встретить в космосе и нашли одну звёздочку.

4 задание: (Обращает внимание детей на  разбросанные на полу звезды 3 цветов: красного, жёлтого, зелёного).

Ребятки, посмотрите, сколько звёзд!  Здесь, видимо, был настоящий звездопад! Надо собрать все звёзды, и разложить их по цветам в космические круги.

Молодцы, ребятки! И с этим заданием справились, все звёздочки  правильно разложили в космические круги. Какого цвета звёзды были?

5 задание: (На столе  лист ватмана  с нарисованными на нём  белым восковым мелком звёздами, в тарелочках фиолетовая краска).

Ребятки, мы с вами выполнили столько заданий и нам пора узнать, вернулись ли звёздочки домой. Проходите к столам. Давайте закрасим космической краской, которая приготовлена у нас в тарелочках. Кто знает, какого цвета краска? Берём губку, обмакиваем в краску, и закрашиваем весь лист. (На тёмном фоне проступают белые звёзды). Посмотрите, ребятки, что у нас появляется? Звёзды! Какое красивое у вас получилось звёздное небо!  

Ребятки, вот мы с вами и помогли Звёздочкам,  космические жители говорят вам спасибо. А нам пора возвращаться обратно на Землю, в наш детский сад. Занимайте места в ракете. Пристегните ремни! И мы возвращаемся обратно в детский сад. (Под звук приземления ракеты дети «возвращаются» обратно).

Вот и наша Земля! Вот и наши поля! Мы с полета возвратились,

И на Землю приземлились!

Наше путешествие в Космос закончилось.

Дети проходят к столам для выполнения 1 задания, где уже лежат цветные схемы «Ракета» и геометрические фигуры – «Блоки Дьенеша»;

Дети по схеме конструируют ракету из блоков Дьенеша;

Дети выходят из – за столов, подходят к воспитателю;

Да;

Выполняют движения

в соответствии с текстом физминутки;

Отвечают на вопросы и

высказывают свою точку зрения;

Дети имитируют одевание скафандра;

Взялись за руки;

Отвечают на вопрос;

Слушают воспитателя и смотрят слайды презентации;

Участвуют в эксперименте с молоком и красками;

Мы спасаем Звёзды;

Дети называют предметы, которые высвечиваются фонариком (птица, ракета, самолёт, звезда, дерево, цветы),

называют их и определяют, встречаются они  в космосе или нет;

Удивляются;

Дети собирают звезды и раскладывают их в обручи согласно цвету;

Красные, жёлтые, зелёные;

Проходят за столы,

Берут поролоновые губки  и закрашивают белый лист ватмана фиолетовой краской;

Удивляются происходящему;

Дети радуются, хлопают в ладоши;

Дети сконструируют ракету

Дети выполнили двигательные упражнения;

Запомнить новые

слова и их

значение:

скафандр,

космодром;

сымитировали одевание скафандра и   пристёгивание;

Дети пополнили свои знания по теме «Космос»;

Солнце, Луна, Земля, собаки «Белка» и «Стрелка»,

первый космонавт Ю. А. Гагарин;

Дети удивляются движению красок в молоке;

Дети помнят о поставленной цели задания;

Дети имеют представление о том, что есть в космосе, а чего нет;

Дети разложили звёзды в обручи, по цвету;

Знают название цветов;

Совершенствуется навык рисования нетрадиционным способом (губкой);

Дети выполнили условия игровой задачи;

3.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний.

Рефлексия.

Вам понравились космические приключения? Что вы сегодня узнали нового?

А как мы помогли инопланетным жителям? Что мы делали?

Ребята, инопланетные жители,  благодарят вас за помощь.  И передали  вам награды! (вручаю им медальки «Космонавтов - спасателей»).

До новых встреч, ребята!  

Вспоминают и  отвечают на вопросы;

Делали эксперимент «Космос», находили и собирали звезды, отгадывали, что есть в космосе, рисовали небо;

 

Прощаются.

Дети делятся впечатлениями, что им больше всего понравилось на занятии;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий образовательного мероприятия по познавательному развитию для детей младшей группы на тему «Как мы колобка искали» и самоанализ занятия

Цель: Создать условия для формирования элементарных математических представлений у младших дошкольников на основе игрового сказочного сюжета....

Конспект итогового мероприятия по познавательному развитию для детей младшей группы «Осенняя кладовая» (с элементами песочной терапии)

Задачи:- Учить детей классифицировать овощи и фрукты,- Уверенно действовать с песком, снять эмоциональное напряжение.- Развивать познавательные способности, творческое мышление;- Развивать м...

Картотека игр по познавательному развитию. Для детей младшей группы (3-4 года).

Картотека игр по познавательному развитию. Для детей младшей группы (3-4 года)....

Педагогический проект по познавательному развитию для детей младшей группы «Волшебный мир сенсорики»

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так да...

Педагогический проект по познавательному развитию для детей младшей группы «Волшебный мир сенсорики»

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так да...