Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Сбережем нашу планету»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Материал полезен для воспитателей подготовительных к школе групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.docx | 447.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек» МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром
в подготовительной к школе группе
«Сбережем нашу планету»
Подготовила:
воспитатель Климова О.П.
рп. Комсомольский
2023г.
Задачи:
- Развивать экологическое мышление на основе представлений о заповедных местах Мордовского края и законах, которые регулируют поведение людей.
- Развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на свободном обмене мнениями и интересах детей.
- Воспитывать чувство ответственности за родную природу.
- Расширять, углублять и систематизировать знания детей о природе;
- Формировать у детей понятия «Красная книга», «заповедник»
- Познакомить детей с представителями Красной книги РМ;
- Способствовать формированию у детей представления о правильном поведении в природе;
- Развивать связную речь и навыки общения;
- Воспитывать активность, самостоятельность, бережное отношение к природе.
Материалы: иллюстрации животные и растения РМ, Красная книга, правила поведения в природе; фонограммы «Шум леса», «шум моря», «шум ветра», мелодия «В мире животных»; карточки с цифрами по количеству детей.
Словарная работа: «Красная книга», «заповедник».
Методические приёмы: -сюрпризный момент;
-повторение «правил поведения в природе»;
-путешествие в мир «Природы»;
-дыхательная гимнастика;
-ф/ м «Как живёшь?»;
-беседа на тему «Охрана природы»;
-знакомство с Красной книгой РМ;
Ход ООД
(Дети с воспитателем становятся в круг).
Воспитатель: - Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
- Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие, в волшебную страну под названием «ПРИРОДА».
-А вы знаете что такое природа? (ответы детей).
-Какая бывает природа? (живая и неживая).
Но прежде чем отправиться в путешествие необходимо вспомнить правила поведения в природе:
Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Берегите лес!
Не рвите цветы!
Не разрушайте муравейники!
Не ловите бабочек, стрекоз, шмелей, пчел!
Не ловите животных и птиц, не уносите их домой!
Не обрывайте ягоды дикорастущих растений!
Не трогайте ядовитые растения руками, научитесь различать их!
Не трогайте грибы!
Не уничтожайте дождевых червей!
Не подходите близко к гнездам! Не разоряйте их!
Не оставляйте после себя мусор. Никогда не выбрасывайте его в водоем!
Не кричите!
-Осталось приобрести билеты, занять свои места и в путь…
(Дети берут карточки с цифрами и садятся на соответствующий стульчик).
-Наше путешествие в природу начинается…(Дети закрывают глаза и по фонограмме угадывают место, куда они приехали).
Звучит фонограмма «Шум леса, пение птиц».
Первая остановка «ЛЕСНАЯ».
Беседа по вопросам:
-Что такое лес? (дом для многих растений, животных, птиц).
-Как называются животные, которые живут в лесу? (дикие).
-А животные, которые живут рядом с человеком? (домашние).
А что растет в лесу? (деревья, кустарники, цветы, грибы, ягоды).
Пальчиковая гимнастика «Поход в лес»
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик только ел
Потому и потолстел!
-Снова закрываем глазки…куда же мы приехали? (звучит фонограмма «шум моря»).
Вторая остановка «МОРСКАЯ».
-Сейчас мы с вами поговорим о воде.
-Кто живет в воде?
-А вода нужна только рыбам? (ответы детей).
-Для чего нам всем нужна вода? (ответы детей).
Д/и «Съедобные жидкости».
(Чай, кофе, компот, морс, борщ, суп, бульон, кисель и т.д.).
-Снова закрываем глазки…куда же мы приехали? (звучит фонограмма «шум ветра»).
Третья остановка «Воздушная».
-Ребята, ветер - это поток воздуха.
-А кто живет в воздухе? (птицы).
-Как называются птицы, которые улетают в теплые края? (перелетные).
-А птицы, которые зимой остаются с нами? (зимующие).
-Воздух нужен только птицам?
Дыхательная гимнастика.
Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте как происходит дыхание?
Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)
Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)
Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.
– Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали?
Человек может прожить:
Без пищи – 30 дней;
Без воды – 14 дней;
Без воздуха – несколько минут.
Мы вдохнули глубоко,
И живётся нам легко.
Воспитатель: Ну что ж теперь пора возвращаться в детский сад, в котором мы с вами живем дружно и весело. Давайте покажем как.
Физкультминутка «Как живешь?»
