"Необычное путешествие к самому себе"
план-конспект урока по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект  открытого занятия по позновательному развитию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе по тема: “Космос”

Задачи:

 формировать представления у детей о Земле и ее спутнике Луне, о

Солнечной системе, о «земном притяжении», «реактивном движении»,

«центробежной силе»;

 развивать познавательную активность детей, их творческое

воображение; познакомить с известным ученым К.Э. Циолковским,

рассказать о главном конструкторе С.П. Королеве;

 закреплять знания о первых космонавтах Ю.А. Гагарине, В.В.

Терешковой, иллюстрации с изображением Солнечной системы, Земли,

Луны, спутника, орбитальной станции, оборудование для опытов, небольшая выставка картинок с изображениями летательных аппаратов.

Ход занятия:

-Ребята! Какой праздник мы  отмечаем 12 апреля? (ответы детей)

Правильно, День Космонавтики. Люди всегда мечтали летать. В далекие

времена, когда еще не было самолетов, вертолетов, они придумывали сказки , где герои могли совершать полеты.

Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли.

Сначала они летали на воздушных шарах, дирижаблях, позже изобрели

самолеты, вертолеты (обратить внимание детей на выставку). Но

человечество мечтало о полетах не только в воздухе: людям хотелось

попасть в космос.

Посмотрите на портрет великого русского ученого К.Э. Циолковского. Он

занимался космонавтикой в те давние времена, когда не было еще ни

самолетов, ни ракет. Именно Константин Эдуардович доказал, что освоить

космическое пространство можно только с помощью ракеты (показ

портрета).

Посмотрите внимательно на этот портрет (показ портрета). Это С.П. Королев

- главный конструктор межпланетных кораблей. Сергей Павлович сумел

воплотить в жизнь идеи Циолковского. 4 октября 1957 года в нашей стране

был запущен искусственный спутник Земли (показ иллюстрации).

Но давайте задумаемся, каким образом спутник оказался на такой огромной

высоте? Ведь мы знаем, что Земля притягивает к себе всё, что на ней находится, словно большой-большой магнит. Попробуйте подпрыгнуть – и сразу ощутите на себе эту силу, которая тут же притянет вас обратно к земной поверхности. Подбросим вверх камень – он сначала будет лететь, теряя скорость, потом остановится, а после начнёт падать и в конце концов упадёт где-нибудь рядом с вами. Так действует на него сила притяжения Земли. Чтобы преодолеть земное притяжение, Циолковский придумал такой способ - придать кораблю очень, очень большую скорость с помощью специального двигателя. Проведем простейший опыт.

Опыт №1 «Двигатель к ракете»

Цель: объяснить на простом примере принцип работы реактивного

двигателя.

Материал: воздушные шарики.

Ход опыта: дети надувают шарики и отпускают их, наблюдая за

происходящим.

-Почему шарики так быстро летали? Что произошло? (рассуждения детей)

-Правильно, воздух с силой выходил из шарика через отверстие в одну

сторону и толкал сам шарик в другую сторону.

Вот так же и газовая струя, возникающая при сгорании топлива, вырывается

с огромной скоростью в одну сторону, заставляя ракету двигаться в

противоположном направлении.

(Во время рассказа идёт подготовка опыта- в баночку с водой бросается шипучая таблетка, сверху устанавливается бумажная ракета. Под воздействием газов ракету отбрасывает.)

Таким образом, земное притяжение преодолено (показ иллюстрации).

-Первые ракеты были построены конструктором Королевым. Давайте и мы

запустим свою ракету.

Опыт№2 «Управляемая ракета»

Цель: показать на примере, как работает ракетный двигатель.

Материал: вырезанные из картона ракеты, тазы с водой, пипетки, блюдечки

с мыльным раствором.

Ход опыта:

- Ребята, посмотрите внимательно на вашу ракету. На одном конце она

заострена, а в хвостовой части вы видите узкие каналы, переходящие в

круглые камеры сгорания топлива. Там, где каналы выходят наружу, они

постепенно расширяются – это сопла. Опустите свои картонные ракеты на

поверхность воды, чтобы они свободно плавали. Затем, с помощью пипетки

капните сначала мыльный раствор в одну вырезанную в ракете круглую

камеру и понаблюдайте, что происходит с ракетой. Затем в другую камеру.

Что заставляет ракету двигаться?

Вывод: мыльный раствор растекается по чистой воде, она вытекает через

канал-сопло и одновременно давит на противоположную стенку «камеры

сгорания», что и заставляет ракету двигаться.

-Кто же был первым космонавтом совершившим космический полет? (Юрий Гагарин) (показ портрета). Этот отважный молодой человек первым из всех живущих на планете людей увидел Землю из космоса. Это произошло 12апреля 1961г.

С тех пор в космосе побывали многие космонавты. 16 июня 1963 г. на орбиту Земли был выведен космический корабль «Восток-6» . Его пилотировала первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова. (показ портрета)

Первым космонавтом ,вышедшим в открытый космос, стал Алексей

Леонов. (показ иллюстрации)

- Ребята, как вы думаете, какие чувства испытывает космонавт, находясь в космосе?

В момент взлёта и посадки, когда скорость космического корабля меняется, космонавты испытывают большие перегрузки. Кажется, что ты стал весить во много раз больше, всё тело давит на позвоночник. Что- то подобное мы, в малой степени можем испытать, катаясь на быстрой карусели.

На земле космонавты готовятся к перегрузкам с помощью центрифуги.  Я сейчас покажу, как это происходит.

Эксперимент № 1- Центрифуга

На верёвке укреплён стаканчик с водой. При резком кручении стакана вода становиться тяжелее, что прижимает её ко дну стакана и не позволяет ей пролиться.

