Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие к вулкану».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Наталья Мих. Иванова

Конспект занятия в подготовительной группе

«Путешествие к вулкану».

Цель:

- познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения;

- развивать познавательную активность детей в процессе выполнения заданий;

- развивать аккуратность, взаимопомощь.

-Развитие лексико-грамматическогостороя.

Оборудование: картинки с изображением вулканов; карта России; поддон,

(сода; уксус; сухая красная краска; моющая жидкость; чайные ложки); глобус.

Предварительная работа: изготовление макета горы, конуса из картона и монтажной пены.

Ход занятия.

Воспитатель предлагает детям встать в круг и показывает глобус.

Воспитатель рассказывает детям о том, что сначала планета Земля была покрыта водой, а потом только начала зарождаться суша. Появились равнины, пустыни, горы. Но многие участки суши до сих пор не могут найти своего места и передвигаются под землёй. Из-за этого происходят землетрясения и извержения вулканов.

Воспитатель: А вы хотели бы посмотреть на извержение вулкана? Знаете, как раз сегодня, к нам в группу пришло  письмо из туристической фирмы, в котором говорится, что нам предлагают бесплатно посетить горы на Камчатке и посмотреть извержение вулкана «Ключевская сопка». Ну что согласны? (Да) Тогда давайте рассмотрим наш маршрут по карте, которая лежит на столе.

Дети садятся за стол и рассматривают карту. На карте отмечен маршрут путешествия, который начинается с равнины и проходит через пустыню и заканчивается в горах на Камчатке.

- У нас будут остановки(они отмечены на карте флажками.), на которых мы должны выполнить кое-какие задания.

Первая остановка на равнине.

С давних времен человек заселял равнины. На равнинах легко строить поселки, города, прокладывать дороги, распахивать землю, выращивать урожай.

-Как вы думаете почему?

Многие равнины имеют плоскую поверхность. Конечно можно встретить возвышенности- это холмы. Еще на равнинах есть озера , реки и конечно же леса.

-Что такое лес? (Лес – это дом для растений и животных.Лес защитник воздуха, источник ягод, грибов, лекарственных растений.)

- Давайте вспомним какие растения растут на равнинах и в лесах?

Давайте прохлопаем названия растений и покажем сколько слогов в словах. ( малина, мухомор, дуб, береза…..)

-Какие животные обитают в лесах и на равнине?

- Чтобы отправиться нам дальше необходимо сделать звуко-буквенную схему слова ВОЛК.

-Вспоминаем, какие звуки мы знаем? На какие две группы они делятся?

Молодцы! Движемся дальше.

Физкультминутка.

Мы шагаем по равнине

Раз-два, раз-два.

А теперь плывём на льдине

Раз-два, раз-два.

Вот идём по плоскогорью

Раз-два, раз-два.

Забираемся на горы

Раз-два, раз-два.

А теперь мы отдохнём

Раз-два, раз-два.

(дети сели на свои места)

Вторая остановка в пустыне.

-Куда ни глянь – один песок и небо, ярко светит солнце.

- Ребята, как вы думаете какие растения растут в пустынях?(кактусы, верблюжьи колючк.)

У растений, которые растут в пустыне очень мощные корни, они глубоко проникают в землю чтобы питаться водой. Листочки у таких растений очень маленькие, либо вовсе колючки.

-Какие животные обитают?(тушканчики, мышки, змеи, ящерицы, хомяки, суслики, пауки).

- Как вы думаете где животные спасаются от жары? (Ни одно животное не может вынести длительного перегрева. Если оставить ящерицу или грызуна песчанку днем на солнцепеке, то буквально через несколько минут они погибнут от солнечного удара. Обитатели пустынь спасаются от палящих лучей солнца разными путями. Многие из них — тушканчики, гекконы, песчаные удавчики, жуки-чернотелки — ведут ночной образ жизни. Днем, когда солнце печет немилосердно, эти животные находят себе убежище в глубоких прохладных норках.)

- Чтобы продолжить путь, нужно придумать предложение про пустыню, и выложить схему .

Третья остановка в горах.

Горы – это участки земной поверхности, сильно возвышающиеся над окружающейся местностью. Горы спасают от ветров и ураганов. В горах трудно найти ровные удобные площадки для поселений. Еще труднее прокладывать в горах дороги. Чтобы взойти на вершину , нужно затратить много дней, а то и недель. Это могут сделать только альпинисты.

- Какие растения растут в горах? (мхи, кустарники, небольшие деревья.)

