«Разнообразие предметов для письма» исследование на основе детских инициатив.
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Астапова Алёна Владимировна

Заполняя карточки для портфолио, я предложила детям подписать картинки самостоятельно. Предложила на выбор: фломастеры, ручки, карандаши. Одна девочка подошла ко мне с вопросом: «А чем удобнее писать?» На вечернем круге обсуждая данный вопрос с ребятами группы, решили выяснить, чем удобнее писать,  пробуя писать слова или буквы разными письменными принадлежностями. На следующий день, на утреннем круге обсудили какие письменные принадлежности бывают и какие мы будем исследовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_chem_udobnee_pisat.docx17.57 КБ
Файл prezentatsiya_na_sayt.pptx1.03 МБ

Предварительный просмотр:

«Разнообразие предметов для письма» исследование на основе детских инициатив.

           Добрый день, уважаемые коллеги!

       Когда – то давно у нас в детском саду работала делопроизводитель Лариса. У нее была своеобразная привычка – она всегда прятала в свой пенал хорошие ручки – те, которыми удобно и приятно писать. Я не понимала её до тех пор, пока нам не закупили «неудачные» ручки – они подтекали, царапали, марали руки, в общем, абсолютное безобразие.  

        Другая история случилась много лет спустя в моей разновозрастной группе.

       Заполняя карточки для портфолио, я предложила детям подписать картинки самостоятельно. Предложила на выбор: фломастеры, ручки, карандаши. Одна девочка подошла ко мне с вопросом: «А чем удобнее писать?» На вечернем круге обсуждая данный вопрос с ребятами группы, решили выяснить, чем удобнее писать,  пробуя писать слова или буквы разными письменными принадлежностями. На следующий день, на утреннем круге обсудили какие письменные принадлежности бывают и какие мы будем исследовать. В уголке художественного творчества нашлись: восковые мелки, обычный мел, ручки, карандаши, фломастеры, маркер, текстовыделитель. Для исследования все готово, но у ребят возник вопрос, как же мы будем фиксировать наши выводы. Рома вспомнил, что ученые  фиксируют свои исследования в  таблицу и предложил нарисовать таблицу, в которой мы и писали. В первой колонке написали свои имена. Ребята решили, что каждый из участвующих попробует писать всеми принадлежностями, а потом скажет, чем ему было удобнее писать. А также  решили выяснить самую неудобную письменную принадлежность.

         И работа закипела…

         Посмотрите на нашу таблицу (показ таблицы)

         Наше исследование было в самом разгаре, когда ребята предложили попробовать писать необычными предметами. Дедушка Сони рассказал ей дома, что раньше писали пером и чернилами. Даже согласился нам предоставить для исследования перо и чернила. Оливия предложила попробовать обмакнуть ватную палочку в зеленку или йод, а Кирилл предложил писать молоком и соком лимона (раньше мы проводили подобные опыты, но в другом контексте, поэтому дети вспомнили о них).

      На заполнение таблицы ушло три дня. Ребята всей группы захотели принять участие в этом исследовании. В ходе работы выяснили: пером писать необычно и непривычно. Очень интересный предмет  - чернильница и как же туда попадают чернила.

      Писать йодом интересно: буквы растекаются по листу и становятся расплывчатыми, а ватную палочку вообще не удобно держать.

        Когда писали молоком и соком лимона, на листе ничего не было видно.Я предложила детям нагреть утюг и погладить им наши листочки. Лимонные буквы появились быстро, а вот молочные проявлялись очень долго.

      Когда все ребята смогли попробовать писать разными письменными принадлежностями, таблица была заполнена.

      На вечернем круге все вместе рассмотрели таблицу, обсудили наше исследование и выяснили, что разным людям удобно писать разными письменными принадлежностями. Таблица и сейчас висит на стенде в приемной группы и мы с удовольствием ее рассматриваем.

       Воспитание любого качества, любой черты должно проходить (по Рубинштейну) следующие стадии: возбуждение – побуждение (подкрепление) – генерализация.

- вызвать заинтересованность;

- пробудить любознательность;

- возбудить готовность решать задачи самостоятельно;

- побудить воспитанников к активности;

- закрепить уверенность;

- по возбуждению воспитанников к восприятию, готовности включиться в единое информационное поле;

-побуждения (подкрепления) к адекватным действиям;

-генерализации, т. е. способности эмоционально и адекватно реагировать, формулировать оценочные суждения.

         Все данные стадии при реализации исследовательской работы мы наблюдали.

       Отдельно хотелось бы отметить следующие составляющие исследования: формирование навыка компетентного «спорщика» -то есть умение спорить доказывая, убеждая или, наоборот. соглашаться с приведенными доводами.

        Умение ждать своей очереди – плакат один и работать одновременно нескольким  -неудобно, поэтому нужно было договориться об очередности и подождать.

         Ну и эмоциональный отклик – получение удовольствия от исследования. Самостоятельно детям еще сложно увидеть в работе позитив, но с моей помощью –несомненно!

       В качестве усиления идеи предлагаю вам и предложу детям применить еще одно интересное средство для  написания -3D ручку (показ).

         Желаю, чтобы в вашей профессиональной жизни попадались только удобные пишущие принадлежности и добрые слова, которые вы ими напишите!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Частное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка «Цветик – Семицветик » ИССЛЕДОВАНИЕ НА ОСНОВЕ ДЕТСКИХ ИНИЦИАТИВ «Разнообразие предметов для письма» Выполнила : Астапова А. В., воспитатель

Слайд 2

Чем писать удобнее?

Слайд 3

Как же мы будем фиксировать наши выводы?

Слайд 4

Наша таблица!

Слайд 9

Р азным людям удобно писать разными письменными принадлежностями. Удобно писать: 9 детей выбрали – маркер; 2 детей - простой карандаш; 2 детей – фломастер; 1 ребенок – ручку; 1 ребенок – восковые мелки. Неудобно писать: 11 детей отметили обычный мел; 4 детей – текстовыделитель .

Слайд 10

Воспитание любого качества, любой черты должно проходить (по Рубинштейну) следующие стадии: возбуждение – побуждение (подкрепление) – генерализация. - вызвать заинтересованность в…; - пробудить любознательность; - возбудить готовность решать задачи самостоятельно; - побудить воспитанников к активности; - закрепить уверенность в…; - по возбуждению воспитанников к восприятию, готовности включиться в единое информационное поле; -побуждения (подкрепления) к адекватным действиям; -генерализации, т. е. способности эмоционально и адекватно реагировать, формулировать оценочные суждения.

Слайд 12

Желаем вам успехов в научных исследованиях и экспериментах!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"О создании каталога методических разработок педагогов по технологиям поддержки детских инициатив"

Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с уче...

РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ И ВИДОВ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ

Существует множество форм обучения и воспитания как процесса всестороннего развития детей, но театрализованная деятельность стоит в этом ряду «на особинку». Это тот вид деятельности,...

«Взаимодействие детского сада и Дома культуры как модель открытой образовательной среды ДОО в поддержке детских инициатив.»

Взаимодействия МБДОУ  детского сада № 5 «Звездочка» с учреждениями социума  создание модели открытой образовательной среды, ориентированной на поддержку творческих инициатив дошк...

Программа психолого-педагогического сопровождения дошкольников в рамках образовательной модели «Детский сад – сад детских инициатив»

Программа психолого-педагогического сопровождения дошкольников в рамках образовательной модели«Детский сад – сад детских инициатив»...