- После таких перегрузок при взлёте, космонавт погружается в невесомость. Посмотрите, ребята, космонавт в безвоздушном пространстве находится в невесомости . Невесомость создать в нашей группе мы, конечно, не сможем ,но небольшой опыт проведем.

Опыт№3 «Жидкий шар»

Цель: показать, как капля воды старается приобрести форму шара.

Материал: ткань не пропускающая воду, пипетки, стаканчики с водой,

лупы, салфетки.

Ход опыта: дети с помощью пипетки капают на ткань каплю воды,

наблюдают через лупу за поведением воды.

-Что вы наблюдаете? (ответы детей) Да, мы видим, что капельки воды

стараются принять шарообразную форму. Но эти капельки очень малы, а

вот в космосе даже большое количество воды, например, которое может

поместиться в ведре, может принять форму шара. Еще раз напомните мне,

почему? (ответы детей)

-Искусственные спутники Земли день за днем несут свою вахту в космосе.

Они снабжены сложными приборами и ведут наблюдения за звездами,

Солнцем, планетами. Мы с вами знаем, что все планеты вращаются вокруг

Солнца (показ иллюстрации Солнечной системы). Сколько планет в

Солнечной системе? (ответы детей)

- Земля какая по счету от Солнца? (ответы детей)

-Вы знаете, почему нашу планету называют «голубой планетой»? (ответы

детей)

Опыт №8 «Голубое небо»

Цель: установить, почему Землю называют голубой планетой.

Оборудование: стакан, молоко, ложка, пипетка, фонарик.

Содержание: наполните стакан водой. Добавьте в воду каплю молока и размешайте. Затемните комнату и установите фонарик так, чтобы луч света от него проходил сквозь центральную часть стакана с водой. Верните фонарик в прежнее положение.

Итоги: луч света проходит только через чистую воду, а вода, разбавленная молоком, имеет голубовато-серый оттенок.

ПОЧЕМУ? Волны, составляющие белый свет, имеют различную длину в зависимости от цвета. Частицы молока выделяют и рассеивают короткие голубые волны, из-за чего вода кажется голубоватой. Находящиеся в земной атмосфере молекулы азота и кислорода, как и частицы молока, достаточно малы, чтобы так же выделять из солнечного света голубые волны и рассеивать их по всей атмосфере. От этого с Земли небо кажется голубым, а Земля кажется голубой из космоса. Цвет воды в стакане бледный и не чисто голубой, потому что крупные частицы молока отражают и рассеивают не только голубой цвет. То же случается и с атмосферой, когда там скапливаются большие количества пыли или водяного пара. Чем чище и суще воздух, тем голубее небо, т.к. голубые волны рассеиваются больше всего.

-Атмосфера защищает Землю от перегрева, охлаждения и ударов

метеоритов. А вот у спутника Земли Луны атмосферы нет. Посмотрите, как

много кратеров на ее поверхности (показ иллюстрации).

Опыт№4 «Кратеры на Луне»

Цель: показать, как на Луне образовались кратеры.

Материал: песок в большой коробке, камешки.

Ход опыта: дети бросают вертикально камешки в коробку с песком.

Наблюдают на поверхности песка углубления, следы от упавших камней.

Вывод: метеориты, сталкивающиеся с Луной, оставляют следы на ее

поверхности.

-А, как вы думаете, если бы у Луны была атмосфера, она спасла ее от ударов

метеоритов? (ответы детей)

-Интересно, а почему Луна не падает на Землю? (дети высказывают свои

предположения)

Давайте проверим ваши предположения опытным путем.

Опыт№5 «Почему Луна не падает на Землю»

Цель: показать, что пока Луна вращается вокруг Земли, она упасть не может.

Материал: ластики, привязанные к веревочке.

Ход опыта: ластик будет «Луной», а ребенок – «Землей». Дети

раскручивают ластик за нитку. (наблюдают за происходящим с ниткой, как

она сильно натянулась) Затем перестают раскручивать ластик и снова

наблюдают, что происходит с «Луной».

-Если Луна перестанет двигаться, что с ней произойдет? (ответы детей)

-Что не пускает вашу Луну улететь неизвестно куда? (ответы детей)

-Как называется сила, которая не отпускает Луну? (ответы детей: земное

притяжение ) Какое условие еще должно быть соблюдено, чтобы Луна не

упала? (ответы детей: чтобы она вращалась вокруг Земли )

Для исследования Марса, Юпитера, Венеры запущены в космос

автоматические станции, но пока еще без людей. Может быть ,когда вы,

ребята, станете взрослыми, люди смогут полететь на другие планеты.

Давайте пофантазируем, что вы могли бы там увидеть? (ответы детей)

- На этом наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним о чём мы говорили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "Необычное путешествие к самому себе".

Открытый просмотр в подготовительной группе....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Необычное путешествие к самому себе»

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Необычное путешествие к самому себе»...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Необычное путешествие к самому себе» в старшей группе «Теремок»

Конспект открытого занятия по познавательному развитию«Необычное путешествие к самому себе» в старшей группе«Теремок»...

Конспект занятия "Необычное путешествие к самому себе"

Конспект занятия_Необычное путешествие к самому себе...

"Необычное путешествие к самому себе" в старшей группе на платформе Zoom

Помочь детям сформировать представления о здоровье, здоровом образе жизни, органах чувств. Закреплять представления о частях тела человека....

"Необычное путешествие к самому себе"

Помочь детям сформировать представления о здоровье, здоровом образе жизни, органах чувств. Закреплять представления о частях тела человека....