Конспект НОД по ознакомлению с природой в средней группе «Комплексное занятие «Починка деревянных предметов»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Селиванова Наталия Михайловна

«Комплексное занятие «Починка деревянных предметов»

 

Программное содержание. Уточнить представления детей о деревьях, (2—3 вида) (один ствол, много толстых и тонких веток с почками, в земле корни); дать представление о том, что деревья служат материалом для появления различных деревянных предметов, что необработанная древесина имеет светло-желтую окраску, приятно пахнет, она теплая на ощупь, легкая, твердая, но мягче камня; ее можно пилить, строгать, сверлить, в нее можно забивать гвозди; из древесины делают мебель, оконные рамы и двери, пол; все предметы из дерева надо беречь, вовремя их чинить, чтобы меньше живых деревьев спиливалось на древесину.

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с природой в средней группе

«Комплексное занятие «Починка деревянных предметов»

Программное содержание. Уточнить представления детей о деревьях, (2—3 вида) (один ствол, много толстых и тонких веток с почками, в земле корни); дать представление о том, что деревья служат материалом для появления различных деревянных предметов, что необработанная древесина имеет светло-желтую окраску, приятно пахнет, она теплая на ощупь, легкая, твердая, но мягче камня; ее можно пилить, строгать, сверлить, в нее можно забивать гвозди; из древесины делают мебель, оконные рамы и двери, пол; все предметы из дерева надо беречь, вовремя их чинить, чтобы меньше живых деревьев спиливалось на древесину.

Материал. Небольшого размера кусочки дерева (брусы, кубики), спички, деревянные ложки, богородские игрушки  (по количеству детей); 2 стеклянных стакана, куб, камень. Презентация: «В  мастерской у плотника».

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

1.Воспитатель: Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о наших верных друзьях и помощниках. Кто же это? Догадайтесь (загадывает загадку):

Нам в дождь и в зной поможет друг,

Зелёный и хороший -

Протянет нам десятки рук.

И тысячи ладошек.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осень наступает –

И листья облетают.

Дети: Дерево.

Воспитатель: Вы правильно отгадали. Ребята, давайте вспомним деревья, которые растут на территории нашего детского сада.  Отгадайте, о каком дереве загадка:

1.Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками ...

(Сосна)

2.То ли с крыши, то ли с неба –
Или вата, или пух.
Или, может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет будто из мешка?

(Тополь)

3.На ветвях в весенний вечер

Белые раскрылись свечи.

Держит свечи великан.

Как зовут его?

Каштан)

4.Каждый год на нем с охотой

Вырастают вертолеты.

Жаль, что каждый вертолет

На всего один полет.

(Клён)

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Деревья – это самые крупные растения нашей планеты.  Какие части дерева вы знаете? 

Дети: корень, ствол, ветки, листья.

(на доску вывешивается изображение частей дерева, совместно с детьми рассматриваем, обсуждаем).

Воспитатель: Ребята, какую пользу приносят корни дереву?

Дети: Корни, прочно закрепляют ствол в земле, снабжают дерево водой и растворимыми в ней минеральными веществами. Без них дерево не могло бы жить. Главный корень уходит в глубокую почву, а боковые корешки расположены ближе к поверхности.

Воспитатель: Ребята, что вы знаете о стволе дерева?

Дети: Ствол – это основа дерева. По нему вверх и вниз протекают питательные вещества. Ствол растет и в высоту и в ширину. Ствол любого дерева покрывает кора, которая защищает дерево.

Воспитатель: Как вы думаете от чего?

 Дети:  от высыхания, от насекомых.

Воспитатель: Ствол, ветки и листья образуют крону деревьев.

Воспитатель:- Правильно, молодцы! Ребята, во время прогулки по территории нашего детского сада, мы рассматривали листья разных деревьев. Вспомните, какой формы и какого цвета бывают листья?

Воспитатель: Какие бывают деревья? 

Дети:  Высокие, низкие.

Воспитатель: Что необходимо для хорошего роста деревьев?

Дети: Они не могут жить без тепла, воды, света.

Воспитатель: - Если растения не могут жить без тепла, воды, света, они растут  то,  что мы можем сказать про них? Это живая или неживая природа?

