КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей младшей группы(3-4 года) общеразвивающей направленности на тему: «Как дикие животные готовятся к зиме»
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Зайцева Лилия Анатольевна

Формирование у детей общего представления о том, как дикие животные готовятся к зиме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 55 общеразвивающего вида г. Владивостока»

                                             КОНСПЕКТ

непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию

для детей младшей группы(3-4 года)  общеразвивающей направленности

                     на тему: «Как дикие животные готовятся к зиме»

Составитель: Зайцева Лилия Анатольевна, воспитатель I квалификационной категории.

        

Цель: Формирование у детей общего представления о том, как дикие животные готовятся к зиме.

Задачи:

Образовательные:

 1. Формировать представления о сезонных изменениях в природе: становится холодно, выпадает снег, животные впадают в спячку, меняют окрас шубки.

2. Расширять представления о жизни диких животных в лесу (белке, зайце, медведе),чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях, их жилища.         

3.Узнавать и называть животных и их детенышей, имитировать их движения.

Развивающие:

1. Развивать речевые способности (учить формулировать свои впечатления).

2. Развивать умение анализировать, наблюдать, сравнивать

Воспитательные:

1. Воспитывать познавательный интерес.

2. Воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к природе и животным. Воспитывать интерес к жизни диких животных их местам обитания, эмоциональную отзывчивость.

Здоровьесберегающие:

1.Смена видов и мест деятельности;

2.Физкультминутки.

Интеграция ОО:

1.Образовательная  область  «Познание»

–наблюдение  из окна  за зимними явлениями, рассматривание картин о зиме;

2.Образовательная область «Развитие речи»;

 -развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

-развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской

деятельности;

3.Образовательная  область  « Физическое развитие»

-развитие двигательной активности , физкультминутка «Зайка беленький сидит».

-сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

Предварительная работа. Беседа с детьми о зимних изменениях в природе, о животных». Рассматривание альбома «Дикие животные», дидактические игры «Кто, где живёт?» «Домашние и дикие животные», д/и «Оденемся на прогулку». Беседы о временах года, о зимней одежде людей. Чтение художественной литературы о животных ; сказки «Заюшкина избушка», «Рукавичка»;

Словарная работа: Впадают в спячку, запасы, белка- дупло, медведь-берлога.

Материалы и оборудование: Иллюстрации «Осень в лесу», панно «Зимний лес», картинки с изображением зайца в белой и серой шубке, медведя в берлоге, белки рыжей и серой, изображения жилищ животных (дупло, нора, берлога). Дидактическая игра «Кто где живёт» (учить соотносить животное с его жилищем).

Методические приемы:

1.Словесные: слово (объяснение) воспитателя;

2.Наглядные: рассматривание  иллюстраций  с  изображением  диких животных;

3.Игровые: сюрпризные моменты,физкультминутки.

Ход ОД:

I. Организационный момент.

1.Пальчиковая гимнастика.

Мальчик – пальчик, где ты был?

 Долго по лесу бродил.

Встретил я медведя, волка, зайку, ёжика в иголках,

 Встретил белочку, лисичку,

Встретил лося, синичку,

 Всем подарки подарил,

 Всяк меня благодарил. (загибаем пальчики при перечислении)

- Кого повстречал мальчик-пальчик в лесу?

- Как назвать этих животных одним словом? (Дикие.)

II.Основная часть

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите какая  у меня красивая картина! (Рассматриваем картину «Осень в лесу) Какое время года изображено? (Осень)

А как вы догадались, что это осень? ( На деревьях желтые листочки).

-Ребята, какое сейчас время года? (осень ) Правильно, сейчас поздняя осень.

-А почему вы решили, что на улице осень? (Потому что, на улице стало холодно, деревья стоят голые, солнышко светит редко, не греет, дни стали короче, птицы улетели в теплые края, часто идет дождь).

Интересно, а что сейчас в лесу? Листочки уже опали, деревья стоят голые. Скоро выпадет снег и наступит зима.

- А кто живет в лесу? (Дикие животные) .

Скоро наступит зима, выпадет снег и животным будет трудно найти себе еду: нет ни травы, ни ягод.

- Хотите узнать, как дикие животные готовятся к зиме?

Предлагаю отправиться в лесное путешествие. Но прежде чем пойти в лес, мы должны одеться. Покажите, как вы будете одеваться, что наденете сначала?