Как живешь?
А плывешь?
Вдаль глядишь?
Ночью спишь?
А идешь?
Машешь вслед?
Как шалишь?
А сидишь?
-Присаживайтесь.
Беседа на тему «Охрана природы».
-Как называется одним словом то, о чем мы говорили? (ПРИРОДА).
-Что нужно делать, чтобы сохранить всю красоту нашей природы? (ответы детей).
-Давным-давно на планете Земля обитали животные, птицы и рыбы, которых сейчас уже не найти. Были и растения, которые теперь на Земле не растут. Так случилось в большинстве своем из-за жадности человека. Заводы и фабрики отравляют воду и воздух. Звери, обладающие красивым мехом или кожей, переловлены. Есть виды рыбы и виды птиц, полностью исчезнувшие с лица Земли, т. к. человек решил обогатиться за счет их вкусного мяса или за счет других превосходных качеств. Например, за счет красивого оперения. Леса вырубаются из-за добычи древесины.
Тогда защитники природы решили объединиться и начать борьбу с обидчиками нашей планеты. Они создали Красную книгу.
- Ребята, скажите, почему же выбрали именно красный цвет?
- Правильно, потому что Красный цвет — это цвет опасности, сигнал тревоги. В эту книгу заносятся названия видов животных и растений, которых на Земле осталось очень мало, и поэтому они нуждаются в особой защите.
Есть Красная книга России, в которую занесены исчезающие животные и растения России. Но в каждом регионе России тоже есть своя Красная книга, где описаны редкие виды данного региона.
Люди создали для них специальные парки и заповедники.
- Заповедник – это место, где охраняется все живое и неживое. Это замечательное место, где рыбы и птицы, звери и насекомые, травы и могучие деревья живут как в сказке, они знают, что добрые люди, которые работают в заповеднике не оставят их в беде, позаботятся о них.
- В заповеднике нельзя охотиться и ловить рыбу, собирать грибы и ягоды. Посторонних людей, которые охотятся или рыбачат в заповеднике, называют браконьерами. Для охраны от браконьеров в заповеднике работают люди, которых называют инспекторами по охране заповедника. Живут инспектора на кордонах – в маленьких избушках, прямо на территории заповедника.
- Но заповедник создан не только для охраны природы, но и для ее изучения. Для этого в заповеднике работают ученые. Они не причиняют вред и боль природе. Они просто наблюдают за нормальной жизнью природы. Они хотят знать все о жизни в заповеднике. Например, сколько в заповеднике медведей и оленей, какие травы зацвели первыми, какие птицы вывели в этом году больше или меньше птенцов и почему. И многое, многое другое. В заповеднике работают люди, которые по-настоящему любят и уважают природу. Многие из них посвящают всю свою жизнь заповеднику. Как было бы замечательно, чтобы таких людей было больше во всем мире, чтобы люди понимали, что нужно бережно относиться к природе, защищать ее.
На территории нашей республики Мордовия находятся:
Мордовский государственный природный заповедник имени П. Г. Смидовича и Национальный парк "Смольный". Природный парк Смольный расположен на территории Ичалковского и Больше-Игнатовского районов Республики Мордовия. Создан с целью сохранения природного комплекса, использования его в рекреационных и культурных целях. Множество живописных мест в пойме Алатыря, пойменные озера, целебные родники, богатые леса делают парк перспективным для развития научного, экологического туризма, рекреационного использования. На территории национального парка действуют четыре детских летних лагеря, функционирует санаторий-профилакторий «Смольный». А еще в заповеднике охраняются чистые реки, озера и болота. Леса и луга, потому что злые люди загрязняют наши водоемы, рубят деревья, и чистых рек и дремучих лесов осталось очень мало.
Основными породами в лесах парка являются следующие: из хвойных - сосна, ель; из твердолиственных - дуб, ясень, клен. ; из мягколиственных - береза, осина, ольха, липа.
В реках и озерах обитают щука, плотва, елец, голавль, язь, красноперка, линь, пескарь, вьюн, налим, окунь, ерш, ротан, карась серебряный и другие виды. Такие рыбы, как сазан и берш, занесены в Красную книгу РМ.
