Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста по теме "Природа - наш общий дом"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мамонова Елена Валентиновна

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста на тему «Природа – наш общий дом»

 

Цель: Показать Землю как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком.

Образовательные задачи:

  • Обобщить знания и представления детей о том, что природа – наш общий дом.
  • Закрепление знаний детей о живой и неживой природе.
  • Различить хвойные и лиственные деревья, садовые и полевые цветы.
  • Познакомить с Красной Книгой.
  • Совершенствовать умения детей выразительно читать стихи.

Развивающие задачи:

  • Развивать творческие способности.
  • Способствовать осмыслению детьми разных аспектов взаимодействия человека с природой;
  • Развивать внимание, логическое мышление, сообразительность.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям.
  • Воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе.

Методы обучения:

Наглядный, словесный, практический, игровой, обыгрывание сюжетов сказок детьми в свободной деятельности.

Материалы к занятию:

карта с изображением зон леса, моря, гор, неба и луга; фигурки диких и домашних животных; игрушечный грузовик; карточки с изображением на них объектов живой и неживой природы; изображения вулканов, макет вулкана, прозрачная миска с загрязнённой водой; фильтр из пластиковой бутылки с ватой для очистки воды; плакат с изображением океана, гор, леса, луга без цветов, неба; картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц; изображения полевых и садовых цветов; изображение Красной книги; плакат с деревьями;

Ход занятия:

(Дети сидят полукругом)

Воспитатель:

- Ребята, сегодня нас ждёт увлекательное путешествие в мир природы. Мир природы – это растения, животные, птицы, насекомые, рыбы; он такой разнообразный и неповторимый.

Послушайте, какие красивые стихи написал поэт Л. Дайнеко:

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весёлый звон ручья.

Живёшь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нём.

Природою родной земли

Зовётся этот дом.

- Каждый из нас живем в доме со стенами, потолком и полом – это наш обычный дом, но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом.

Это дом – Природа.

Когда-то давным - давно для человека единственным домом была природа. Человек не мог строить дома, охотиться на животных, ловил рыбу, собирал растения для еды.

Шло время, и человек научился многому: строить дома (деревянные, кирпичные) летать на самолетах и даже в космос. Но все равно единственным домом для человека остается природа.

Воспитатель:

Почему? (Ответы детей).

Воспитатель:

- Человек не может прожить без природы. Ему нужна вода, воздух, солнце, растения, животные.

- В природе живут животные.

А каких животных вы знаете? (Ответы детей).

Воспитатель:

- Чем они питаются? (Ответы детей).

- Какую пользу приносят? (Ответы детей).

- Кого называют санитаром леса? (Ответы детей).

- Каких животных жарких стран вы знаете? (Ответы детей).

1. Воспитатель:

- Природа – волшебная царица, все мы живём в её царстве. У неё столько много дел и забот! А давайте сегодня поможем нашей природе? Смотрите, у меня есть карта, где изображено всё царство природы: лес, небо, горы, луга, моря и океаны.

- Посмотрите, сначала из детского сада мы попадаем куда? (в лес). (Воспитатель вместе с детьми переходит к столу «лес»).

Дидактическая игра «Домашние и дикие животные».

Воспитатель:

- Глядите, ребята, сколько здесь разных птиц и животных! Но посмотрите внимательнее, что-то здесь не так (в лесу находятся и дикие, и домашние животные). - А какие животные называются домашними? Какие дикими?

- Давайте всех домашних животных найдём, поместим в этот грузовик и отправим их домой на ферму. (Дети выполняют задание).

На столе лежит плакат с изображением разных парод деревьев (береза, осинка, дуб, сосна, ель и т.д.)

Детям предлагается загадки о деревьях (березе, дубе, ели).

Загадки:

«Есть у ребят зеленый друг, веселый друг, хороший.

Он им протянет сотни рук и тысячи ладошек» (Лес).

«Стоит Алена: «платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан» (Береза).