-А, какие животные обитают? (Бараны, козлы, орлы, ястребы.)

- Я сейчас буду вам показывать картинки ,а вы мне будите говорить где находится животное.

(Ястреб на дереве. Козел за горой. Бараны бегают под горой.). А теперь давайте посчитаем сколько козлов спряталось в горах.

Воспитатель:Ну вот мы и добрались до гор. Ребята посмотрите на них есть маленькие чёрные точки. Этими точками отмечают вулканы.

Как вы думаетечто такое вулканы?(ответы детей)

Воспитатель: Ребята сейчас я расскажу вам одну легенду о вулкане.

“Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.”

Воспитатель: Ну что интересная легенда? (Да)

Давайте, ребята, рассмотрим с вами картинки с изображением вулканов. Ведь разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает “спокойно”.

Посмотрите внимательно какой формы вулкан, на что он похож?

Дети: Похож на пирамиду, конус.

Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?

Дети: На большую яму, воронку.

Воспитатель: Верно. Как называется эта часть вулкана?

Дети: Вершина горы из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана.

Воспитатель: Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

 

Вот сейчас я покажу вам как происходит извержение вулкана…

Посмотрите на эти горы. На них тоже есть вулкан и кратер и сейчас я попробую запустить этот вулкан.

(Воспитатель: помещает в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующая жидкость – уксус, и его наливать можно только взрослому, добавляем5 капель уксуса).

Воспитатель: Ну вот ребята а теперь нам пора возвращаться . Понравилось вам путешествие?

-А что вам больше всего понравилось?

А сейчас я предлагаю устроить выставку рисунков на которых изображен вулкан.

 

Дети приступают к изображению вулкана. (Рисование с натуры.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 505 Г.НОВОСИБИРСКА.

Конспект занятия в подготовительной группе

«Путешествие к вулкану».

        Составили:

Иванова Наталья Михайловна

 (высшая квалификационная категория.)

Цель:

- познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения;

- развивать познавательную активность детей в процессе выполнения заданий;

- развивать аккуратность, взаимопомощь.

-Развитие лексико-грамматическогостороя.

Оборудование: картинки с изображением вулканов; карта России; поддон,

(сода; уксус; сухая красная краска; моющая жидкость; чайные ложки); глобус.

Предварительная работа: изготовление макета горы, конуса из картона и монтажной пены.

Ход занятия.

Воспитатель предлагает детям встать в круг и показывает глобус.

Воспитатель рассказывает детям о том, что сначала планета Земля была покрыта водой, а потом только начала зарождаться суша. Появились равнины, пустыни, горы. Но многие участки суши до сих пор не могут найти своего места и передвигаются под землёй. Из-за этого происходят землетрясения и извержения вулканов.

Воспитатель: А вы хотели бы посмотреть на извержение вулкана? Знаете, как раз сегодня, к нам в группу пришло  письмо из туристической фирмы, в котором говорится, что нам предлагают бесплатно посетить горы на Камчатке и посмотреть извержение вулкана «Ключевская сопка». Ну что согласны? (Да) Тогда давайте рассмотрим наш маршрут по карте, которая лежит на столе.

Дети садятся за стол и рассматривают карту. На карте отмечен маршрут путешествия, который начинается с равнины и проходит через пустыню и заканчивается в горах на Камчатке.

- У нас будут остановки(они отмечены на карте флажками.), на которых мы должны выполнить кое-какие задания.

Первая остановка на равнине.

С давних времен человек заселял равнины. На равнинах легко строить поселки, города, прокладывать дороги, распахивать землю, выращивать урожай.

-Как вы думаете почему?

Многие равнины имеют плоскую поверхность. Конечно можно встретить возвышенности- это холмы. Еще на равнинах есть озера , реки и конечно же леса.

-Что такое лес? (Лес – это дом для растений и животных.Лес защитник воздуха, источник ягод, грибов, лекарственных растений.)

- Давайте вспомним какие растения растут на равнинах и в лесах?

Давайте прохлопаем названия растений и покажем сколько слогов в словах. ( малина, мухомор, дуб, береза…..)

-Какие животные обитают в лесах и на равнине?

- Чтобы отправиться нам дальше необходимо сделать звуко-буквенную схему слова ВОЛК.

-Вспоминаем, какие звуки мы знаем? На какие две группы они делятся?

Молодцы! Движемся дальше.

Физкультминутка.

Мы шагаем по равнине

Раз-два, раз-два.