1. Проводится дидактическая игра «Кто что оденет? (с целью закрепления представлений об одежде и обуви, назначении вещей).

Дети имитируют движения последовательности надевания одежды

2. Сюжетная игра «Путешествие в лес»

Мы с вами отправляемся в лес.

Воспитатель : Лес- это место, где много деревьев (Обратить внимание детей на иллюстрации с изображением осеннего леса )

 Игровое упражнение «Покажите мне, ребята»

 Покажите мне, ребята,

Как в лесу живут зверята,

Как лисёнок просыпается,

Как бельчонок умывается,

Как зайчонок поскакал,

Как волчонок пробежал!

(дети имитируют движения в соответствии с текстом)

Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в лесу, давайте присядем на пеньки (стульчики) и будем вести себя тихо-тихо, чтобы звери не испугались нас. Скажите мне, пожалуйста, как называют животных, которые живут в лесу?

Дети: Дикие.

Воспитатель: Правильно.

В группе в разных местах – иллюстрации лесных животных.

Воспитатель: Я сейчас вам загадаю загадку, а вы послушайте и скажите про кого она.

На ветке не птичка-

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Кто же это….? (Белка) (Дети вместе с воспитателем подходят к изображению белки и  дупла)

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/10/76440_9a14b8ea4a71152d66bceb1b51af079d.jpg.jpg

 Воспитатель:-Что у белки в лапках? (Гриб)

Проворная зверюшка

Живет в дупле в избушке.

Целый день скок-поскок

Отыскала грибок,

Нанизала на сучок,

Заготовила впрок.

-Куда белка несет гриб? (В дупло) Это домик белки, в нем много запасов. Белка заготовила  себе на зиму ягоды, грибы, орехи, желуди.  Не страшна зима белке и ее деткам-бельчатам, всю зиму они будут кормиться тем, что натаскала белка осенью в дупло. Как зовут деток белки?(Бельчата)D:\Лиля\1528493765111315619.jpg

А как вы думаете, белочка меняет свою шубку на зимнюю?


Дети: Да.
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, белочка меняет свою шубку с рыжей на серую, она более густая и  теплая. (педагог показывает иллюстрацию). 

-Как вы думаете, почему у белки зимой серая шерсть? Правильно, чтобы ее было трудно заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть белке нужна, чтобы не бояться морозов зимой.

Воспитатель: Я сейчас вам загадаю загадку, а вы послушайте и скажите  про кого она.:

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку

Кто это ребята? (зайчик)

Воспитатель: Молодцы! Это зайчик, у него длинные уши, он ловко прыгает.

. Заяц тоже осенью готовится к зиме. 
Заяц осенью линяет. Какая шерсть у него вырастает?
  Теплая, чтобы зимой ему было не холодно.

 Давайте к нему подойдем поближе (дети вместе с воспитателем подходят к изображению зайца). Что же зайчик зимой делает в лесу?

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/10/76440_52795704cb5a42b289c495c47140f74b.jpg.jpg

Дети: Бегает, прыгает.

Воспитатель: Бегают зайцы по лесу, грызут кору деревьев и ветки.

 -А вы знаете, ребята, какого цвета шубка у зайчика зимой? А какая шубка летом?

Воспитатель: Да, летом зайка серый, ему легче прятаться в травке. Зимой выпадает снег и все вокруг белого цвета. Чтобы зайчика не нашла лиса и серый волк, он меняет свою шубку и надевает белую, как снег.  Норы заяц не имеет, прячется и спит в снегу, под елками,  зайца в белом снегу совсем не видно. Заяц подготовился к зиме, он сменил серую шубку на белую, что бы быть незаметным.

-А как зовут детенышей зайца? (Зайчата) Летом они тоже серые, а зимой белые.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/10/76440_4a6f2ea850d72297bf6f7dc6515960f4.jpg.jpg

Воспитатель: Давайте с вами немножко разомнемся, поиграем.

3.Проводится физминутка  «Зайка беленький сидит»

Зайка беленький сидит,

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть –

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять –

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал —

Зайка — прыг — и убежал!

Предлагаю детям вернуться на пенечки(стульчики)

Воспитатель:

Вот вам еще одна загадка:

Он большой и неуклюжий,

Косолапый и смешной,

Он живет в лесу дремучем,

Очень любит мед пахучий. (медведь)

Молодцы, это медведь. Он большой, косолапый и живёт в лесу.  

