Экологическое образование дошкольников
статья по окружающему миру
Под экологическим образованием дошкольников понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое образование дошкольников.
Дошкольный возраст-самое подходящее время для формирования у ребёнка основ восприятия мира. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.
Михаил Михайлович Пришвин сказал: «Рыбе-вода, птице- воздух, зверю- лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу- значит охранять Родину». Красота родной природы рождает любовь к Родине, к тому месту, где живёшь.
Дети с раннего возраста проявляют интерес к окружающему миру, позитивное отношение к природе. Получая знания, ребёнок развивается, учится правильно вести себя в природе, осознаёт, что можно делать, а что нельзя.
Экология-то, что окружает нас. В переводе с греческого «экология»- «наука о доме» ( oikos - дом, родина; logos- наука, учение, понятие).
Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её.
В настоящее время на нашей планете стоит угроза экологического кризиса, исчезают разные виды животных, растений. Окружающая среда загрязняется отходами производств и людей. Проблема утилизации мусора стала актуальна для нашего мегаполиса.
Дошкольные педагоги на практике осуществляют экологическое воспитание детей, вовлекая в совместную деятельность детей и взрослых. В этой сплоченности родителей и детей помогают природоохранные акции. В акциях ГБОУ ГМЦ ДОНМ «Бумажный БУМ» и «Разделяй и умножай» наши дети и родители с удовольствием принимают участие уже несколько лет. Наши воспитанники сортируют мусор, собирают батарейки, «Добрые крышечки», макулатуру.
Детский сад- это первое звено системы непрерывного экологического образования и воспитания. Экологическое воспитание дошкольников направлено на развитие у детей понимания ценности каждого живого существа. Наблюдения на прогулке за насекомыми, животными, птицами и растениями обогащает внутренний мир ребёнка. Экологические знания включаются во все занятия и другие виды детской деятельности.
Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни включает в себя:
-ежедневный уход за растениями;
-практическая, исследовательская деятельность;
-праздники, досуги, выставки, развлечения, конкурсы, игры;
-наблюдения, заполнения календаря природы;
-прогулки, экскурсии, природоохранные акции.
Хотелось коснуться наших весенних хлопот в группе.
Ежегодно весной на нашем подоконнике мы устраиваем огород- там растёт лук, чеснок, прорастают семена цветов- бархатцев, календулы, рудбекии, астр. Мы совместно с детьми сеем семена, ведём наблюдения за ростом и развитием растений.
Каждый ребёнок наблюдает за своим ростком, ведёт дневник, зарисовывая всё, что происходит с его растением. Дети проводят свои исследования, отмечают, когда появился первый росток, как продолжался рост растения, как часто его поливали и ухаживали за ним.
Воспитанники нашей группы на практике наблюдали за ростом растения, что облегчало им понятие функций корня растения- всасывает влагу, питательные вещества из почвы; стебля – доставляет их к другим органам растения- листьям; листьев- с помощью листьев растение дышит.
Все эти наблюдения и эксперименты позволяют детям сделать выводы, что растениям для развития и роста нужна почва, вода и свет. Дети замечали, что если они забыли полить свои растения- растения вяли, сохли. Маленькие росточки тянулись к свету и, перевернув ящик с рассадой, дети отмечали, что растения поворачивали свои ростки к свету.
В данной деятельности у детей развивается мышление, появляется познавательный опыт, трудолюбие, любовь к природе.
Стрелки лука, выращенные собственными руками, употребляются в пищу во время обеда, насыщая организм витаминами и фитонцидами.
Чуть позже весной наш огород перемещается на участок детского сада: цветы будут радовать своим цветением и детей, и взрослых. Наблюдения на участке продолжаются, дети отмечают, какие цветы появились, зарисовывают их. В процессе ухода за растениями у детей вырабатывается умение пользоваться садовым инвентарём, бережно относиться ко всему живому.
Семена однолетних цветов собираются, высушиваются, сортируются по сортам и хранятся для последующего посева в следующем году.
Многие дети, растущие в условиях города, только в детском саду наблюдают стадии роста растений и показывают родителям результаты своего труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/15/picture-255265-1368627164.jpg)
Консультация для педагогов "Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников"
В содержание данной консультации входят: цели и задачи экологической тропы, типы и этапы создания, организация работы с детьми, методика по организации работы на тропе....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/20/picture-553972-1426843532.jpg)
Семинар для педагогов "Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания"
Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/13/picture-745506-1520946077.jpg)
Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников
Экологическая тропа как формаэкологического образования дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/27/picture-614432-1427450339.jpg)
Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ".
Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-226418-1364224802.jpg)
Организация экологического образования дошкольников в соответствии с ФГОС ДО: экологический праздник "Здравствуйте, птицы!" для детей старшей группы
Актуальность темы: дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В современном мире особую актуальность приобретает проблема охраны окружающей среды. В целях привлеч...