 Дети:   Живая.

Воспитатель:- Где растут деревья и кустарники

Дети: на улице, в сквере, в парке, в лесу.

Воспитатель:- Для чего люди сажают деревья?

 Дети:  деревья приносят пользу людям, очищают воздух, радуют своей красотой; они дарят прохладу в жаркие дни; в тени можно укрыться, отдохнуть; деревья служат преградой ветрам, предохраняют почву от высыхания и помогают выжить полевым птицам и животным; плодами деревьев питаются люди, животные, птицы; деревья дают древесину; из дерева делают мебель, бумагу.

Воспитатель:- Молодцы, замечательные ответы!

Воспитатель: - А, что мы с вами, можем сделать доброго и полезного для деревьев?

Дети: не вырубать, не ломать деревья; не разжигать в лесу костры; не бросать в лесу мусор: банки, бутылки, пустые пакеты; поливать плодовые деревья, обкапывать их.

Воспитатель:- Ребята, если мы будем все это соблюдать, то нас всегда будут окружать красивые, здоровые деревья.

2. Физминутка  «Ветер дует нам в лицо.»

Ветер дует нам в лицо, (движения руками к себе)

Закачалось деревцо(покачивания поднятыми руками)

Ветерок все тише-тише - (постепенное приседание)

Деревцо все выше-выше(встать, потянуться на носочках)

 3. Воспитатель:- Посмотрите внимательно на нашу группу. Какие деревянные предметы нас окружают?

 Дети: Дети перечисляют.

Воспитатель сопровождает рассказ иллюстративным материалом.

Воспитатель: В старину дерево было самым распространенным и удобным в работе материалом. Из него строили дома, делали мебель, посуду, деревянные игрушки-забавы для малышей. Из коры деревьев плели корзины, И все это благодаря свойствам дерева. Давайте разберемся, какими свойствами обладают дерево, древесина. Как вы думаете, древесина — прочный материал?

Дети: Да.

Воспитатель:  Раньше строили дома и храмы (показывает иллюстрацию) без единого гвоздя, и дома эти стоят до сих пор.

Посмотрите на эти игрушки (показываю богородскую игрушку), как аккуратно они вырезаны из дерева. Как вы думаете, почему у мастера получились такие удивительные игрушки, которые так похожи на настоящих зверей и птиц?

Дети: Дети отвечают.

Воспитатель: Дерево — твёрдое, но удобный в обработке материал и этим свойством пользуются резчики по дереву. Что можно сказать о твердости древесины?

Дети: Дерево твердое. 

- Воспитатель:  Из чего делают деревянные предметы?

 Дети:  из деревьев.

4.Воспитатель: - Хотите узнать, на самом ли деле дерево обладает волшебными свойствами?

1.Опыт «Тонет – не тонет»

Воспитатель: А теперь возьмите деревянный брусок, посмотрите какого он цвета? ( Отметить сначала цвет дерева, разные его оттенки – от бледно-желтого до светло-коричневого, прожилки и рисунок, предлагаю понюхать дерево). Погладьте деревяшки, определите, твердые ли они, взвесьте на руке  и опустите его в воду.

Что можно сказать о деревянном бруске? Он тонет или нет?

Дети: Нет, не тонет.

Воспитатель: - Как вы думаете, камень тонет в воде или нет?

Возьмите камень и опустите его в воду.

Воспитатель: - Что вы видите? 

Дети:  он утонул.

Дети: Проделав опыт, дети делают вывод: дерево лёгкое, плавает в воде.

Воспитатель: - Да, ребята, дерево в воде не тонет. Где человек использует это свойство?

Дети: Люди строят из дерева лодки, корабли.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что будет с деревом, если оно долго пролежит в воде?

Дети: дерево впитывает влагу и от этого портится.

Воспитатель: Поэтому деревянными предметами лучше пользоваться в помещениях, чем на улице.

Воспитатель:- Как помочь деревянным предметам не испортиться? 

Дети: Их красят.

Воспитатель: - Вот почему скамейки, песочница, машинка на нашем участке окрашены.

