План-конспект экологической тропы "Мир вокруг нас"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Флек Наталия Аркадьевна

План-конспект экологической тропы "Мир вокруг нас"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_ekologicheskoy_tropy.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект экологической тропы «Мир вокруг нас»

для детей среднего дошкольного возраста

Цель: систематизирование знаний детей о живой природе: деревья, лечебные травы, насекомые, грибы, птицы

Программное содержание: задачи

•        Образовательные:

- закреплять знания детей о насекомых, деревьях, лечебных травах, грибах и птицах

-продолжать учить различать птиц и насекомых по внешним признакам

        Развивающие: 

- продолжать развивать мышление и связную речь

- продолжать развивать быстроту реакции

•        Воспитательные:

- воспитывать любовь к природе

-воспитывать бережное отношение к природе

Интеграция: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Формы работы: экологические беседы, наблюдения в природе, целевые прогулки

Оборудование:

•        Для воспитателя: аудиозапись Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля», картотека загадок и стихотворений, игрушка грач, колокольчик

•        Для детей: корзинки, конусы, картинки  птиц, фигурки грибов, мяч

Предварительная работа: чтение Бианки «Лесные домишки», басня «Стрекоза и муравей», показ иллюстраций с лечебными травами (крапива, мята, подорожник), проведение занятий на тему «Птицы нашего двора», дидактические игры на знание грибов, прослушивание аудиозаписей «Голоса птиц», проведение дидактической игры «С какого дерева листок?», разучивание песни «Во поле береза стояла»

Ход экскурсии

Вводная часть

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

-Ребята, я приглашаю вас сегодня прогулку. Но не на обычную прогулку. Мы отправимся с вами в «Волшебный лес».

- Вы готовы?

-Тогда сейчас я позвоню в колокольчик и мы отправимся в путь.

Воспитатель звонит в колокольчик.

Ответы детей

Дети встают парами и идут за воспитателем.

Основная часть

Станции. Название объекта.

Задачи, для определенной станции.

Содержание беседы

№1. Деревья нашего двора

Расширять и закреплять знания детей о деревьях,

 Учить детей бережно относиться к живой природе.

 Продолжать формировать устойчивые представления о понятиях «высокий-низкий»,

 Развивать мышление, глазомер

Ребята, посмотрите, какое высокое дерево растёт. Давайте назовём  части этого дерева. Из чего оно состоит?

В: Конечно, мы с вами видим ствол, ветки, листья, а под землей у нас большие-большие корни.

В: А кто из вас сможет отгадать мою загадку?

Стоишь на белой ножке

На веточках серёжки

Нас соком угощаешь.

Тебя всегда узнаешь.

В: Правильно, это береза.

В: Ребята, берёза приглашает нас с вами в игру.

Подвижная игра «Березки»

В: нам нужны две березки. Ребята, кто знает считалочку?

В: Аня, считай.

В: Дима и Лиза будут березками. Вы встаёте друг напротив друга, беретесь за руки и поднимаете из вверх. У вас получились воротики.

В: А вы ребята проходите через ворота, держась за руки.

В: Вы все начинаете петь  «Во поле береза стояла, Во поле кудрявая стояла, Люли, люли, стояла, Люли, люли стояла»» . И когда звучит последнее слово «стояла», березы опускают руки. Тот, кто попался становится еще одной березой.

В: Ребята, к какой группе можно отнести березку? Может быть к  фруктам?

В:Конечно же к деревьям!

№2 «Зеленая аптека»

Расширять и закреплять знания детей о лекарственных растениях, их лечебных свойствах

Учить детей узнавать и называть лекарственные растения

Воспитывать у детей бережное отношение к растениям

Развивать аккуратность

В:Ребята, каждый день, выходя на прогулку, мы наблюдаем за небом, солнцем и ветром. А еще  за кем или чем мы можем наблюдать?

 В: Верно, мы видим птиц, насекомых, иногда животных, но всегда в любое время года мы попадаем в настоящее царство растений – царство деревьев, кустарников и трав.

В: Сейчас я хочу рассказать вам о лекарственных растениях.