В парке встречается 7 видов птиц, занесенных в Красную книгу МСОП. Это большой подорлик, могильник, орлан- белохвост, степная пустельга, степной лунь, коростель, дупель. 13 видов птиц занесены в Красную книгу России. Это - скопа, орел- могильник, степной лунь, змееяд, большой подорлик, орлан белохвост, степная пустельга, стрепет, кулик-сорока, большой кроншнеп, малая крачка, филин, обыкновенный серый сорокопут. 49 видов птиц занесено в Красную книгу Республики Мордовия.
Из млекопитающих животных обычными являются лось, кабан, лисица, лесная куница, ласка. Из мелких млекопитающих обычны: рыжая полевка, лесная и обыкновенная мыши. Такие животные парка, как малая бурозубка, обыкновенная кутора, орешниковая соня, соня-полчок, бурый ушан, рыжая вечерница, речной бобр, барсук, европейская норка, рысь, косуля, занесены в Красную книгу Мордовии.
- Мордовский государственный природный заповедник имени П. Г. Смидовича создан 5 марта 1936 года.
Заповедник расположен на лесистом правобережье реки Мокши, левого притока Оки, на территории Темниковского района Республики Мордовия. - Основные задачи заповедника сохранение и восстановление лесного массива, сохранение и обогащение животного мира.
Большая часть территории заповедника входит в водосбор речки Пушты, впадающей в Сатис на границе заповедника.
В юго-западной части заповедника около двух десятков озер. Это старицы Мокши, иногда крупные и глубокие (Пичерки, Боковое, Таратинское, Инорки, Вальза). Озера соединены протоками. Проточные в зимнее время, они имеют большое значение для обитания рыб. Осенью они служат основным местом дневки уток, в том числе пролетных.
Множество редких растений, грибов и животных встречается в Мордовском заповеднике, в том числе орхидеи венерин башмачок настоящий, неоттианта клобучковая, редчайшие лишайники лобария легочная и менегация пробуравленная, гриб-баран, красивейшая бабочка аполлон, симпатичные перепончатокрылые пчела-плотник и парнопес, могучие хищные птицы орлан-белохвост, большой подорлик, грациозный черный аист и другие виды, занесенные в Красную книгу Российской Федерации.
Леса Мордовского заповедника являются убежищем копытных и хищных животных — лося, оленя, кабана, куницы, рыси, бурого медведя, волка, лисицы.
Фауна позвоночных животных заповедника имеет смешанный характер. С одной стороны, в ней есть виды европейской тайги (бурый медведь, лось, глухарь, рябчик, восточноевропейских смешанных широколиственных лесов (белка, лесная куница, лесной хорек, крот, европейская норка, лесная и орешниковая сони, соня-полчок, желтогорлая мышь, рыжая полевка, бурозубки, тетерев, сойка, иволга, мухоловка-пеструшка, клинтух, зеленый дятел).
С другой стороны - виды степной фауны (большой тушканчик, степная пеструшка, серый хомячок, обыкновенный хомяк, сизоворонка, золотистая щурка, удод). В фауне один редкий эндемичный европейский вид (выхухоль, виды, численность которых восстановлена длительной охраной (лось, бобр, лесная куница).
Ни за какие деньги нельзя купить большое красивое дерево, чистую воду и свежий воздух. Как редко мы задумываемся над этим. Нужно не только самому бережно относится к природе и ее богатствам, но и останавливать других, тех, кто относится к природе потребительски, не бережет ее лес, животных, растений, птиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе. Тема: «Мир доброты и вежливости».
Дети знакомятся с этическими нормами, нравственными понятиями и принципами....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: «Путешествие в мир мягкой игрушки»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: «Путешествие в мир мягкой игрушки» Цель занятия: познакомить детей с игрушками и и...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему «Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» (по правилам дорожного движения)
Цель: Закрепление у детей знаний правил дорожного движения и навыков их соблюдения.Задачи: 1) Убедить детей в опасности несоблюдения правил дорожного движения.2) Закрепить знания детей об основных вид...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе. Тема: "Путешествие в Африку"
Знакомство детей с природными зонами Африки. Закрепление знаний детей о животных жарких стран....
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему: «Минин и Пожарский – защитники земли русской»
Конспект занятия с возможностью применения интерактивной доски....
конспект занятия по ознакомлению с окружающим детей подготовительной к школе группы " история обыкновенных вещей"
расширить представления детей о знакомых, предметах,историй их происхождения,разнообразием.продолжать учить детей отгадывать загадки.развивать мышление,любознательность...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе «Виды ткани".
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе «Виды ткани"....