- Как же медведь готовится к зиме? Правильно, он тоже линяет. А что делает медведь зимой? (Спит.) 

-Как же он всю зиму спит и ничего не ест? Он же может умереть с голоду. (Дети возражают.)

-Правильно, у него под кожей накапливается жир. Медведь осенью наедается хорошенько. Вот какой он толстый, красивый, посмотрите.

Внимание детей обращается на изображение берлоги медведя.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/10/76440_58c5a586872fa4ebe86b5190218ea7b4.jpg.jpg

Воспитатель: Медведь хорошо  подготовился к зиме, он сделал себе берлогу, принес туда сухих листьев, чтобы не замерзнуть, улегся в нее и уснул. Тепло ему.

Воспитатель: - А как звать детенышей медведя (Медвежата)

-Давайте отойдем подальше от «берлоги» (изображение медведя в берлоге), чтобы его не разбудить.  Дети вместе с воспитателем отходят в сторонку, к столу, на котором разложены карточки к игре «Кто где живет?»

Предлагаю детям поиграть в игру. Взять картинку любого животного или детеныша  (белка-бельчата, заяц-зайчата, медведь-медвежата) и поместить его в свой домик(кустик, берлога, дупло).( Домики предварительно развесить на мольберте.) Во время игры при затруднении детей  помогаю детям. Так же  задаю вопросы: «Какого животного ты выбрал?», «Как называется его домик?», «Какого цвета шубка у этого животного?».

По окончании игры предлагаю вернуться в детский сад присесть на коврик, так как путешествие наше закончилось.

III. Рефлексия

-Где мы с вами сегодня побывали?

(В лесу)

-Кого мы там видели?

(Диких животных)

-Каких?

(Медведя, зайца, белку)

-Что  мы узнали?

(Как звери готовятся к зиме)

-Как зовут детенышей белки, зайца, медведя?

(Бельчата, зайчата, медвежата)

-Вам понравилось?



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 55 общеразвивающего вида г. Владивостока»

                                             КОНСПЕКТ

непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию

для детей младшей группы(3-4 года)  общеразвивающей направленности

                     на тему: «Как дикие животные готовятся к зиме»

Составитель: Зайцева Лилия Анатольевна, воспитатель I квалификационной категории.

        

Цель: Формирование у детей общего представления о том, как дикие животные готовятся к зиме.

Задачи:

Образовательные:

 1. Формировать представления о сезонных изменениях в природе: становится холодно, выпадает снег, животные впадают в спячку, меняют окрас шубки.

2. Расширять представления о жизни диких животных в лесу (белке, зайце, медведе),чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях, их жилища.         

3.Узнавать и называть животных и их детенышей, имитировать их движения.

Развивающие:

1. Развивать речевые способности (учить формулировать свои впечатления).

2. Развивать умение анализировать, наблюдать, сравнивать

Воспитательные:

1. Воспитывать познавательный интерес.

2. Воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к природе и животным. Воспитывать интерес к жизни диких животных их местам обитания, эмоциональную отзывчивость.

Здоровьесберегающие:

1.Смена видов и мест деятельности;

2.Физкультминутки.

Интеграция ОО:

1.Образовательная  область  «Познание»

–наблюдение  из окна  за зимними явлениями, рассматривание картин о зиме;

2.Образовательная область «Развитие речи»;

 -развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

-развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской

деятельности;

3.Образовательная  область  « Физическое развитие»

-развитие двигательной активности , физкультминутка «Зайка беленький сидит».

-сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

Предварительная работа. Беседа с детьми о зимних изменениях в природе, о животных». Рассматривание альбома «Дикие животные», дидактические игры «Кто, где живёт?» «Домашние и дикие животные», д/и «Оденемся на прогулку». Беседы о временах года, о зимней одежде людей. Чтение художественной литературы о животных ; сказки «Заюшкина избушка», «Рукавичка»;

Словарная работа: Впадают в спячку, запасы, белка- дупло, медведь-берлога.

Материалы и оборудование: Иллюстрации «Осень в лесу», панно «Зимний лес», картинки с изображением зайца в белой и серой шубке, медведя в берлоге, белки рыжей и серой, изображения жилищ животных (дупло, нора, берлога). Дидактическая игра «Кто где живёт» (учить соотносить животное с его жилищем).

Методические приемы:

1.Словесные: слово (объяснение) воспитателя;

2.Наглядные: рассматривание  иллюстраций  с  изображением  диких животных;

3.Игровые: сюрпризные моменты,физкультминутки.