А теперь плывём на льдине

Раз-два, раз-два.

Вот идём по плоскогорью

Раз-два, раз-два.

Забираемся на горы

Раз-два, раз-два.

А теперь мы отдохнём

Раз-два, раз-два.

(дети сели на свои места)

Вторая остановка в пустыне.

-Куда ни глянь – один песок и небо, ярко светит солнце.

- Ребята, как вы думаете какие растения растут в пустынях?(кактусы, верблюжьи колючк.)

У растений, которые растут в пустыне очень мощные корни, они глубоко проникают в землю чтобы питаться водой. Листочки у таких растений очень маленькие, либо вовсе колючки.

-Какие животные обитают?(тушканчики, мышки, змеи, ящерицы, хомяки, суслики, пауки).

- Как вы думаете где животные спасаются от жары? (Ни одно животное не может вынести длительного перегрева. Если оставить ящерицу или грызуна песчанку днем на солнцепеке, то буквально через несколько минут они погибнут от солнечного удара. Обитатели пустынь спасаются от палящих лучей солнца разными путями. Многие из них — тушканчики, гекконы, песчаные удавчики, жуки-чернотелки — ведут ночной образ жизни. Днем, когда солнце печет немилосердно, эти животные находят себе убежище в глубоких прохладных норках.)

- Чтобы продолжить путь, нужно придумать предложение про пустыню, и выложить схему .

Третья остановка в горах.

Горы – это участки земной поверхности, сильно возвышающиеся над окружающейся местностью. Горы спасают от ветров и ураганов. В горах трудно найти ровные удобные площадки для поселений. Еще труднее прокладывать в горах дороги. Чтобы взойти на вершину , нужно затратить много дней, а то и недель. Это могут сделать только альпинисты.

- Какие растения растут в горах? (мхи, кустарники, небольшие деревья.)

-А, какие животные обитают? (Бараны, козлы, орлы, ястребы.)

- Я сейчас буду вам показывать картинки ,а вы мне будите говорить где находится животное.

(Ястреб на дереве. Козел за горой. Бараны бегают под горой.). А теперь давайте посчитаем сколько козлов спряталось в горах.

Воспитатель:Ну вот мы и добрались до гор. Ребята посмотрите на них есть маленькие чёрные точки. Этими точками отмечают вулканы.

Как вы думаетечто такое вулканы?(ответы детей)

Воспитатель: Ребята сейчас я расскажу вам одну легенду о вулкане.

“Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.”

Воспитатель: Ну что интересная легенда? (Да)

Давайте, ребята, рассмотрим с вами картинки с изображением вулканов. Ведь разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает “спокойно”.

Посмотрите внимательно какой формы вулкан, на что он похож?

Дети: Похож на пирамиду, конус.

Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?

Дети: На большую яму, воронку.

Воспитатель: Верно. Как называется эта часть вулкана?

Дети: Вершина горы из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана.

Воспитатель: Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

Вот сейчас я покажу вам как происходит извержение вулкана…

Посмотрите на эти горы. На них тоже есть вулкан и кратер и сейчас я попробую запустить этот вулкан.

(Воспитатель: помещает в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующая жидкость – уксус, и его наливать можно только взрослому, добавляем5 капель уксуса).

Воспитатель: Ну вот ребята а теперь нам пора возвращаться . Понравилось вам путешествие?

-А что вам больше всего понравилось?

А сейчас я предлагаю устроить выставку рисунков на которых изображен вулкан.

Дети приступают к изображению вулкана. (Рисование с натуры.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для подготовительной группы «Путешествие капельки»

На занятии детям дается представление о круговороте воды в природе, о трех состояниях воды (твердом, жидком, газообразном); закрепляются знания детей о способах очистки воды....

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну весны»

Конспект занятия в подготовительной группеТема: «Путешествие в страну весны»...

Конспект занятия в подготовительной группе "Путешествие в сказку"

формировать устойчивое представление детей о принадлежности к определенному гендеру через русское народное творчество....

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие по России».

Разработанно для воспитания у детей патриотические чувства к Родине: любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней....

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие с Колобком" (викторина по математике )

Данная работа предполагает:- учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на наглядной основе, составлять решение из символов  цифр;-продолжать формировать навыки ориентиро...

Конспект занятия в подготовительной группе "Путешествие в волшебный мир музыки"

Конспект занятия для музыкальных руководителей по формированию музыкально-сенсорных способностей...