"Кто живёт в реках и в озерах".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Казанцева Елена Николаевна

Цель:

формирование представлений об обитателях   пресных водоемов (рыбах), их образе жизни и значении.

Задачи:

  • Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни в водной среде.
  • Учить описывать водных животных по картине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_ryby.docx43.04 КБ

Предварительный просмотр:

НОД на тему: "Кто живёт в реках и в озерах".

Цель:

формирование представлений об обитателях   пресных водоемов (рыбах), их образе жизни и значении.

Задачи:

  • Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни в водной среде.
  • Учить описывать водных животных по картине.

Материал:

Глобус, картина с изображением подводного мира, схема   рыбы, картинки рыб, обитающих в озерах и реках.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: Скажите ребята, что вы видите на столе?

Ответы детей.

Воспитатель: Как называется наша планета?

Ответы детей.

Воспитатель: дети, земля – это большой шар, дом в котором мы живем. Глобус – её модель, «игрушечная» Земля. На глобусе нарисовано все, что есть на земле. Зеленый цвет – обозначает леса, коричневый – горы. Самые высокие горы на глобусе темно-коричневого цвета, горы пониже светло-коричневого цвета. Но больше всего на глобусе синего цвета. Как вы думаете, что это?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно. Это океаны, моря. Вода в них соленая. Самые глубокие места раскрашены темно-синим цветом. Присмотритесь и вы увидите на глобусе извилистые голубые нити. Что это?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, это реки. Они несут свои воды в моря и океаны. Голубые пятна – озера. А, вы знаете, кто живет в реках? Чтобы вы правильно ответили, загадаю загадку:

В море плавает, в реке,

С плавниками в чешуе.

Она ни с кем не говорит,

 Пузырьки пускает и молчит.

ВоспитательСегодня мы с вами познакомимся с обитателями пресных водоемов. Беседа по картине.

Воспитатель: ребята, а кто живет в воде?

      Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, рыбы. Они все время проводят в воде. Посмотрите на рыбу. У неё вытянутое тело, голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. У рыб есть плавники.

Дети, а вы брали когда-нибудь рыбу в руки? Какая она на ощупь?

      Ответы детей.

Воспитатель: Тело рыбы покрыто чешуёй и слизью, это делает её скользкой, поэтому она легко скользит в воде.

Рыба постоянно живёт в воде, там она находит пищу.

Воспитатель: ребята, вы знаете как дышит рыба под водой?

           Ответы детей.

Да, у неё есть особое приспособление для дыхания под водой – жабры.

Воспитатель: ребята, а вы знаете, что рыба появляется из икринок, икринки превращаются в мальков, а из мальков вырастает большая рыба.

Воспитатель: Посмотрите на эту схему и расскажите об основных отличительных особенностях рыбы.

Рассматривание модели «Рыба»

       

Сейчас мы с вами окунемся в речные просторы и посмотрим разновидности речных рыб. Рыбы в реке делятся на хищников и мирных рыб. Кто такие хищники? Кто такие мирные   рыбы?

       Ответы детей.

Да, все правильно: рыбы- хищники охотятся на мелких мирных рыбок. А тем, в свою очередь, нужно прятаться. Вот поэтому их окраска, схожа с цветом водных растений, камней, песка.

Воспитатель: давайте встанем врассыпную, покажем ручками и пальчиками, как плавают рыбки:

Рыбка плавает в водице. (Волна правой рукой)

Рыбке весело играть. (Волна левой рукой)

Рыбка, рыбка озорница (Волна двумя руками)

Я хочу тебя поймать. (Хлопок в ладоши)

Рыбка спинку изогнула, (Руки вверх в замочке)

Крошку хлебную взяла, (Хлопок в ладоши)

Рыбка хвостиком вильнула, (Соединить две ладони, волна вперед)

Рыбка быстро уплыла. (Соединить две ладони, волна в сторону)

Давайте посмотрим на мирных рыб. Это лещ, карась, плотва.

Хищные рыбы – это сом, щука, окунь, ерш.

Воспитатель: дети, я вам расскажу о некоторых рыбах.

Плотва. Эта рыба любит тихую и теплую воду, с чистым песчаным дном.  Кормится водорослями и др. растительной пищей, мелкими организмами.

Красноперка. Рыбка получила свое название из-за яркой окраски плавников. Питается красноперка водорослями мальками, икрой др. рыб. Любит теплую воду с медленным течением, илистым дном. Держится у берегов, любит заросшие места.

Лещ. Живет семьями во главе с вожаком-самой крупной рыбой.  Плавают лещи треугольником, как клин летящих птиц. При опасности сбиваются в кучу, нарушая строй.

Караси обитают в болотистых озерах и реках. В зависимости от цвета чешуи карась бывает золотой и серебристый. Питаются растениями, мелкими животными организмами. В суровую зиму впадают в спячку и могут проспать до весны даже в полностью замерзшей речке.

Окуни. Водятся во всех водоемах, с тихим течением, сильно заросших водяными растениями, держатся стайками. Окуни – хищники, поедают мелкие рыбки, рыбью икру, рачков, червей, головастиков.  

Щука. Обитает во всех реках, озерах, прудах, держится чаще в зарослях водной растительности, щуки хищные, прожорливые рыбы, питаются рыбой – красноперками, плотвой, окунями, также лягушками. Щуки  в длину достигают 2 метров, могут дожить до 30 лет.

Ерш. Обитает на песчаном дне, ерш прожорливая рыба, питающаяся мелкими придонными организмами, личинками насекомых, мелкой рыбой. Характер ершей неуживчивый, агрессивно защищает свою территорию, благодаря острым колючкам на плавниках.

Воспитатель:

А, давайте поиграем в игру. Подвижная игра: «Мир Рыб».

Дети распределяют роль сома и стайки лещей и других мирных рыб. Под музыку лещи плавают, строясь в форме треугольника. Когда   к ним подплывают мирные рыбки, лещи спокойно плывут. Во время опасности, когда выплывает сом, стайка лещей нарушает строй, сбиваясь в кучу, а вожак уводит стаю в укрытие

Рефлексия: Итак, подводя итог нашему занятию, скажите, что вы сегодня узнали?

С какими водными обитателями вы познакомились?

Воспитатель: в кармашках лежат прямоугольники желтого и зеленого цвета. Если вам понравилось сегодняшнее занятие и было интересно, поднимите вверх зеленый прямоугольник; если тема сегодняшнего занятия была для вас трудной, неинтересной, то поднимите вверх желтый прямоугольник.

На память о нашем занятии я вам подарю раскраску «Рыбка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Кто живёт в реке Дон"

Материал может быть использован для ознакомления детей с обитателями реки Дон....

Исследовательская работа «Кто в озере живет, кто в не глубоком живёт?» Шамова Аня, 6 лет МКДОУ Кутужековский детский сад Воспитатель: Коваленко С. Ф.

Исследовательский проект "Кто в озере живёт, кто в не глубоком живет?" в проекте участвовали дети разновозрастной группы и родители....

Презентация к занятию по экологическому воспитанию " Кто живёт в реке и в озере"

Презентация подготовлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

"Кто живет в реке и в озере?"

Конспект занятия по экологии в средней группе ...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему: "Кто живёт в реке и в озере"

Цель: формирование представлений об обитателях  пресных водоемов(рек, озер),  их образе жизни и значении.Задачи:1)Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Кто живёт в реке и в озере» (Познавательное развитие)

Данная разработка помогает создать условия для формирования представлений детей об обитателях  пресных водоемов (рек, озер), развивать умение классифицировать рыб, водоплавающих птиц, гнездя...