Ход ОД:

I. Организационный момент.

1.Пальчиковая гимнастика.

Мальчик – пальчик, где ты был?

 Долго по лесу бродил.

Встретил я медведя, волка, зайку, ёжика в иголках,

 Встретил белочку, лисичку,

Встретил лося, синичку,

 Всем подарки подарил,

 Всяк меня благодарил. (загибаем пальчики при перечислении)

- Кого повстречал мальчик-пальчик в лесу?

- Как назвать этих животных одним словом? (Дикие.)

II.Основная часть

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите какая  у меня красивая картина! (Рассматриваем картину «Осень в лесу) Какое время года изображено? (Осень)

А как вы догадались, что это осень? ( На деревьях желтые листочки).

-Ребята, какое сейчас время года? (осень ) Правильно, сейчас поздняя осень.

-А почему вы решили, что на улице осень? (Потому что, на улице стало холодно, деревья стоят голые, солнышко светит редко, не греет, дни стали короче, птицы улетели в теплые края, часто идет дождь).

Интересно, а что сейчас в лесу? Листочки уже опали, деревья стоят голые. Скоро выпадет снег и наступит зима.

- А кто живет в лесу? (Дикие животные) .

Скоро наступит зима, выпадет снег и животным будет трудно найти себе еду: нет ни травы, ни ягод.

- Хотите узнать, как дикие животные готовятся к зиме?

Предлагаю отправиться в лесное путешествие. Но прежде чем пойти в лес, мы должны одеться. Покажите, как вы будете одеваться, что наденете сначала?

1. Проводится дидактическая игра «Кто что оденет? (с целью закрепления представлений об одежде и обуви, назначении вещей).

Дети имитируют движения последовательности надевания одежды

2. Сюжетная игра «Путешествие в лес»

Мы с вами отправляемся в лес.

Воспитатель : Лес- это место, где много деревьев (Обратить внимание детей на иллюстрации с изображением осеннего леса )

 Игровое упражнение «Покажите мне, ребята»

 Покажите мне, ребята,

Как в лесу живут зверята,

Как лисёнок просыпается,

Как бельчонок умывается,

Как зайчонок поскакал,

Как волчонок пробежал!

(дети имитируют движения в соответствии с текстом)

Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в лесу, давайте присядем на пеньки (стульчики) и будем вести себя тихо-тихо, чтобы звери не испугались нас. Скажите мне, пожалуйста, как называют животных, которые живут в лесу?

Дети: Дикие.

Воспитатель: Правильно.

В группе в разных местах – иллюстрации лесных животных.

Воспитатель: Я сейчас вам загадаю загадку, а вы послушайте и скажите про кого она.

На ветке не птичка-

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Кто же это….? (Белка) (Дети вместе с воспитателем подходят к изображению белки и  дупла)

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/10/76440_9a14b8ea4a71152d66bceb1b51af079d.jpg.jpg

 Воспитатель:-Что у белки в лапках? (Гриб)

Проворная зверюшка

Живет в дупле в избушке.

Целый день скок-поскок

Отыскала грибок,

Нанизала на сучок,

Заготовила впрок.

-Куда белка несет гриб? (В дупло) Это домик белки, в нем много запасов. Белка заготовила  себе на зиму ягоды, грибы, орехи, желуди.  Не страшна зима белке и ее деткам-бельчатам, всю зиму они будут кормиться тем, что натаскала белка осенью в дупло. Как зовут деток белки?(Бельчата)D:\Лиля\1528493765111315619.jpg

А как вы думаете, белочка меняет свою шубку на зимнюю?


Дети: Да.
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, белочка меняет свою шубку с рыжей на серую, она более густая и  теплая. (педагог показывает иллюстрацию). 

-Как вы думаете, почему у белки зимой серая шерсть? Правильно, чтобы ее было трудно заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть белке нужна, чтобы не бояться морозов зимой.

Воспитатель: Я сейчас вам загадаю загадку, а вы послушайте и скажите  про кого она.:

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку

Кто это ребята? (зайчик)

Воспитатель: Молодцы! Это зайчик, у него длинные уши, он ловко прыгает.

. Заяц тоже осенью готовится к зиме. 
Заяц осенью линяет. Какая шерсть у него вырастает?
  Теплая, чтобы зимой ему было не холодно.