2.Опыт «Ломается – не ломается»

Воспитатель: - Потрогайте дерево. Оно мягкое или твердое? 

Дети:  Дерево на ощупь твердое.

Воспитатель: - Попробуйте сломать спичку (деревянные  палочки). Что можно сказать?

 Дети: Спичка хрупкая,  значит, дерево можно сломать.

Воспитатель: Вывод: деревья и деревянные предметы могут сломаться, обращаться с ними нужно аккуратно, не ломать. Дерево мягче металла, оно легко поддаётся обработке. Вот почему люди придумали и сделали так много различных деревянных предметов. Из дерева можно вытачивать, выпиливать, вырезать различные предметы.

Воспитатель: - Какие игрушки из дерева вы знаете?

3. Опыт  Дерево удерживает тепло.

Ложки деревянные и металлические.

Воспитатель: У вас на столах деревянные и металлические ложки приложите деревянную к одной щеке, а металлическую к другой. Что вы почувствовали, где холоднее?

Воспитатель: Значит дерево удерживает тепло и поэтому из него строят дома, чтобы в них было тепло, а из железа можно строить дом?

Дети: Нет.

Воспитатель:  Из дерева делают игрушки. Оно легко поддаётся обработке

Ребята посмотрите, что это за сундучок. Давайте посмотрим, что в нем лежит? Игра в деревянные игрушки.

5. Дидактическая игра "Найди деревянные предметы"

- Посмотрите у вас на столе лежат разные предметы, вам нужно выбрать и положить в корзину только предметы, которые сделаны из дерева.

6. Воспитатель:  - Скажите, а зачем людям знать свойства дерева?

Дети: Люди узнают свойства дерева для того, чтобы знать, как его обрабатывать и что из него делать.  Дерево – прекрасный материал для изготовления всяких предметов, его можно пилить, строгать, сверлить, то есть обрабатывать разными инструментами. Но мы теперь знаем, что деревянные предметы могут легко ломаться, если с ними обращаться небрежно. Все изделия из дерева надо беречь, чтобы они служили как можно дольше. Тогда не придется рубить новые деревья. Сломанную мебель надо сразу чинить. Это делает  плотник – человек, который умеет обращаться с деревом и инструментами.

Воспитатель:  А в нашем детском саду есть плотник?

Дети: Да.

Воспитатель:  Как его зовут?

Дети:

7.Просмотр презентации: «В  мастерской у плотника».

Воспитатель:  Я думаю, что вы все будете бережно относиться ко всему, что сделано из дерева. Молодцы, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению с природой в средней группе на тему "Весна пришла"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с природой с детьми средней группы «Весна пришла ...

Конспект НОД по ознакомлению с природой в средней группе "Рассматривание кролика"

Занятие дает представление детям о кролике, учит выделять характерные особенности внешнего вида кролика, формирует представление о его повадках...

Конспект НОД по ознакомлению с природой в средней группе от 4 до 5 лет Тема: «Берегите нашу планету!».

Цель: создать условия для воспитания бережного отношения к природе.Задачи:Образовательные:1. Продолжать знакомить с правилами поведения в природе.2. Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весе...

Конспект НОД по ознакомлению с природой в средней группе на тему: «Птицы зимой»

Предлагаем вашему вниманию конспект итогового занятия по закреплению и систематизации знаний детей о жизни птиц зимой в средней группе детского сада....

Конспект ООД по ознакомлению с природой в средней группе «Экскурсия в осенний лес»

Цель:  Воспитание экологической культуры дошкольников.Задачи:-Познакомить детей с новыми правилами безопасности.-Закрепить знания детей об осенних изменениях в живой и неживой природе, продолжать...

Конспект прогулки по ознакомлению с природой в младшей группе Тема занятия: «Весенние солнышко».

Цель: - Дать детям первые представления о ранней весне.- Помочь ощутить тепло весеннего солнца, радоваться наступлению весны.- Закреплять знания о природных явлениях весны, как времени года....

Конспект ООД по ознакомлению с природой в средней группе на тему "Стайка снегирей на ветках рябины"

Конспект ООД по ознакомлению с природой в средней группе на тему "Стайка снегирей на ветках рябины"...