Экологическое образование дошкольников
статья по окружающему миру

Плискина Наталия Александровна

Под экологическим образованием дошкольников понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pliskina_ekologiya2023.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое образование дошкольников.

Дошкольный возраст-самое подходящее время для формирования у ребёнка основ восприятия мира. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.

Михаил Михайлович Пришвин сказал: «Рыбе-вода, птице- воздух, зверю- лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу- значит охранять Родину». Красота родной природы рождает любовь к Родине, к тому месту, где живёшь.

Дети с раннего возраста проявляют интерес к окружающему миру, позитивное отношение к природе. Получая знания, ребёнок развивается, учится правильно вести себя в природе, осознаёт, что можно делать, а что нельзя.

Экология-то, что окружает нас. В переводе с греческого «экология»- «наука о доме» ( oikos - дом, родина; logos- наука, учение, понятие).

Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её.

В настоящее время на нашей планете стоит угроза экологического кризиса, исчезают разные виды животных, растений. Окружающая среда загрязняется отходами производств и людей. Проблема утилизации мусора стала актуальна для нашего мегаполиса.

Дошкольные педагоги на практике осуществляют экологическое воспитание детей, вовлекая в совместную деятельность детей и взрослых. В этой сплоченности родителей и детей помогают природоохранные акции. В акциях ГБОУ ГМЦ ДОНМ «Бумажный БУМ» и «Разделяй и умножай» наши дети и родители с удовольствием принимают участие уже несколько лет. Наши воспитанники сортируют мусор, собирают батарейки, «Добрые крышечки», макулатуру.

Детский сад- это первое звено системы непрерывного экологического образования и воспитания. Экологическое воспитание дошкольников направлено на развитие у детей понимания ценности каждого живого существа. Наблюдения на прогулке за насекомыми, животными, птицами и растениями обогащает внутренний мир ребёнка. Экологические знания включаются во все занятия и другие виды детской деятельности.

Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни включает в себя:

-ежедневный уход за растениями;

-практическая, исследовательская деятельность;

-праздники, досуги, выставки, развлечения, конкурсы, игры;

-наблюдения, заполнения календаря природы;

-прогулки, экскурсии, природоохранные акции.

Хотелось коснуться наших весенних хлопот в группе.

Ежегодно весной на нашем подоконнике мы устраиваем огород- там растёт лук, чеснок, прорастают семена цветов- бархатцев, календулы, рудбекии, астр. Мы совместно с детьми сеем семена, ведём наблюдения за ростом и развитием растений.

Каждый ребёнок наблюдает за своим ростком, ведёт дневник, зарисовывая всё, что происходит с его растением. Дети проводят свои исследования, отмечают, когда появился первый росток, как продолжался рост растения, как часто его поливали и ухаживали за ним.

Воспитанники нашей группы на практике наблюдали за ростом растения, что облегчало им понятие функций корня растения- всасывает влагу, питательные вещества из почвы; стебля – доставляет их к другим органам растения- листьям; листьев- с помощью листьев растение дышит.

Все эти наблюдения и эксперименты позволяют детям сделать выводы, что растениям для развития и роста нужна почва, вода и свет. Дети замечали, что если они забыли полить свои растения- растения вяли, сохли. Маленькие росточки тянулись к свету и, перевернув ящик с рассадой, дети отмечали, что растения поворачивали свои ростки к свету.

В данной деятельности у детей развивается мышление, появляется познавательный опыт, трудолюбие, любовь к природе.

Стрелки лука, выращенные собственными руками, употребляются в пищу во время обеда, насыщая организм витаминами и фитонцидами.

Чуть позже весной наш огород перемещается на участок детского сада: цветы будут радовать своим цветением и детей, и взрослых. Наблюдения на участке продолжаются, дети отмечают, какие цветы появились, зарисовывают их. В процессе ухода за растениями у детей вырабатывается умение пользоваться садовым инвентарём, бережно относиться ко всему живому.

Семена однолетних цветов собираются, высушиваются, сортируются по сортам и хранятся для последующего посева в следующем году.

Многие дети, растущие в условиях города, только в детском саду наблюдают стадии роста растений и показывают родителям результаты своего труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Консультация для педагогов "Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников"

В содержание данной консультации входят: цели и задачи экологической тропы, типы и этапы создания, организация работы с детьми, методика по организации работы на тропе....

Семинар для педагогов "Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания"

Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности....

Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников

Экологическая тропа как формаэкологического образования дошкольников...

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ".

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ"....

Организация экологического образования дошкольников в соответствии с ФГОС ДО: экологический праздник "Здравствуйте, птицы!" для детей старшей группы

Актуальность темы: дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В современном мире особую актуальность приобретает проблема охраны окружающей среды. В целях привлеч...