В: Кто-нибудь знает, что означает слово лекарственные?

В:Да, эти растения могут лечить людей и животных, нужно только знать, как правильно их использовать.

В:Отгадайте загадку:

Обожжёт без огня

И тебя и меня,

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву?

В:Верно – это крапива.

(Воспитатель предлагает ребенку найти и показать всем крапиву.)

В: Крапива очень полезное растение, но не нужно срывать её голыми руками. Как можно защитить свои руки?

В: Конечно, надеть перчатки.

В:Из крапивы  можно приготовить  витаминный суп и салат. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов,  она умеет останавливать кровь,  поэтому хорошо заживляет раны.  Если отваром из крапивы полоскать волосы, то они укрепятся и будут красивыми и блестящими.

В: Угадайте, о каком лекарственном растении  я говорю?

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит?

В:Правильно это всем известный подорожник. Оля, покажи ребятам, где растет подорожник.

В: С давних времен люди лечили отваром из подорожника разные  болезни

В: А кто сможет отгадать эту загадку?

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь?-

Запах…

В: Конечно ребята, это мята. Мята очень полезная. Если добавить ее в чай она успокаивает. А так же она очень вкусно пахнет, поэтому её очень часто добавляют в духи.

В: Ваня, покажи нам, где у нас растёт мята?

В: Вот она!

В: Ребята, я надеюсь вы запомните о лечебных свойствах этих трав и обязательно попробуете вечером чай с мятой. Ну, а наше путешествие продолжается!

№3 «Грибная полянка»

Расширять и закреплять знания детей о грибах,

 Продолжать учить детей различать съедобные и несъедобные грибы,

Воспитывать у детей осторожное обращение с грибами, которые они плохо знают,

 Развивать мышление, логику

В: Ребята, а что вы здесь видите?

В: Грибы, конечно! Я хочу вам прочитать одно стихотворение, а вы мне скажите про что оно.

В: Красная шляпка в белый горошек.

Стою я на ножке в лесу под кустом.

Кто-то сказал, что я нехороший,

Считают меня несъедобным грибом.

Раз я несъедобный, значит не рвите!

И я не обижусь за это на вас.

Просто тихонько мимо пройдите.

В лесу я расту, чтобы радовать глаз.

В: Правильно, про мухомор!

В: Вы когда-нибудь видели мухомор? Какой он?

В: Красный в белый горошек. А его можно есть? Может из него можно сварить суп?

В: Конечно нет! А что же тогда нам с ним делать? Может быть сорвать и выбросить?

В: Верно, мы просто его обойдем и не будем его трогать. Но какие грибы тогда можно есть?

В:Опёнок, подосиновик, подберёзовик, лисичка, сыроежка.

В: Ребята, а ведь это не простая полянка, она грибная! Но ведь кто-нибудь может случайно сорвать несъедобный гриб. Давайте поможем грибникам ?

В: Перед вами две корзинки , в одну мы будем собирать съедобные грибы, а в эту несъедобные. ( показывает на корзинки)

В: Помогите грибникам!

(на полянке заранее были разложены фигурки грибов)

В: Ай какие вы все грибники, никто не ошибся!

В: Ребята, а какие грибы есть нельзя?

В:Поганка,мухомор конечно!

№4 «Птичий городок»

Расширять и закреплять знания детей о разновидности птиц.

 Продолжать учить детей отличать зимующих от перелетных птиц

Воспитывать у детей любовь к природе

Развивать мыслительные процессы: анализ и синтез в названии общим словом объектов, в выделении частей тела у птицы

В: Ребята, чтобы узнать, о чем мы будем с вами сейчас говорить, вы должны отгадать загадку.

У них есть крылья, голова.

Две лапки, клюв и перья,

Все появляются с яйца.

Слышны их песенки с деревьев.

В: Это птицы, конечно!

( на земле стоят конусы с приклеенными картинками птиц)

В: Ребята, я сейчас буду вам загадывать загадку, а вы называете, какая это птица и встаёте у такого же конуса. Например, вы угадываете грача и встаёте к конусу с грачом. Всё понятно?

