"В гостях у дедушки Корнея"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Костичева Татьяна Николаевна

Закреплять знания детей о литературном творчестве К. И. Чуковского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx38.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в средней группе.

Интегрированная НОД

для детей средней группы 

«В гостях у дедушки Корнея» 


Виды детской деятельности: игровая, познавательно- исследовательская деятельность, коммуникативная деятельность, двигательная деятельность, конструирование, восприятие художественной литературы и музыки.

 Цель: в процессе познавательной деятельности воспитывать способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

Задачи:

Образовательная: 

Закрепить знания детей о литературном творчестве К. И. Чуковского, умение отгадывать название сказки по прочитанному отрывку, предметам.

Закрепить умение сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар; сравнивать предметы по величине, располагая их в убывающей и возрастающей последовательности

Продолжать учить измерять слово, путем деления его на слоги.

Выяснить зависимость наступления дня, вечера, ночи, утра от положения Земли по отношению к Солнцу.

Собирать по образцу предметы из счетных палочек, анализировать образцы конструкций.

Развивающая: 

Развивать у детей познавательный интерес к сказкам; развивать мелкую моторику рук, пространственную ориентацию при составлении из счетных палочек; развивать и совершенствовать коммуникативные навыки; развивать связную речь детей, умение рассуждать; воображение, мышление, логику.

Воспитывающая:

Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы; вызвать интерес к литературному слову, к народной игре, воспитывать чувство дружбы и сотрудничества.

Материалы и оборудование:

Портрет К. Чуковского, книжная выставка, проектор, экран, клубочек ниток, чудо- дерево, открытки с загадками, наборы игрушечной чайной посуды, горшочков, разных по размеру, печка, блины, стол со скатертью, самовар, стаканы и трубочки по количеству детей, сундучок с пуговками, монетками, колечками, глобус, фонарик, фигурка Мишутки, книги К.Чуковского на каждого ребенка.

Ход занятия

Вводная часть. 

В. Ребята, сегодня у вас много гостей. Давайте все дружно поздороваемся. Добрый день, дорогие гости.

В. Мы построим ровный круг,

Справа друг и слева друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Коммуникативная игра: «У меня в руках клубочек»

Кто клубочек получает, передает его следующему, стоящему справа от него ребенку и все вместе, у кого нитка, поют ему радостную песенку. И так, пока клубок не вернется к воспитателю.

У меня в руках клубочек,

Передай его дружочек

Соседу, что рядом с тобой

Веселую песенку спой:

«Я очень рада, что Лиза в группе есть…

В. Ну вот, клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала еще крепче и нам не страшны никакие трудности, а настроение улучшилось.

У всех хорошее настроение? - Да.

Все забыты огорчения? - Да.

Ребята, а вы любите сказки?

Приглашаю вас и наших гостей в гости к сказке, вы согласны отправиться со мной в трудный путь?

А поможет нам в этом наш волшебный экран.

(Дети садятся на стульчики перед экраном)

В. Огонечек наш зажгись-

Сказка в гости к нам явись!

Волшебная книга открывается

Сказка начинается!

На экране появляется волшебная книга звучат слова:

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

На экране появляется Чудо-дерево:

Как у наших у ворот

Чудо- дерево растет.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное.

Не листочки на нем,

Не цветочки на нем,

А загадки весят

Ждут догадливых ребят!

Как найдете вы отгадку-

Разгадаете загадку!

В. Ребята, посмотрите, вот оно Чудо- дерево (обращает внимание на Чудо- дерево в группе)

И правда-

Не листочки на нем,

Не цветочки на нем…

Проблема: Ребята, а вы видели когда- ни будь такое дерево?  А что может расти на дереве? – Листочки, цветочки, плоды.

А почему на этом дереве растут загадки? (Рассуждения детей: где может расти такое дерево (в сказке), как можно назвать это дерево (оно лиственное? хвойное? – оно сказочное)

Молодцы, конечно, это дерево растет в Сказке.

Вспомните, что сказало Чудо-дерево? -

Как найдете вы отгадку-

Разгадаете загадку.

Ну, что, вы готовы отгадывать загадки Чудо- дерева? - Да.

Воспитатель снимает с дерева первую загадку.

Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовёт

И в дороге слёзы льёт. (сказка: «Федорино горе»)

Проблема: Почему говорят: «Федорино горе», а не «Счастье»? Какое счастье, ведь не надо мыть посуду! (Рассуждение детей: тогда вся посуда запачкается и не с чего будет кушать)

В. Молодцы, приглашаю вас к нашему волшебному экрану.

Дети садятся на стульчики перед экраном.

В. Огонечек наш зажгись-

Сказка в гости к нам явись!