 Давайте к нему подойдем поближе (дети вместе с воспитателем подходят к изображению зайца). Что же зайчик зимой делает в лесу?

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/10/76440_52795704cb5a42b289c495c47140f74b.jpg.jpg

Дети: Бегает, прыгает.

Воспитатель: Бегают зайцы по лесу, грызут кору деревьев и ветки.

 -А вы знаете, ребята, какого цвета шубка у зайчика зимой? А какая шубка летом?

Воспитатель: Да, летом зайка серый, ему легче прятаться в травке. Зимой выпадает снег и все вокруг белого цвета. Чтобы зайчика не нашла лиса и серый волк, он меняет свою шубку и надевает белую, как снег.  Норы заяц не имеет, прячется и спит в снегу, под елками,  зайца в белом снегу совсем не видно. Заяц подготовился к зиме, он сменил серую шубку на белую, что бы быть незаметным.

-А как зовут детенышей зайца? (Зайчата) Летом они тоже серые, а зимой белые.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/10/76440_4a6f2ea850d72297bf6f7dc6515960f4.jpg.jpg

Воспитатель: Давайте с вами немножко разомнемся, поиграем.

3.Проводится физминутка  «Зайка беленький сидит»

Зайка беленький сидит,

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть –

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять –

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал —

Зайка — прыг — и убежал!

Предлагаю детям вернуться на пенечки(стульчики)

Воспитатель:

Вот вам еще одна загадка:

Он большой и неуклюжий,

Косолапый и смешной,

Он живет в лесу дремучем,

Очень любит мед пахучий. (медведь)

Молодцы, это медведь. Он большой, косолапый и живёт в лесу.  

- Как же медведь готовится к зиме? Правильно, он тоже линяет. А что делает медведь зимой? (Спит.) 

-Как же он всю зиму спит и ничего не ест? Он же может умереть с голоду. (Дети возражают.)

-Правильно, у него под кожей накапливается жир. Медведь осенью наедается хорошенько. Вот какой он толстый, красивый, посмотрите.

Внимание детей обращается на изображение берлоги медведя.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/10/76440_58c5a586872fa4ebe86b5190218ea7b4.jpg.jpg

Воспитатель: Медведь хорошо  подготовился к зиме, он сделал себе берлогу, принес туда сухих листьев, чтобы не замерзнуть, улегся в нее и уснул. Тепло ему.

Воспитатель: - А как звать детенышей медведя (Медвежата)

-Давайте отойдем подальше от «берлоги» (изображение медведя в берлоге), чтобы его не разбудить.  Дети вместе с воспитателем отходят в сторонку, к столу, на котором разложены карточки к игре «Кто где живет?»

Предлагаю детям поиграть в игру. Взять картинку любого животного или детеныша  (белка-бельчата, заяц-зайчата, медведь-медвежата) и поместить его в свой домик(кустик, берлога, дупло).( Домики предварительно развесить на мольберте.) Во время игры при затруднении детей  помогаю детям. Так же  задаю вопросы: «Какого животного ты выбрал?», «Как называется его домик?», «Какого цвета шубка у этого животного?».

По окончании игры предлагаю вернуться в детский сад присесть на коврик, так как путешествие наше закончилось.

III. Рефлексия

-Где мы с вами сегодня побывали?

(В лесу)

-Кого мы там видели?

(Диких животных)

-Каких?

(Медведя, зайца, белку)

-Что  мы узнали?

(Как звери готовятся к зиме)

-Как зовут детенышей белки, зайца, медведя?

(Бельчата, зайчата, медвежата)

-Вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Непрерывная образовательная деятельность по познавательному развитию для детей младшего возраста. «Зимующие птицы"

формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного бережного отношения к ним....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в 1 младшей группе «Ладушки» Тема: «К нам пришла зима».

1.Просмотр иллюстраций, видеопрезентаций по теме «Зима», прослушивание аудиозаписей «Звуки леса», наблюдение за изменениями в природе.2. Чтение и заучивание стихов о зиме и зим...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей младшего возраста Тема: «Из чего же, из чего же, из чего же…»

Государственное бюджетной дошкольное образовательное учреждение детский сад № 95 Красногвардейского района Санкт-Петербурга     Конспект непрерывной образовательной деятельнос...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей младшего возраста ( 2-3 года) «Домашние животные»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей младшего возраста ( 2-3 года) «Домашние животные» Цель: Формирование, расширение и обобщение зн...