«Что за дерево стоит – ветра нет, а  лист дрожит» (Осина).

«Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год!» (Ель).  

- Как можно разделить все деревья? (лиственные и хвойные).

- Чем они отличаются друг от друга?

Дети:

- На лиственных есть листья, а на хвойных – хвоинки.

Воспитатель:

- Что еще растет в лесу? (Грибы, ягоды, травы, цветы, насекомые, птицы).

- А теперь, ребята, вспомним, как следует вести себя в природе?

Дети называют правила поведения:

1. Не сорить в лесу.

2. Не жечь костры.

3. Не разрушать гнезда птиц, муравейники.

4. Не ловить птиц и животных.

5. Не рубить деревья, не ломать ветки.

Воспитатель:

- Ну вот, первая помощь природе оказана!

2. Воспитатель:

- Посмотрим на карту, куда нам отправляться теперь (Дети переходят к столу «Горы»).

Дидактическая игра «Живая и неживая природа».

- Ребята, на какие два вида делится природа? (на живую и неживую).

- В горах расположены картинки с живой и неживой природой.

- Мы сейчас с вами найдём изображения живой природы и отложим их вправо, и слева у нас будут изображения неживой природы. (Дети выполняют задание, рассказывают, что относится к живой, а что к неживой природе).

- Какие же вы молодцы! И здесь мы помогли нашей природе!

Воспитатель:

- Ну вот мы и добрались до гор.

- Ребята посмотрите на карте есть маленькие чёрные точки. Этими точками отмечают вулканы.

Как вы думаете что такое вулканы?(Ответы детей).

Воспитатель: Ребята сейчас я расскажу вам одну легенду о вулкане.

“Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.

Воспитатель: Ну что интересная легенда? (Да)

- Давайте, ребята, рассмотрим с вами картинки с изображением вулканов. Ведь разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как - будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает “спокойно”.

Посмотрите внимательно какой формы вулкан, на что он похож?

Дети: Похож на пирамиду, конус.

Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?

Дети: На большую яму, воронку.

Воспитатель: Верно. Как называется эта часть вулкана?

Дети: Вершина горы из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана.

Воспитатель: Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

- Вот сейчас я покажу вам как происходит извержение вулкана…

- Посмотрите на эти горы. На них тоже есть вулкан и кратер и сейчас я попробую запустить этот вулкан. А вы внимательно смотрите что я делаю.

Воспитатель: Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку одну чайную ложку соды, немного красной краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующая жидкость – уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю 5 капель уксуса. Посмотрите, что происходит?

Опытно-экспериментальная деятельность «Очистка воды».

3. Воспитатель:

- А теперь на карте изображены (моря и океаны). (Дети переходят к столу «моря и океаны).

- Что же случилось здесь? (вода в море загрязнена).

- Правильно. К сожалению, человек часто загрязняет реки, озёра, моря и океаны. Но нам нужна чистая вода, правда? Скажите, а кому вообще на земле нужна вода? (ответы детей). Всё живое на земле погибнет если не будет воды, вот почему так важно содержать её в чистоте. Люди создали специальные фильтры по очистке воды. И сейчас мы с вами поможем нашей природе – очистим воду в этом море! (Сделать фильтр из пластиковой бутылки с ватой.)

- Ну вот, теперь в этом море снова могут обитать различные рыбы, морские животные и растения!

4. Воспитатель:

- Но, а мы двигаемся дальше! На карте нарисовано… небо! (дети переходят к столу «небо»).

Задание «Назови перелётных и зимующих птиц».

- В небе столько птиц! Но, с наступлением осени, многие птицы улетают от нас на юг. Как называются такие птицы? А те, которые остаются у нас на зиму? Мы с вами должны назвать всех птиц и определить, какие из них перелётные, а какие зимующие (Дети выполняют задание). Как много мы уже помогли нашей природе, давайте сейчас немного отдохнём!

Физ. минутка «Весёлые зверята»

Зайка скачет по кусточкам,                        Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней.

По болоту и по кочкам.