В: Тогда начнем! 

В: Солнце греет у порога, Тают снежные сугробы, И бегут рекой ручьи, С юга к нам летят …

В:Какие молодцы, это грачи!

В: Вот пернатый сел на сук

И колотит: тук-тук-тук!

Ищет пищу под корой

Он голодною порой.

В: Это дятел!

В: На кормушку к нам зимой Прилетает птица

 С жёлтой грудкой пуховой  Шустрая …

В:Правильно, это синица!

В:Каких птиц вы отгадали? В:Как их называют всех вместе?

В: А какие из них были перелетные? Какие зимующие?

В: Теперь давайте назовём, какие части тела есть у птицы. Ой смотрите, кто к нам в гости пришел!

(Воспитатель достаёт игрушку грача)

В: Назовите мне части его тела.

В: Правильно, голова, туловище, крылья и лапы, хвост.

В: Теперь поиграем в игру, в которой я буду называть слова и бросать вам мяч. Вы будете быстро возвращать мячик мне, и говорить летает предмет или не летает.

(игра со словами: облако,

яблоко, грач, ворона, вертолет, коза, чайник, синица, бабочка, дятел)

 В: Какие вы молодцы, всё правильно ответили, ни разу не ошиблись!

№5 «Жужжащий и ползающий мир»

Расширять и закреплять знания детей о насекомых.

 Продолжать учить детей давать названия насекомых по их описанию

Воспитывать у детей любовь к природе

Развивать любознательность

В:Попробуйте угадать, что это за станция.

Однажды я гуляла в лесу, проходила мимо поляны. И встречались мне интересные живые существа. Они все разные, кто-то летает, кто то ползает. А вот как эти существа называются, я забыла. Может быть, вы мне поможете вспомнить, что это за живые существа. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы должны их отгадать.

В: Послушайте загадки:

Скажите-ка, что за букашка?

На ней в черных точках рубашка,

Умеет карабкаться ловко

По листикам

В: Божья коровка!

Знают взрослые и дети —

Тонкие плетет он сети,

Мухам враг он, а не друг.

Как зовут его?

В:Конечно, это паук!

Что за гость с голодным брюхом

Все звенит у нас над ухом?

Из цветов не пьет нектар,

Покусает нас.

В: Это комар!

В:Ребята, вы все загадки отгадали правильно.

А как же одним словом мы можем назвать: пука, комара, божью коровку?

В: Правильно, насекомые!

В: Я сейчас включу вам произведение, а вы постарайтесь внимательно его прослушать до конца. А когда музыка закончится, покажите мне того, про кого было это произведение.

(Воспитатель включает Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля»)

В: покажите мне, про кого вы только что послушали?

В: Конечно, это был шмель. Шмель хороший, он не будет вас обижать, если вы не будете его трогать. Он собирает нектар.

Заключительная часть

-Ребята, наше с вами приключение подходит к концу. Расскажите, что вам понравилось больше всего?

-В следующий раз отправимся снова в путешествие по нашей природе?

-Так и сделаем! А сейчас вставайте в пары, нам нужно возвращаться.

Ответы детей

Ответы детей

Дети встают в пары и идут за воспитателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект игры "Экологический бумеранг"

План  проведения  экологического  бумеранга. Цель:  Продолжать  учить  детей  составлять  «цепи  питания».  Закреплять   умения...

План - конспект занятия экологического кружка

Знакомит детей с новым для них видом размножения растений - черенкованием....

План-конспект по экологическому воспитанию

Тема:" Помощь юных экологов" средняя группа...

План-Конспект по экологическому воспитанию «угощение для зимующих птиц»

Конспект «угощение для зимующих птиц»Помощь зимующим птицам является актуальным вопросом с приходом холодов в наш регион. У птиц почти не остается пропитания, насекомых нет, ягод тоже, они...

План-конспект по рисованию «Опасности вокруг нас»

Данный материал предназначен для подготовительнрй группы и способствует: закреплению знаний правил безопасного обращения с предметами;побуждению развернутого рассказа о своем рисунке, объясняя ситуаци...