На экране появляется Федора:

Весело, радостно стало мне жить:

Буду с посудой всегда я дружить!

Помощникам я рада буду,

Помогите мне убрать посуду.

Угощать друзей я рада-

Испеку блинов в награду.

В. Ребята, Федора очень изменилась: стала аккуратной, но еще не все умеет, может мы ей поможем? - Да.

В. Но сначала нам нужно найти вещи, принадлежащие этой сказке (стол с разбросанной посудой и самоваром)

В. Федора ждет гостей и надо помочь ей накрыть стол. Что нам нужно для приема гостей?

(Дети ставят самовар и раскладывают чашки и блюдца, замечают, что нахватает блюдца)

В. Сколько у нас кружек- Три, а блюдец- 4. Чего больше, чего меньше. Что надо сделать, чтобы их было поровну? - убрать 1 блюдце. А еще как можно сделать поровну? Добавить 1 кружку.

Воспитатель предлагает поискать еще кружку и уравнять количество предметов.

Затем педагог обращает внимание на разбросанные чугунки и предлагает их убрать в печь.

Проблема: Как убрать в небольшое отверстие 4 чугунка? (Дети, высказывают свои предположения, пробуют убрать посуду разными способами. Воспитатель выслушивает, подбадривает, даёт возможность ребятам самим решить данную проблему. Находят ответ:

складывание чугунков по величине по мере уменьшения (один в другой, с использованием слов «самый большой, меньше, ещё меньше, самый маленький»).

Молодцы! А зачем Федоре самовар? – Кипятить чай.

А как мы узнаем, что вода в чайнике закипела? – Пойдут пузыри.

Сейчас мы для Федоры вскипятим воду для чая.

Дыхательная гимнастика «Вскипятим воду».

Воспитатель предлагает детям взять трубочки, опустить их в стакан с водой, сделать вдох и потихоньку выдыхать воздух через трубочки, не раздувая щёк. На поверхности воды появляются пузырьки – «вода закипает». Повтор 2 - 3 раза.

В. Ну вот, все готово к приему гостей, тетушка Федора пошла их встречать, но, а нам пора

 возвращаться к нашему Чудо- дереву.

Воспитатель читает загадку:

«Мы живём на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппо-по
По широкой Лимпопо». (Сказка «Айболит»)

Проблема: Почему Айболита зовут Айболит» (Рассуждение детей, почему так назвали доктора- больной говорит ай, болит!)

Молодцы, приглашаю к нашему волшебному экрану.

Дети садятся на стулья.

Огонечек наш зажгись-

Сказка в гости к нам явись!

Появляется Айболит:

 - Что же делать, как же быть

 Надо малышей лечить

 Только, где же они живут?

Воспитатель: ребята, где живут малыши? (в Африке)

Айболит:

 А живут они в Африке,

 В далекой Лимпопо.

А в Африку, а в Африку

Добраться нелегко.

На экране появляется карта. Дети рассматривают ее. (Воспитатель показывает путь Айболита- горы, море, длинную дорогу в пустыне)

В. Ребята, а Айболит может один пойти в Африку? Почему?

Тогда я предлагаю помочь Айболиту добраться до Африки, вылечить маленьких зверей. Поможем ему. - Да.

И так, отправляемся в Африку.

Проблема: Какую одежду возьмем с собой? (дети высказывают предположение)

В. А теперь нам надо выбрать транспорт, который поможет Айболиту и нам добраться до Африки.

(на экране изображение моря)

 Айболит:

 И вот перед нами море

 Бушует, шумит на просторе.

 А в море высокая ходит волна

 Сейчас меня проглотит она.

Проблема: Как помочь Айболиту перебраться через море? (Рассуждение детей: корабль, подводная лодка, лодка, плот, решаем, что лучше на корабле)

Воспитатель предлагает построить корабль (из счетных палочек) по образцу.

 Дети строят.

В. А где у вас иллюминаторы? Нам будет без них темно в каютах.

Проблема: Как из палочек сделать круг?  Почему нельзя сделать? ((Дети, высказывают свои предположения,). Что тогда можно использовать для обозначения круга? (монетку, пуговицу, нитку, веревочку, колечко, сушку…)

Воспитатель предлагает поискать что-нибудь похожее, дети вспоминают, что у Федоры в сундучке есть монетки и пуговицы.

  В. Вот и построили корабль, молодцы!  Корабль, что делает? -  Плывет.

Айболит: 

 И горы встают у меня на пути

 И я по горам начинаю ползти

 А горы все выше, а горы все круче,

 А горы уходят под самые тучи.

Проблема: Как помочь Айболиту перебраться через горы? (Рассуждение детей: самолет, вертолет, ракета, воздушный шар; решаем, что лучше на самолете)

 В. Самолет, что делает? -  Летит.