Белка прыгает по веткам,                             Прыгают, согнув руки перед грудью.

Гриб несет бельчатам-деткам.

Ходит мишка косолапый,                            Идут вперевалку.

У него кривые лапы.

Без тропинок, без дорожек                        Двигаются в полуприседе, сделав круглые спинки.

Катится колючий ежик.

5. Воспитатель:

- Ну вот мы и отдохнули! Что же дальше изображено на карте? (поля и луга). (Дети переходят к столу «луга»)

- На лугах всегда очень красиво! Там растёт много чудесных полевых цветов. (Дети замечают, что на лугу совсем нет цветов). Надо украсить луг цветами! Вот здесь есть много разных цветов, но разве все они растут на лугу? (дети берут только полевые цветы, а декоративные оставляют).

- Мы сегодня очень много помогли природе и можем заслуженно считаться её почётными помощниками!

Подведение итога:

Есть такие растения и животные, которых очень мало в природе и чтобы они совсем не исчезли, люди охраняют и берегут их и заносят в красную книгу (показ изображения красной книги).

Из растений – ландыш, подснежник. За уничтожение редких животных и растений браконьеров наказывают. В эту книгу заносят все исчезающие виды животных: леопард, барс, белый медведь, панда и др.

- И вот мы снова вернулись в детский сад!

- Понравилось вам помогать природе?

- Что больше всего запомнилось вам сегодня? (ответы детей)

- Мы ещё много раз будем помогать природе оставаться такой же прекрасной, какая она есть сейчас!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл noyab.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

   Конспект занятия на тему «Природа – наш общий дом»

в подготовительной группе.

Цель: Показать Землю как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком.

Образовательные задачи: 

  • Обобщить знания и представления детей о том, что природа – наш общий дом.
  • Закрепление знаний детей о живой и неживой природе.
  • Различить хвойные и лиственные деревья, садовые и полевые цветы.
  • Познакомить с Красной Книгой.
  • Совершенствовать умения детей выразительно читать стихи.

Развивающие задачи: 

  • Развивать творческие способности.
  • Способствовать осмыслению детьми разных аспектов взаимодействия человека с природой;
  • Развивать внимание, логическое мышление, сообразительность.

Воспитательные задачи: 

  • Воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям.
  • Воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе.

Методы обучения:

Наглядный, словесный, практический, игровой, обыгрывание сюжетов сказок детьми в свободной деятельности.

Материалы к занятию: 

карта с изображением зон леса, моря, гор, неба и луга; фигурки диких и домашних животных; игрушечный грузовик; карточки с изображением на них объектов живой и неживой природы; изображения вулканов, макет вулкана, прозрачная миска с загрязнённой водой; фильтр из пластиковой бутылки с ватой для очистки воды; плакат с изображением океана, гор, леса, луга без цветов, неба; картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц; изображения полевых и садовых цветов; изображение Красной книги; плакат с деревьями;

Ход занятия:

(Дети сидят полукругом)

Воспитатель:

- Ребята, сегодня нас ждёт увлекательное путешествие в мир природы. Мир природы – это растения, животные, птицы, насекомые, рыбы; он такой разнообразный и неповторимый.

Послушайте, какие красивые стихи написал поэт Л. Дайнеко:

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весёлый звон ручья.

Живёшь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нём.

Природою родной земли

Зовётся этот дом.

- Каждый из нас живем в доме со стенами, потолком и полом – это наш обычный дом, но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом.

Это дом – Природа.

Когда-то давным - давно для человека единственным домом была природа. Человек не мог строить дома, охотиться на животных, ловил рыбу, собирал растения для еды.

Шло время, и человек научился многому: строить дома (деревянные, кирпичные) летать на самолетах и даже в космос. Но все равно единственным домом для человека остается природа.

Воспитатель:

Почему? (Ответы детей).

Воспитатель:

- Человек не может прожить без природы. Ему нужна вода, воздух, солнце, растения, животные.

- В природе живут животные.

