"Кто живет в реке и в озере?"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Конспект занятия по экологии в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_ekologii_v_sredney_gruppe_mdou.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии в средней группе   ДОУ

Тема: «Кто живёт в реке и озере?»

Программное содержание:

1.Расширять понятия об окружающем мире. Формировать понятие о возникновении рек, озёр, их истоках. Учить сравнивать и находить различия между двумя источниками воды (река- озеро). 2.Закрепить знания о пресноводных обитателях рек и озёр. Развивать умение классифицировать рыб, водоплавающих птиц, гнездящихся на берегах рек и озёр ( насекомые).

3.Совершенствовать устную речь. Расширять и активизировать словарь детей.

Материалы: иллюстрации рек, озёр, лесного родника, болота; заготовки запретных знаков , простые карандаши; модель строения рыб: тело овальной формы, покрыто чешуёй, живёт в воде, есть плавники, мечет икру. Рабочие листы для детей - различие и сходство реки и озера с окружающими предметами. Синие шары, дети и воспитатель в одежде синего цвета.

Ход занятия: Звучит грамзапись лесных звуков.

В. – Ребята, что вы услышали, когда это бывает? Д.( летом, голоса птиц, бежит река).

В.- Скоро наступит лето, я вам предлагаю вспомнить: как вы все отдыхали летом? Кто на даче, кто в деревне, и вы ,конечно же, купались в реке, озере( показ на глобусе, карте ).

А вы знаете откуда начинается река, где её начало? Послушайте стихотворение:

« В глуши лесной, в глуши зелёной, всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой, бьёт из камней родник студёный: кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами, и под ветвистыми дубами стеклом расплавленным бежит».

В.- Родник ещё называют ключом( иллюстрация родника). Река может начинаться и из болота, и из озера. Вода, вытекающая из них, собирается в ручьи. А они  соединяются  и получается река. А река впадает в озеро, море или океан  ( воспитатель раздаёт рабочие листы).

В.- Сравните родник, реку, болото, озеро, ручей с ключом с предметами( что на что похоже- зеркало, змея, шарф, кастрюля с тестом). Дети выполняют задание самостоятельно.

В.- Молодцы! А как ласково сказать про реку, озеро? Д.- речка, реченька, речушка, озерко, озерцо.

В.- А у нас в Карелии есть много рек и озёр , больших и маленьких .Лесные озёра называются ламбушки.  Есть реки равнинные – они текут медленно. Плавно. У них низкие берега. А есть реки горные, у которых течение быстрое , бурлящее и берега скалистые.( Дети рассматривают иллюстрации рек). Какая вода в реке?( чистая , грязная, мутная, прозрачная); какое течение ? ( быстрое, плавное, бурное, спокойное).

Поговорим об озере. Какое оно? ( большое , глубокое, спокойное, штормовое). Откуда берётся вода в озере? Куда исчезает вода летом? ( ответы детей).

Д. и в. Выкладывают последовательную цепочку(много капель- источник подземный- ручеёк- река- озеро- море- океан).В.- В природе существует круговорот в природе(дети рассматривают схему – круговорот воды в природе)

В. –Предлагаю поиграть в игру- « Свой домик ищи»( звук, свет, вода). Молодцы, ребята! Всё отлично рассказали о реках и озёрах. А теперь представьте, что было бы, если бы наши водоёмы стали грязными? ( погибла бы рыба, нельзя было бы пить воду, погибли бы лягушки, раки; животные, мы не смогли бы купаться такой воде, отравились бы и т.д.). Молодцы, всё верно рассказали! Я познакомлю вас с запрещающими знаками природы для тех людей, которые губят наши водоёмы ( дети рассматривают знаки).

В.- В реках и озёрах обитают живые организмы. Я вам предлагаю отправиться со мной в путешествие- в подводное царство. Садитесь в « подводную лодку»  и в путь ( звучит  музыка). Ребята , сегодня необычный день - день Ерша Ершовича. Мы с вами вспомним  всех, кто с ним живёт по соседству: рыб, птиц, гнездящихся в камышах у берегов рек и озёр, птиц и животных. Но у Ерша Ершовича есть не только добрые соседи , но и враги. Отгадайте загадки:

1. Хвостом она виляет, зубаста, а не лает Кто это? (щука).

В. – Предлагаю поиграть с вами в ершей и щуку. Подвижная игра « Ерши и щука». Мы с вами вспомним , кто ещё живёт рядом с Ершом  Ершовичем ( дети загадывают загадки: о раке, мальках, головастиках, лягушках). Молодцы, всё верно отгадали!  В.- А какие ещё рыбы живут в воде? ( дети называют рыб). Хорошо , много знаете пресноводных рыб.

В.- По берегам рек и озёр гнездятся птицы ( дети загадывают загадки о водоплавающих птицах- утка, гусь, лебедь).  Чем питаются эти птицы?  (  насекомыми, рыбой, лягушками).

В .- В реках и озёрах живут рыбы, назовите их ( дети называют знакомых рыб- щука, окунь, плотва, лещь и т. д. ). Вспомним строение рыб( туловище, голова, хвост, плавники, чешуя; мечет икру, живёт в воде, дышит кислородом в воде).

В. – Да, ребята, Ёрш  Ершович не ожидал , что вы так много знаете о его соседях. Предлагаю поиграть в подвижную игру « Лягушата». Ёрш Ершович дарит детям по синему воздушному шарику за отличные знания.

В.- Дети, пора возвращаться в детский сад. Садимся в «подводную лодку» , в добрый путь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по экологическому воспитанию "Кто живет в реке?"

В конспекте занятия раскрываются использование современных образовательных технологий в процессе ознакомления старших дошкольников с обитателями водного царства...

Кто в реке без головы живет?

презентация для детей по окружающему миру...

" Кто живет в реке"

Совместный досуг для детей старших и младших групп....

Презентация " Кто живет в реке и озере"

Презентация " Кто живет в реке и озере"...

Конспект по познавательному развитию в старшей группе Тема:"Кто живет в реке и озере"

Программное содержание: закрепить знания о пресноводных обитателях рек и озер; развивать умение классифицировать рыб, водоплавающих птиц, гнездящихся на берегах рек и озер. Совершенствовать устную реч...