Физминутка «Самолет»

Руки в стороны в полёт                (руки развести в стороны.)      

Отправляем самолёт                        (наклоны вправо-влево)             

Правое крыло вперёд                (правую руку вперёд)                 

Левое крыло вперёд                        (левую руку вперёд)                   

Раз, два, три, четыре-                (хлопки в ладоши)                     

Полетел наш самолёт.                 (руки в стороны – «качаем крыльями» )                 

Айболит:.

«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

Мне добраться туда нелегко!
По полям, но лесам, по пустыне бегу
«Ох устал и идти не могу».

В.  Посмотрите, какая дорога длинная по пустыне.

Проблема: Как помочь Айболиту быстро добраться до Лимпопо? (Рассуждение детей: мотоцикл, машина, велосипед; решаем ехать на машине)

 В. Ребята, что делает машина? – Едет.

Физминутка «Машина»

Завели машину: ш-ш-ш.        (Вращения руками перед грудью.)

Накачали шину: ш-ш-ш.                               ("Насос".)

Улыбнулись веселей

И поехали скорей.   

В. Ребята, какие мы с вами молодцы, помогли Айболиту добраться до Африки. Теперь он сможет вылечить зверей.

А каких зверей будет лечить Айболит? (Бегемоты, слоны, крокодилы…) А можем мы эти слова измерить? – Да.

Измеряем слова (на каждый слог раздвигаем ладошки в сторону) Слон, но-со-рог, бе-ге-мот, ги-ппо-по-там…

Возвращаемся к нашему Чудо- дереву.

Воспитатель читает загадку.

И сейчас же щетки, щетки
Затрещали, как трещотки,
И давай меня тереть,
Приговаривать:

«Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!» (Сказка «Мойдодыр»)

В. Совершенно, верно. А кто такой Мойдодыр? - Умывальник.

Проблема: Почему Мойдодыра называют Мойдодыр» (Рассуждение детей, почему так назвали умывальник- мой до дыр!)

Молодцы, приглашаю к нашему волшебному экрану.

Дети садятся на стульчики.

Огонечек наш зажгись-

Сказка в гости к нам явись!

Появляется Мойдодыр.

«Ах он, гадкий, ах он, грязный,
Неумытый поросёнок!
Он чернее трубочиста,
Полюбуйтесь на него::
У него на шее вакса,
У него под носом клякса,
И от грязи щетка взвыла,
Что сбежало даже мыло,
Даже мыло, даже мыло
Убежало от него.

Ты пойди к нему домой

И лицо ему умой.

Если мыло не найти

Что- ни будь придумайте.

Проблема:

Нужно найти вещи, принадлежащие этой сказке (чумазая кукла, щетка, грязная одежда, закрытая коробка)

Проблема: как намыть грязнулю без мыла? (Дети, высказывают свои предположения- можно шампунем, средство для мытья посуды, влажными салфетками)

Дети в коробке находят влажные салфетки и вытирают грязнулю.

В. Ребята, какие мы с вами молодцы! Помогли грязнули обойтись без мыла.

А нам надо спешить. Еще остались загадки на нашем Чудо- дереве.

Возвращаемся к нашему Чудо- дереву.

Воспитатель читает загадку.

Наступила темнота.
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал —
Заблудился и пропал.

Плачет серый воробей:
«Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно —
В поле зёрнышка не видно!» (Сказка «Краденое солнце»)

В. Ребята, а почему сказка названа «Краденое солнце?» (ответы детей)

 А кто украл солнце? – Крокодил.

Молодцы, приглашаю к нашему волшебному экрану.

Огонечек наш зажгись-

Сказка в гости к нам явись!

Появляется медвежонок:

«Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!»
Наступила темнота.
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал —
Заблудился и пропал.

А мой дедушка медведь
Да как начал реветь.
И на злого врага
Налетел
Медведь.
Уж он мял его
И ломал его:
«Подавай сюда
Наше солнышко!»

Испугался Крокодил,
Завопил, заголосил,
А из пасти
Из зубастой
Солнце вывалилось,
В небо выкатилось!

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!

Только не могу понять

Ночью, где оно опять?

В. Ребята, надо Мишутке помочь и объяснить ему куда исчезает солнце ночью.

Но сначала нам надо немного размяться, и я предлагаю вам сыграть в игру:

Русская народная игра «Солнышко»

Дети встают вокруг «солнышка» и поют:

Солнышко-ведрышко,                 (идут по кругу за руки)

Выглянь-ка в окошко,                  («Солнышко» кружится в центре)

Посвети немножко!                 (дети останавливаются,)

 Солнце заиграло,                  (делают «фонарики»)

 Деточкам сказало:                  («Солнышко» делает пружинку)

А играйте в поле,                  (поет «Солнышко»)

Прыгайте на воле                  (поет «Солнышко»)

Дети и «солнышко» прыгают врассыпную (прыжки произвольные).