А каких животных вы знаете? (Ответы детей).

Воспитатель:

- Чем они питаются? (Ответы детей).

- Какую пользу приносят? (Ответы детей).

- Кого называют санитаром леса? (Ответы детей).

- Каких животных жарких стран вы знаете? (Ответы детей).

1. Воспитатель:

- Природа – волшебная царица, все мы живём в её царстве. У неё столько много дел и забот! А давайте сегодня поможем нашей природе? Смотрите, у меня есть карта, где изображено всё царство природы: лес, небо, горы, луга, моря и океаны.

- Посмотрите, сначала из детского сада мы попадаем куда? (в лес). (Воспитатель вместе с детьми переходит к столу «лес»).

Дидактическая игра «Домашние и дикие животные».

Воспитатель:

- Глядите, ребята, сколько здесь разных птиц и животных! Но посмотрите внимательнее, что-то здесь не так (в лесу находятся и дикие, и домашние животные). - А какие животные называются домашними? Какие дикими?

- Давайте всех домашних животных найдём, поместим в этот грузовик и отправим их домой на ферму. (Дети выполняют задание).

На столе лежит плакат с изображением разных парод деревьев (береза, осинка, дуб, сосна, ель и т.д.)

Детям предлагается загадки о деревьях (березе, дубе, ели).

Загадки:

«Есть у ребят зеленый друг, веселый друг, хороший.

Он им протянет сотни рук и тысячи ладошек» (Лес).

«Стоит Алена: «платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан» (Береза).

«Что за дерево стоит – ветра нет, а  лист дрожит» (Осина).

«Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год!» (Ель).  

- Как можно разделить все деревья? (лиственные и хвойные).

- Чем они отличаются друг от друга?

Дети:

- На лиственных есть листья, а на хвойных – хвоинки.

Воспитатель:

- Что еще растет в лесу? (Грибы, ягоды, травы, цветы, насекомые, птицы).

- А теперь, ребята, вспомним, как следует вести себя в природе?

Дети называют правила поведения:

1. Не сорить в лесу.

2. Не жечь костры.

3. Не разрушать гнезда птиц, муравейники.

4. Не ловить птиц и животных.

5. Не рубить деревья, не ломать ветки.

Воспитатель:

- Ну вот, первая помощь природе оказана!

2. Воспитатель:

- Посмотрим на карту, куда нам отправляться теперь (Дети переходят к столу «Горы»).

Дидактическая игра «Живая и неживая природа».

- Ребята, на какие два вида делится природа? (на живую и неживую).

- В горах расположены картинки с живой и неживой природой.

- Мы сейчас с вами найдём изображения живой природы и отложим их вправо, и слева у нас будут изображения неживой природы. (Дети выполняют задание, рассказывают, что относится к живой, а что к неживой природе).

- Какие же вы молодцы! И здесь мы помогли нашей природе!

Воспитатель:

- Ну вот мы и добрались до гор.

- Ребята посмотрите на карте есть маленькие чёрные точки. Этими точками отмечают вулканы.

Как вы думаете что такое вулканы?(Ответы детей).

Воспитатель: Ребята сейчас я расскажу вам одну легенду о вулкане.

“Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.

Воспитатель: Ну что интересная легенда? (Да)

- Давайте, ребята, рассмотрим с вами картинки с изображением вулканов. Ведь разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как - будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает “спокойно”.

Посмотрите внимательно какой формы вулкан, на что он похож?

Дети: Похож на пирамиду, конус.

Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?

Дети: На большую яму, воронку.

Воспитатель: Верно. Как называется эта часть вулкана?

Дети: Вершина горы из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана.

Воспитатель: Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

- Вот сейчас я покажу вам как происходит извержение вулкана…

- Посмотрите на эти горы. На них тоже есть вулкан и кратер и сейчас я попробую запустить этот вулкан. А вы внимательно смотрите что я делаю.

Воспитатель: Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку одну чайную ложку соды, немного красной краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующая жидкость – уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю 5 капель уксуса. Посмотрите, что происходит?