Взрослый громко говорит: «Тучка!» Дети должны быстро встать в круг около «Солнышка».

Молодцы, хорошо размялись, а теперь нам надо найти ответ на вопрос:

Проблема: Почему на Земле происходит смена дня и ночи, почему в любом месте нашей планеты наступает то темная ночь, то светлый день?

Пока дети думают, педагог готовит глобус и лампу-Солнце. Затем предлагает им внимательно рассмотреть освещенный глобус – может быть, кто-то из ребят догадается, где на глобусе сейчас день, а где ночь. Воспитатель дает возможность высказаться детям, а потом обращает их внимание на то, что одна часть глобуса освещена лампой-Солнцем – на ней день, а другая находится в тени – в это время там ночь.

Далее снова проблемный вопрос: как же происходит смена дня и ночи, почему то светло, то темно? Ставит пластилиновую фигурку Мишутки на глобус и начинает медленно его вращать, а детям предлагает наблюдать за мишкой и сообщать, когда наступает в его лесу день, а когда ночь. Спрашивает у ребят, что надо делать мишке – отдыхать или бегать и резвиться. 

В. Молодцы ребята, теперь Мишка знает, почему день сменяется ночью.

А нам надо спешить. Еще осталась одна загадка на нашем Чудо- дереве.

Возвращаемся к нашему Чудо- дереву.

Воспитатель читает загадку.

В гости дедушка Корней

Приглашает всех детей

Но особенно он рад

Пригласить таких ребят,

Кто умеет слушать сказки,

Или любит их читать.

В. О ком я сейчас говорила, ребята? Что это за дедушка Корней? - Корней Чуковский.

Конечно, это замечательный писатель Корней Чуковский!

 Воспитатель с детьми подходит к книжной выставке.

- А «дедушка Корней» - так его ласково называли дети, потому что он очень любил детей и сказки.  Еще он любил животных разных: и больших, и маленьких, добрых и не очень, поэтому он писал для маленьких детей.

Проблема: Как вы думаете, почему Чуковского называют писателем? Кто такие писатели?

А еще его называют сказочником, почему? (рассуждение детей)

Какие сказки Корнея Чуковского вы знаете?

Давайте вспомним наши любимые сказки, произносим звуки в чистоговорках чётко.

Он-он-он, он-он-он – у меня зазвонил телефон.

Ыр-ыр-ыр, ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр.

Ил-ил-ил, ил-ил-ил – Крокодил солнце в небе проглотил.

Ца-ца-ца, ца-ца-ца, – нынче Муха-Цокотуха именинница.

Ит-ит-ит, ит-ит-ит – добрый доктор Айболит.

В. - Конечно, все мы знаем и любим сказки Корнея Чуковского. И даже, когда ваши мамы и папы, бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы сейчас, им тоже читали сказки Корнея Чуковского! Но корней Иванович не только писал сказки, но и любил загадывать детям загадки.

Вы сегодня справились со всеми заданиями и вам от дедушки Корнея на память его книга сказок и загадок.

Рефлексия.

Игра была непростая,

Умная такая.

Все, кто в нее играл-

Многое узнал.

Вам понравилось путешествие? Что вам запомнилось больше всего? (ответы детей)

В. А теперь поблагодарим друг друга за то, что с каждым из вас был настоящий друг.

Ритуал прощания:

1,2,3,4,5 (руку держим на сердце)

Скоро встретимся опять. (поднимаем руку вверх и делаем пирамиду)

А нам на прощанье осталось сказать всем: «До свидания!»

Дети прощаются с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг "В гостях у дедушки Корнея"

Цель данного досуга  развивать интерес детей к творчеству К.И.Чуковского. Способствовать формированию положительного эмоционального отношения к произведениям писателя, через различные задания и д...

Учебно-методическая разработка "Проект "В гостях у дедушки Корнея".

Данный проект является для меня пилотным. Однако результат (театрализация сказки) превзошел все ожидания. Так что, дерзайте, уважаемые педагоги. Сложно только начать....

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ НА ТЕМУ: «В ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ КОРНЕЯ» (ПО ПРОЕКТУ «ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ»)

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙНА ТЕМУ: «В ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ КОРНЕЯ» (ПО ПРОЕКТУ «ВСЕ ПРОФЕ...

"В гостях у дедушки Корнея". Логопедическое развлечение.

Логопедическое развлечение в старшей группе по произведениям К.И. Чуковского....