Опытно-экспериментальная деятельность «Очистка воды».

3. Воспитатель:

- А теперь на карте изображены (моря и океаны). (Дети переходят к столу «моря и океаны).

- Что же случилось здесь? (вода в море загрязнена).

- Правильно. К сожалению, человек часто загрязняет реки, озёра, моря и океаны. Но нам нужна чистая вода, правда? Скажите, а кому вообще на земле нужна вода? (ответы детей). Всё живое на земле погибнет если не будет воды, вот почему так важно содержать её в чистоте. Люди создали специальные фильтры по очистке воды. И сейчас мы с вами поможем нашей природе – очистим воду в этом море! (Сделать фильтр из пластиковой бутылки с ватой.)

- Ну вот, теперь в этом море снова могут обитать различные рыбы, морские животные и растения!

4. Воспитатель:

- Но, а мы двигаемся дальше! На карте нарисовано… небо! (дети переходят к столу «небо»).

Задание «Назови перелётных и зимующих птиц».

- В небе столько птиц! Но, с наступлением осени, многие птицы улетают от нас на юг. Как называются такие птицы? А те, которые остаются у нас на зиму? Мы с вами должны назвать всех птиц и определить, какие из них перелётные, а какие зимующие (Дети выполняют задание). Как много мы уже помогли нашей природе, давайте сейчас немного отдохнём!

Физ. минутка «Весёлые зверята»

Зайка скачет по кусточкам,                        Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней.

По болоту и по кочкам.

Белка прыгает по веткам,                             Прыгают, согнув руки перед грудью.

Гриб несет бельчатам-деткам.

Ходит мишка косолапый,                            Идут вперевалку.

У него кривые лапы.

Без тропинок, без дорожек                        Двигаются в полуприседе, сделав круглые спинки.

Катится колючий ежик.

5. Воспитатель:

- Ну вот мы и отдохнули! Что же дальше изображено на карте? (поля и луга). (Дети переходят к столу «луга»)

- На лугах всегда очень красиво! Там растёт много чудесных полевых цветов. (Дети замечают, что на лугу совсем нет цветов). Надо украсить луг цветами! Вот здесь есть много разных цветов, но разве все они растут на лугу? (дети берут только полевые цветы, а декоративные оставляют).

- Мы сегодня очень много помогли природе и можем заслуженно считаться её почётными помощниками!

Подведение итога:

Есть такие растения и животные, которых очень мало в природе и чтобы они совсем не исчезли, люди охраняют и берегут их и заносят в красную книгу (показ изображения красной книги).

Из растений – ландыш, подснежник. За уничтожение редких животных и растений браконьеров наказывают. В эту книгу заносят все исчезающие виды животных: леопард, барс, белый медведь, панда и др.

- И вот мы снова вернулись в детский сад!

- Понравилось вам помогать природе?

- Что больше всего запомнилось вам сегодня? (ответы детей) 

- Мы ещё много раз будем помогать природе оставаться такой же прекрасной, какая она есть сейчас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по наблюдению за аквариумными рыбками "Стеклянный домик"

Конспект содержит современные образовательные технологии: здоровьесберегающие (пальчиковая гимнастика, динамическая пауза, аутотренинг), экспериментирование, моделирование, элементы ТРИЗ....

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста с использованием проблемно-игровой технологии:Веселая ярмарка

Конспект  совместной образовательной деятельности    воспитателя с детьми старшего возраста    с использованием проблемно-игровой технологии:«Веселая ярмарка» Заняти...

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста по теме «Осень»

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста по теме «Осень» (обобщение знаний)Цель: Обобщение и закрепление знаний детей о характерных признаках...

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста "Прошлое книги"

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста "Прошлое книги"       Ход занятия.I Организационный моментВоспитатель: Ребята, сег...

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста "Сказки из леса"

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста  «Сказки из леса» Цель: формирование экологически грамотного отношения дошкольн...